Взаимодействие социального педагога и семьи в обучении школьников здоровому образу жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.10.2014

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Луканина Н. Н. Взаимодействие социального педагога и семьи в обучении школьников здоровому образу жизни // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 601-604. — URL https://moluch.ru/archive/77/13277/ (дата обращения: 22.06.2018).

 

Важнейшей задачей современной системы общего образования является постоянное улучшение качества социально-педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. В связи с нарастающим социальным неравенством в обществе, что отражается на детях и подростках, духовно-нравственный уровень понижается, а от сюда и возникают проблемы с ростом числа курильщиков, распивающих спиртные напитки, употребляющих наркотические средства. Достаточно значимо поменялись условия обучения и воспитания школьников в общеобразовательных учреждениях. Вследствие увеличения объема учебных дисциплин увеличилась предметная нагрузка. Следует отметить, что учебный процесс общеобразовательной школы в первую очередь ориентирован на развитие интеллектуальных способностей, отодвигая заботу о сохранении и укреплении физического и психического здоровья учащихся. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25–30 % детей, приходящих в 1 классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а так же, что состояние здоровья детей за период обучения в школе ухудшается. К тому времени как школьники становится выпускниками, то каждый четвертый из них имеет патологию сердечно-сосудистой системы, каждый третий — близорукость, нарушение осанки и другие заболевания. Исследования Выголовой В. О., Зелинской Д. И., Олещенко А. М., Фалевича В. И. и др. подтверждают, что показатели здоровья подрастающего поколения у нас в стране снижаются.

В школах сейчас наиболее актуальна, встали проблемы формирования здорового образа жизни, предупреждения заболеваемости и естественно охрана здоровья школьников.

Снижение показателей здоровья детей школьного возраста связано не только с проблемами экологии, экономики, но и отсутствием должной воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения, направленной на формирование здорового образа жизни.

Таким образом, перед школой стоит первостепенная задача сохранения и укрепления здоровья детей после поступления в школу, когда увеличивается в разы психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

«Здоровый образ жизни» школьника в современном понимании представляет собой всю совокупность форм и способов активной жизненной деятельности, способствующая эффективному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни — это полноценная взаимосвязанная система активной жизнедеятельности человека, направленная на профилактику и предупреждения различных физических и психологических заболеваний, сохранения своего здоровья с помощью правильного питания и режима дня, моральных устоев соответствующего общества и, конечно же, полный отказ от вредных привычек.

 И так, причинами ухудшающими здоровье и работоспособность школьников в системе общего образования являются отсутствие определенного баланса всех видов активной деятельности детей, нарушение режима учебно-воспитательного процесса, который не соответствует возможностям и уровню подготовленности всех школьников. К факторам риска, ухудшающим здоровье школьников, относятся:

-        вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя);

-        отсутствие режима полноценного и сбалансированного питания;

-        неупорядоченный режим дня;

-        учебная перезагрузка и гиподинамия;

Соответственно, в результате всех перечисленных причин здоровье школьников находится в постоянной опасности. Но, даже зная все эти простые для понимания факторы риска ухудшения здоровья, большая часть родителей не придают значения на соблюдения здорового образа жизни и правил сохранения здоровья своих детей. Так как у родителей и детей школьного возраста недостаточно сформировано положительное отношение к здоровому образу жизни.

Сейчас перед школой стоит серьезная задача сформировать и привить навыки ведения здорового образа жизни, ведь основы физического и психического здоровья детей закладываются и развиваются в детские года. Поэтому научить здоровому образу жизни, воспитать осознанное и ответственное отношение к своему здоровью необходимо начинать с детского возраста. Это становиться возможным путем активного взаимодействия социального педагога, учителей физической культуры и ОБЖ, родителей и медицинских работников к организации и проведению оздоровительных и просветительских мероприятий в условиях школы и семьи. Только при таком подходе взаимодействия педагогов и родителей повышается качественность физкультурно-оздоровительной работы, которая направлена на формирования и укрепление физического и психического здоровья школьников.

 В современном обществе понятие и статус семьи резко снизился, что непременно сказывается на состоянии физического и психического здоровья детей. Так же большое влияние на ухудшение здоровья детей оказывают нестабильное экономическое положение семьи, неблагоприятные санитарные условия в школе и дома, психоэмоциональные стрессы, вызванные неблагоприятной обстановкой в семье и школе, неорганизованный режим дня и нерациональное питание.

Для укрепления здоровья среди школьников в системе общего образования необходимо делать большой акцент на развитие социальной сферы, где субъектами способствующих формированию здорового образа жизни выступят не только семья и врачи, но и социальные педагоги как специалисты, комплексно решающее проблемы семьи, защиты детства. Семья и школа являются доминирующими социальными институтами, отвечающие за воспитание и обучение школьников. Им отведена ведущая роль в становлении и развитии личности школьника, формировании здорового образа жизни, сохранении и укреплении его здоровья.

Вопрос совершенствования консолидации всех воспитательных мер по укреплению и сохранению здоровья школьников, тесного взаимодействия с различными социальными службами еще мало изучен. Поэтому возникают противоречия таки как между:

-          снижением уровня показателей здоровья школьников, наличие вредных привычек у них и несовершенная целенаправленная система работы с детьми, родителями и педагогами по укреплению и сохранению здоровья, недостаточным финансированием профилактических мероприятий среди школьников и их родителей;

-          важностью совместных усилий различных специалистов в первую очередь социальных педагогов, которые будут взаимодействовать со всеми социальными институтами в работе по укреплению и сохранению здоровья детей, возникновением потребности специалистов и их отсутствием в нужном количестве для школы.

-          потребностью взаимодействия, усиления активных мер образовательной системы, здравоохранения и общества по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни, социализации школьников и инертностью учителей, врачей и родителей к организации профилактики заболеваний и сохранению здоровья.

Следовательно, необходимы организационно — социально — педагогические условия для реализации качественно-результативного взаимодействия социального педагога, медицинского работника и родителей по формирования здорового образа жизни школьников. При соблюдении такого баланса в работе образовательной системы и института семьи будут повышены показатели психического и физического здоровья детей, так как:

-          появится целостное воспитательно-образовательное пространство;

-          будет проводиться просветительская психолого-педагогическая и медицинская работа общей направленности по сохранению и укреплению здоровья;

-          возрастет степень грамотности и мотивации педагогического состава школы в вопросах профилактики заболеваний среди школьников и укреплению их здоровья;

Такая работа по формирования здорового образа жизни школьников является самой перспективной на данное время, так как только при систематическом взаимодействии всех специалистов в этой области и общества в реальной жизни можно добиться значительных результатов.

Конкретный акцент должен делаться на:

-          совместные занятия физкультурой, прогулки, походы и т. д.;

-          наглядный пример родителей и отсутствие у них вредных привычек;

-          сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, режим дня и сна;

-          экологическое воспитание, бережное отношении к природе и окружающей среде;

-          благоприятная атмосфера в семье и школе;

-          медицинское воспитание, через своевременное посещение врача и выполнение.

Дети школьного возраста должны знать основы личной гигиены, уметь использовать физические упражнения, простейшие закаливающие процедуры, знать правила их применения и выполнения, соблюдать режим дня, иметь правильное представление о влиянии вредных привычек на здоровье человека.

Для получения эффективности социальному педагогу необходимо создать родительско-детские группы для систематической и комплексной работы, изучить семьи (состав, материальное благополучие, культурные традиции, внутрисемейные отношения, уровень психолого-педагогической грамотности и т. д.) и детей (место ребенка в семье, психическое и физическое состояние и т. д.), выбрать формы и методы профилактики с конкретными группами. Реализация работы по формированию здорового образа жизни и профилактики заболеваний среди школьников, необходимо использовать традиционные формы (дни открытых дверей, общие собрания, тематические акции, открытие мероприятия и т. д.), а так же и применять нетрадиционные формы (индивидуальные беседы по организации семейного досуга, формированию благоприятной семейной атмосферы и т. д.).

Достаточно эффективной формой взаимодействия семьи и системы образования в наше время в формировании педагогической грамотности о здоровом образе жизни у школьников является родительские конференции, проводимые с привлечением разных специалистов (органов власти, врачей, психологов, научных деятелей, специалистов по оздоровительной физической культуре, руководителей общественных объединений, спортсменов, классных руководителей и родителей).

Закон «Об образовании» в Российской Федерации определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.

Формирование здорового образа жизни у детей школьного возраста — это многогранный социально-психолого-педагогический процесс, предусматривающий комплексность сбалансировано организованных форм и способов жизнедеятельности, способствующих активному, полноценному выполнению учебно-трудовых, социальных и биологических функций, является одной из важнейших задач школы и семьи.

Правильное здоровое воспитание детей школьного возраста становится возможным, только при тесном сотрудничестве семьи со специалистами школы, если работа будет вестись целенаправленно, систематически; если ребёнок будет выступать не объектом воспитательного процесса.

Именно родители должны заложить своему ребенку основу для формирования и ведения здорового образа жизни, мотивацию к сохранению и укреплению здоровья. А уже в школе можно реализовывать с такими детьми здоровьесберегающие программы.

 

Литература:

 

1.         Архангельский В. Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семьи в Российской Федерации / В. Н. Архангельский // Семья в России. 1994.-№ 1.

2.         Бордовская Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, A. A. Реан.- СПб., 2000.

3.         Гаджиев Р. Д. Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании и обучении младших школьников с ослабленным здоровьем. / Сборник статей ассоциации молодых ученых Дагестана. Махачкала 2005.- Выпуск № 16.

4.         Гаджиев Р. Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового об раза жизни у младших школьников. /Межвузовский сборник научных трудов. — Казань, 2006.

5.         Лодкина Т. В. Защита семьи и ребенка как проблема социальной экологии /Т. В. Лодкина // Педагогическое образование и наука. -2002. -№ 2.

6.         Семакова О. А. Формирование навыков здорового образа жизни, как направление социально-педагогической работы. М., 2005.

7.         Тихомирова Л. Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья школьников/ Л. Ф. Тихомирова. Ярославль: «Ремдер», 2003.

8.         Черствая O. E. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей: Дисс.. канд. пед. наук /О. Черствая. М., 2001

 

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, школьный возраст, ребенок, родитель, формирование, школа, режим дня, общее образование, укрепление здоровья, социальный педагог.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания...

Необходима такая совместная организация просветительной и оздоровительной работы, которая будет направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника, а также на укрепление их здоровья и предупреждение заболеваемости.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Цель программы – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

здоровый образ жизни, безопасный образ жизни, культура здоровья, здоровье, формирование, формирование культуры здоровья, режим дня, личная гигиена, здоровое питание, школьник.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду в ходе организации познавательных, физкультурных и интегрированных занятий, партнерской совместной деятельности педагога и ребенка в течение дня, и продолжаться в школе.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания...

Необходима такая совместная организация просветительной и оздоровительной работы, которая будет направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника, а также на укрепление их здоровья и предупреждение заболеваемости.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Цель программы – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

здоровый образ жизни, безопасный образ жизни, культура здоровья, здоровье, формирование, формирование культуры здоровья, режим дня, личная гигиена, здоровое питание, школьник.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду в ходе организации познавательных, физкультурных и интегрированных занятий, партнерской совместной деятельности педагога и ребенка в течение дня, и продолжаться в школе.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания...

Необходима такая совместная организация просветительной и оздоровительной работы, которая будет направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника, а также на укрепление их здоровья и предупреждение заболеваемости.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Цель программы – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

здоровый образ жизни, безопасный образ жизни, культура здоровья, здоровье, формирование, формирование культуры здоровья, режим дня, личная гигиена, здоровое питание, школьник.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду в ходе организации познавательных, физкультурных и интегрированных занятий, партнерской совместной деятельности педагога и ребенка в течение дня, и продолжаться в школе.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни.

Исследование проблемы формирования здорового образа...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Социально-педагогические аспекты формирования здорового...

физическая культура, здоровый образ жизни, формирование, здоровье, младший школьный возраст, образ жизни, младший школьник, ранний возраст, система мероприятий, организация работы.

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания...

Необходима такая совместная организация просветительной и оздоровительной работы, которая будет направлена на формирование здорового образа жизни младшего школьника, а также на укрепление их здоровья и предупреждение заболеваемости.

Программа формирования экологической культуры, здорового...

Цель программы – сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

здоровый образ жизни, безопасный образ жизни, культура здоровья, здоровье, формирование, формирование культуры здоровья, режим дня, личная гигиена, здоровое питание, школьник.

Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего...

Библиографическое описание: Токарева Е. А., Токарев А. А., Иванова В. В. Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад...

Организационно-педагогические условия приобщения детей...

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду в ходе организации познавательных, физкультурных и интегрированных занятий, партнерской совместной деятельности педагога и ребенка в течение дня, и продолжаться в школе.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Социальный феномен «здоровый образ жизни». Физическая культура как основа формирования здорового образа жизни.

Задать вопрос