Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Асущенко, Т. С. Сенсорное воспитание в раннем возрасте посредством дидактических игр / Т. С. Асущенко, Е. Н. Казакова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 50-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16129/ (дата обращения: 28.02.2021).



В статье рассматривается значимость сенсорного воспитания на основе исследования отечественных и зарубежных исследований, а также опираясь на личный опыт.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, игра, ребенок, младший возраст.

Роль сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста рассматривают как совокупность представлений о свойствах предметов, включающих восприятие по форме, цвету, величине, положения в пространстве, а также обонятельное и вкусовое восприятие.

Знакомство со свойствами, признаками окружающего мира посредством органов чувств является основой сенсорного воспитания.

В период дошкольного детства становится важной роль дошкольного образовательного учреждения. Основная задача дошкольного детства — организация условий для стимулирования развития сенсорных навыков воспитанников, учитывая их возрастные особенности.

Приоритет сенсорного развития обуславливается тем, что именно уровень сенсорного развития является основным показателем готовности ребенка к школе.

Изучением актуальности сенсорного развития детей занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги. Такие как: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие.

По результатам их исследований, можно сделать вывод о том, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Особое внимание заслуживает сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познавательная и исследовательская деятельности. Исходя из этого, можно подтвердить, что сенсорное развитие фундаментом общего умственного развития ребенка , который необходим для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Очень важно, именно в раннем возрасте, заложить основу правильного сенсорного восприятия, чтобы в дальнейшем на других этапах развития не возникло трудностей. В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. «Золотая пора» сенсорного воспитания, — так Н. М. Щелованов называл ранний возраст.

В младшем возрасте восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

Выдающийся педагог Н. К. Крупская, подчёркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее» [2, с. 203–204]

Игра занимает особое положение в сенсорном воспитании, так как дети, благодаря играм, могут проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем мире. Играя, ребенок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений. Именно играя, он изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучает растения, животных. При помощи игр на сенсорное развитие воспитатель демонстрирует ребенку и показывает, насколько интересен и разнообразен этот мир.

При работе по развитию сенсорных навыков, можно разделить дидактические игры на:

  1. Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

  1. Настольно-печатные игры.

Данные игры в значительной степени привлекают внимание детей благодаря своей разнообразностью и привлекательностью.

  1. Словесные игры.

Данный вид игр включает в себя игры, в процессе которых включается использование речевого аппарата и словарного запаса ребенка. В рамках подобной игры ребенок может использовать ранее приобретенный опыт восприятия. В процессе включается воображение, углубляются раннее приобретенные знания о предметах. Дошкольники могут решать мыслительные задачи, которые встают перед ними, а также выделять основные характерные признаки изученных предметов.

Организация работы по развитию сенсорных навыков и эталонов должна соответствовать индивидуальным и возрастным потребностям.

Основной вид деятельности должен быть не более 15 минут, так как в младшем дошкольном возрасте концентрация внимания уменьшена и необходимо менять вид деятельности для того, чтобы сохранять концентрацию детей.

Особенно важно чередовать тем активности ребёнка, в рамках здоровье сберегающей технологии.

Планируя деятельность, необходимо учитывать различные направления для того, чтобы работа производилась комплексно.

Дети младшего возраста могут строить башенки, домики для кукол, стулья уже из большего числа кубиков и разной величины. Развивается не только наглядно-образное мышление, но и восприятие, внимание, память, речь.

В начале учебного года нами была проведена диагностика, по результатам которой выявилась недостаточность развития у воспитанников сенсорного восприятия, мелкой моторики рук, а также внимания. И исходя из полученных данных мы решили уделить больше внимания данному аспекту.

Нами была разработана система работы на учебный год, которая включала:

  1. Непосредственно образовательную деятельность.
  2. Экспериментирование с природным материалом.
  3. Дидактические игры подгрупповые и индивидуальные.
  4. Индивидуальную работу с каждым ребенком.
  5. Проектную деятельность (проект «снег, лед, вода»; проект «огород на окне», проект «юные исследователи»).
  6. Организованы индивидуальные выставки работ.

В конце учебного года диагностика была проведена повторно. И результаты подтвердили необходимость проделанной работы, а также ее успешность. Если на первом этапе сформированность сенсорных эталонов была 38 %, то в конце работы она повысилась на 27 % и составила 65 %.

Данный результат свидетельствует об успешности проделанной работы и качественного планирования педагогической работы.

Учитывая все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что сенсорное воспитание играет важную роль в процессе становления ребенка дошкольного возраста и создает основу к подготовке к школе.

Ведь сенсорное восприятие — основной вид познания окружающего мира ребенка младшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.,1989.
  2. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании / Н. К. Крупская. — М.,1973.
  3. Пилюгина Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. / Э. Г. Пилюгина. — М.: Просвещение, 1983.
  4. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду / А. П. Усова. — 3-е изд. — М.,1972.

Ключевые слова

игра, ребёнок, сенсорное воспитание, младший возраст