Тревожные и депрессивные расстройства у студентов лечебного и стоматологического факультетов БГМУ: распространённость, факторы риска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мустафина, З. З. Тревожные и депрессивные расстройства у студентов лечебного и стоматологического факультетов БГМУ: распространённость, факторы риска / З. З. Мустафина, А. О. Хузина, И. Р. Шарафутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49239/ (дата обращения: 19.04.2024).



В современных условиях получение образования в высших учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима. Согласно литературным данным, психическая дезадаптация в данном возрасте преимущественно сопровождается тревожными и депрессивными расстройствами [1]. Настоятельная необходимость углубленного изучения проблемы депрессивных состояний, манифестирующих в юношеском возрасте, определяется, прежде всего, чрезвычайной распространенностью этих расстройств, трудностями распознавания на ранних стадиях и высоким суицидальным риском [2]. Депрессия — серьезное эмоциональное расстройство, которое характеризуется устойчивым состоянием грустного и раздражительного настроения, потерей интереса и удовольствия в жизни. Депрессия часто сопровождается тревогой, а также рядом дополнительных симптомов, таких как снижение аппетита, нарушением сна, снижением уровня активности и концентрации внимания, а также плохим самочувствием [2,4].

В современном обществе особую значимость приобретает задача сохранения здоровья студенческой молодежи, которая является “зоной роста” любого общества, в то же время представляет одну из самых уязвимых групп населения в связи со стрессами, сопровождающими этот период жизни [2,5].

Для юношеских депрессий является характерным преобладание идеаторного компонента, выступающего в виде нарушения когнитивных функций разной качественной структуры [2]. Следовательно, выраженность депрессии и тревоги играют важную роль в эффективности и успешности учебного процесса. Психоэмоциональные нарушения в молодом возрасте, в частности, тревожно-депрессивные расстройства, оказывают непосредственное влияние на учебную и общественную жизнь студентов, а также на сферу их личной жизни и ведут к значительной социальной дезадаптации, что требует тщательного подхода медико-социальных служб к их выявлению, лечению и профилактике [3,5].

Цель: изучить распространённость и факторы риска тревожно-депрессивных расстройств у студентов 1–6 курсов БГМУ.

Материалы иметоды исследования. В исследовании приняли добровольное участие 150 студентов женского пола 1–6 курсов Башкирского государственного медицинского университета. Студентов 1–2 курсов — 50, студентов 3–4 курсов — 50, студентов 5–6 курсов — 50.В исследовании были использованы следующие методики: 1. Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (Hospital Anxietyand Depression Scale), являющаяся инструментом для выявления и оценки тяжести депрессии и тревоги.2. Шкала самооценки Спилбергера — Ханина, позволяющая выявить субъективный уровень личностной и ситуативной тревожности. 3. Опросник Басса — Дарки, для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Изучалась распространённость наиболее распространённых факторов риска тревожно-депрессивных расстройств: личностного фактора (эмоции, длительное время не получающие выхода); трудности на учёбе и на работе; неудачи в личной жизни; проблемы, случающиеся в семейных отношениях; общественный фактор (не складываются отношения с окружающими людьми). Изучался режим дня каждого студента, в частности: количество часов, проводимое в социальных сетях, на свежем воздухе; продолжительность ночного сна; физическая активность студентов; а также средний балл за последний семестр и за весь период обучения. Статистическая обработка результатов была проведена с использованием современных программ математического анализа: MicrosoftExcel 2010 и Statistica 6.0.

Результаты иих обсуждение. Исследование проводилось в феврале-декабре 2017 года.

Таблица 1

Выраженность тревожных расстройств устудентов 1–6 курсов лечебного истоматологического факультетов БГМУ по Госпитальной шкале тревоги идепрессии

Норма

Субклинически выраженная тревога

Клинически выраженная тревога

Курс

Кол-во

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1 и 2

50

12

24

14

28

24

48

3 и 4

50

15

30

15

30

20

40

5 и 6

50

32

64

10

20

8

16

Таким образом, у студентов 1–2 и 3–4 курсов БГМУ, по сравнению со студентами 5–6 курсов, достоверно чаще наблюдается клинически выраженная тревога (p<0,05), а у студентов 5–6 курсов — отсутствие тревожных расстройств (p<0,05). При этом наблюдаются статистически достоверные отрицательные корреляции между количеством баллов по подшкале тревога и:

1) курсом обучения студентов БГМУ (r=-0,4, p<0,001);

2) продолжительностью сна в сутки (r=-0,53, p<0,001).

Литература:

  1. Брагина, К. Р. Тревожная и депрессивная симптоматика в рамках невротических и адаптационных расстройств у студентов-медиков на различных этапах обучения / К. Р. Брагина // ВісникВінницького державного медичногоуніверситету. — 2003. — Т. 7 (2) / 2. — С. 849–851.
  2. Костюкова Е. Г., Мосолов С. Н. Современные подходы к диагностике, лечению и профилактике депрессии. // Социальная и клиническая психиатрия, 2003, № 4, с. 106–114.
  3. Смулевич А. Б. Депрессии в общемедицинской практике. М.: Издательство «Берег», 2000. — 160 с.
  4. Goldberg J. Spontaneons depression. // Am. J. Psychiatry. — 2001. Vol. 158, P. 124–126.
  5. Malhi G. S., Mitchell P. B., Salim depression: management options // CNS Drugs. — 2003. 17 (1): 9–25.
Основные термины (генерируются автоматически): выраженная тревога, курс, студент, Госпитальная шкала тревоги, личная жизнь, расстройство.


Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Чувство тревоги сопровождает учебную деятельность человека, активная познавательная деятельность студентов часто сопровождается

Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3 курса.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя ситуации трех типов, с которыми учащиеся встречаются в жизни

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность

Так перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни». Результат.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Тревога захватывает человека полностью и становится неотъемлемым спутником его жизни.

С помощью «Шкалы тревоги Спилбергера» была проведена диагностика уровня личностной и ситуативной тревожности на студентах первого курса.

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.

Выборку исследования составили студенты четвертого курса в количестве 75 человек.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Среди причин учебного стресса студенты заочного отделения обучения выделяют большую учебную нагрузку, строгость преподавателей и проблемы в личной жизни.

Также у студентов отмечается сильно выраженное предэкзаменационное волнение, что, возможно, отражает...

Психодиагностика и коррекция эмоционального состояния...

госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)

шкала депрессии / тревоги Гамильтона. После прохождения курса восстановительного лечения и психокоррекционных мероприятий в неврологическом отделении больницы проводилось повторное...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Emotionality quotient) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и

Рис. 2. Поле корреляции ЭИ и ЛТ в выборке в целом. По шкале Чеддока, которая дает нам качественную характеристику силы связи по...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса...

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса

жизни и прочие) на чувствительные зоны, возможно возникновение расстройств личности.

по результатам сессии студенты-педиатры очень часто прибывают в состоянии тревоги.

Похожие статьи

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Чувство тревоги сопровождает учебную деятельность человека, активная познавательная деятельность студентов часто сопровождается

Гипотеза: мы предполагаем, что ситуативная тревожность студентов I курса будет выше, чем тревожность у студентов 3 курса.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя ситуации трех типов, с которыми учащиеся встречаются в жизни

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность

Так перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни». Результат.

Коррекция тревожности у первокурсников вуза | Статья в журнале...

Тревога захватывает человека полностью и становится неотъемлемым спутником его жизни.

С помощью «Шкалы тревоги Спилбергера» была проведена диагностика уровня личностной и ситуативной тревожности на студентах первого курса.

Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной...

Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными

Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.

Выборку исследования составили студенты четвертого курса в количестве 75 человек.

Учебный стресс у студентов гуманитарных специальностей

Среди причин учебного стресса студенты заочного отделения обучения выделяют большую учебную нагрузку, строгость преподавателей и проблемы в личной жизни.

Также у студентов отмечается сильно выраженное предэкзаменационное волнение, что, возможно, отражает...

Психодиагностика и коррекция эмоционального состояния...

госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS)

шкала депрессии / тревоги Гамильтона. После прохождения курса восстановительного лечения и психокоррекционных мероприятий в неврологическом отделении больницы проводилось повторное...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

Emotionality quotient) — способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и

Рис. 2. Поле корреляции ЭИ и ЛТ в выборке в целом. По шкале Чеддока, которая дает нам качественную характеристику силы связи по...

Сравнительный анализ особенностей личности студентов 1 курса...

В данной статье представлено исследование особенностей личности студентов 1 курса

жизни и прочие) на чувствительные зоны, возможно возникновение расстройств личности.

по результатам сессии студенты-педиатры очень часто прибывают в состоянии тревоги.

Задать вопрос