Сравнение показателей стресс-реактивности, успеваемости, качества сна и абиологических привычек у студентов лечебного и педиатрического факультетов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Лукьянова, В. А. Сравнение показателей стресс-реактивности, успеваемости, качества сна и абиологических привычек у студентов лечебного и педиатрического факультетов / В. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 360-362. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102994/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлены результаты исследования, демонстрирующего определённые взаимосвязи стресс-реактивности и качества сна, наличии абиологических привычек у студентов-медиков. Лучшие параметры у студентов педиатрического факультета, но успеваемость у них в целом ниже.

Ключевые слова: студенты-медики, стресс, сон, спорт.

Актуальность . От уровня здоровья студентов зависит их дальнейшая успеваемость, подготовка как специалистов высокой квалификации. Состояние здоровья зависит от многих факторов, начиная от условий окружающей среды, заканчивая образом жизни. Появление вредных привычек, несбалансированного питания, плохого режима сна проявляется у студентов в результате стресса.

Цель исследования выявить и оценить особенности качества сна и стрессреактивности у студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинского вуза.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 80 студентов второго курса КемГМУ — 40 студентов лечебного факультета (25 девушек и 15 юноши) и 40 педиатрического факультета (24 девушек и 16 юноши).

Проведено анкетирование студентов, офлайн, направленное на выявления качества сна, стрессреактивности, физического состояния, успеваемости.

Результаты и обсуждения. Выявлено, что вторичная успеваемость по итогам сессии на лечебном факультете: 38 % отличников, 50 % хорошистов, 12 % студентов — оценка удовлетворительно. На педиатрическом факультете 19 % отличников, 75 % хорошистов и 6 % лиц с оценкой «удовлетворительно». На лечебном факультете студенты больше времени уделяют учёбе: 44 % ответило, что занимаются более 6 часов, 50 % от 3 до 5 часов, менее 3 часов –

6 %. Студенты педиатрического факультета в 75 % ответов указали, что занимаются от 3 до 5 часов 75 %; более 6 часов — 12 %; менее 3 часов — 13 %.

На вопрос «как часто вы испытываете стресс» студенты лечебного факультета сильно переживают перед экзаменом в 44 % случаев, в обычные дни испытывают стресс 19 %, спокойны 37 %. На педиатрическом факультете существенно переживают перед экзаменом 25 % (рис. 1). Стрессы могут являться полезными, так как поддерживают человека в тонусе, повышают его продуктивность. Однако при дистрессе могут доминировать процессы возбуждения и как следствие — появляется агрессивность и тревожность, эмоциональное выгорание.

Как часто испытывают стресс

Рис.1. Как часто испытывают стресс

Было выявлено, что обучающиеся лечебного факультета чаще употребляют спиртные напитки (58 % девушек и 75 % юношей) и никотин (42 % девушек и 50 % юношей); на педиатрическом факультете спиртные напитки употребляют 33 % девушек и 50 % юношей и никотин — по 25 % девушек и юношей. Никотин и спиртные напитки не снижают уровень стресса, а создают иллюзию «решенной проблемы». Никотин по структуре близок к нейромедиатор ацетилхолину, поэтому нервные клетки активного его захватывают. В ответ на стимуляцию никотина нейрон начинает выбрасывать дофамин — гормон счастья, этот гормон также образуется при употреблении спиртных напитков. Человек ощущает прилив сил, бодрости, повышение настроения, появление мотивации и т. д. Однако вмести с этим повышается концентрация адреналина, кортизола и других гормонов стресса. При окончании действия вредных веществ происходит повышение уровня стресса, и чтобы вернуть «положительный» эффект, студенты могут больше употреблять вредных веществ [2,3].

Студенты лечебного факультета чаще употребляют энергетики — об этом сообщили 37 % и кофе — 69 %, на педиатрическом факультете только 25 % студентов употребляют энергетики и 56 % кофе. В энергетике и в кофе содержится алкалоид кофеин, который способствует блокированию рецепторов аденозина, тем самым устраняя ощущение усталости и сонливости. Помимо этого, он способствует повышение в мозге уровня дофамина. Чрезмерное употребление может неблагоприятно повлиять на организм, так как кофеин стимулирует выработку адреналина, следовательно, обладает таким же эффектом, что алкоголь с никотином. Это может привести к психологическим проблемам — чрезмерной тревожности, депрессии, ухудшении памяти и развитию бессонницы [1].

Качества сна у студентов разных факультетов представлено в таблице 1.

Таблица 1

Качество сна студентов-медиков

Факультет

Быстро / медленно засыпают

Продолжительность сна

Сколько высыпаются

Педиатрический

Быстро 63 %

Медленно 37 %

От 4 до 6 ч. — 19 %

От 7 до 9 ч. — 75 %

От 10 до 12 ч. — 6 %

Высыпаются / Не высыпаются 50 %

Лечебный

Быстро 50 %

Медленно 50 %

От 4 до 6 ч. — 25 %

От 7 до 9 ч. — 50 %

От 10 до 12 ч. — 25 %

Высыпаются 31 %

Не высыпаются 69 %

Студенты педиатрического факультета быстрее засыпают, продолжительность сна в среднем больше (физиологическая норма сна студента 7,5–8 ч.) по сравнению со студентами лечебного факультета.

Сон помогает восстановить психологические ресурсы, выспавшийся человек бодр, полон мотивации, у него лучше работоспособность и много других положительных эффектов. Однако сам сон снять стресс не может, часто люди, находящиеся в стрессе, не могут быстр уснуть, а когда просыпаются чувствуют усталость [5]. Это подтверждается что студенты из лечебного факультета чаще просыпаются с плохим настроением (около 61 % респондентов), на педиатрическом факультете только 42 % студентов указали на это (рис. 2). Так же был задан вопрос «угнетает ли учёба» и на него студенты из педиатрического факультета ответило положительно в 25 %, а на лечебном факультете — в 44 % случаев (рис. 3).

Характеристика настроения после пробуждения у студентов-медиков

Рис. 2. Характеристика настроения после пробуждения у студентов-медиков

Насколько студентов разных факультетов угнетает учёба (субъективная оценка)

Рис. 3. Насколько студентов разных факультетов угнетает учёба (субъективная оценка)

Один из возможных способов снизит уровень стресс — это отдых на свежем воздухе и занятие спортом. Студенты педиатрического факультета больше уделяют время прогулкам на свежем воздухе: 50 % гуляют после занятий; 44 % только по выходным и 6 % не гуляют. На лечебном факультете предпочитают гулять только в выходные дни 69 % обучающихся, после учёбы гуляют 19 % и 12 % не гуляют. Помимо снятия стресса, прогулки на свежем воздухе улучшают качество сна, снижает уровень бессонных ночей (Таблица 1).

Что касается физической активности то студенты обоих факультетов занимаются спортом: на педиатрическом — 50 %, на лечебном факультете — 69 %. При занятии спортом вырабатываются нейромедиаторы (серотонин, эндорфины и др.), улучшающие эмоциональное состояние и уменьшающие количество кортизола в крови. [4]

Выводы. Выявлено, что в целом студенты педиатрического факультета имеют лучшее качество сна, меньший уровень стресса, реже имеют абиологические привычки, но у них более низкие показатели успеваемости по сравнению со студентами лечебного факультета.

Литература:

  1. Кофе: польза и вред, влияние кофеина на организм. — Текст: электронный // Центр психотерапии «Сквира» — эффективное лечение зависимостей в Республике Беларусь: [сайт]. — URL: https://skvira.by/articles/polza-i-vred-kofeina (дата обращения: 09.05.2023).
  2. Стресс и вредные привычки у взрослых людей. — Текст: электронный // ГБУЗ НО " Сергачская ЦРБ»: [сайт]. — URL: https://serg-crb.ru/blog/stress-i-vrednye-privychki-u-vzroslyh-lyudej.html (дата обращения: 09.05.2023).
  3. Алкоголь как лекарство от невроза: алкоголизм как осложнение тревожного расстройства. — Текст: электронный // Наркологический центр «ЛордМед»: [сайт]. — URL: https://lordmed.ru/poleznaya-informatciya/alko/razvitie-alkogolizma-na-pochve-stressa-i-trevogi/ (дата обращения: 09.05.2023).
  4. Снятие стресса с помощью спорта: как это работает. — Текст: электронный // Спорт-экспресс: [сайт]. — URL: https://www.sport-express.ru/zozh/reviews/snyatie-stressa-s-pomoschyu-sporta-kak-eto-rabotaet-1948459/ (дата обращения: 09.05.2023).
  5. Норма сна для студентов в часах, почему сон должен быть приоритетом. — Текст: электронный // Образовательный сервис Zaochnik: [сайт]. — URL: https://zaochnik.ru/blog/pochemu-son-dolzhen-byt-prioritetom-kazhdogo-studenta (дата обращения: 17.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): педиатрический факультет, лечебный факультет, студент, качество сна, свежий воздух, стресс, девушка, занятие спортом, никотин, продолжительность сна.


Похожие статьи

Изучение распространенности нарушения качества сна и его...

В данном исследовании проведено изучение распространенности нарушений качества сна у студентов медицинского университета. В ходе исследования было проведено онлайн анкетирование с целью выявления нарушений качества сна, уровня стресса, тревоги и...

Изучение нарушений сна у студентов 1-х и 4-х курсов...

 В статье авторы изучают особенности нарушения сна у студентов 1-х и 4-х курсов.

По данным различных исследований, у студентов вузов значительно худшее качество сна по

среди 100 студентов первого и четвертого курсов факультета «Лечебное дело».

Продолжительность ночного сна 8 часов и более, спят 7/50 (14 %) студентов 1 курса и 20/50...

Особенности изменения психического здоровья студентов...

В исследовании приняло участие 92 респондента, которыми являлись студенты лечебного

на свежем воздухе; продолжительность ночного сна; физическая активность студентов; а

 Данная статья посвящена анализу проблем занятия студентов вуза физической

количество часов, проводимое в социальных сетях, на свежем воздухе; продолжительность ночного сна...

Тревожные и депрессивные расстройства у студентов лечебного...

...у студентов лечебного и стоматологического факультетов БГМУ: распространённость

в то же время представляет одну из самых уязвимых групп населения в связи со стрессами

сетях, на свежем воздухе; продолжительность ночного сна; физическая активность студентов; а

1) курсом обучения студентов БГМУ (r=-0,4, p<0,001); 2) продолжительностью сна в сутки (r...

Стресс в студенческом возрасте | Статья в журнале...

К этим факторам относятся: недостаток сна, невозможность равномерно распределить свое

В настоящее время существуют весомые доказательства того, что экзаменационный стресс

стрессоустойчивости, еще на этапе обучения в вузе, как важного качества для специалиста в сфере

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен.

Профилактика нервно-психических расстройств у студентов вузов...

У студентов выявлены следующие нарушения режима питания: 25— 47 % не завтракают, 17–30

- занятия спортом; - развлечения. Все эти составляющие должны находиться в жизни

К тому же он может быть применён и без участия психотерапевта — в качестве метода

1. Есауленко И. Э., Куташов В. А., Куташова Л. А. Преодоление психологического стресса у...

Экзаменационный стресс и его профилактика | Статья в сборнике...

Ключевые слова: стресс;экзаменационный стресс; профилактика экзаменационного стресса.

сфинктеров, меняется электрическая активность мозга, гомеостаз, основной обмен, у девушек часто

- оптимальная двигательная активность, занятия физической культурой и спортом.

режим дня с достаточной продолжительностью сна и правильно организованным питанием.

Социально-психологические особенности стресса у подростков

Учебный стресс у них проявляется в постоянной нехватке времени (в основном из-за прогулок с друзьями) и плохом настроении.

В проводимом нами эмпирическом исследовании целью было исследовать стрессовое состояние подростков в учебное время.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Методы иорганизация исследования. Объект исследования — студенты лечебного факультета 4 курса ПГМУ: 30 «отличников» и 30 «не отличников».

В качестве критерия успеваемости были определены оценки студентов за экзамены в период сессий.

Похожие статьи

Изучение распространенности нарушения качества сна и его...

В данном исследовании проведено изучение распространенности нарушений качества сна у студентов медицинского университета. В ходе исследования было проведено онлайн анкетирование с целью выявления нарушений качества сна, уровня стресса, тревоги и...

Изучение нарушений сна у студентов 1-х и 4-х курсов...

 В статье авторы изучают особенности нарушения сна у студентов 1-х и 4-х курсов.

По данным различных исследований, у студентов вузов значительно худшее качество сна по

среди 100 студентов первого и четвертого курсов факультета «Лечебное дело».

Продолжительность ночного сна 8 часов и более, спят 7/50 (14 %) студентов 1 курса и 20/50...

Особенности изменения психического здоровья студентов...

В исследовании приняло участие 92 респондента, которыми являлись студенты лечебного

на свежем воздухе; продолжительность ночного сна; физическая активность студентов; а

 Данная статья посвящена анализу проблем занятия студентов вуза физической

количество часов, проводимое в социальных сетях, на свежем воздухе; продолжительность ночного сна...

Тревожные и депрессивные расстройства у студентов лечебного...

...у студентов лечебного и стоматологического факультетов БГМУ: распространённость

в то же время представляет одну из самых уязвимых групп населения в связи со стрессами

сетях, на свежем воздухе; продолжительность ночного сна; физическая активность студентов; а

1) курсом обучения студентов БГМУ (r=-0,4, p<0,001); 2) продолжительностью сна в сутки (r...

Стресс в студенческом возрасте | Статья в журнале...

К этим факторам относятся: недостаток сна, невозможность равномерно распределить свое

В настоящее время существуют весомые доказательства того, что экзаменационный стресс

стрессоустойчивости, еще на этапе обучения в вузе, как важного качества для специалиста в сфере

Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен.

Профилактика нервно-психических расстройств у студентов вузов...

У студентов выявлены следующие нарушения режима питания: 25— 47 % не завтракают, 17–30

- занятия спортом; - развлечения. Все эти составляющие должны находиться в жизни

К тому же он может быть применён и без участия психотерапевта — в качестве метода

1. Есауленко И. Э., Куташов В. А., Куташова Л. А. Преодоление психологического стресса у...

Экзаменационный стресс и его профилактика | Статья в сборнике...

Ключевые слова: стресс;экзаменационный стресс; профилактика экзаменационного стресса.

сфинктеров, меняется электрическая активность мозга, гомеостаз, основной обмен, у девушек часто

- оптимальная двигательная активность, занятия физической культурой и спортом.

режим дня с достаточной продолжительностью сна и правильно организованным питанием.

Социально-психологические особенности стресса у подростков

Учебный стресс у них проявляется в постоянной нехватке времени (в основном из-за прогулок с друзьями) и плохом настроении.

В проводимом нами эмпирическом исследовании целью было исследовать стрессовое состояние подростков в учебное время.

Взаимосвязь личностной тревожности и уровня нормального...

Методы иорганизация исследования. Объект исследования — студенты лечебного факультета 4 курса ПГМУ: 30 «отличников» и 30 «не отличников».

В качестве критерия успеваемости были определены оценки студентов за экзамены в период сессий.

Задать вопрос