Особенности гражданско-правового режима результатов интеллектуальной деятельности, созданных в порядке выполнения служебных заданий учениками и студентами образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Садков, В. А. Особенности гражданско-правового режима результатов интеллектуальной деятельности, созданных в порядке выполнения служебных заданий учениками и студентами образовательных учреждений / В. А. Садков, А. З. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 604-608. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102929/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вопрос особенностей гражданско-правового режима результатов интеллектуальной деятельности, созданных в порядке выполнения служебных заданий, до сих пор является дискуссионным и имеет ряд существенных неточностей и формальностей. Однако юридическое закрепление прав и обязанностей работодателей и работников в лице учеников и студентов при создании «РИД» (далее — РИД) имеет особое значение в силу того, что большинство современных технологий, изобретений и полезных моделей создается именно в процессе выполнения работником трудовых обязанностей, а если работниками выступают ученики или студенты образовательных организаций, то в ходе осуществления образовательного процесса. Целью исследования является выявление дефектов в правовой норме, регламентирующей гражданско-правовой режим «РИД» при выполнении служебных заданий учениками и студентами, а также разработка дефиниции по внесению изменений в гражданское законодательство РФ. Методы исследования: методологическую основу исследования составила совокупность методов научного познания, к которым можно отнести анализ, синтез, индукцию, сравнительный и функциональный анализ. Результаты исследования позволили аргументировать позицию о необходимости включения в гражданское законодательство категории служебные «РИД», созданные учениками/студентами совместно с работниками образовательных учреждений в ходе осуществления исследовательской деятельности. Выводы: предлагается включить в гражданское законодательство дефиницию в гл. 72 ч. 4 ГК РФ «Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец» ст. 1370.1, изложив ее следующим образом: «Результаты интеллектуальной деятельности, созданные работниками и учениками, студентами образовательных учреждений совместно при выполнении служебного задания».

Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, служебное задание/произведение, гражданско-правовой режим, авторское право, патентное право, служебный результат интеллектуальной деятельности, работник, работодатель, соавторство, исключительное право.

В современных реалиях работодатели все чаще сталкиваются с необходимостью юридического закрепления служебных результатов интеллектуальной деятельности работников особой категории (несовершеннолетних или малолетних), к которым относятся ученики и студенты образовательных организаций, определения уровня возможного использования «РИД» в интересах собственного производства. В условиях массовой цифровизации общества и глубокого проникновения информационных технологий в жизнь каждого человека участились случаи заключения трудовых договоров именно с несовершеннолетними лицами или законными представителями малолетних лиц [8; 11; 12]. Сегодня идеи подростков и их воплощение становятся двигателем новейших технологических прогрессов, однако вопрос регулирования гражданско-правовых отношений между работодателем и работником, в качестве которого выступает малолетний или лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, возникающих при создании служебных результатов интеллектуальной деятельности в процессе осуществления научной/творческой и иной деятельности, до сих пор считается неурегулированным. Восполнение данного правового пробела видится во введении в гражданское законодательство Российской Федерации категории «результаты интеллектуальной деятельности, созданные в порядке выполнения служебных заданий, учениками и студентами в ходе осуществления научной/творческой и иной деятельности».

Согласно ст. 63 ТК РФ, трудовой договор, по общему правилу, может быть заключен с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренными законодательством РФ [1]. Безусловно, трудовой договор может быть заключен и с лицами, не достигшими возраста 16 лет при условии выполнениями ими легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не наносящего ущерба образовательному процессу. Однако трудовым и гражданским законодательством не предусмотрено закрепление авторских прав малолетних и несовершеннолетних лиц при выполнении ими «РИД» в ходе служебного задания. В п. 2. ст. 26 ГК РФ лишь закреплено положение о том, что несовершеннолетние лица могут осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности [1]. В случае недостижения автором четырнадцатилетнего возраста все сделки в отношении авторского права совершаются от лица законного представителя или опекуна [17]. Единственной возможностью юридического закрепления авторских прав несовершеннолетних и малолетних лиц при создании промышленного образца, изобретения или иного «РИД» является заключение авторских договоров при проведении конкурса работ, однако данная процедура часто является лишь условной формальностью, что приводит к автоматическому отчуждению исключительных прав работодателю или иному заинтересованному третьему лицу.

Для проведения анализа гражданско-правового статуса несовершеннолетнего или малолетнего лица в лице учеников и студентов образовательных организаций в ходе создания «РИД» при выполнении служебного задания, необходимо определить, что подпадает под категорию «служебное произведение» [14]. Так, в ст. 14 Закона об авторском праве под служебным заданием понимается вся совокупность произведений, созданных при выполнении служебных обязанностей или служебного задания работодателя. В ст. 1295 ГК РФ под служебными произведениями понимается совокупность произведений науки, литературы или искусства, созданное при выполнении служебных обязанностей [2]. Однако при определении соответствия конкретного произведения служебному суд по интеллектуальным правам РФ рекомендует учитывать ряд факторов:

  1. Соответствовало ли служебное задание перечню служебных обязанностей работника, указанных в должностной инструкции, трудовом договоре и ином нормативном документе [5].
  2. Какими оборудованием и техникой пользовался работник при создании результатов интеллектуальной деятельности (собственные инструменты или за счет средств работодателя) [6].
  3. В какое время осуществлялось создание «РИД» (служебное, внерабочее время, праздничные дни, во время отпуска). От времени создания «РИД» зависит его относимость к служебному заданию [7].
  4. Осуществлялось ли создание «РИД» совместно с педагогом, преподавателем или учителем в какой-либо образовательной организации, что влияет на такую категорию, как «соавторство».
  5. Закреплены ли положения служебного задания в трудовом договоре между работником и работодателем. При этом, согласно разъяснениям Пленума, в трудовом договоре для признания и начала действия гражданско-правового режима «РИД», выполненных в ходе служебного задания необходимо определить: а) к какому виду относится созданный «РИД» (научная или творческая разработка); б) наличие актов распоряжения или поручения работодателя; в) устанавливается ли работодателем контроль над процессом создания «РИД» работником.

Как правило, результаты интеллектуальной деятельности, созданные малолетними или несовершеннолетними лицами отнести к служебным затруднительно [9]. По мнению О. М. Козырь, малолетние и несовершеннолетние лица создают «РИД» в образовательных учреждениях (школа, университет, академия, институт), не имея трудовых отношений с преподавателями и педагогами и образовательной организацией в целом. Соответственно, они не обременены служебными обязанностями и на них не распространяются требования преподавателей по созданию конкретного вида «РИД», исключительное право и право авторства принадлежат несовершеннолетнему или законным представителям малолетнего лица [10]. Так, преподаватели не могут использовать материалы выпускных квалификационных работ, курсовых и научно-исследовательских работ студентов, выпускников или школьников для опубликования в каких-либо источниках или для реализации иных интересов. Однако не редки случаи создания результата интеллектуальной деятельности малолетним или несовершеннолетним лицами с использованием оборудования и по заданию директора или начальника образовательного учреждения под контролем конкретного преподавателя или учителя, которые могут выступать в роли научного руководителя или руководителя по гранту. Участие малолетних или несовершеннолетних лиц в научно-исследовательских изысканиях и работах дает основание для заключения между ним и образовательной организацией гражданско-правового договора. Данный документ позволит выделить категорию служебный «РИД» среди малолетних и несовершеннолетних лиц. По мнению члена НКС при Суде по интеллектуальным правам Л. Н. Линник, при осуществлении научно-исследовательской деятельности образовательная организация выполняет функцию не обучения, а функцию исследовательского разработчика новой технологии/модели/образца — объекта патентного права. Противоположную точку зрения высказывает член НКС при Суде по интеллектуальным правам Д. В. Иванова, утверждая, что между трудовыми отношениями и отношениями, возникающими между обучающимся и образовательной организацией, абсолютно не идентичны, хоть и имеют ряд схожих черт и признаков. Как утверждает Д. В. Иванова, оборудование и материалы, используемые малолетними лицами в школе или несовершеннолетними лицами в образовательных учреждениях профессионального и высшего образования, выступают неотъемлемой частью образовательного процесса, их применение преследует единственную цель: обучение практическим навыкам будущих специалистов, а не получение какой-либо «отдачи» от обучаемого. Создание при данных условиях результата интеллектуальной деятельности студентом или учеником говорит лишь о наиболее высоком уровне подготовки и профессионального, творческого развития личности по сравнению с другими сверстниками, а не возникновении трудовых взаимоотношений с образовательной организацией. Все действия образовательных учреждений в данной ситуации связаны исключительно с оказанием образовательных услуг. Сотрудники образовательных учреждений выступают в данной ситуации лицами, через которые действует исполнитель (сама образовательная организация), и контролируют выполнение задания второй стороной (студентом), который, в свою очередь, вправе требовать получения конкретного задания от образовательной организации. Патентообладателем «РИД», созданного студентом при выполнении задания образовательной организации, является исключительно автор «служебного произведения» (студент или ученик образовательной организации). Однако в образовательном процессе имеется ситуация, когда сотрудники образовательной организации (педагоги, научные руководители, учителя и преподаватели) непосредственно осуществляют научно-исследовательскую деятельность совместно со студентами, учениками, разрабатывают новую технологию/модель/образец, например, для участия в каком-либо конкурсе или для получения гранта, или вовсе для дальнейшего использования «РИД» в образовательных и иных целях самой организацией [16]. В данной ситуации студент и преподаватель подпадают под категорию «соавторы». По мнению Е. В. Баскаковой, Ю. А. Шилыковской и А. А. Тебряева, соавторство предполагает наличие конкретного творческого элемента в деятельности со стороны всех участников. Тем самым, абз. 2 п. 1 статьи 1228 ГК РФ закрепляет, что не является оказание автору исключительно технической, консультационной, организационной или материальной помощи, а также содействие в оформлении возникших прав на произведение либо осуществление исключительно контрольных функций в отношении выполнения работы основанием для признания его соавтором [4]. Для того чтобы юридически закрепить соавторство, необходимо на начальном этапе научных исследований заключить соглашение между соавторами, в котором установить конкретный перечень прав, обязанностей и круг действий каждого из участников создания «РИД», определить их вклад в совместное создание «РИД». При рассмотрении данной ситуации ее решение видится во внесении в гражданское законодательство категории творческий элемент создания «РИД», а также точное указание на лиц, которые не подпадают под категорию «соавтор», несмотря на оказание ими консультационной, материальной и иной помощи.

Рассматривая вопрос о соавторстве научных руководителей и студентов, учителей и учеников, важно отметить, что образовательную организацию и ее сотрудников напрямую связывают трудовые взаимоотношения, то есть научные руководители при создании служебного «РИД» в целях дальнейшего его использования образовательной организацией и само непосредственно образовательное учреждение выступают в качестве работника и работодателя. Соответственно, право авторства, согласно ст. 1370 ГК РФ, принадлежит авторам служебного произведения (малолетнему или несовершеннолетнему лицу и его научному руководителю или учителю), а исключительным правом обладает работодатель. Однако студента, как создателя «РИД» в ходе служебного задания, и образовательную организацию не связывают трудовые отношения, что не позволяет образовательному учреждению использовать «РИД» с одной стороны, но образовательная организация, в свою очередь, обладает исключительным правом на «РИД», исходя из отношений с научным руководителем (работником) образовательной организации, с другой стороны. Для решения данного вопроса предлагается внести дополнение в гражданское законодательство: включить в гл. 72 ч. 4 ГК РФ «Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец» ст. 1370.1 «Результаты интеллектуальной деятельности, созданные работниками и учениками, студентами образовательных учреждений совместно при выполнении служебного задания», где урегулировать процессуальный порядок оформления возникающих между работниками, учениками/студентами и непосредственно самой образовательной организацией гражданско-правовых отношений в области патентного права. Необходимо включить в данную статью ГК РФ категорию «служебное произведение, обладающее творческим характером», под которым следует понимать произведения науки, искусства, литературы и иных областей деятельности человека, обладающие оригинальностью, новизной и уникальностью и характеризующееся кардинально новым содержанием, формой, концепцией или идеей, созданные при выполнении служебных обязанностей, а также при осуществлении образовательного процесса. Помимо этого, важно указать на необходимость создания образовательными организациями локальных правовых актов, где будет установлен исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых образовательная организация получает исключительное право. Также необходимо юридически закрепить возможность заключения между законными представителями учеников и студентами гражданско-правового договора с образовательной организацией при создании «служебного произведения», где важно определить такую категорию как соавторство работников и учеников/студентов образовательных организаций при выполнении «РИД», где перечислить круг взаимных прав и обязанностей, определить критерии отнесения «РИД» к служебному: предоставление дополнительного материального оснащения и обеспечения студентам или ученикам при создании «РИД», определение графика совместной работы сотрудников и студентов образовательных организаций, условий и порядка вознаграждений за использование «РИД».

Стоит отметить, что вопрос вознаграждения автора «РИД» также является дискуссионным и требует учета следующих факторов: а) за что создателю выплачивается вознаграждение (факт создания служебного произведения, возможность его использования работодателем, коммерциализация «РИД») [15]; б) какой размер вознаграждения должен устанавливаться за создание служебного «РИД»; в) как оценить размер вознаграждения за создание «РИД» наиболее объективно и полно в зависимости от степени значимости служебного произведения, его полезности при выполнении образовательных задач; г) в какой форме должна осуществляться выплата вознаграждения за создание «РИД» (единовременная выплата в полном размере, как премия к окладу; ежемесячная надбавка к окладу на протяжении использования образовательной организацией служебного произведения), как оформить и обеспечить выплату вознаграждения за создание «РИД» студенту или законным представителям ученика (в случае недостижения им 14-го возраста). В случае установления такой формы выплаты вознаграждения как ежемесячная надбавка к окладу/стипендии необходимо также определить, в течение какого времени будет осуществляться выплата (фиксированный временной промежуток или в то время, как используется служебное произведение); д) как оценить размер вознаграждения за создание «РИД» при соавторстве в зависимости от вклада каждого из участников отношений. В силу того, что под действие норм гражданского и трудового законодательства при создании служебного «РИД» в образовательных организациях подпадает особая возрастная категория (малолетние и несовершеннолетние лица), важно юридически закрепить особенности вознаграждения авторов служебного произведения, при этом отграничить вознаграждение студентов/учеников и научных руководителей (работников) образовательных учреждений друг от друга. Для решения данного вопроса предлагается обозначить в ст. 1370.1 ГК РФ фиксированный размер вознаграждения за создание служебного произведения при соавторстве студентов/учеников и научных руководителей (работников) образовательных организаций в виде процента от заработной платы или стипендии. При этом начисление процента к заработной плате работника регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16.11.2020 № 1848 «Об утверждении правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы», где в п. 2 данного постановления установлено: в случае создания служебного изобретения работнику выплачивается вознаграждение в виде 30 процентов от заработной платы, а в случае создания служебного образца, модели — 20 процентов от заработной платы [13]. В силу того, что служебные произведения в образовательных организациях создаются при соавторстве со студентами, то процент их вознаграждения должен отсчитываться от размера их стипендии или дополнительных выплат, так как п. 6 Постановления Правительства РФ № 1848 гласит о том, что в случае создания служебного произведения несколькими лицами совместно вознаграждение их результатов осуществляется поровну, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.

Таким образом, результаты интеллектуальной деятельности, созданные работниками и учениками/студентами в ходе образовательного процесса, можно отнести к категории «служебных» при соблюдении ряда условий и при внесении дефиниции в гражданское законодательство РФ. Предполагается включение дефиниции в гл. 72 ч. 4 ГК РФ «Служебное изобретение, служебная полезная модель, служебный промышленный образец» ст. 1370.1 «Результаты интеллектуальной деятельности, созданные работниками и учениками, студентами образовательных учреждений совместно при выполнении служебного задания образовательной организации», где установить справедливый фиксированный размер вознаграждения соавторов служебного «РИД», дать характеристику категории «служебное произведение, обладающее творческим характером», определить процессуальный порядок оформления гражданско-правового договора между работником, образовательной организацией и особой категории лиц (ученики/студенты).

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023).
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 05.12.2022).
  3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023).
  4. Баскакова Е. В., Шилыковская Ю. А., Тебряев А. А. Содействие в создании результатов интеллектуальной деятельности как основание возникновения соавторства/Е. В. Баскакова, Ю. А. Шилыковская, А. А. Тебряев // Журнал «Актуальные проблемы науки и практики». — 2021. — № 1. — С. 77–80.
  5. Калачева Т. Л. Служебные результаты интеллектуальной деятельности в сфере патентного права: вопросы совершенствования законодательства / Т. Л. Калачева // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2022. — С. 84–91.
  6. Калачева Т. Л., Парфенов К. Б. Служебные результаты интеллектуальной деятельности: проблемные аспекты правового регулирования / Т. Л. Калачева, К. Б. Парфенов // Аграрное и земельное право. — 2021. — № 1 (193). — С. 38–41.
  7. Каширин В. Е. Интеллектуальные права несовершеннолетних на результаты интеллектуальной и творческой деятельности / В. Е. Каширин // Издательство Саратовский источник. — 2022. — С. 331–335.
  8. Махарадзе Н. С. Законные права несовершеннолетних на охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности / Н. С. Махарадзе //Актуальные вопросы юридической науки и практики в современном мире. — 2020. — С. 72–77.
  9. Никулина О. В. Юридические и физические лица как участники правоотношений по созданию и использованию служебного результата интеллектуальной деятельности / О. В. Никулина // Кронос. — 2021. — № 6 (56). — С. 47–52.
  10. Панкратова Ю. В. Авторское право несовершеннолетних / Ю. В. Панкратова // Детство — территория безопасности. — 2022. — С. 368–371.
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах».
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
  13. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1848 «Об утверждении Правил выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы».
  14. Ручкина Г. Ф. К вопросу об особенностях оформления прав на служебные результаты интеллектуальной деятельности и передачи прав на них/ Г. Ф. Ручкина // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2018. — С. 57–63.
  15. Салицкая Е. А. Выплата вознаграждения авторам служебных результатов интеллектуальной деятельности: правовые аспекты / Е. А. Салицкая // Управление наукой и наукометрия. — 2014. — С. 111–119.
  16. Свиридова Е. А. Правовые аспекты коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности образовательных бюджетных организаций / Е. А. Свиридова // Экономика. Налоги. Право. — 2019. — № 1. — С. 152–163.
  17. Сырых К. А. Защита авторских прав несовершеннолетних / К. А. Сырых // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: взгляд молодого ученого. — 2019. — С. 317–321.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, интеллектуальная деятельность, служебное задание, ГК РФ, служебное произведение, студент, лицо, образовательный процесс, работник, трудовой договор.


Ключевые слова

работодатель, результаты интеллектуальной деятельности, работник, гражданско-правовой режим, авторское право, патентное право, исключительное право, соавторство, служебное задание/произведение, служебный результат интеллектуальной деятельности

Похожие статьи

Элементы административно-правового статуса военнослужащих в Российской Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» устанавливает, что под выражением «статус военнослужащего» подразумевается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответст...

Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала

Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...

Квалификация административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характе...

Отсрочка отбывания наказания (статья 82 УК РФ): проблемные вопросы

В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы при реализации статьи 82 УК РФ. Целью проделанной работы является правовой анализ российского законодательства, которое регулирует вопросы контроля за поведением осужденных по статье 82 УК РФ. М...

Пути совершенствования контрактной системы поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд

Статья посвящена вопросам путей совершенствования контрактной системы поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Развитие технологий и экономики, новые научные открытия, преобразования в сфере произв...

Судебное оспаривание неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих как способ обеспечения законности

В данной статье анализируются основные аспекты судебного оспаривания незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов, а также государственных служащих и их должностных лиц. Этот процесс представляет собой важный механизм для обеспе...

Актуальные проблемы защиты частной собственности в системе защиты гражданских прав

Актуальность темы исследования обусловлена конституционным признанием права частной собственности полноценной и самостоятельной формой владения, пользования и распоряжения имуществом. Защита частной собственности осуществляется в различных формах, с ...

Проблемы совершенствования институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания в условиях гуманизации уголовного законодательства в Российской Федерации

Статья рассматривает актуальные проблемы институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, с которыми сталкиваются правоприменители на практике. В статье подробно исследуется сущность и дается характеристика закрепленной в законодател...

Сравнительный анализ состояния нормирования в области охраны окружающей среды в Российской Федерации и ряде зарубежных государств

Устойчивое социально-экономическое развитие России может быть в условиях сбалансированности и равновесия, чему способствует в т. ч. такой механизм как нормирование в области охраны окружающей среды (экологическое нормирование). Совершенствованию данн...

Проблемы правового регулирования и совершенствование законодательства в сфере ответственности сторон по договору на оказание охранных услуг

В статье рассматривается проблематика правового регулирования и совершенствование законодательства в сфере ответственности сторон по договору на оказание охранных услуг. Изучается охранная деятельность, которая является тем институтом, что способству...

Похожие статьи

Элементы административно-правового статуса военнослужащих в Российской Федерации

В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» устанавливает, что под выражением «статус военнослужащего» подразумевается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответст...

Организационно-методические условия совершенствования творческих способностей при работе с текстом у студентов медицинского колледжа посредством создания ежемесячного электронного журнала

Введение. В данной статье обосновывается актуальность использования технологии работы с интерактивными методами (создание электронного журнала) в условиях изучения профильной лексики студентами медицинского колледжа. Это является своеобразным инструм...

Квалификация административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характе...

Отсрочка отбывания наказания (статья 82 УК РФ): проблемные вопросы

В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы при реализации статьи 82 УК РФ. Целью проделанной работы является правовой анализ российского законодательства, которое регулирует вопросы контроля за поведением осужденных по статье 82 УК РФ. М...

Пути совершенствования контрактной системы поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд

Статья посвящена вопросам путей совершенствования контрактной системы поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Развитие технологий и экономики, новые научные открытия, преобразования в сфере произв...

Судебное оспаривание неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих как способ обеспечения законности

В данной статье анализируются основные аспекты судебного оспаривания незаконных решений, действий (бездействия) государственных органов, а также государственных служащих и их должностных лиц. Этот процесс представляет собой важный механизм для обеспе...

Актуальные проблемы защиты частной собственности в системе защиты гражданских прав

Актуальность темы исследования обусловлена конституционным признанием права частной собственности полноценной и самостоятельной формой владения, пользования и распоряжения имуществом. Защита частной собственности осуществляется в различных формах, с ...

Проблемы совершенствования институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания в условиях гуманизации уголовного законодательства в Российской Федерации

Статья рассматривает актуальные проблемы институтов освобождения от уголовной ответственности и наказания, с которыми сталкиваются правоприменители на практике. В статье подробно исследуется сущность и дается характеристика закрепленной в законодател...

Сравнительный анализ состояния нормирования в области охраны окружающей среды в Российской Федерации и ряде зарубежных государств

Устойчивое социально-экономическое развитие России может быть в условиях сбалансированности и равновесия, чему способствует в т. ч. такой механизм как нормирование в области охраны окружающей среды (экологическое нормирование). Совершенствованию данн...

Проблемы правового регулирования и совершенствование законодательства в сфере ответственности сторон по договору на оказание охранных услуг

В статье рассматривается проблематика правового регулирования и совершенствование законодательства в сфере ответственности сторон по договору на оказание охранных услуг. Изучается охранная деятельность, которая является тем институтом, что способству...

Задать вопрос