Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Назарова, Д. Д. Педагогические и методические основы формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни / Д. Д. Назарова, И. В. Ананьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103105/ (дата обращения: 03.05.2024).



Здоровый образ жизни является одним из наиболее актуальных вопросов в нашем обществе. Молодежь как главный элемент общества должна однозначно ориентироваться на здоровый образ жизни, чтобы заботиться о своем здоровье и будущем.

Формирование мотивации молодежи к здоровому образу жизни можно осуществить через педагогические и методические основы. Педагогические основы включают в себя создание условий для раскрытия личности, обеспечение уважительного отношения к правам, свободам и интересам личности, формирование целостной личности и активности. В то время как методические основы предусматривают выбор методов и форм обучения молодежи, учет возрастных особенностей и моделей поведения.

Однако, несмотря на все его преимущества, здоровый образ жизни не является приоритетом для большинства молодежи. Если раньше молодежь заботилась о физическом здоровье и выбирала активный, здоровый образ жизни, то теперь с детства они увлечены компьютерными играми, социальными сетями и телевизионными сериалами в течение нескольких часов. К ним добавляется неправильный образ жизни, такой как чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков, недостаток сна, дефицит физической активности, что в итоге приводит к нарушению здоровья.

Изображение выглядит как трава, на открытом воздухе, небо, человек

Автоматически созданное описание

Решение проблемы здорового образа жизни начинает формироваться с самого детства — в учебных заведениях и дома. Основные педагогические и методические концепции основаны на создании условий для раскрытия личности, обеспечение уважительного отношения к правам, свободам и интересам личности, формирование целостной личности и активности. В то время как методические основы предусматривают выбор методов и форм обучения молодежи, учет возрастных особенностей и моделей поведения.

Мотивация к здоровому образу жизни может быть сформирована, используя методы такие, как создание удобных условий для физической активности молодежи. Учитывая, что многие школьники и студенты часто проводят большую часть своего времени за компьютером или мобильным телефоном, полезным будет регулярное проведение физкультурных занятий и тренировок на основе интерактивных игр и мероприятий. Такие мероприятия помогут не только поддерживать форму, но и оздоровлять организм, улучшать настроение и общее здоровье. Молодые люди должны понимать, что отсутствие активной жизни может привести к нарушениям здоровья, как физического, так и психического. Также мотивацию можно формировать через проведение специальных мероприятий по обучению молодежи основам здорового образа жизни. Если молодежь будет обучаться, как правильно питаться, как формировать здоровый сон и какие правила гигиены необходимы для полноценной жизни, то они будут более склонны к придерживанию здорового образа жизни.

Анализ социокультурных и образовательных тенденций показывает, что различные аспекты поведения человека в отношении своего здоровья в последнее десятилетие стали предметом междисциплинарных исследований и объектом пристального внимания общества. В исследовании этой проблемы появилось несколько направлений: философско-социологическое (А. П. Бутенко, И. М. Быховская, В. З. Коган, А. В. Лисовский и др.); медико-гигиеническое (Н. М. Амосов, В. Е. Апарин, И. И. Брехман, ЮЛЛисицын и др.); психолого-педагогическое (М. Я. Виленский, П. А. Виноградов, Т. А. Ильина, В. А. Сластенин и др.). Исследования ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что наиболее благоприятные возможности для развития личности имеются в период ее формирования и становления (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Д. Б. Эльконин). Именно в это время закладываются основы будущей жизненной позиции человека, поэтому основная роль в формировании ценностных ориентиров возложена на систему образования.

По сложившемуся мнению, учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении должен включать два ведущих направления организационно-педагогической деятельности по формированию ЗОЖ:

— создание оптимальных условий внутренней среды — микросоциальной (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение учащихся и педагогов в образовательном процессе (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. И. Зверева, А. В. Мудрик и др.);

— обеспечение социально-педагогических условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Т. М. Давыденко, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн, В. А. Якунин и др.)

Таким образом, современная ситуация характеризуется противоречием между осознанием обществом необходимости поддержания здоровья и работоспособности личности, как важной характеристики конкурентоспособности в условиях рыночной экономики и несовершенством образовательной системы (практическим отсутствием адекватных организационно-педагогических условий), способствующей формированию необходимых качеств будущего специалиста.

Еще один способ формирования мотивации молодежи к здоровому образу жизни — это использование информационных технологий. Молодежь ценит свое время, и использование приложений и сайтов, посвященных здоровому образу жизни, имеет огромный потенциал в создании мотивации к заботе о своем здоровье.

У молодежи важно формировать процесс воспитания нормального отношения к собственному здоровью. В повседневной жизни все чаще можно заметить, что не совпадают потребности человека в здоровье и действиями, которые молодые люди совершают, чтобы сохранить и укрепить его. В нашем обществе люди отягощены хроническими заболеваниями, но зная о них мы не торопимся предпринимать действия по их недопущению и устранению. Причинами такого поведения у студенческой молодежи к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья могут являться следующие:

— мало знаний о физиологических возможностях своего тела;

— не знание о методах сохранения и улучшения здоровья;

— отсутствие или недостаточность практических навыков организации ЗОЖ;

— не хватает терпения для систематической работы над собственным здоровьем;

Изображение выглядит как человек, одежда, палец, джинсы

Автоматически созданное описание

Важно понимать, что формирование мотивации к здоровому образу жизни — это сложный процесс, который требует не только участия педагогов и учителей, но и внимания со стороны родителей, политиков и даже самих молодых людей. Педагогические и методические основы имеют огромную значимость в создании мотивации, их правильное использование станет залогом здорового будущего нашей страны.

В заключение можно сказать, что формирование мотивации молодежи к здоровому образу жизни на сегодняшний день является задачей сугубо актуальной и требующей максимального внимания. Огромный вклад в решении этой проблемы будут иметь все участники образовательного процесса, начиная от родителей, педагогов, спортивных инструкторов и заканчивая руководителями общественных организаций работающих с молодежью. Сформировав культуру здорового образа жизни в молодежных кругах, мы сможем создать условия для успешной подготовки нового поколения, развития самосознания и саморазвития каждого человека.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, выбор методов, интерес личности, модель поведения, нарушение здоровья, образовательный процесс, раскрытие личности, собственное здоровье, уважительное отношение, целостная личность.


Похожие статьи

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

...к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни.

Принцип гармоничности развития личности реализуется через усвоение школьником

12. Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

...отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе / Е. О. Павлова.

В школу, отмечают физиологи, «приходят около 20 % детей с нарушениями психического

Просмотр фильма на тему здоровья и здорового образа жизни.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует

10. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор...

Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы

...процесса, носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.

Таким образом, достаточно наличия выраженности у учителя 2-3 симптомов нарушения профессионального

здоровый образ жизни, образовательный процесс...

Положительные эмоции являются составной частью здорового образа жизни.

Система работы образовательного учреждения по...

(Советы по просмотру телепередач). Я – человек, я – личность. Мои потребности.

Модели позитивного ролевого поведения. Определение ролевых моделей.

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное. Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Как модель поведения ЗОЖ не возникает сам собой, а формируется с ранних лет.

[1, 2, 9]. Таким образом, формирование здоровья школьников осуществляется не только путём передачи знаний, становления

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни как основа современного развития...

 В данной статье раскрывается понятие здоровье человека, здоровый образ жизни и

влияние на межличностные отношения в обществе, формирует человека как личность.

гармонии, полноценной жизни и самореализации личности является ее здоровье.

Физкультура направлена на формирование здоровой, физически полноценной личности.

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни...

Согласно компетентностному подходу в образовании личность в процессе образования овладевает

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный.

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством...

К проблеме здоровья и здорового образа жизни подходили с различных научных точек зрения и различных научных дисциплин.

Цель исследования — определить социально-педагогические условия, методы и формы работы

3. Нарушение норм здоровья со стороны респондента.

Рис. 2. Уровень препятствий, мешающих вести здоровый образ жизни подросткам.

Похожие статьи

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

...к здоровью у подростков и ориентирующих их на выбор здорового образа жизни.

Принцип гармоничности развития личности реализуется через усвоение школьником

12. Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей...

Формирование ценностного отношения к здоровому образу...

...отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе / Е. О. Павлова.

В школу, отмечают физиологи, «приходят около 20 % детей с нарушениями психического

Просмотр фильма на тему здоровья и здорового образа жизни.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует

10. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор...

Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы

...процесса, носитель знаний, образец поведения, здорового образа жизни и адекватного отношения к здоровью.

Таким образом, достаточно наличия выраженности у учителя 2-3 симптомов нарушения профессионального

здоровый образ жизни, образовательный процесс...

Положительные эмоции являются составной частью здорового образа жизни.

Система работы образовательного учреждения по...

(Советы по просмотру телепередач). Я – человек, я – личность. Мои потребности.

Модели позитивного ролевого поведения. Определение ролевых моделей.

здоровый образ жизни, ребенок, здоровье, формирование привычки, особое внимание, детский сад, бережное отношение, личное. Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

Как модель поведения ЗОЖ не возникает сам собой, а формируется с ранних лет.

[1, 2, 9]. Таким образом, формирование здоровья школьников осуществляется не только путём передачи знаний, становления

Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни как основа современного развития...

 В данной статье раскрывается понятие здоровье человека, здоровый образ жизни и

влияние на межличностные отношения в обществе, формирует человека как личность.

гармонии, полноценной жизни и самореализации личности является ее здоровье.

Физкультура направлена на формирование здоровой, физически полноценной личности.

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни...

Согласно компетентностному подходу в образовании личность в процессе образования овладевает

Формы и методы работы по формированию у детей здорового...

Статья посвящена огромному значению ценностей здоровья и здорового образа жизни в...

здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный.

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством...

К проблеме здоровья и здорового образа жизни подходили с различных научных точек зрения и различных научных дисциплин.

Цель исследования — определить социально-педагогические условия, методы и формы работы

3. Нарушение норм здоровья со стороны респондента.

Рис. 2. Уровень препятствий, мешающих вести здоровый образ жизни подросткам.

Задать вопрос