Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Харламова, К. П. Элементы теории чисел на занятиях курса внеурочной деятельности в основной школе / К. П. Харламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102962/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена теоретико-числовой подготовке учащихся основной школы в рамках курса внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, элементы теории чисел, основная школа, базовый уровень, профильный уровень.

Задачи повышенной сложности государственной итоговой аттестации выпускников по математике включают в себя задачи, связанные с теорией чисел. Поэтому теоретико-числовая подготовка — важная составляющая математического образования современного школьника. Эту подготовку необходимо вести систематически, причем не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности, в частности в рамках элективных курсов для учащихся основной школы [1].

Основной целью данного курсов является повышение уровня математической грамотности обучающихся, а также развитие логического мышления с помощью освоения основ теории чисел, а для достижения данной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

— приобщение школьников к истории теории чисел в целом и к каждой теме в частности;

— повышение информационной и коммуникационной компетентности обучающихся;

— расширение математического кругозора;

— обучение учащихся основным теоретико-числовым методам решения задач, возникающих как в самой теории чисел, так и в сопутствующих математических дисциплинах.

Курс рассчитан на учащихся 7–9 классов, желающих знать больше школьной программы, участников олимпиад по математике, а также всех тех, кто заинтересован в развитии логического мышления.

Почему же именно в рамках внеурочной деятельности стоит организовывать подобный курс? Жесткие рамки учебной программы не позволяют рассмотреть те разделы математики, которые либо не входят в содержательно-методические линии школьного курса, либо являются внепрограммным материалом. Учебная деятельность определяется нормативно-правовыми документами и не допускает их вольного толкования. Внеурочная же деятельность, хотя и является элементом учебно-воспитательного процесса, но не так строго регламентирована и потому дает больше простора для творчества. Это такая форма организации свободного времени обучающихся, которая позволяет в максимальной степени реализовать их образовательные потребности.

Зачастую в школьном возрасте креативный потенциал проявляется не сразу, поэтому задача педагогов — распознать и проявить этот потенциал. Наиболее успешно эта задача решается как раз во внеучебное время, свободное от рамок учебного процесса. Это никак не отменяет ни учебной, ни воспитательной работы, поскольку обучение и воспитание происходит не только и не столько на уроках. Отсутствие строгих рамок позволяет со всей полнотой учесть индивидуальные особенности и потребности ребенка, его способности, черты личности и навыки. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся, а не ориентироваться на среднего ученика, что, как правило, происходит на уроке. Внеурочная деятельность по математике способствует формированию и развитию математических интересов учащихся, их склонностей и способностей.

Однако сейчас в рамках основных образовательных программ теории чисел отводится сравнительно мало времени, особенно по сравнению с алгеброй, геометрией и теорией вероятностей. Исходя из проведённого анализа определённых учебников за 5–9 класс можно сделать вывод, что теория чисел частично затрагивается только в программах за 5 и 6 класс, однако позднее с 7 по 9 класс она практически не встречается (за исключением, пожалуй, учебника алгебры Н. Я. Виленкина 8 класса). Поэтому разработанный нами курс внеурочной деятельности поможет не только изучить элементы теории чисел, развить логику, но и также научит применять методы решения теоретико-числовых задач в других разделах математики.

Целью данного курса является развитие математических навыков и способностей учащихся с разным уровнем подготовки в области теории чисел, отсюда и тема курса внеурочной деятельности: «Элементы теории чисел в основной школе». Опишем опишу структуру данного курса.

Курс рассчитан на год, а именно 34 часа, с тем расчётом, что будет одно занятие в неделю в течение одного академического часа. Данный курс позволит подкрепить математическое образование программы основной школы новыми знаниями.

Содержание курса включает в себя следующие темы:

  1. Делимость целых чисел.
  2. Простые и составные числа.
  3. Арифметические функции.
  4. Признаки делимости.
  5. Арифметика остатков
  6. Разбор некоторых заданий из олимпиад и ЕГЭ.

В каждом разделе подразумевается изучение теории, краткой исторической справки, а также решение практических задач. Некоторые темы изучаются в школьном курсе математики, хотя только на базовом уровне — это элементы теории делимости целых чисел, признаки делимости, знакомство с простыми и составными числами и основной теоремой арифметики. Что касается арифметических функций и арифметики остатков, то они, как правило, не изучаются ни на углубленном, ни, тем более, базовом уровнях, хотя и имеют большое познавательное значение. Последний раздел — задачи повышенного уровня сложности, встречающиеся в олимпиадах различного статуса и государственной итоговой аттестации выпускников по математике, причем не только профильного уровня, но и базового. Источником таких задач служат многочисленные ресурсы, появившиеся в последнее время: сборники задач по подготовке к ЕГЭ [2,3], сайт Федерального института педагогических инструментов, другие электронные ресурсы [4]. Все эти источники доступны обучающимся, и задача учителя — отобрать из массы возможных наиболее авторитетные. Особым интересом в 7–8 классе пользуются олимпиадные задачи — они привлекают внимание занимательным сюжетом, отсутствием сложных математических вычислений и использованием здравого смысла.

В заключении отметим, что элементы теории чисел обучающиеся обязательно должны освоить в рамках внеурочной деятельности в образовательном учреждении, поскольку это способствует ряду положительных навыков:

Во-первых, это способствует развитию логики и эрудиции у обучающихся;

Во-вторых, задания теории чисел носят образовательный характер и доступны учащимся с 5 по 11 классы;

В-третьих, что благодаря заданиям теории чисел можно обеспечить развитие творческого мышления учеников, основная направленность которых заключается в том, чтобы научить размышлять над решением, обращаться к ранее изученным методам и придумывать что-то своё новое.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что элементы теории чисел могут сыграть значительную роль во всестороннем развитии школьников, если мы сможем включить изучение подобных курсов во все образовательные организации.

Литература:

  1. Кондаурова И. К. Внеурочная деятельность и дополнительное математическое образование школьников в условиях ФГОС. В 2 частях. Часть 2. Частные вопросы: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 44.03.01 — «Педагогическое образование» (профиль подготовки бакалавриата — «Математическое образование»; квалификация(степень) выпускника — бакалавр; форма обучения — очная) / И. К. Кондаурова. — Саратов, 2015. — 102с.
  2. ЕГЭ 20122. Математика. Экзаменационные тесты. Базовый уровень. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Л. Д. Лаппо, М. А. Попов. — М.: Экзамен, 2017. — 39 с.
  3. ВПР по математике 8 класс 2020 года. [Электронный ресурс]: https://math8-vpr.sdamgia.ru/problem?id=3879
  4. Ященко И. В. ЕГЭ 2016. Математика. Профильный уровень. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. / Под ред. И. В. Ященко — М.: Национальное образование, 2016. — 252 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная школа, элемент теории чисел, базовый уровень, задача, курс, государственная итоговая аттестация, логическое мышление, профильный уровень, учебный процесс.


Похожие статьи

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

Ключевые слова: комплексное число, числовая система, базовый уровень, профильный

В учебниках алгебры для учащихся 7 и 9 классов (базовый уровень) под редакцией.

– установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала.

- формированию интеллекта, повышению уровня абстрактного и логического мышления и.

Анализ концепции учебно-методического комплекса по...

Также стоит вопрос об изменении структуры обучения в основной школе.

А для 11 класса предусмотрено разделение на базовый и профильный уровень. Для базового уровня предлагается изучение истории России в мировом контексте.

А для профильного уровня – направление усилий на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших...

Математическая грамотность и практико-ориентированные задачи неразрывно связаны.

включать практико-ориентированные задачи в процесс обучения почти на каждом уроке.

Для определения его соответствия необходимому уровню, прежде всего, анализируется

Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику.

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации.

За время моей работы в школе приходилось готовить выпускников к государственной итоговой аттестации и в

Конечно, хорошо работать в лицейских и гимназических классах, где уровень учебной

Я работала в такой школе, где мотивация детей и их родителей на учебу достаточно высокая.

Похожие статьи. Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи...»

Элективные курсы в профильном математическом образовании

‒ Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.

- развивать интеллектуальный и творческий уровень математического мышления учащихся.

Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения...

Элективные курсы по информатике выполняют следующие основные задачи.

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи...»

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта является реализация образовательной программы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по предмету может быть осуществлена в различной форме.

Обобщение системы работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по...

– установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала

2 уровень: решать уравнения, самостоятельно выбирая метод решения (профильный уровень 1 части).

Цель: оптимизировать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации в школе.

Выработать алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Программа внеурочной деятельности по математике...

1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический

- Развивать логическое мышление. - Развивать умение алгоритмизации решения задач.

Форма организации образовательного процесса: уроки-практикумы решения задач

Степанов В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: книга для учителя: из...

Основные направления и формы внеурочной деятельности по...

Основным видом внеурочной работы по математике в школе являются факультативные занятия

Это дает учащимся возможность проявить свой талант, смекалку, мышление, оценить себя и других.

Внеклассная работа по математике помогает учащимся на уровне сдавать итоговую

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача...

Похожие статьи

Изучение комплексных чисел в общеобразовательной школе

Ключевые слова: комплексное число, числовая система, базовый уровень, профильный

В учебниках алгебры для учащихся 7 и 9 классов (базовый уровень) под редакцией.

– установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала.

- формированию интеллекта, повышению уровня абстрактного и логического мышления и.

Анализ концепции учебно-методического комплекса по...

Также стоит вопрос об изменении структуры обучения в основной школе.

А для 11 класса предусмотрено разделение на базовый и профильный уровень. Для базового уровня предлагается изучение истории России в мировом контексте.

А для профильного уровня – направление усилий на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Практико-ориентированные задачи как один из важнейших...

Математическая грамотность и практико-ориентированные задачи неразрывно связаны.

включать практико-ориентированные задачи в процесс обучения почти на каждом уроке.

Для определения его соответствия необходимому уровню, прежде всего, анализируется

Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику.

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации.

За время моей работы в школе приходилось готовить выпускников к государственной итоговой аттестации и в

Конечно, хорошо работать в лицейских и гимназических классах, где уровень учебной

Я работала в такой школе, где мотивация детей и их родителей на учебу достаточно высокая.

Похожие статьи. Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи...»

Элективные курсы в профильном математическом образовании

‒ Составить представление учителя об уровне базовых знаний учащихся, выбравших курс.

- развивать интеллектуальный и творческий уровень математического мышления учащихся.

Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения...

Элективные курсы по информатике выполняют следующие основные задачи.

Курс внеурочной деятельности по математике «Задачи...»

Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта является реализация образовательной программы как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по предмету может быть осуществлена в различной форме.

Обобщение системы работы при подготовке учащихся к ЕГЭ по...

– установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала

2 уровень: решать уравнения, самостоятельно выбирая метод решения (профильный уровень 1 части).

Цель: оптимизировать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации в школе.

Выработать алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Программа внеурочной деятельности по математике...

1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический

- Развивать логическое мышление. - Развивать умение алгоритмизации решения задач.

Форма организации образовательного процесса: уроки-практикумы решения задач

Степанов В. Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: книга для учителя: из...

Основные направления и формы внеурочной деятельности по...

Основным видом внеурочной работы по математике в школе являются факультативные занятия

Это дает учащимся возможность проявить свой талант, смекалку, мышление, оценить себя и других.

Внеклассная работа по математике помогает учащимся на уровне сдавать итоговую

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача...

Задать вопрос