Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 21.05.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Котеленец, А. В. Обоснование целесообразности формирования коммуникативных навыков для повышения результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первых трех лет обучения (первое полугодие) / А. В. Котеленец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102909/ (дата обращения: 28.04.2024).



Главный смысл разработки ФГОС второго поколения заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования — повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС не предназначен для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и, даже, прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Федеральные государственные образовательные стандарты в отличие от ГОС 2004 г., предлагают серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, мета предметные и предметные.

Применительно к коррекционному образованию, стандарты ФГОС можно рассматривать, как развитие и коррекция коммуникативных навыков, основанных на вербальном и не вербальном уровне общения. Результативность отражается как на процессе обучения, так и в межличностном общении, контактах с окружающими, участии в школьной жизни.

Опираясь на методические разработки при работе с детьми с ОВЗ (умственная отсталость) и с учётом собственного педагогического опыта, в течение трёх учебных лет мною был проведён эксперимент. Целью эксперимента была выработка оптимальных моделей педагогического воздействия на детей с ОВЗ для получения максимально подготовленных учащихся для дальнейшего обучения в специальной школе-интернате. Было проведено многоуровневое диагностирование коммуникативных умений и навыков (1–4 классы) комплексом методик обосновано введением стандартов ФГОС в обучении детей с ОВЗ. Качество эксперимента гарантировалось постоянным составом контрольной группы детей.

Чтобы получить оптимальный результат, использовала ряд педагогических технологий: инновационных; здоровье сберегающих; личностно ориентированный подход. Применила коррекционно-развивающие методики:

– Адаптированный вариант на основе методики Фотековой Т. А., Ахутиной Т.В

– Слуховой и зрительный диктанты

– Методика «Узнавание фигур»

– Тест Бернштейна, для оценки зрительной памяти, адаптированный, «Коробка форм».

Отслеживалась результативность на основании:

– Анализа уровня знаний по учебным предметам

– Качества выполнения тестовых заданий

– Анализа уровня адаптации на уровне класса

– Анализа активности детского коллектива — участие в общешкольных мероприятиях

Применялись следующие методы:

Эмпирические:

  1. Наблюдение за контрольной группой обучающихся в течении 2020 -2023 годов.
  2. Опросные: тестирование, беседы
  3. Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д
  4. Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний)

Теоретические

  1. Изучение литературы
  2. Ознакомление с опытом работы учителей-дефектологов.
  3. Математический метод — обработка собранной информации и перевод её в наглядность в виде диаграмм.

Опорные методики и материалы для проведения мониторинга по формированию коммуникативных навыков, отражающихся в результативности учебной деятельности и адаптации обучающихся начальных классов согласно стандартам ФГОС в период первого, второго и третьего (первое полугодие) года обучения способствовали как коррекции психофизических недостатков обучающихся, так и несли информационную нагрузку о динамике коррекции.

Выбранные мною методики обкатаны временем, давно и успешно используются в дефектологии и специальной педагогике:

  1. Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой (адаптированная для младших школьников с ОВЗ);
  2. Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко для развития оперативной памяти
  3. Методика «10 слов» А. Р. Лурия.
  4. Примерная подборка слуховых и зрительных диктантов для младших школьников:
  5. «Узнавание фигур», «Коробка форм» по А. Н. Бернштейну
  6. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина

Опорными материалами являлись школьная документация: классный журнал, дневники педагогических наблюдений; продукты деятельности учащихся: письменные, графические, творческие и контрольные работы, рисунки, тетради по отдельным дисциплинам и т. д.

Оборудование для проведения исследования:

  1. Подборка тестовых диктантов
  2. Учебные таблицы для проведения слуховых и зрительных диктантов
  3. Презентации «Коробка форм», «Графический диктант»
  4. Игротека: фигуры различных форм, игровой материал для проведения ролевых игр, настольные игры (коллективная игра и индивидуальная), кубики;
  5. Подборка материала для детского творчества: конструктор, конструктор лего, наборы пазлов, инструменты для рисования, лепки, нитки вязальные разного цвета, природный материал (шишки, ракушки, набор круп, фасоль), ткань для композиций.
  6. Наша библиотека: подборка детских книг (художественных и развивающих).
  7. Подборка детских песен, аудио сказки, тематическая музыка, развивающие мультфильмы.

Анализ динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) отобразил целесообразность применения тех, или иных коррекционно-развивающих методик. Контрольная группа — 10 учеников, обучающихся в Керченской специальной школе-интернате с 1 сентября 2020 года.

Параметры, положенные в основу анализа динамики: результаты тестовых проб; коммуникативные умения и навыки; учебные умения и навыки.

1. Для обследования устной речи используется «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. С помощью методики было обследовано:

– сенсомоторный уровень речи

– навыки языкового анализа

– грамматический строй речи

– словарь и навыки словообразования.

2. Суть зрительных диктантов по методике И. Т. Федоренко заключается в том, что учащимся предоставляется набор диктантов, на каждом этапе увеличивается количество слов в предложении. Подборка диктантов максимально адаптирована для учащихся специальной школы.

3. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания. Цель : оценка состояния слуховой памяти, утомляемости, внимания, произвольного внимания.

4. Методика «Коробка форм» используется для исследования уровня восприятия формы. И в целом уровня внимания.

5. Методика «Графический диктант». Цель: определение способности ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить задание по зрительно воспринятому образцу.

Все параметры методик адаптированы для конкретной группы детей. Результаты зафиксированы так же для группы в целом и отображены в процентах. Личностные результаты учитывались в процессе индивидуального коррекционно-педагогического воздействия.

Коммуникативные умения рассмотрены в двух аспектах — как вербальные и не вербальные способы общения, этот момент вызван психофизическими особенностями детей, обучающихся в школе-интернате. Особенно в первый год обучения.

Вербальная коммуникация — это словесная форма общения, способ передачи информации с помощью языка.

Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:

– использование адекватных языковых средств, для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

– речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Невербальная коммуникация — это обмен информацией без использования речи. Это общение при помощи мимики и различных знаковых систем.

Отслеживалась также активность участников контрольной группы в жизни класса и школы, участие в общешкольных мероприятиях, что также является показателем уровня коммуникативности и отражением коррекционно-педагогического воздействия.

Учебные показатели взяты из классного журнала и составлены на основе наблюдений за обучающимися в учебной деятельности.

Данные предоставлены по учебным годам за 1, 2 и 3 классы соответственно.

Таблица 1

Примерные данные по тестовым методикам

п/п

Учётные характеристики

1 класс

%

2 класс

%

3 класс

%

Динамика

%

1

По Т. А. Фотековой

20

40

60

40

2

По И. Т. Федоренко

20

40

60

40

3

По А. Р. Лурия

20

40

70

50

4

«Коробка форм»

20

40

60

40

5

«Графический диктант»

10

30

50

40

Таблица 2

Условные показатели динамики коммуникативных и учебных умений и навыков (в % соотношении)

Учётные характеристики

1 класс

%

2 класс

%

3 класс

%

Динамика

%

Коммуникативные умения и навыки

Невербальные

80

60

30

50

Вербальные

50

80

90

40

Общественная активность

0

30

100

100

Учебные умения и навыки

20

60

90

70

Средний показатель

30

60

70

40

Из таблицы видно, что наблюдается явная положительная динамика уровня коммуникативности, которая корригируется с положительной динамикой уровня учебных умений и навыков. Следовательно, можно говорить об успешном внедрении стандартов ФГОС, подразумевающих общее развитие личности.

Литература:

  1. Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т. А. Фотековой (адаптированная для младших школьников с ОВЗ); https://kopilkaurokov.ru/logopediya/testi/diaghnostika_ustnoi_riechi
  2. Зрительные диктанты по И. Т. Федоренко для развития оперативной памяти https://www.uchportal.ru/pedagogika/zritelnye-diktanty-po-metodike-fedorenko
  3. Методика «10 слов» А. Р. Лурия. http://psy-clinic.info/index.php?id=85:metodika-zapominanie-10-slov-po-a-r-luriya-issledovanie-slukhorechevoj-pamyati
  4. Примерная подборка слуховых и зрительных диктантов для младших школьников: http://www.docme.ru/doc/1005445/-sluhovye-i-zritel._nye-diktanty
  5. «Узнавание фигур», «Коробка форм» по А. Н. Бернштейну https://lektsii.org/1–30639.html
  6. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина https://megalektsii.ru/s48315t6.html
Основные термины (генерируются автоматически): методика, класс, навык, умение, устная речь, классный журнал, контрольная группа, произвольное внимание, учебная деятельность, школьная документация.


Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности.

— М., 2009. Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты.

Основные термины (генерируются автоматически): произвольное внимание, учебная деятельность, школьник

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального...

навыки управления своим поведением; — умение делать элементарные обобщения

Школьное обучение строится так, что словесно-логическое мышление является ведущим.

Современная методика обучения в младших классах школы арифметике и русскому языку.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок...

Формирование самостоятельности младших школьников...

Она проявляется в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и

— познавательных универсальных учебных действий по методике «Кодирование» (11й субтест

Оказалось, что различия по этому показателю между младшими школьниками этих групп

группа, N экс = 20) и 22 младших школьника (ученики 2-х классов) (контрольная группа, N...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают

качеств субъекта учебной деятельности, предполагающее наличие определенных черт, свойств, умений и навыков.

Исследование проведено на базе МОУ СОШ № 9 города Енисейска во 2 классе.

3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания 4–17 %.

Формирование учебной деятельности младших школьников

...знаний, умений и навыков в форме учебной деятельности, научиться пользоваться ими

Чтобы дети, сидя в классе, учились и усваивали знания и умения в форме полноценной учебной

Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

1. Метод устного контроля имеют давнюю традицию, чем письменная.

Каждый устный ответ есть упражнения устной речи, то есть данный метод обладает большим

Эта деятельность требует от педагога социальной подготовки и больших временных затрат.

Колесников Ю. Ю. Контроль образовательных результатов учащихся старших классов на основе...

Проверка уровня сформированности умения третьеклассников...

Проверка проходила в нескольких образовательных учреждениях города Севастополя в третьих классах в естественных условиях, и была направлена на изучение уровня сформированности умения писать сжатое изложение учащимися третьих классов.

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

устная коммуникация — умение обучающегося самостоятельно подготовить план выступления с

продуктивная коммуникация — умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений. Замеры учебного времени показали, что слушание занимает до 40 % в деятельности школьников...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

2. Регулятивные УУД — умения организовывать свою деятельность.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- учет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических групп.

Участниками эксперимента стали 4 «А» и в 4 «Б» класс, где 4 «А» — контрольный, 4 «Б»...

Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности.

— М., 2009. Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты.

Основные термины (генерируются автоматически): произвольное внимание, учебная деятельность, школьник

Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на уроках.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального...

навыки управления своим поведением; — умение делать элементарные обобщения

Школьное обучение строится так, что словесно-логическое мышление является ведущим.

Современная методика обучения в младших классах школы арифметике и русскому языку.

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок...

Формирование самостоятельности младших школьников...

Она проявляется в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и

— познавательных универсальных учебных действий по методике «Кодирование» (11й субтест

Оказалось, что различия по этому показателю между младшими школьниками этих групп

группа, N экс = 20) и 22 младших школьника (ученики 2-х классов) (контрольная группа, N...

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших...

Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают

качеств субъекта учебной деятельности, предполагающее наличие определенных черт, свойств, умений и навыков.

Исследование проведено на базе МОУ СОШ № 9 города Енисейска во 2 классе.

3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания 4–17 %.

Формирование учебной деятельности младших школьников

...знаний, умений и навыков в форме учебной деятельности, научиться пользоваться ими

Чтобы дети, сидя в классе, учились и усваивали знания и умения в форме полноценной учебной

Царёва С. Е. «Учебная деятельность и умение учиться» Начальная школа 2007г. № 9.

младший школьный возраст, младший школьник, учебная деятельность, школьник...

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном...

1. Метод устного контроля имеют давнюю традицию, чем письменная.

Каждый устный ответ есть упражнения устной речи, то есть данный метод обладает большим

Эта деятельность требует от педагога социальной подготовки и больших временных затрат.

Колесников Ю. Ю. Контроль образовательных результатов учащихся старших классов на основе...

Проверка уровня сформированности умения третьеклассников...

Проверка проходила в нескольких образовательных учреждениях города Севастополя в третьих классах в естественных условиях, и была направлена на изучение уровня сформированности умения писать сжатое изложение учащимися третьих классов.

Развитие коммуникативных универсальных действий младших...

устная коммуникация — умение обучающегося самостоятельно подготовить план выступления с

продуктивная коммуникация — умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение

Умение слушать — одно из самых сложных коммуникативных умений. Замеры учебного времени показали, что слушание занимает до 40 % в деятельности школьников...

Формирование познавательных универсальных учебных действий...

2. Регулятивные УУД — умения организовывать свою деятельность.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

- учет индивидуальных особенностей учащихся при комплектовании ученических групп.

Участниками эксперимента стали 4 «А» и в 4 «Б» класс, где 4 «А» — контрольный, 4 «Б»...

Задать вопрос