Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Стрессоустойчивость как один из факторов повышения успешности обучения студентов вузов

9. Педагогика высшей профессиональной школы
15.01.2021
122
Поделиться
Библиографическое описание
Рахматов, А. А. Стрессоустойчивость как один из факторов повышения успешности обучения студентов вузов / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16321/.


Стрессоустойчивость как один из факторов повышения успешности обучения студентов вузов

Рахматов Александр Ахмедович, кандидат политических наук, доцент

Российский университет транспорта (МИИТ) (г. Москва)

В связи с коронавирусом (COVID-19) и работой на удаленке учащихся испытывают значительные стрессовые состояния, которые отрицательно влияют на психологическое здоровье. А это в свою очередь отрицательно влияет на состояние организма и работоспособность в учебе.

Ключевые слова: вирусные заболевания, стрессоустойчивость, профилактика стресса, защитная реакция организма.

Сегодня по мнению многих исследователей, стресс является одной из причин возникновения огромного количества заболеваний, которые так или иначе связаны с этим явлением.

В последние десятилетия структура заболеваемости и смертности в развитых странах принципиально изменилась. Главное место заняли рак, ишемическая болезнь сердца, гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, психические болезни, диабет и др. При всем разнообразии эндогенных. или неинфекционных, болезней в их этиологии и патогенезе имеются общие черты. Эпидемиологические и экспериментальные исследования свидетельствуют, что в возникновении всех этих заболеваний важную, а иногда и решающую роль играет чрезмерно интенсивная и длительная стресс-реакция, вызванная определенными факторами окружающей среды. Это означает, что изучение принципов профилактики стресса повреждений составляет необходимый план в решении ключевой проблемы современной медицины повышения резистентности здоровою организма и профилактики основных инфекционных заболеваний.

Сегодня, в 2021 году ХХI века, действительность нашей жизни такова, что, как правило, полностью избавиться oт стресса, или хотя бы значительно снизить стрессовую нагрузку на индивида, в настоящее время, учитывая мировую ситуацию с COVID-19, очень сложно. Поэтому единственным наиболее реальным способом снижения стрессовой нагрузки, как это ни парадоксально, является повышение устойчивости к стрессу самого человека. Только это позволит человеку выдерживать существующие и более значительные нагрузки без возникновения негативных последствий. Повышая стрессоустойчивость через обучение человека специальным навыкам, необходимо проводить, обучение людей методам совладения со стрессовой ситуацией, управления собственным состоянием в момент стресса и в период восстановления, снижения стрессогенности собственной среды обитания.

Важно организовать такое обучение студентов, которые, в силу своего возраста, наиболее подвержены различного рода стрессовым нагрузкам, и наиболее неустойчивы к воздействию этого грозного фактора. Кроме того, обучение студентов вузов наиболее перспективно, так как создает фундамент для будущего благополучия контингента как профессионалов, работников предприятий и организаций, создающих основу благосостояния нашей страны. Такое обучение в виде отдельных спецкурсов можно организовать непосредственно в учебных заведениях вузов.

Организация такого спецкурса не только создаст предпосылки для успешного разрешения стрессовых ситуаций. Но также известно, что часть учащихся испытывают трудности, связанные с невозможностью воспроизведения усвоенного материала в момент опроса или сдачи экзамена. Это связано с так называемым токсическим действием адреналина, который в избытке поступает в кровь во время стрессовой реакции организма. Высокий уровень адреналина у некоторых индивидов снижает возможности головного мозга по оперированию информацией, и это приводит к забыванию уже известных сведений, снижению способностей к когнитивной деятельности и, как результат, учащийся получает значительно более низкую оценку, чем можно было ожидать, учитывая степень владения учебным материалом в спокойном состоянии.

Важно донести до студентов суть явления стресса. Необходимо четко уяснить мысль о том, что, несмотря на большое количество негативных последствий стресс нельзя отнести к однозначно отрицательным явлениям жизни. Стресс является, по мнению многих исследователей, необходимым условием, создающим предпосылки для развития и совершенствования организма человека. Кроме того, именно стресс, как защитная реакция организма, создает условия для мобилизации резервных возможностей и достижения побед. В этом видна положительная адаптивная роль этого явления. Важно правильно организовать функционирование собственного организма в момент стресса.

Но, к сожалению, мобилизуя резервы организма, стресс этим самым создает предпосылки для истощения защитных сил организма. Поэтому частое повторение стрессогенных ситуаций может приводить к возникновению различных заболеваний.

Индивид не может избежать стрессов в своей жизни, но некоторые люди умеют направить энергию, высвобождаемую в момент стресса на совершенствование, а не на разрушение собственного организма. Эти люди обладали специальными навыками — навыками совладения со стрессом.

Приведенные навыки можно разделить на две группы, соответствующие двум сторонам явления стресса. С одной стороны, стресс по явление психологическое, выражающееся в эмоциональных реакциях, изменении различных сторон функционирования психики человека. С другой стороны, что явление физиологическое. В момент стресса происходят глубокие перестройки функционирования всех органов и систем организма, который готовится к отражению любой неблагоприятной ситуации, к реакциям борьбы или бегства. Это филогенетически закрепленный способ реакции всего живого, однако, человек, как правило, переживая стресс, не будет участвовать в спарринге со своим оппонентом или убегать от него на значительное расстояние. Поэтому мобилизованные на борьбу или бегство ресурсы организма, в лучшем случае, будут растрачены впустую, и потребуют длительного восстановления, а в худшем случае будут подтачивать организм человека, что и приведет к возникновению различных заболеваний.

С этой точки зрения становится понятным, что методы совладания со стрессовой ситуацией должны включать в себя формирование психологически верных стратегий поведения и техник управления собственным организмом с другой.

Психологические стратегии — это стратегии управления временем, налаживание благоприятных взаимоотношений с собственным социальным окружением и понимание, что соперничать нужно не с окружающими, а с самим собой. Необходимо сформировать у учащихся понимание важности чистоты помыслов для достижения физического здоровья, стрессоустойчивости и успеха.

Физиологические стратегии совладания со стрессом включают в себя поддержание собственного организма на достаточно высоком функциональном уровне. Для этго необходимо приобрести привычки к здоровому образу жизни и постоянной, но правильной и посильной физической нагрузке, а также методы управления биологическими характеристиками собственного организма и состоянием систем, подвергающихся наиболее разрушительным воздействиям в момент стресса, в частности, сердечно-сосудистой.

В настоящее время накоплено большое количество психологических и физиологических методик и техник, эффективных для борьбы с негативными последствиями стресса. Сюда можно включить методы психологической разгрузки, методы управления временем, методы построения неконфликтных взаимоотношений с социальным окружением, аутогенную тренировку и медитацию.

Литература:

  1. 4 группы крови. Питание и борьба со стрессом. — Москва: ИЛ , 2014.
  2. А. Брум. Х. Джеллико. Как жить с вашей болью. Г. Перри. Как справиться с кризисом. Д. Фонтана. Как справиться со стрессом: моногр. / Г. Перри и др. — М.: Педагогика-Пресс, 2013 .
  3. А. А. Агарков и Т. Н. Попова Глутатионредуктаза и окислительный стресс / А. А. Агарков и Т. Н. Попова. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013 .
  4. Семенов, П. Как защититься от стресса? Практические методики и рекомендации/П.Семенов.-Москва: РГГУ , 2016 .
  5. Семенова, И. Как избавиться от стресса и депрессии по методу И. Семеновой / И. Семенова, М. Краснощеков. — М.: Феникс, 2016 .
  6. Серван-Шрейбер, Давид Антистресс. Как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа / Давид Серван-Шрейбер. — М.: Книга по Требованию, 2013.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
вирусные заболевания
стрессоустойчивость
профилактика стресса
защитная реакция организма

Молодой учёный