Особенности правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 22.05.2023

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Плешивцева, Е. В. Особенности правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации / Е. В. Плешивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 591-593. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102991/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье анализируются особенности правого регулирования применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации, выделяются основные направления правого регулирования, а также поднимаются проблемы правого регулирования применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова : правовое регулирование, предпринимательская деятельность, искусственный интеллект, технологии искусственного интеллекта.

Россия является далеко не первой на пути создания нормативного регулирования в сфере искусственного интеллекта. В целом в ряде стран не только приняты национальные стратегии развития технологий искусственного интеллекта, но также стали появляться первые полноценные нормативные правовые акты с нормами непосредственного действия [5, С. 232].

Сопоставление векторов регулирования технологий искусственного интеллекта позволяет выделить три модели регулирования технологий искусственного интеллекта, используемых в предпринимательской деятельности.

В первой модели основную роль играют документы стратегического планирования, а нормы непосредственного действия, в свою очередь, имеют минимальный «вес». Сюда можно отнести, на наш взгляд, Китай, а также целый ряд европейских стран.

Во второй модели регулирования больший вес имеют нормы непосредственного действия, регулирующие общественные отношения в связи с использованием отдельных видов систем искусственного интеллекта, а также прослеживаются и попытки создать комплексное регулирование. Ко второй модели можно отнести ряд стран, где приняты законы о конкретных видах продуктов с применением систем искусственного интеллекта (например, Южная Корея).

Третья, гибридная, модель является своеобразной комбинацией обоих векторов правового управления и, соответственно, первых двух моделей (в частности, США и страны ЕС).

В Российской Федерации вопросы правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта и робототехники находятся в начальной стадии развития и поэтому имеют особое значение, особенно на фоне резко обострившихся международных отношений и санкционной политики Запада в отношении России, больше всего сконцентрированной на наиболее важных наукоемких направлениях.

В связи с чем, считаем необходимым выделить особенности правового регулирования применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в Российской Федерации с целью определения формируемой модели правового регулирования в России.

Прежде всего, необходимо отметить федеральный характер регулирования. Так, регулирование вопросов применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации в силу пп. «и», «м» ст. 71 Конституции Российской Федерации, относящих информационные технологии, а также обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных к предметам ведения Российской Федерации. Данная особенность исключает регулирование применения искусственного интеллекта на уровне нормотворчества субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, следует выделить стратегический характер регулирования. В частности, приходится констатировать, что в настоящее время цель правового регулирования преимущественно связывается с созданием правовой основы для внедрения прикладных систем с искусственным интеллектом и стимулирования их развития.

При этом, до июня 2019 г. в стране не существовало развитой стратегии искусственного интеллекта. В национальной программе «Цифровая экономика» [3] ключевые индикаторы развития данной сферы были описаны весьма поверхностно. Однако, утверждение Национальной стратегии развития искусственного интеллекта в России на период до 2030 года [2] ознаменовало важную веху в развитии регулирования применений технологий искусственного интеллекта, обозначив основные ориентиры развития искусственного интеллекта, а также меры, направленные на его использование.

Вместе с тем, принята и Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 19 августа 2020 г. № 2129-р [4], которая определила основные подходы к трансформации системы нормативного регулирования в Российской Федерации для обеспечения возможности создания и применения таких технологий в различных сферах экономики.

Системный анализ данных актов позволяет сделать вывод, что скорее они выделяют проблематику использования технологий искусственного интеллекта и включают предложения по совершенствованию правового регулирования данной сферы отношений, т. е. фактически представляют собой документы стратегического планирования, закрепляющие нормы-цели и нормы-принципы.

В качестве третьей особенности можно выделить преимущественно подзаконный характер регулирования. В частности, выделенные ранее источники права представляют собой результат подзаконного нормотворчества. При этом, специальный законодательный акт, регулирующий вопросы применения и использования технологий искусственного интеллекта так и не был принят до настоящего времени, несмотря на обозначения такой цели в актах стратегического планирования.

Стоит сделать уточнение, что действительно 1 июля вступил в силу Федеральный закон 123-ФЗ от 24 апреля 2020 г. «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 федерального закона «О персональных данных», который в профессиональном сообществе назвали «Законом об искусственном интеллекте» [1].

Между тем, положения данного закона не имеют никакого отношения к непосредственному регулированию вопросов применения искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности, а направлены также на стимулирование внедрения таких технологий, в силу чего также может быть отнесен к актам стратегического планирования.

В-четвертых, важно обозначить комплексный характер правого регулирования отношений в сфере применения технологий искусственного интеллекта. В частности, указанные отношения в равной степени подлежат регулированию нормами гражданского, предпринимательского, информационного, конституционного и других отраслей права, поэтому в науке встречаются даже такие оценки ситуации, как «конкуренция отраслей права» за регулирование искусственного интеллекта.

В условиях отсутствия специального законодательного акта подобные дискуссии относительно принадлежности регулирования вопросов применения искусственного интеллекта не утихают.

Рассмотрев особенности правового регулирования применения искусственного интеллекта в сфере предпринимательской деятельности в Российской Федерации, можно заключить, что в Российской Федерации пока формируется исключительно первая модель правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта (модель стратегического планирования).

При этом, действующее правовое регулирование в данной сфере отношений все же далеко от совершенства, что определяется как отсутствием целостного законодательного акта, так и не выработкой общепризнанного подхода в вопросах использования технологий искусственного интеллекта на уровне доктрины. В связи с чем, представляется необходимым закрепить на законодательном уровне вопросы технологий искусственного интеллекта.

Литература:

  1. Федеральный закон 123-ФЗ от 24 апреля 2020 г. «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 федерального закона «О персональных данных» (с изм. и доп. от 20 октября 2022 г. № 409-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; СЗ РФ. 2022. № 43. Ст. 7272.
  2. Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Консультант.Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2023).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Консультант.Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2023).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2020 г. № 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года» // Консультант.Плюс. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.05.2023).
  5. Регулирование робототехники: введение в «робоправо»: Правовые аспекты развития робототехники и технологий искусственного интеллекта / В. В. Архипов; под ред. А. В. Незнамова. М., 2018. С. 232.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, Российская Федерация, предпринимательская деятельность, правовое регулирование, стратегическое планирование, непосредственное действие, Россия, нормативное регулирование, правое регулирование, специальный законодательный акт.


Похожие статьи

Влияние искусственного интеллекта на правовую...

Искусственный разум может дать сбой и своими действиями совершить неправомерное

Правовое регулирование технологии блокчейн. Автор: Сунгатов Ильяс Равилевич.

Согласно стратегии, при помощи технологий искусственного интеллекта в России планируют...

 Ключевые слова: искусственный интеллект, умный робот, правовое регулирование.

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта...

Целями развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, в силу пункта 23 Стратегии, являются обеспечение роста

национальная стратегия, искусственный интеллект, правовое регулирование.

В документах отмечалось, что доля России на рынке ИИ мала (0,2 % от мирового), объем.

Влияние искусственного интеллекта на правовую деятельность...

Перспективы и проблемы применения искусственного...

2) разграничение ролей человека и искусственного интеллекта в деятельности по

Прогнозирование влияния искусственного интеллекта на правовое поведение человека.

Таким “агрегатом” в механизме действия права выступает правовое регулирование.

Ключевые слова: правовая деятельность человека, искусственный интеллект, научный.

Правовое регулирование малого и среднего...

Таким образом, рассмотрев правовые основы в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства в России, стоит отметить, что по сей день законодательная база в сфере малого и среднего предпринимательства еще особо не развита.

Проблемы правосубъектности искусственного интеллекта

Влияние искусственного интеллекта на правовую деятельность...

Правовое регулирование «слабого» ИИ порождает дискуссию, ввиду следующих причин.

В Российской Федерации принята Стратегия развития искусственного интеллекта на.

 Ключевые слова: искусственный интеллект, умный робот, правовое регулирование.

Уровни правового регулирования предпринимательской...

Вследствие разграничения компетенции между РФ и ее субъектами государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в масштабах всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности.

Технологический суверенитет: правовой аспект понятия на...

...достижению в Российской Федерации на современном этапе правового регулирования.

правовое регулирование, предпринимательская деятельность, импортозамещение.

права, определение данного понятия не нашло отражение в нормативных правовых актах.

При этом, действующее правовое регулирование в данной сфере отношений не содержит...

Правовое регулирование труда в условиях цифровой реальности...

К ним, например, относятся нормативное регулирование трудовой деятельности с

Правовое регулирование дистанционного труда в России берет свое начало с 2013 года

11. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

Глава 49.1 ТК РФ закрепляет Особенности регулирования труда дистанционных работников.

Анализ нормативных правовых актов и документов...

В статье приводится анализ правовых актов, а также мнения независимых источников информации. Ключевые слова: нормативный правовой акт, цифровая трансформация

В первую очередь необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания на право или обязанность органов...

Похожие статьи

Влияние искусственного интеллекта на правовую...

Искусственный разум может дать сбой и своими действиями совершить неправомерное

Правовое регулирование технологии блокчейн. Автор: Сунгатов Ильяс Равилевич.

Согласно стратегии, при помощи технологий искусственного интеллекта в России планируют...

 Ключевые слова: искусственный интеллект, умный робот, правовое регулирование.

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта...

Целями развития искусственного интеллекта в Российской Федерации, в силу пункта 23 Стратегии, являются обеспечение роста

национальная стратегия, искусственный интеллект, правовое регулирование.

В документах отмечалось, что доля России на рынке ИИ мала (0,2 % от мирового), объем.

Влияние искусственного интеллекта на правовую деятельность...

Перспективы и проблемы применения искусственного...

2) разграничение ролей человека и искусственного интеллекта в деятельности по

Прогнозирование влияния искусственного интеллекта на правовое поведение человека.

Таким “агрегатом” в механизме действия права выступает правовое регулирование.

Ключевые слова: правовая деятельность человека, искусственный интеллект, научный.

Правовое регулирование малого и среднего...

Таким образом, рассмотрев правовые основы в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства в России, стоит отметить, что по сей день законодательная база в сфере малого и среднего предпринимательства еще особо не развита.

Проблемы правосубъектности искусственного интеллекта

Влияние искусственного интеллекта на правовую деятельность...

Правовое регулирование «слабого» ИИ порождает дискуссию, ввиду следующих причин.

В Российской Федерации принята Стратегия развития искусственного интеллекта на.

 Ключевые слова: искусственный интеллект, умный робот, правовое регулирование.

Уровни правового регулирования предпринимательской...

Вследствие разграничения компетенции между РФ и ее субъектами государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в масштабах всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности.

Технологический суверенитет: правовой аспект понятия на...

...достижению в Российской Федерации на современном этапе правового регулирования.

правовое регулирование, предпринимательская деятельность, импортозамещение.

права, определение данного понятия не нашло отражение в нормативных правовых актах.

При этом, действующее правовое регулирование в данной сфере отношений не содержит...

Правовое регулирование труда в условиях цифровой реальности...

К ним, например, относятся нормативное регулирование трудовой деятельности с

Правовое регулирование дистанционного труда в России берет свое начало с 2013 года

11. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

Глава 49.1 ТК РФ закрепляет Особенности регулирования труда дистанционных работников.

Анализ нормативных правовых актов и документов...

В статье приводится анализ правовых актов, а также мнения независимых источников информации. Ключевые слова: нормативный правовой акт, цифровая трансформация

В первую очередь необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации не содержит прямого указания на право или обязанность органов...

Задать вопрос