К вопросу о введении института финансового уполномоченного в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 79 раз

Библиографическое описание:

Корнеева, Л. К. К вопросу о введении института финансового уполномоченного в Российской Федерации / Л. К. Корнеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65453/ (дата обращения: 25.09.2020).



С 1 июля 2019 года началось поэтапное введение в действие Федерального закона от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». В статье рассматриваются некоторые аспекты нового закона, не соответствующие задачам данного института, а также ухудшающие положение потребителя финансовых услуг. Рассматривается зарубежный опыт, рассматривается обеспечение доступности правосудия в связи с принятием закона, а также даются рекомендации по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: финансовый уполномоченный, финансовый омбудсмен, досудебное урегулирование споров, защита прав потребителей финансовых услуг, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению категорий дел, досудебное урегулирование которых является обязательным. Одним из примеров, подтверждающих данную тенденцию, является принятие в 2018 году Федерального закона от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее по тексту — Закон о финансовом уполномоченном). Разработка и рассмотрение проекта данного закона заняла около четырех лет, а его введение в действие осуществляется поэтапно. Так, например, на правоотношения, возникающие со страховыми организациями, осуществляющими деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», далее также — Закон об ОСАГО), положения Закона о финансовом уполномоченном применяются с 1 июля 2019 года. А с 28 ноября 2019 года — к отношениям с микрофинансовыми организациями.

Введение данного института является не столь однозначным, как может показаться на первый взгляд, в связи с чем предлагаем рассмотреть более детально некоторые проблемы, возникающие в связи появлением фигуры финансового уполномоченного в Российской Федерации.

Обратимся к анализу задач, которые должны разрешаться посредством введения процедуры досудебного урегулирования споров. К таким задачам, как отмечает М. П. Рубанова в своей статье [3, с. 23] относится сокращение:

1) сроков рассмотрения споров;

2) затрат участников;

3) нагрузки на суды.

Кроме того, в статье выделяются специфические задачи, характерные для отношений, стороной которых является потребитель:

1) создание ясной и доступной процедуры, позволяющей потребителю осуществлять защиту своих прав без обращения к юристу, то есть самостоятельно;

2) обеспечение добровольного исполнения обязательств финансовыми организациями.

Однако, на данный момент, Закон о финансовом уполномоченном не обеспечивает в полной мере достижение поставленных задач, а в некоторых случаях, наоборот, вызывает обратный эффект.

Одной из выявленных проблем является невозможность взыскать с финансовой организации некоторые расходы при обращении к финансовому уполномоченному. Это касается, например, издержек, произведенных на оценку возмещения причиненного потерпевшему вреда. Если страхователь не согласен с суммой страхового возмещения, предложенной страховщиком, то именно на нем (страхователе) лежит обязанность обосновать сумму предъявленных требований, то есть произвести оценку стоимости восстановительного ремонта. В силу статьи 12 Закона об ОСАГО стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществляется страховое возмещение, включается в состав убытков, подлежащих возмещения страховщиком. В то же время нормы Закона о финансовом уполномоченном не предполагают включение данных издержек в требования, предъявляемые к финансовым организациям. Подобная ситуация возникает и в случае необходимости обращения с требованиями о компенсации морального вреда и возмещении убытков в виде упущенной выгоды, которые в силу пункта 8 части 1 статьи 19 Закона о финансовом уполномоченном не рассматриваются им. Во всех этих случаях потребителю потребуется обратиться в суд для удовлетворения данных требований, что безусловно увеличит временные и финансовые затраты потребителя. Первую ситуацию, как отмечает А. Г. Кондратович [2], возможно разрешить посредством внесения изменений в Закон о финансовом уполномоченном, а именно: установить, что в случае удовлетворения требований потребителей финансовым уполномоченным, финансовая организация обязана возместить издержки, связанные с направлением обращения в финансовую организацию во внесудебном порядке.

Другим вопросом, возникающим при анализе института финансового уполномоченного в Российской Федерации, является обязательность данной процедуры для потребителя. Если рассмотреть последовательность действий потребителя, то можно убедиться, что до обращения в суд за защитой своего права ему необходимо преодолеть три досудебные инстанции:

1) в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона об ОСАГО предъявить к страховщику требование о страховом возмещении;

2) в силу части 1 статьи 16 Закона о финансовом уполномоченном направить в финансовую организацию заявление;

3) и только после получения ответа финансовой организации или в случае неполучения в установленный срок ответа направить обращение к финансовому уполномоченному.

Очевидно, что введение института финансового уполномоченного увеличило количество обращений потребителя с заявлениями, то есть данные нормы ухудшают положение потребителя по сравнению с прежним законодательством, обязывая его пройти целый ряд внесудебных процедур. Таким образом, ставится под сомнение доступность судебной защиты, гарантируемая российским законодательством. Если обратиться к зарубежному опыту, то обращение к финансовому омбудсмену, как правило, является правом, а не обязанностью потребителя. Тем самым создается дополнительная возможность защиты его прав без создания препятствий для обращения в суд. А. А. Вишневский в своей статье [1, с. 62] анализирует принципы института финансового омбудсмена, разработанные и реализованные на уровне Европейского Союза. Одним из таких принципов является принцип свободы, согласно которому обращение к финансовому омбудсмену не только не может быть навязано потребителю законом, но даже и договором с финансовой организацией.

Таким образом, внедрение института финансового уполномоченного в законодательство Российской Федерации сопровождается большим количеством спорных положений нового закона. В настоящее время нормы Закона о финансовом уполномоченном скорее ухудшают положение потребителя, затягивая временные и финансовые затраты и препятствуя судебной защите прав. По нашему мнению, в первую очередь необходимо установить добровольность данной процедуры для потребителя, а также, анализируя зарубежный опыт и наработки российских ученых, вносить изменения в процедуру обращения к финансовому уполномоченному, с тем чтобы данный институт разрешал задачи, стоящие перед ним.

Литература:

  1. Вишневский А. А. Финансовый уполномоченный vs финансовый омбудсмен: об эффективности институтов защиты прав потребителей финансовых услуг // Закон. — 2018. — № 9. — С. 58–65.
  2. Кондратович А. Г. Новый закон о финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг: на страже прав страхователей или страховщиков? // Подготовлен для системы КонсультантПлюс. — 2019.
  3. Рубанова М. П. Финансовый уполномоченный как новый институт защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации: актуальные вопросы // Конкурентное право. — 2019. — № 3. — С. 23–27.
Основные термины (генерируются автоматически): уполномоченный, финансовая организация, финансовый омбудсмен, зарубежный опыт, положение потребителя, потребитель, Российская Федерация, страховое возмещение, обязательное страхование, судебная защита.


Ключевые слова

финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, досудебное урегулирование споров, защита прав потребителей финансовых услуг, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг

Похожие статьи

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей...

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей

Библиографическое описание: Чудиновских М. В. Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг...

Финансово-правовая политика в отношении статуса...

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, потребители финансовых услуг, финансовые услуги.

В мировой практике накоплен достаточно большой положительный опыт деятельности финансовых омбудсменов.

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг...

Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг. Текстовые информационно-образовательные материалы для тьютора

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей, финансовые услуги.

О стимулировании финансовых организаций к добровольному...

Статья: Финансовый уполномоченный как новый институт защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей, финансовые услуги.

Основные механизмы защиты прав потребителей финансовых...

Статья посвящена изучению механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы характерные особенности внедрения и использования таких механизмов. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить несколько групп таких...

Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия...

В ходе работы описывается роль финансового омбудсмена на рынке банковских и страховых услуг. В статье также обосновано предложение

Библиографическое описание: Голик Д. В. Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия населения к кредитной системе...

Организация обязательного государственного страхования...

Авторы рассматривают организацию обязательного государственного страхования военнослужащих в Российской Федерации.

Финансово-правовая составляющая отношений по обязательному государственному страхованию военнослужащих усиливается

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Судебная защита прав потребителей — это одна из важных гарантий охраны прав.

Судебная защита — это одна из форм осуществления конституционных прав граждан РФ, а...

Повышение финансово-правовой грамотности граждан как способ...

Защита потребителей обеспечивается как силами общественных организаций, так и госорганов. Регламентация рискованных для потребителя ситуаций на законодательном уровне может принимать публично-правовые или частноправовые формы.

Похожие статьи

Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей...

В статье представлен анализ роли финансового омбудсмена (финансового уполномоченного) в защите прав потребителей

Библиографическое описание: Чудиновских М. В. Роль финансового омбудсмена в защите прав потребителей финансовых услуг...

Финансово-правовая политика в отношении статуса...

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, потребители финансовых услуг, финансовые услуги.

В мировой практике накоплен достаточно большой положительный опыт деятельности финансовых омбудсменов.

Права потребителей в сфере оказания финансовых услуг...

Защита прав потребителей в сфере финансовых услуг. Текстовые информационно-образовательные материалы для тьютора

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей, финансовые услуги.

О стимулировании финансовых организаций к добровольному...

Статья: Финансовый уполномоченный как новый институт защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации

Ключевые слова: финансовый омбудсмен, финансовый уполномоченный, защита, права потребителей, финансовые услуги.

Основные механизмы защиты прав потребителей финансовых...

Статья посвящена изучению механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы характерные особенности внедрения и использования таких механизмов. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить несколько групп таких...

Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия...

В ходе работы описывается роль финансового омбудсмена на рынке банковских и страховых услуг. В статье также обосновано предложение

Библиографическое описание: Голик Д. В. Финансовый омбудсмен как институт повышения доверия населения к кредитной системе...

Организация обязательного государственного страхования...

Авторы рассматривают организацию обязательного государственного страхования военнослужащих в Российской Федерации.

Финансово-правовая составляющая отношений по обязательному государственному страхованию военнослужащих усиливается

Некоторые особенности доказывания по делам о защите прав...

организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

Судебная защита прав потребителей — это одна из важных гарантий охраны прав.

Судебная защита — это одна из форм осуществления конституционных прав граждан РФ, а...

Повышение финансово-правовой грамотности граждан как способ...

Защита потребителей обеспечивается как силами общественных организаций, так и госорганов. Регламентация рискованных для потребителя ситуаций на законодательном уровне может принимать публично-правовые или частноправовые формы.

Задать вопрос