Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр / Е. С. Кладова, Е. А. Никитенко, Е. В. Конради [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102810/ (дата обращения: 11.12.2024).



Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Использование нетрадиционных игр и пособий для полноценного сенсорного развития, безусловно, актуально. Ведь детей можно заинтересовать не только дорогими игрушками из магазина, но играми и пособиями из интересных предметов домашнего обихода, изготовленными собственноручно. Дидактические пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция — делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки — редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.

Посредством нетрадиционных игр и пособий, сделанных своими руками, дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности — отличительная особенность таких необычных игр. Поэтому, мы решили разнообразить сенсорное пространство в группе нетрадиционными дидактическими играми.

Мы решили разнообразить сенсорное пространство, и изготовили «Сенсорный ларец», а также систематически его пополняем нетрадиционными дидактическими играми для полноценного сенсорного развития детей раннего возраста. Мы решили создать пособия и игры собственноручно. Ведь не секрет, что ребенку гораздо интереснее играть, например, с обычной коробкой, кастрюлей, крышечками, ложками, прищепками, крупами, губками и т. д. С помощью различных предметов домашнего обихода малыш может самостоятельно придумать себе занятие.

«Сенсорный ларец» — это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, представляющее собой передвижной куб, где каждое игровое пространство (а всего их пять) помогает освоить сенсорные эталоны:

— 1-е игровое пространство — изучение цветов.

— Мы используем дидактическую игру «Досочки Сегена», которая представляет собой рамки и вкладыши различных цветов и геометрических фигур.

— 2-е игровое пространство — изучение формы предметов и их сортировка. Мы используем обучающее игровое пособие — развивающие карточки на липучках. Данные карточки содержат обучающий материал по разным темам: «Домашние животные», «Геометрические фигуры», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

— 3-е игровое пространство — изучение размера предмета «Большой — маленький». Здесь мы используем абсолютно одинаковые картинки, но разного размера и предлагаем распределить их на игровом поле в соответствии с размером «большой и маленький»

— 4-е игровое пространство — тактильное восприятие. Мы используем тактильные карточки с изображением животных, где на каждой карточке есть окошко с разной фактурой.

— 5-е игровое пространство — познание окружающего мира. Данное игровое поле представляет собой четыре наглядных пособия, описывающие времена года и их признаки. В центре поля размещены часы — сортер, способствующие изучению времени суток (день-ночь).

Куб «Сенсорный ларец» достаточно многофункциональный — у него есть не только пять рабочих областей, но и отличное, достаточно большое место хранения, которое мы используем для нетрадиционных дидактических игр. В зависимости от наполнения «ларца», игры могут развивать и совершенствовать сенсорные способности и познавательную активность, мелкую моторику, внимание, логическое мышление, воображение, умение сопоставлять и сравнивать, любознательность, умение различать геометрические фигуры и основные цвета, тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша. Для реализации познавательной потребности детей раннего возраста, нами был разработан рад дидактических игр, способствующих сенсорному развитию дошкольников.

Игры, способствующие сенсорному развитию:

Величина : «Лесная полянка», «Белкины запасы», «Три медведя». Эти дидактические игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

Форма : «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Найди тень». В этих дидактических играх дети учатся различать, группировать предметы по форме.

Цвет : «Колючки ёжика», «Цветные резиночки», «Разноцветные сапожки побежали по дорожке», «Спрячь мышку». «Цветные шарики», «Дерево — Времена года», «Бабочки на летней полянке», «Разноцветные жуки», «Домик для крышек», «Цветные комочки», «Предметы-потеряшки», «Найди свой лепесток». Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Осязание : «Чудесный мешочек», «Тактильные карточки».

Каждая дидактическая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

Внедряемые нами нетрадиционные дидактические игры для сенсорного развития у детей раннего возраста позволяют осуществлять личностно — деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения. Анализ проведенной работы показал, что использование различных методов и видов работы эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Используя разнообразные дидактические игры, мы заметили, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляют желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие посредством нетрадиционных дидактических игр планомерно и систематически включались во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Именно использование дидактической игры помогает развивать навыки у детей сенсорного воспитания, формировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру, дети знакомятся с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей начинает формироваться умение точно, полно воспринимать свойства предметов, сравнивать предметы.

Литература:

  1. Айтмаганова, А. А. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего возраста средствами сенсорного воспитания / А. А. Айтмаганова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. О. О. Айвазян. — Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2018. — С. 5–6.
  2. Венгер, Л. A. Сенсорное развитие и воспитание при обучении предметным действиям второй-третий год жизни / Л. A. Венгер // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. — М.: Просвещение, 2014. — С. 59–72.
  3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. A. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова и др. — М.: Просвещение, 2016. — 110 с.
  4. Карнаухова, М. В. Использование развивающих игр и пособий в сенсорном развитии младших дошкольников / М. В. Карнаухова, С. И. Манохина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Т. В. Яковлева. — Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. — С. 78–80.
  5. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2016. — № 6. — С. 779–783.
  6. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1 / под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 2016. — С. 242–476.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, ребенок, ранний возраст, сенсорное развитие, полноценное сенсорное развитие, сенсорное воспитание, домашний обиход, дошкольное воспитание, сенсорное пространство.


Похожие статьи

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Похожие статьи

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Формирование пространственных отношений у старших дошкольников в процессе использования элементов игровой педагогической технологии

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Задать вопрос