Ключевые слова: электронная коммерция, налогообложение, электронное налогообложение, цифровые нарушения.
Необычайный рост интернета породил концепцию и практику электронной коммерции (e-commerce), которая произвела революцию в способах ведения бизнеса в современном мире. Для потребителей электронная коммерция означает сокращение сроков доставки, гибкие способы оплаты, актуальные продукты и интерфейсы на местном языке. Это связывает местные отрасли промышленности и снижает зависимость от импорта. С помощью электронной коммерции предприятия могут продавать свои товары или услуги по всему миру с очень ограниченным физическим присутствием в любой конкретной стране потребителя и могут работать без агентов, поскольку они могут напрямую, легко и дешево связываться с клиентами по всему миру. Потому что электронная коммерция существует в виртуальном мире без границ, политической борьбы и власти. Профессионалы, такие как юристы, обучены специальным знаниям и навыкам, которые они обычно используют от имени своих клиентов. Однако, они также имеют более широкие возможности, что делает невозможным эффективное определение местонахождения покупателей и продавцов для целей налогообложения. Таким образом, правительства теряют миллионы налоговых поступлений из-за расширения использования электронной коммерции в пределах своих юрисдикций, и их налоговым органам становится все труднее остановить это сокращение. Эта потеря доходов, вызванная расширением использования электронной коммерции, вызвала дебаты о необходимости разработки реальных способов налогообложения операций электронной коммерции, чтобы ограничить уклонение от уплаты налогов. Таким образом, данная статья направлена на то, чтобы обеспечить лучшее понимание ключевых вопросов налогообложения, связанных с электронной коммерцией.
Принципы налогообложения электронной коммерции. Налогообложение электронной коммерции — это широкая тема налоговой политики с различными мнениями о том, как электронная коммерция соотносится с традиционными принципами налогообложения, т. е. правилами источника и правилом постоянного представительства.
Налоговые системы большинства стран привязывают коммерческую деятельность к определенной территории, электронная коммерция ставит под сомнение это предположение, поскольку она по своей сути не является территориальной. Игнорируя основные территориальные связи, которые формируют основную предпосылку этих правил, логика и концепции правил теряют свою актуальность в сфере электронной коммерции.
В результате не было недостатка в обсуждениях проблем, связанных с налогообложением электронной коммерции. Этот вопрос привлек внимание международных организаций, таких как ОЭСР, Целевая группа по финансовым мероприятиям, Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также на национальном уровне в соответствующих юрисдикциях.
Чтобы решить эти проблемы с налогообложением электронной торговли, ОЭСР взяла на себя ведущую роль в разработке руководящих принципов и налоговых правил, регулирующих налоговый режим международных сделок в области электронной торговли. Под эгидой ОЭСР страны-члены через свои налоговые органы разработали Оттавскую систему налогообложения, в которой был достигнут консенсус в отношении того, что традиционные принципы налогообложения также должны применяться к налогообложению электронной торговли. Эти общепринятые общие принципы налогообложения, которые должны применяться к электронной торговле, обобщены в таблице 1.
Таблица 1
Условия Оттавской налоговой системы — принципы налогообложения электронной коммерции
Эти принципы могут противоречить друг другу, и правительства и предприятия могут иметь разные взгляды на сбалансированность и приоритетность их применения в конкретных контекстах. Тем не менее, применение этих принципов к электронной торговле должно быть структурировано таким образом, чтобы поддерживать финансовый суверенитет стран, добиваться справедливого распределения налоговой базы от электронной торговли между странами и избегать двойного и непреднамеренного неналогового налогообложения. Задача, стоящая перед налоговыми органами, заключается в том, как внедрить общие принципы налогообложения в быстро меняющихся условиях.
Проблемы налогообложения электронной коммерции. Несмотря на свои очевидные преимущества, электронная коммерция создает различные проблемы для существующих налоговых систем на субнациональном, национальном и международном уровнях (рис.1).
Рис. 1. Проблемы налогообложения электронной коммерции
Заключение. Основной целью этой статьи было рассмотреть вопросы, связанные с налогообложением электронной коммерции, чтобы обеспечить лучшее понимание этого важного, но сложного предмета. На основе обзора существующей литературы в исследовании были выявлены и обсуждены три ключевые проблемы, которые использование электронной коммерции создает для налоговых систем в различных юрисдикциях. Несмотря на эти проблемы, литература показывает, что электронная коммерция будет все чаще облагаться налогом так же, как и обычная коммерция, из-за потенциального получения дохода. Таким образом, правительства должны будут разработать инновационные и осуществимые налоговые механизмы, которые позволят как потребителям, так и предприятиям легко выполнять свои обязанности налогоплательщиков, не препятствуя нормальной экономической деятельности. Основываясь на обзоре литературы, в этом исследовании даются три рекомендации, которые могли бы предоставить налоговым администрациям надлежащий и эффективный ответ на некоторые проблемы электронной торговли (рис.2).
Рис. 2. Рекомендации по решению проблем, связанных с налогообложением электронной коммерции
Литература:
- Басу, С. (2001) Налогообложение электронной торговли;
- Басу, С. (2008) Международное налогообложение электронной коммерции: сохраняющиеся проблемы и возможные изменения;
- Галушка, Дж. (2011) Как облагать налогом электронную коммерцию — глобальная или национальная проблема?