Категории времени в философии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соколова, М. Г. Категории времени в философии / М. Г. Соколова, Е. С. Семенькова, Ю. В. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 557-559. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103143/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассмотрены историко-философские представления о категории «время».

Ключевые слова: время, движение, момент, память, материя, атрибут.

В философских учениях проявляется большой интерес к изучению пространства и времени как атрибуту материи. Характеристика времени имеет большое значение как с философской, так и с естественнонаучной точки зрения, поэтому интерес к данной проблеме существует на стыке двух этих понятий. Изначально, в античной философии появляется интерес к проблеме времени. Оно представлялось конечным по продолжительности и бесконечным по повторяемости.

В натурфилософии важной является мысль Гераклита. Философ рассматривает время как основание всего, причина и условие. «Все является видом огня, и все происходит путем разряжения и сгущения… Мир возник из огня и опять сгорает в определенный период… Совершается все это согласно судьбе» [6, c. 67]. Время циклично, и оно делится на периоды мировыми пожарами: мир возрождается, чтобы сгореть, и сгорает, чтобы возродиться. В учении Гераклит делает акцент на идеи мирового кругооборота. Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холоднеет, влажное высыхает, сухое увлажняется» [4, c. 33]. Таким образом, философ подводит к тому, что все лишь становится, оно исчезает и возникает, умирает и рождается. По Гераклиту, все существующее, переходит из одного состояния в другое.

Проблему времени рассматривает школа элеатов с точки зрения парадоксов Зенона. Его парадокс сформулирован в виде четырех апорий. «Ахиллес» и «Стрела» обнажают глубокую загадку того, как из неподвижности, видимого отсутствия измерений («стрела покоится в каждом момент») рождается движение.

В истолковании пространства и времени сложились две тенденции в виде субстанциональной и реляционной концепции пространства и времени. Реляционная концепция времени берет начало от Платона и Аристотеля.

Аристотель рассмотрел время в своем произведении «Физика». В нем он обозначил, что время не есть движение, но является им, потому что движение заключает в себе число. Время, так же как число и величина, имеет свой «конец», «предел», границу, только эта граница не «внизу», как у числа, и не «вверху», как у величины, а в «середине». И в самом деле, ведь время представляется бесконечным «в обе стороны» — и в прошлое, и в будущее; поэтому его «концом» является момент настоящего, «теперь», который является одновременно началом будущего и концом прошлого, тем самым обеспечивая непрерывность времени [3, c. 36]. «...Невозможно, чтобы время существовало и мыслилось без „теперь», а „теперь» есть какая-то середина, включающая в себя одновременно начало и конец — начало будущего и конец прошедшего» [1].

На протяжении столетий преобладала субстанциальная концепция, опиравшаяся на атомистическую картину мира. Эта картина была представлена еще Демокритом и просуществовала более двух тысячелетий, подвергаясь лишь незначительным изменениям. Согласно взглядам античных атомистов и сторонников механистической картины мира, материя понималась как совокупность отграниченных друг от друга пустотой атомов, действующих друг на друга мгновенно [5,с.385].

Мы распознаём время, «когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее… Мы разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними нечто отличное от них; так как когда мы мыслим крайние точки отличными от середины и душа отмечает два «теперь», тогда это именно мы называем временем» [1].

Большой вклад в формирование представление о времени внес средневековый философ Аврелий Августин. Размышления о творении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. Философ считал, что: «До творения мира времени не было. Творение вызвало некое движение; моменты этого движения и изменения в мире и образуют время, то есть время — следствие возникновения предметного мира и движения в нем» [2, c. 29]. В античности время понимали циклично, а он предположил, что есть некие события, которые располагаются линейно. Основой этих представлений о времени составило религиозное христианство. Свои размышления он описывает в произведении «Исповедь», где раскрывает время как линейную концепцию. Она рассматривается как движение из прошлого через настоящее в будущее. Нет прошлого и будущего как субстанции. Время существует в нашей душе: прошлое — это наша память, а будущее- мечты. Действительное существование присуще только настоящему. У Августина память превращается в главную сокровищницу мысли.

В современной философии характеристике времени обратился французский ученый Анри Бергсон, представить иррациональной философии. Он одним из первых философов ХХ века проанализировал специфику переживаемого человеком времени. Философ трактует время как нечто непостижимое разумом, а центральное положение в его философии занимает «длительность». Согласно А. Бергсону, время как чистая «длительность» — атрибут времени, которое постигается только интуитивно. Именно интуиция может постичь эту постоянно текучую, вечно становящуюся, неделимую стихию, потому что она сама родственна этой структуре. То есть время рассматривается не просто как последовательность моментов, а как взаимодействие всех элементов длительности. Суть длительности во «взаимном проникновении фактов сознания». Настоящее есть неуловимый ход прошедшего, который может будущее. Чтобы связать отдельные моменты Бергсон выделяет посредником память. Человек обладает памятью, поэтому он не распоряжается силой, действующей в данный момент. Память превращает время в целостную структуру, а не отмеряет отрезки.

Таким образом, содержательное понимание концепции времени разными философами в разные исторические периоды рассматривалось с точки зрения определенного философского учения.

Литература:

  1. Аристотель. Физика. — М.: Соцэкгиз, 1936. — 192 с.
  2. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. — М.: Искусство, 1984. — 264с
  3. Гайденко П. П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 464 с.
  4. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. 2011. — 828 с. — (Основы наук).
  5. Философия: учебник / Е. И. Пронина; Моск.гос.уни-т печать им. Ивана Федорова. — М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. — 612 с.
  6. Философия: учебник / Ю. М. Хрусталев. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. –640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): время, движение, будущее, момент, память, проблема времени, философ, характеристика времени.


Похожие статьи

Границы человеческого познания

В статье автор рассматривает развитие границ человеческого познания.

Античная традиция понятия числа

В статье рассматривается проблема числа с точки зрения сущности и формы. Выявлены концепции античного времени о числе как начале и цифре как материальной основе.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Пока мы убиваем время, время убивает нас

В статье приведен анализ понятия времени с точки зрения философии повседневности и раскрыта важность данной категории для современного человека.

Понятие восприятия времени в психологии

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Эволюционный характер красоты в русской литературе

В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.

Время в философии и психологии

Пространство и время религиозной культуры

Статья посвящена анализу понятий «религиозное пространство» и «религиозное время» как оснований религиозной культуры.

Выдающиеся представители математического изобразительного искусства

В данной статье рассматривается связь математики и изобразительного искусства.

Похожие статьи

Границы человеческого познания

В статье автор рассматривает развитие границ человеческого познания.

Античная традиция понятия числа

В статье рассматривается проблема числа с точки зрения сущности и формы. Выявлены концепции античного времени о числе как начале и цифре как материальной основе.

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Пока мы убиваем время, время убивает нас

В статье приведен анализ понятия времени с точки зрения философии повседневности и раскрыта важность данной категории для современного человека.

Понятие восприятия времени в психологии

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Эволюционный характер красоты в русской литературе

В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.

Время в философии и психологии

Пространство и время религиозной культуры

Статья посвящена анализу понятий «религиозное пространство» и «религиозное время» как оснований религиозной культуры.

Выдающиеся представители математического изобразительного искусства

В данной статье рассматривается связь математики и изобразительного искусства.

Задать вопрос