Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Сазонова, А. О. Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки / А. О. Сазонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 384-387. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102814/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированность личной готовности к осуществлению профессиональной деятельности в области здоровьесбережения учащихся сельских школ.

Ключевые слова: здоровьесбережение, педагог-психолог, мотивация, здоровый образ жизни, профессиональная компетентность, личностная готовность.

Для проверки развития тенденции ведения здорового образа жизни у студентов психолого-педагогического образования была использована анкета «Здоровый образ жизни». Респондентами являлись обучающиеся 2–4 курсов 44.03.03 — Психолого-педагогическое образование, ФГБОУ ВО «АмГУ».

По результатам исследования выявлено, что 12 % опрошенных активно ведут здоровый образ жизни: занимаются спортом (чаще легкая атлетика, волейбол), придерживаются здорового питания и т. д. Средний уровень ведения ЗОЖ отмечается у 54 % опрошенных студентов психолого-педагогического направления подготовки. Данный показатель свидетельствует о частичном понимании важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. Самые низкие показатели отмечаются у 34 % респондентов. Студенты не видят необходимости придерживаться правил здорового образа жизни. Данные представлены на рисунке 1.

Уровень ведения ЗОЖ студентов

Рис. 1. Уровень ведения ЗОЖ студентов

Исходя из этого, можно говорить о том, что выполнение условия по развитию тенденции ведения здорового образа жизни у студентов психолого-педагогического образования не имеет значительных успехов. Возникает необходимость проработки данного аспекта на уровне профессиональной подготовки педагогов-психологов.

Для выявления личной готовности и наличия рефлексии у будущих педагогов-психологов был использован опросник «Профиль здорового образа жизни — ПроЗОЖ». Опросник предусматривает несколько шкал, по которым можно проследить необходимые нам показатели. Нами будут рассмотрены такие шкалы как: шкала ответственность за здоровье, шкала физическая активность, шкала внутренний/духовный рост.

Из данных исследования выявлено, что отмечается 43 % респондентов по шкале «Ответственность за здоровье» не следят за своим здоровьем, нет понимания значимости укрепления и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. По шкале «физическая активность» также наибольший процент — 46 %, не ведут активный образ жизни. По шкале «Внутренний/духовный рост» заметное преобладание низкого уровня саморазвития — 59 %. Данные представлены на рисунке 2.

Профиль здорового образа жизни студентов

Рис. 2. Профиль здорового образа жизни студентов

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что у студентов мало развито стремление к самоактуализации и саморазвитии, недостаточно сформирован уровень физического развития и ответственности за состояние своего здоровья. Что показывает неполноценность осуществления двух условий: наличие личной готовности студента, под которой понимают ту или иную степень соответствия состояния психики и физического здоровья, требованиям выполняемой деятельности и актуализации рефлексии с целью выявления оптимальных путей и способов непрерывного саморазвития и самосовершенствования средствами физической культуры, спорта и здоровьесберегающей деятельности.

Для выявления отдельных компонентов здоровьесберегающей компетентности студента психолого-педагогического направления нами был использован опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская). Интерпретация результатов проводится по 5 шкалам. Уровень определяется в соответствии с установленными рамками: до 30 % — низкий уровень (неадекватное отношение); 31–70 % — средний уровень адекватности отношения здоровья; 71–100 % — высокий уровень адекватности отношения к здоровью. Нами будет рассмотрена каждая школа и исходя из полученных данных мы сможем определить направления с наибольшим количеством проблем.

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: средний уровень адекватности наблюдается по эмоциональной шкале — 56 %, а также когнитивной шкале — 35 %. Это свидетельство того, что студенты владеют знаниями в области здоровьесбережения на базовом уровне, относятся к своему здоровью достаточно бережно, понимают его значимость, могут частично не обращать внимание на ухудшение его состояния. Низкий уровень (неадекватное отношение) отмечается по поведенческой и ценностно-мотивационной шкалам. Студенты психолого-педагогического направления не считают важным прикладывать усилия для укрепления и поддержания своего здоровья, действия и поступки не соответствуют основам здорового образа жизни. Мотивация к занятиям ЗОЖ низкая, не наблюдается тенденции здоровья как одной из главных ценностей.

Отношение к здоровью

Рис. 3. Отношение к здоровью

По полученным результатам можно говорить о том, что необходимо особенно обратить внимание на мотивации, ценности и поведение студентов психолого-педагогического образования. Совокупность низких результатов по данным шкалам свидетельствует о низкой культуре здоровья среди студенческой молодежи исследуемого направления подготовки. Если рассматривать вариант дальнейшей организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях, то необходимо применить меры по улучшению сложившейся ситуации.

Опросник предусматривает открытый вопрос, его формулировка содержит следующее: «Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?». Достаточно большой процент испытуемых студентов — 87 % отмечают, что это отсутствие внешнего дискомфорта. То есть здоровье для данных студентов выражается в хорошем самочувствии, без оценки внутреннего психоэмоционального состояние. В то же время 13 % опрошенных отмечают важность психологического состояния наравне с физическим. Это может свидетельствовать как о незнании студентами всех аспектов здоровья, как понятия в целом, так и об отрицании значимости внутренних факторов и состояний, влияющих на его уровень.

Таким образом, по результатам проведенного исследования студенты не считают значимым вести здоровый образ жизни, имеют низкую физическую активность и низкие показатели по самореализации, а также низкий уровень мотивации ведения ЗОЖ.

Литература:

  1. Колпакова, А. Н. Педагогические аспекты изучения динамики формирования установок здорового образа жизни в разновозрастной группе / А. Н. Колпакова // Beneficium. — 2018. — № 2 (27).: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-izucheniya-dinamiki-formirovaniya-ustanovok-zdorovogo-obraza-zhizni-v-raznovozrastnoy-gruppe
  2. Манаенкова М. П., Калякин Е. В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Гаудеамус. 2021. № 1 (47).: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-professionalnogo-stanovleniya-pedagoga-psihologa
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, психолого-педагогическое образование, студент, данные, уровень ведения, шкала, духовный рост, личная готовность, неадекватное отношение.


Похожие статьи

Основные составляющие здорового образа жизни студента

Здоровье — это одна из важнейших составляющих жизни каждого человека.

Также студентам зачастую не хватает средств, времени, мотивации для ведения здорового образа жизни.

«Основы здорового образа жизни» Б.Чумаков, 2009г. Педагогическое общество России.

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и.

Оптимизация оценки уровня здоровья лиц молодого возраста...

...обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с

1. Состояние здоровья студентов целесообразно оценивать в «Кабинете здорового образа

2. Комплексная оценка уровня здоровья студентов должна включать результаты

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, Россия, группа...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для

Воспитание ценностного отношения к здоровью является актуальной психолого-педагогической проблемой.

3. Ковалевская А. Ф. Вопросы воспитания ценностного отношения.

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших...

Библиографическое описание: Радченко, Е. С. Образ жизни и представление о здоровье студентов

Всего было опрошено 55 студентов двух курсов: 27 — на первом, 28 человек — на втором.

Результаты исследования показали, что у большинства студентов 1–2 курса уровень знаний о здоровье и ЗОЖ не высок.

- необходимость ведения здорового образа жизни

Проблема здоровья студенческой молодежи | Статья в журнале...

Установлено, что рост заболеваемости студентов происходит на фоне заметного снижения

Это еще раз свидетельствует о серьезности проблемы состояния здоровья студентов.

Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б. И. Новиков, 1999) зафиксировано ухудшение их здоровья за время обучения.

3. Беспапько В. П. Слагаемые педагогической технологии.

Взаимодействие социального педагога и семьи в обучении...

- сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, режим дня и сна; - экологическое воспитание, бережное отношении к природе и окружающей среде

Формирование здорового образа жизни у детей школьного возраста — это многогранный

и ведения здорового образа жизни, мотивацию к сохранению и укреплению здоровья.

Результаты психолого-педагогического исследования по...

Библиографическое описание: Манучарян, Л. Х. Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа / Л. Х. Манучарян, Н. В. Гордиенко.

Диагностика психологических личностных характеристик...

Разуваева, И. Ю. Диагностика психологических личностных характеристик студентов для

В то же время у студентов (90 %) выявляется низкий уровень самооценки. Студентам с низкой самооценкой типична общая неустойчивость образования и мнений о себе.

Таблица 1. Данные эмоциональной устойчивости студентов экспериментальной группы до эксперимента.

Психолого-педагогические факторы, негативно влияющие на...

- системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает

Причем, отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и

Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. – 53 с.

Похожие статьи

Основные составляющие здорового образа жизни студента

Здоровье — это одна из важнейших составляющих жизни каждого человека.

Также студентам зачастую не хватает средств, времени, мотивации для ведения здорового образа жизни.

«Основы здорового образа жизни» Б.Чумаков, 2009г. Педагогическое общество России.

В работе рассматриваются вопросы изучения здорового образа жизни студентов и.

Оптимизация оценки уровня здоровья лиц молодого возраста...

...обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с

1. Состояние здоровья студентов целесообразно оценивать в «Кабинете здорового образа

2. Комплексная оценка уровня здоровья студентов должна включать результаты

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, Россия, группа...

Формирование ценностного отношения к здоровью как...

Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Ученые предлагают 3 уровня для

Воспитание ценностного отношения к здоровью является актуальной психолого-педагогической проблемой.

3. Ковалевская А. Ф. Вопросы воспитания ценностного отношения.

Образ жизни и представление о здоровье студентов младших...

Библиографическое описание: Радченко, Е. С. Образ жизни и представление о здоровье студентов

Всего было опрошено 55 студентов двух курсов: 27 — на первом, 28 человек — на втором.

Результаты исследования показали, что у большинства студентов 1–2 курса уровень знаний о здоровье и ЗОЖ не высок.

- необходимость ведения здорового образа жизни

Проблема здоровья студенческой молодежи | Статья в журнале...

Установлено, что рост заболеваемости студентов происходит на фоне заметного снижения

Это еще раз свидетельствует о серьезности проблемы состояния здоровья студентов.

Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б. И. Новиков, 1999) зафиксировано ухудшение их здоровья за время обучения.

3. Беспапько В. П. Слагаемые педагогической технологии.

Взаимодействие социального педагога и семьи в обучении...

- сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, режим дня и сна; - экологическое воспитание, бережное отношении к природе и окружающей среде

Формирование здорового образа жизни у детей школьного возраста — это многогранный

и ведения здорового образа жизни, мотивацию к сохранению и укреплению здоровья.

Результаты психолого-педагогического исследования по...

Библиографическое описание: Манучарян, Л. Х. Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа / Л. Х. Манучарян, Н. В. Гордиенко.

Диагностика психологических личностных характеристик...

Разуваева, И. Ю. Диагностика психологических личностных характеристик студентов для

В то же время у студентов (90 %) выявляется низкий уровень самооценки. Студентам с низкой самооценкой типична общая неустойчивость образования и мнений о себе.

Таблица 1. Данные эмоциональной устойчивости студентов экспериментальной группы до эксперимента.

Психолого-педагогические факторы, негативно влияющие на...

- системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает

Причем, отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и

Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. – 53 с.

Задать вопрос