Проблемы реализации права на жилье детей-сирот | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 511 раз

Библиографическое описание:

Леонченко, А. П. Проблемы реализации права на жилье детей-сирот / А. П. Леонченко, А. А. Луконина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 549-551. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102848/ (дата обращения: 28.04.2024).



Настоящая статья посвящена проблемам реализации права детей — сирот на своевременное получение жилья, гарантированное государством. Авторы пытаются проанализировать действующее законодательство в данной области в целях выявления проблем и предлагают пути их решения.

Ключевые слова: жилье дети-сироты, проблемы реализации прав, жилищные права, социальная защита.

В большинстве случаев выпускники интернатных учреждений имеют сложности при адаптации к самостоятельной жизни. Трудности, как правило, проявляются в оценке своих финансовых возможностей, организации быта, взаимодействия с другими членами общества, трудоустройства, поэтому нуждаются в помощи со стороны государства. Дополнительным поводом для беспокойства является жилищный вопрос.

Жилье относится к основным потребностям человека. Конституция РФ подтверждает данное положение, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище [1]. Кроме этого, данная норма говорит о том, что никто не может быть произвольно лишен жилища, а органам государственной власти и органам местного самоуправления необходимо поощрять жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены в федеральном законе 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [3]. Указанный федеральный закон закрепил законодательно право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья.

Ст. 8 ФЗ № 159 закрепляет право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей однократно получить благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Для того, чтобы получить жилое помещение лицу данной категории необходимо подать заявление в письменном виде и стоят на учете в специальном региональном списке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, включаются в этот список по достижении ими 14-лнтнего возраста. Контроль за включение ребенка в данный список осуществляют органы опеки и попечительства. В случае выявления нарушения они по свой инициативе могут включить ребенка в этот список.

В 2022 году в федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены изменения, согласно которым,

– во-первых, заявительный порядок включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– во-вторых, подать заявление о включение в список могут не только сами дети, но и их законные представители;

– в-третьих, усиление контроля ведения регионального списка;

– в-четвертых, договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок.

На практике встречаются проблемы, которые препятствуют реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрим некоторые из них.

В реальной жизни у многих детей-сирот после их родственников имеется жилое помещение или его часть, в котором они могут впоследствии проживать. За время нахождения в интернате такое имущество может быть утрачено или прийти в непригодное для жилья состояние.

Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 — ФЗ «Об опеке и попечительстве» в ст. 7 определяет одной из задач органов опеки и попечительства контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, в том числе за имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4]. В ФЗ № 159 данная норма представлена в виде обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ.

Контроль сохранности жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами должен способствовать возврату детей в указанные жилые помещения и обеспечению возможности проживания в них, что значительно снизит количество нуждающихся в жилых помещениях.

Органы опеки и попечительства осуществляют ряд мероприячтий направленных на сохранение жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты. Например, проведение ремонта жилых помещений, внутриквартирного оборудования, также регулярно проводятся проверки таких помещений.

В случае выявленных нарушений органы опеки и попечительства принимают соответствующие меры по привлечению виновных к ответственности. Стоит отметить, что на сегодняшний день, возможно, привлечь к ответственности лишь опекунов и попечителей, которые распоряжаются имуществом, не учитывая интересы ребёнка. Такой вывод вытекает из буквального толкования ст. 26 ФЗ «Об опеки и попечительстве» и ч.1 и 2. ст. 37 Гражданского Кодекса Российской Федерации [2].

На практике имущество детей-сирот может оказаться в руках их близких родственников, которые не являются опекунами или попечителями и свои действиями могут причинить вред имуществу.

В связи с этим считаем необходимым внести корректировки в законодательство. Во-первых, переложить обязанность по сохранности жилой площади на лиц, оставшихся фактически проживать в жилых помещениях, принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей на правах собственности. Во-вторых, расширить круг субъектов, подлежащих гражданской ответственности, по вине которых жилое помещение пришло в состояние непригодности для постоянного проживания, и предусмотреть наказание в виде возмещения вреда собственникам или пользователям данных помещений.

Стоит также выделить проблему очерёдности предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Тут следует обратить внимание на то, что предоставление жилья данным лицам должно осуществляться незамедлительно в момент, когда у лица возникло это право. В действительности же чаще происходит отступление от этой нормы.

Ущемляются, в первую очередь, права детей-сирот, стоявших на учете на получение жилого помещения и не успевших его получить до 1 января 2012 года. Право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями они утратили, и теперь, по новым правилам, включены во вновь сформированную после 1 января 2012 г. очередь, которая, значительно разрастается и растягивается на неопределенный период времени» [6, с. 55].

Вместе с эти, возникают и такие случаи, когда несовершеннолетний был поставлен на учет нуждающихся в жилье в возрасте 14 лет в одном городе, а затем переведен в детский дом в другом городе, таким образом, он снимался с учета в прежнем месте пребывания, а в новую очередь поставлялся в самый конец. Из-за подобных случаев в статистике встречаются и малый процент ситуаций, когда выпускники детских домой обеспечивались жильем в возрасте 40–50 лет [7, с.173].

Для устранения данной проблемы следует на федеральном уровне установить конкретные сроки, по истечению которых с момента постановки детей-сирот на учет в обязательном порядке им должно быть предоставлено жилое помещение. Также, чтобы не допускать случаев злоупотребления со стороны должностных лиц, следует дополнить ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, частью 11 и установить в ней положение, согласно которому при отсутствии возможности в незамедлительном обеспечении сироты жильем уполномоченные органы субъектов РФ должны на основании предоставленного ребенком-сиротой договора коммерческого найма жилого помещения ежемесячно выплачивать денежную компенсацию за аренду жилья, либо предоставить субсидии детям-сиротам на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта.

Реализации права на жилье детей-сирот осуществляется по месту жительства лица из числа детей-сирот. При этом в действующих нормативно-правовых актах субъектов РФ определение места предоставления жилья для данной категории детей, понимается различно: по месту выявления и первичного учета (устройства) детей-сирот, по месту выпуска из учреждения для детей-сирот, по месту жительства лица, на воспитании у которого находился сирота, по месту трудоустройства [8, с. 84].

Получается так, что регионы могут дополнительно предусматривать возможность выбора места предоставления жилого помещения (не только по месту жительства сироты). Это связано тем, что федеральное законодательство не даёт определение места жительства сироты, относительно которого установлено попечительство, либо который был помещен в детское учреждение. Данная неопределенность в терминологии приводит к разному толкованию закона, способствуя произволу со стороны уполномоченных органов.

Получается, что регионы вправе дополнительно предусмотреть возможность выбора места жительства (не только по месту жительства сироты). Это связано с тем, что федеральным законодательством не определено место жительства ребенка-сироты, переданного под опеку или помещенного в детское учреждение. Такая терминологическая неопределенность приводит к различным юридическим толкованиям и способствует произволу со стороны ответственных органов.

В связи с этим в тот же п.1 ст. 8 ФЗ № 159 нужно добавить понятие «место жительства детей из категории детей-сирот и детей, находящихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем» должно признаваться место их преимущественного либо постоянного проживания исходя из последней формы устройства.

Таким образом, анализ действующего законодательства показал, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет ряд проблем и противоречий, которые следует незамедлительно устранить. При этом решением части проблем может служить введение сертификатов на приобретение жилья вместо его предоставления. Указанный способом имеет ряд преимуществ, во-первых, лица могу сами выбрать квартиру, в которой они будут проживать, во-вторых, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут добавить скопленные ими денежные средства, что поможет увеличить площадь квартиры.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 — ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Российская газета. — 1994. — № 238–239; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.01.2023.
  3. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // Российская газета. — 1996. — № 248; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru., 14.07.2022.
  4. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 — ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об опеке и попечительстве» // Российская газета. — 2008. — № 94; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.04.2021.
  5. Лазаренкова, О. Г. Новеллы законодательства об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот: шаг вперед, два шага назад / О. Г. Лазаренкова // Российская юстиция. — 2014. — № 12. — С. 53–56.
  6. Рябова, О. А. Правовое положение обеспечения детей — сирот жильем / О. А. Рябова, Н. А. Кузнецова // Modern Science. — 2019. — № 10–1. — С. 172–176.
Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, жилое помещение, ребенок, место жительства сироты, орган опеки, помещение, попечительство, социальная поддержка детей-сирот, детское учреждение, федеральное законодательство.


Ключевые слова

социальная защита, жилищные права, жилье дети-сироты, проблемы реализации прав

Похожие статьи

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без...

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в. Для того чтобы реализовать данное право, нужно обратиться в орган опеки и попечительства по месту выявления и первичного учета в...

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [2] устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Противоречия в законодательстве, регулирующем процедуру...

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в. Для того чтобы реализовать данное право, нужно обратиться в орган опеки и попечительства по месту выявления и первичного учета в...

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми...

 Проблема обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей безусловно была и будет одной из самых важных и значимых в области защиты прав данной категории людей.

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Актуальность выбранной темы заключается в стремительном росте детейсирот и отсутствии эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества.

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Таким образом, правовой статус ребенка-сироты состоит в достижении обществом реализации всего объема прав и свобод, а также социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который сформулирован в нормах объективного права.

Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации

Ключевые слова: дети-сироты, дети без родительского попечения, специальный правовой

оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ) [2].

Дети-сироты, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях, по выходе из него

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся

Действующее законодательство к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

‒ уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов

О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей...

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей...

Вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был осложнен с 01.01.2013 изменениями порядка обеспечения жильём детей-сирот [2]. Теперь законодательно расширен круг оснований предоставления жилых помещений детям-сиротам.

Похожие статьи

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без...

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в. Для того чтобы реализовать данное право, нужно обратиться в орган опеки и попечительства по месту выявления и первичного учета в...

Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных...

Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [2] устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Противоречия в законодательстве, регулирующем процедуру...

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в. Для того чтобы реализовать данное право, нужно обратиться в орган опеки и попечительства по месту выявления и первичного учета в...

Проблемы обеспечения благоустроенными жилыми...

 Проблема обеспечения благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей безусловно была и будет одной из самых важных и значимых в области защиты прав данной категории людей.

Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот...

Актуальность выбранной темы заключается в стремительном росте детейсирот и отсутствии эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества.

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

Таким образом, правовой статус ребенка-сироты состоит в достижении обществом реализации всего объема прав и свобод, а также социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который сформулирован в нормах объективного права.

Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации

Ключевые слова: дети-сироты, дети без родительского попечения, специальный правовой

оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ) [2].

Дети-сироты, воспитывающиеся в специальных детских учреждениях, по выходе из него

Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Понятие и особенности правового статуса детей-сирот и детей...

Для эффективного правового регулирования отношений с участием детей-сирот и детей, оставшихся

Действующее законодательство к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

‒ уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов

О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей...

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей...

Вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был осложнен с 01.01.2013 изменениями порядка обеспечения жильём детей-сирот [2]. Теперь законодательно расширен круг оснований предоставления жилых помещений детям-сиротам.

Задать вопрос