Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг: некоторые проблемы в правоприменительной практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Е. П. Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг: некоторые проблемы в правоприменительной практике / Е. П. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 584-586. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102884/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье освещаются основные особенности деятельности института финансового уполномоченного. Рассматриваются спорные правовые подходы, сформированные судами при рассмотрении споров по искам финансовых организаций об отмене или изменении решения финансового уполномоченного.

Ключевые слова: уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг, снижение неустойки, финансовая организация.

Институт финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансового омбудсмена) функционирует в России уже пятый год. Его деятельность регулируется Федеральным законом от 04 июня 2018 года N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» [1] (далее — Закон N 123-ФЗ). Главной целью учреждения нового юрисдикционального института явилось обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг как слабой стороны в спорах с финансовыми организациями посредством упрощения и ускорения разрешения этих споров без обращения сторон в суд.

Досудебное урегулирование споров с помощью института финансового омбудсмена имеет ряд достоинств, к которым можно отнести следующие:

— простая процедура взаимодействия со службой.

Потребитель может направить обращение как на бумаге так и в форме электронного документа. Службой финансового уполномоченного в 2021 году были запущены несколько цифровых проектов, которые призваны сделать взаимодействие с финансовым уполномоченным более безопасным и удобным. Пользователь личного кабинета потребителя финансовых услуг теперь проходит процесс идентификации и аутентификации только посредством подтвержденной записи в ФГИС ЕСИА (Федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации»), что облегчает процедуру регистрации, так как все данные потребителя заполняются автоматически. Кроме того, использование ФГИС ЕСИА исключает мошеннические действия, связанные с подменой личности или незаконным использованием персональных данных.

С 31 декабря 2021 года на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (Госуслуги)» появилась возможность подачи потребителем обращения в службу финансового уполномоченного.

Кроме того Служба финансового уполномоченного обеспечивает электронное взаимодействие с ФССП России (Федеральная служба судебных приставов). Удостоверение финансового уполномоченного, которое является исполнительным документом, передается в ФССП России исключительно в форме электронного документа, который подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. По просьбе потребителя финансовый уполномоченный направляет приставам удостоверение на исполнение.

— рассмотрение обращения бесплатно.

Согласно ч.6 ст. 16 Закона N 123-ФЗ финансовый уполномоченный принимает и рассматривает обращения бесплатно. Исключение составляют случаи, когда право требования к финансовой организации уступлено третьему лицу. В таком случае обращение рассматривается за плату, установленную Советом службы. На сегодняшний день размер платы составляет 15 000 рублей за одно обращение.

— подготовка обращения не требует специальных юридических познаний.

Ст. 17 Закона N 123-ФЗ не требует от потребителя указывать правовые нормы, на которых основывается его обращение. Достаточно предоставить сведения о себе (такие сведения автоматически заполняются системой ФГИС ЕСИА), сведения о финансовой организации, о предмете спора, а также предоставить документы, подтверждающие соблюдение претензионного порядка (направление претензии в финансовую организацию).

— короткие сроки рассмотрения обращения потребителя.

Обращение рассматривается финансовым уполномоченным в течение пятнадцати рабочих дней, а в случае уступки права требования к финансовой организации — в течение тридцати рабочих дней. При этом рассмотрение происходит в заочной форме.

Таким образом, у потребителя финансовой услуги есть эффективный и простой механизм досудебного урегулирования спора с финансовой организацией, который позволяет самостоятельно, без привлечения юристов, защитить свои права.

Все выше перечисленные достоинства института относятся к этапу обращения потребителя за восстановлением нарушенных прав. После принятия обращения финансовый уполномоченный начинает с ним работать и здесь возникают различные неоднозначные ситуации, позволяющие финансовой организации манипулировать процессом рассмотрения обращения, а также его обжалования.

Наиболее остро в правоприменительной практике стоит проблема снижения судами неустойки, которая была взыскана финансовым уполномоченным, до размера неустойки, которая была выплачена финансовой организацией в добровольном порядке.

Статья 26 Закона № 123-ФЗ устанавливает, что финансовая организация в случае несогласия с решением финансового уполномоченного имеет право обжаловать это решение в суде.

Согласно отчетам, размещенным на официальном сайте финансового уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://finombudsman.ru по состоянию на 31.03.2021 года финансовые организации обжаловали 30 % решений финансового уполномоченного, принятых в пользу потребителя в 2019 году. Из них 25,7 % решений оставлено судом в силе (финансовой организации в иске отказано). В 72,5 % случаев судом принято решение об изменении решения финансового уполномоченного.

В 2020 году финансовыми организациями было обжаловано уже 38,1 % решений финансового уполномоченного. Из них 46,91 % решений оставлены в силе, в 48,99 % случаев решения финансового уполномоченного изменены судом.

По состоянию на 31.03.2022 года финансовые организации обратились в суд за обжалованием решений финансового уполномоченного в 34,6 % случаев, при этом 46,3 % решений финансового омбудсмена оставлены в силе, а в 39,8 % случаев суд принял решение об изменении решения финансового уполномоченного.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что относительно большой процент случаев, когда суд принял решение об изменении решения финансового уполномоченного, говорит о низкой эффективности работы данного института. Однако следует отметить, что в тех случаях, когда суд принимает решение об изменении решения финансового омбудсмена, такое решение в большинстве случаев принимается в отношении размера неустойки. Согласно ст. 333 Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) решение о снижении размера неустойки принимается судом. В соответствии со ст. 11 ГК РФ Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд. Таким образом, в случае нарушения сроков исполнения обязательства финансовой организации перед потребителем финансовый уполномоченный, вынося решение о взыскании неустойки с финансовой организации, не вправе применять указанную норму. При этом само по себе отсутствие у финансового уполномоченного права на уменьшение размера взыскиваемой неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ не препятствует последнему рассмотреть требования потребителя о ее взыскании с финансовой организации, что представляется пробелом в правовом регулировании его деятельности, так как в некоторых случаях размер заявленной потребителем неустойки явно несоразмерен последствиям нарушенного обязательства. Финансовые организации понимая, что закон дает им право обратиться в суд с требованием о снижении неустойки, активно пользуются этой возможностью. При этом размер неустойки может быть уменьшен судом, в том числе неустойки, взысканной решением финансового уполномоченного, при условии явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения. Это возможно в исключительных случаях и только по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает уменьшение размера неустойки допустимым. [2] На практике суды довольно часто снижают неустойку по заявлению финансовой организации, игнорируя необходимость приведения каких-либо конкретных мотивов, обосновывающих допустимость уменьшения размера взыскиваемой неустойки, а финансовые организации не предоставляют доказательства, подтверждающие несоразмерность неустойки последствиям нарушенного обязательства. [3]

По мнению главного финансового уполномоченного Ю. В. Воронина, такая практика имеет негативные последствия для потребителей, так как такое обжалование влечет за собой приостановку исполнения решения финансового уполномоченного до вступления в силу решения суда. В итоге, потребитель не может получить исполнение по решению финансового уполномоченного, причем, не только в части неустойки, а по всему решению в целом. [4] Таким образом, нивелируется главная цель создания института финансового уполномоченного — простая и быстрая процедура защиты прав потребителей финансовых услуг.

В этой связи Службой финансового уполномоченного предлагаются различные способы решения проблемы. Например, наделить финансового уполномоченного правом снижения неустойки в соответствии со специально установленными критериями. Во-вторых, в рамках сферы обязательного страхования гражданской ответственности определить в законах, регулирующих данную сферу, максимальный размер взыскиваемой неустойки, при этом установить запрет на ее снижение. В-третьих, в случае обжалования финансовой организацией решения финансового уполномоченного, — установить возможность частичного приостановления исполнения решения уполномоченного, а именно в той части, которая обжалуется финансовой организацией. [5]

Наделение финансового уполномоченного правом снижения неустойки фактически наделяет его квазисудебной функцией. Аналогичная функция имеется в рамках административного производства: должностное лицо, которое не выступает судьей, вправе на свое усмотрение менять размер штрафа в зависимости от ряда обстоятельств и тяжести нарушения. По мнению Ю. В. Воронина финансовый омбудсмен также может обладать таким правом.

Своеобразный статус финансового омбудсмена в правовом поле финансового рынка заключается в том, что он является общественным институтом, наделенным государственно-властными полномочиями, иными словами, финансовый уполномоченный наделен специфической компетенцией (рассмотрение обращений потребителей финансовых услуг), и его решения по таким обращениям обеспечиваются мерами государственного принуждения. Принимая это во внимание, полагаем, что наделение финансового уполномоченного правом снижения неустойки является необходимой и оправданной мерой, при условии, что будут выработаны четкие критерии такого снижения. Применение такой нормы существенно сократит время разрешения споров, так как у финансовой организации не будет дополнительного повода для обращения в суд с целью оспорить решение финансового уполномоченного в части размера неустойки. В итоге, деятельность института финансового уполномоченного приблизится к заявленным целям, в частности: быстрый, объективный и простой механизм защиты прав потребителей финансовых услуг как заведомо слабой стороны спора.

Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что институт досудебного регулирования на финансовом рынке прочно занял свое особое место в процессе защиты прав потребителей финансовых услуг. Институт финансового уполномоченного в целом справляется с поставленной задачей по восстановлению и защите прав потребителей финансовых услуг, однако практика показывает, что имеются некоторые спорные вопросы правоприменения, и назрела необходимость повышения эффективности института, в том числе посредством внесения соответствующих изменений в законодательство.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (ред. от 30.12.2021).
  2. Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021). П. 20. // СПС Консультант.
  3. Определение Верховного суда Российской Федерации от 03.08.2021г. N 5-КГ21–70-К2.
  4. Воронин Ю. В., Беляковская (Ерофеева) О. В. Правовое регулирование деятельности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг и актуальные вопросы судебной практики по делам с их участием / Ю. В. Воронин, О. В. Беляковская (Ерофеева) // Российский судья. 2021. N 3.
  5. Воронин Ю. В. Охватить защитой больше потребителей финансовых услуг / Ю. В. Воронин // Вестник службы финансового уполномоченного. 2022. N 04(07). С. 24–27. https://finombudsman.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая организация, уполномоченный, решение, финансовый омбудсмен, изменение решения, потребитель, снижение неустойки, суд, услуга, Россия.


Похожие статьи

Финансовый уполномоченный: проблемы принятия обращения...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, страхование, финансовые организации, страховые организации, страховщик, потребитель финансовых услуг, досудебный порядок, обращение к финансовому уполномоченному.

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг...

В сфере финансовых услуг важное значение для потребителя приобретает в первую

Таким образом можно прийти к взаимовыгодному решению, это может быть изменение графика

– уплаты неустойки (пени) (в силу закона или договора); – компенсации морального вреда

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права...

Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых...

Статья посвящена вопросам регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг.

Служба по защите прав потребителей при Банке России занимается организацией защиты

Решение финансового уполномоченного должно быть обоснованно и законно.

Вишневский А. А. Финансовый уполномоченный vs финансовый омбудсмен: об эффективности...

Проблемы института финансового уполномоченного...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, потребители

2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Так, до сегодняшнего дня не разрешен вопрос об обязательности выполнения решения

Сайфутдинов Р. А., Воробьева В. И. Институт финансового уполномоченного в России...

Финансово-правовая политика в отношении статуса...

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита

В Положении раскрывается понятие «финансовый омбудсмен» и его полномочия.

Важной отрицательной особенностью является тот факт, что решения финансового омбудсмена

В законе определяется порядок рассмотрения обращений финансовым уполномоченным.

Защита прав потребителей финансовых услуг

...«толчками» к проведению проверок финансовых организаций и часто основанием обращения в суд.

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, потребители

Омбудсмен в финансовой сфере появился лишь в 2010 г. Инициатива создания.

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг.

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей...

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.

Защита прав участников договора обязательного страхования...

На наш взгляд финансовые организации плюсов от нововведения не получили.

В-третьих, финансовые уполномоченные продолжают взыскивать неустойки в огромных размерах

правам потребителей финансовых услуг вправе уменьшить неустойку».

законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

О стимулировании финансовых организаций к добровольному...

В случае неисполнения решения финансового уполномоченного в добровольном порядке, решение о

Вишневский А. А. Финансовый уполномоченный vs финансовый омбудсмен: об

Статья: Финансовый уполномоченный как новый институт защиты прав потребителей

Колесников Ю. А. Особенности правового положения финансового омбудсмена в России и...

Похожие статьи

Финансовый уполномоченный: проблемы принятия обращения...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, страхование, финансовые организации, страховые организации, страховщик, потребитель финансовых услуг, досудебный порядок, обращение к финансовому уполномоченному.

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг...

В сфере финансовых услуг важное значение для потребителя приобретает в первую

Таким образом можно прийти к взаимовыгодному решению, это может быть изменение графика

– уплаты неустойки (пени) (в силу закона или договора); – компенсации морального вреда

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права...

Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых...

Статья посвящена вопросам регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг.

Служба по защите прав потребителей при Банке России занимается организацией защиты

Решение финансового уполномоченного должно быть обоснованно и законно.

Вишневский А. А. Финансовый уполномоченный vs финансовый омбудсмен: об эффективности...

Проблемы института финансового уполномоченного...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, потребители

2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Так, до сегодняшнего дня не разрешен вопрос об обязательности выполнения решения

Сайфутдинов Р. А., Воробьева В. И. Институт финансового уполномоченного в России...

Финансово-правовая политика в отношении статуса...

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита

В Положении раскрывается понятие «финансовый омбудсмен» и его полномочия.

Важной отрицательной особенностью является тот факт, что решения финансового омбудсмена

В законе определяется порядок рассмотрения обращений финансовым уполномоченным.

Защита прав потребителей финансовых услуг

...«толчками» к проведению проверок финансовых организаций и часто основанием обращения в суд.

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, потребители

Омбудсмен в финансовой сфере появился лишь в 2010 г. Инициатива создания.

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг.

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей...

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства.

Защита прав участников договора обязательного страхования...

На наш взгляд финансовые организации плюсов от нововведения не получили.

В-третьих, финансовые уполномоченные продолжают взыскивать неустойки в огромных размерах

правам потребителей финансовых услуг вправе уменьшить неустойку».

законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

О стимулировании финансовых организаций к добровольному...

В случае неисполнения решения финансового уполномоченного в добровольном порядке, решение о

Вишневский А. А. Финансовый уполномоченный vs финансовый омбудсмен: об

Статья: Финансовый уполномоченный как новый институт защиты прав потребителей

Колесников Ю. А. Особенности правового положения финансового омбудсмена в России и...

Задать вопрос