Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №1 (343) январь 2021 г.

Дата публикации: 31.12.2020

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Брыжова, Е. М. Актуальные проблемы защиты прав потребителей финансовых услуг / Е. М. Брыжова, Д. Д. Сарафанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 1 (343). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/343/77269/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена вопросам регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг. Авторами дается определение понятия «финансовой услуги». Рассматривается система защите основных органов потребителей по защите услуг прав потребителей финансовых услуг на современном этапе, а финансового также характеризуется институт финансового омбудсмена в РФ.

Ключевые слова: финансовая потребителей услуга, защита прав потребителей, кибербезопасность, идентификаця, омбудсмен система органов, финансовый омбудсмен.

Понятие «финансовой услуги» в Гражданском кодексе РФ не сформулировано. Правовое регулирование финансовых услуг осуществлялось первоначально антимонопольным законодательством. Так, впервые определение «финансовой услуги» было закреплено в утратившем в настоящее время юридическую силу Федеральном законе от 23.06.1999 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

С позиции гражданского законодательства определение «финансовой услуги» сформулировано Верховным Судом РФ, применительно к отношениям с участием потребителей. Так, в соответствии с пп. «д» п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под финансовой услугой «следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т. п.)» [1]. Таким образом, Верховный Суд РФ привел родовое определение финансовой услуги — привлечение, размещение, предоставление, денежных средств, а также их эквивалентов.

Система основных органов по защите прав потребителей финансовых услуг на современном этапе состоит из следующих субъектов: Центральный Банк Российской Федерации в лице Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Служба Уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг.

Служба по защите прав потребителей при Банке России занимается организацией защиты прав инвесторов, страхователей, застрахованных лиц и иных потребителей рынка финансовых услуг.

В рамках Роспотребнадзора действует Консультативный совет по защите прав потребителей. Обращения граждан в Роспотребнадзор приводят не только к проведению проверок компаний, оказывающих финансовые услуги, но и часто становятся основанием для защиты интересов потребителей в суде. В Роспотребнадзор и его территориальные органы по данным на конец 3 квартала 2019 года поступило более 7000 обращений потребителей, содержащих жалобы на организации, оказывающие финансовые услуги [2].

Кроме вышеупомянутых органов в защите прав потребителей финансовых услуг также принимают участие Министерство финансов РФ, занимающееся нормативно-правовым регулированием данной сферы, Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая нормативное регулирование, обмен необходимой информацией о недобросовестной конкуренции и проведение проверок поставщиков финансовых услуг, Федеральная налоговая служба и органы Прокуратуры, проводящие различные надзорные мероприятия.

Институт финансового омбудсмена появился в России совсем недавно в связи с принятием Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Согласно статье 2 данного Федерального закона финансовый уполномоченный — это должность, учреждаемая для рассмотрения обращений потребителей услуг об удовлетворении требований имущественного характера, носитель которой наделен определенными властными полномочиями.

С этой точки зрения можно говорить, что финансовый уполномоченный не является органом государственной власти и сохраняет статус института гражданского общества, признанного государством на уровне федерального закона и обладающего отдельными функциями органа государственной власти, прежде всего — функцией разрешения спора между конфликтующими сторонами.

Потребитель финансовых услуг направляет обращение финансовому омбудсмену, в письменной форме или в электронной форме, с необходимыми документами. Уполномоченный уведомляет потребителя о принятии заявления и обращается с запросом в финансовую организацию для дачи объяснений и предоставления необходимых документов. В ходе рассмотрения обращения может быть проведена независимая экспертиза, финансовый уполномоченный может сделать предложение об урегулировании спора в добровольном порядке. Решение финансового уполномоченного должно быть обоснованно и законно.

По мнению А. А. Вишневского, «процедура рассмотрения спора омбудсменом дает клиентам возможность получения не только обязательного для исполнения, но и более быстрого решения (при сравнении с судебными разбирательствами)» [3].

Т. Э. Рождественская и А. Г. Гузнов также отмечают, что предоставление финансовому омбудсмену полномочий по досудебному рассмотрению споров также соответствует общей тенденции законодательства по упрощению порядка обжалования и снижению временных и материальных издержек заявителей [4].

За время своей работы служба финансового омбудсмена приняла большое количество обращений, в основном по вопросам ОСАГО, однако, многие из этих заявлений были возвращены, или лишь малая часть была рассмотрена. Сайфутдинов Р. А. и Воробьева В. И. отмечают следующие недостатки данного института: несоразмерность аппарата финансового омбудсмена объему поставленных задач, формальный подход к своим должностным обязанностям, заключающийся в перенаправлении обращений и жалоб граждан в надзорный орган и другие [5].

Литература:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 No 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2012. — № 9.
  2. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Особенности правового статуса финансового уполномоченного // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2018, № 10. С. 47
  3. Вишневский А. А. Финансовый уполномоченный vs финансовый омбудсмен: об эффективности институтов защиты прав потребителей финансовых услуг // Закон, 2018. № 9. С. 58–65.
  4. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Особенности правового статуса финансового уполномоченного // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2018, № 10. С. 52
  5. Сайфутдинов Р. А., Воробьева В. И. Институт финансового уполномоченного в России // Бюллетень науки и практики. 2018, № 7. С. 458.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый омбудсмен, потребитель, услуга, Верховный Суд РФ, государственная власть, защита, современный этап, уполномоченный.


Ключевые слова

защита прав потребителей, кибербезопасность, финансовый омбудсмен, финансовая потребителей услуга, идентификаця, омбудсмен система органов

Похожие статьи

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей...

 В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства. Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей...

Финансово-правовая политика в отношении статуса...

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследованы положения Федерального закона «Об уполномоченном по...

К вопросу о введении института финансового уполномоченного...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, досудебное урегулирование споров, защита прав потребителей финансовых услуг, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению категорий дел, досудебное урегулирование которых является обязательным.

Финансовый уполномоченный: проблемы принятия обращения...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, страхование, финансовые организации, страховые организации, страховщик, потребитель финансовых услуг, досудебный порядок, обращение к финансовому уполномоченному. Должность финансового уполномоченного учреждена Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ...

О стимулировании финансовых организаций к добровольному...

Статья: Финансовый уполномоченный как новый институт защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации: актуальные вопросы (Рубанова М. П

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг... Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей, финансовые...

Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия...

финансовый омбудсмен, Российская Федерация, финансовый рынок, финансовая организация, услуга, спор, потребитель, финансовая грамотность, законодательное. Основы института Уполномоченного по защите прав... В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах.

Защита прав участников договора обязательного страхования...

Как сообщает Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев, в 2019 году в судах общей юрисдикции число судебных споров по договорам ОСАГО снизилось на 40 %, в

Высокий процент обращений потребителей финансовых услуг нацелен на взыскание с финансовой организации неустойки за просрочку исполнения обязательства по договору...

Проблемы и перспективы дальнейшего развития института...

 Ключевые слова:Российская Федерация, Уполномоченный, субъект, субъект РФ, орган, судебная власть, государственная власть, региональный омбудсмен, регион России, Конституция РФ, омбудсмен, суд. В соответствии с действующим законодательством, учреждение уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации...

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг...

Под понятием системы защиты прав потребителей финансовых услуг следует понимать... Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей... Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей, финансовые услуги. За последнее десятилетие российский финансовый рынок развивается активными...

Похожие статьи

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей...

 В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг, выделены ключевые проблемы и предложены меры по совершенствованию законодательства. Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей...

Финансово-правовая политика в отношении статуса...

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы исторические аспекты, а также проблемы правового регулирования рассматриваемых правоотношений. Исследованы положения Федерального закона «Об уполномоченном по...

К вопросу о введении института финансового уполномоченного...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, досудебное урегулирование споров, защита прав потребителей финансовых услуг, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению категорий дел, досудебное урегулирование которых является обязательным.

Финансовый уполномоченный: проблемы принятия обращения...

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, страхование, финансовые организации, страховые организации, страховщик, потребитель финансовых услуг, досудебный порядок, обращение к финансовому уполномоченному. Должность финансового уполномоченного учреждена Федеральным законом от 04.06.2018 N 123-ФЗ...

О стимулировании финансовых организаций к добровольному...

Статья: Финансовый уполномоченный как новый институт защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации: актуальные вопросы (Рубанова М. П

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг... Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей, финансовые...

Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия...

финансовый омбудсмен, Российская Федерация, финансовый рынок, финансовая организация, услуга, спор, потребитель, финансовая грамотность, законодательное. Основы института Уполномоченного по защите прав... В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах.

Защита прав участников договора обязательного страхования...

Как сообщает Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев, в 2019 году в судах общей юрисдикции число судебных споров по договорам ОСАГО снизилось на 40 %, в

Высокий процент обращений потребителей финансовых услуг нацелен на взыскание с финансовой организации неустойки за просрочку исполнения обязательства по договору...

Проблемы и перспективы дальнейшего развития института...

 Ключевые слова:Российская Федерация, Уполномоченный, субъект, субъект РФ, орган, судебная власть, государственная власть, региональный омбудсмен, регион России, Конституция РФ, омбудсмен, суд. В соответствии с действующим законодательством, учреждение уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации...

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг...

Под понятием системы защиты прав потребителей финансовых услуг следует понимать... Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей... Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей, финансовые услуги. За последнее десятилетие российский финансовый рынок развивается активными...

Задать вопрос