К вопросу о введении чрезвычайного положения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 17.05.2023

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Смирнов, В. А. К вопросу о введении чрезвычайного положения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации / В. А. Смирнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 629-631. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102802/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы, связанные с процедурой введения чрезвычайного положения в Российской Федерации. Предлагается возможность введения чрезвычайного положения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации в случае, если чрезвычайная ситуация происходит только на территории одного субъекта.

Ключевые слова: высшее должностное лицо, особые правовые режимы, режим чрезвычайного положения, чрезвычайная ситуация, Президент Российской Федерации.

Обратимся непосредственно к правовому регулированию процедуры введения чрезвычайного положения. Она регулируется положениями Конституции РФ [1], а также ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ст. 4–10) [2]. В соответствии с данными НПА, только Президент Российской Федерации обладает правом на введение чрезвычайного положения как на всей территории РФ, так и в отдельных субъектах. После введения чрезвычайного положения Президент должен незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. При этом, указ Президента о введении чрезвычайного положения должен быть утвержден Советом Федерации. Государственная Дума, в данном случае, не имеет никаких полномочий.

Указанное правовое регулирование, очевидно, вызывает несколько важных вопросов. Один из них — по какой причине только Президенту РФ предоставлено исключительное право на введение чрезвычайного положения на территории РФ, и по какой причине такого права, в определенных ситуациях, не имеют ОГВ субъектов РФ. Постараемся разобраться в указанном вопросе [5, c. 65].

В данном случае необходимо обратить внимание, что чрезвычайное положение, исторически, вводилось в нашем государстве как с подачи федерального органа исполнительной власти (Президента), так и федерального органа законодательной власти (Верховного Совета). При этом, введение чрезвычайного положения было предоставлено и Верховным Советам автономных республик, если ситуация затрагивала только их территорию. Достаточно очевидна причина, по которой от такого правового регулирования отказались в 90-х годах XX столетия — популярность сепаратистских настроений в национальных республиках, разгул преступности, всеобщая бедность — причины, по которым федеральный центр явно не желал предоставлять субъектам лишних полномочий в таких важных сферах. Тем не менее, в настоящий момент ситуация существенным образом изменилась, субъекты более не изъявляют желания выйти из состава РФ, а криминогенная обстановка находится в пределах нормы [4, с. 42].

В данном контексте необходимо отметить, что именно ОГВ субъектов федерации обладают наибольшим количеством информации о причинах и условиях возникновения чрезвычайной ситуации, а также обладают первичными ресурсами для её ликвидации. В таких условиях они наиболее быстро, полно и эффективно могут выделять и распределять ресурсы для, изначально, локализации чрезвычайной ситуации, а затем её полной ликвидации, а также ликвидации её последствий. Зачастую ОГВ субъектов, в отличие от неизвестных населению федеральных властей, обладают на своей территории авторитетом, достаточным для недопущения паники среди населения, а также его организации либо для помощи в ликвидации ЧС, либо для эвакуации из зоны чрезвычайного положения.

Кроме того, в рамках ликвидации ЧС, зачастую, наиболее важное значение имеет быстрота реакции органов власти. Чем дольше ЧС будет развиваться бесконтрольно, тем более серьезными будут его последствия, в том числе может увеличиться число человеческих жертв. В данном контексте наиболее быстро принять решение о введении военного положения может лицо, находящееся непосредственно на месте возникновения ЧС, и, если ЧС касается только территории одного субъекта, принять наиболее верное в возникшей ситуации решение. В случае невозможности мгновенной ликвидации ЧС — о введении чрезвычайного положения.

Тем не менее, на данный момент действующее законодательство РФ не допускает возможности введения чрезвычайного положения кем бы то ни было помимо Президента РФ. В таком случае возможно говорить об исключительной дискреции полномочий главы нашего государства, что, в целом, не вполне соответствует смыслу и целям института чрезвычайного положения. Когда речь идет о введении военного положения, безусловно, исключительность возможности Президента ввести данный особый правовой режим не вызывает никаких вопросов. Однако, чрезвычайное положение обладает особой спецификой, так как не предусматривает потенциальной возможности нарушения суверенитета Российской Федерации и её территориальной целостности.

При этом, когда мы говорим о возможности введения чрезвычайного положения высшими должностными лицами субъектов федерации, мы говорим только о введении чрезвычайного положения для ликвидации ЧС природного и техногенного характера. В таком случае социально-криминогенного фактора не имеется, нет необходимости применять правоохранительные органы для ликвидации, например, массовых беспорядков. В этой связи, чрезвычайное положение может быть и высшими должностными лицами субъектов.

Исходя из вышеуказанного, предоставление возможности для ОГВ субъектов вводить чрезвычайное положение исключительно на своей территории (если ЧС затрагивает территорию только одного субъекта) мы считаем надлежащей мерой для развития института чрезвычайного положения в Российской Федерации. При этом, такую возможность мы считаем применимой только для оснований, предусмотренных п. «б» ст. 3 Закона «О чрезвычайном положении», т. е. для ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, на наш взгляд, введение чрезвычайного положения на территории субъекта должно осуществляться высшим должностным лицом субъекта с согласия законодательного органа субъекта.

Таким образом, наличие у Президента Российской Федерации исключительного права на введение чрезвычайного положения на территории РФ, на наш взгляд, является необоснованным, не соответствует целям введения чрезвычайного положения. В связи с этим, необходимо предоставление ОГВ субъектов права на введение чрезвычайного положения исключительно на территории отдельного субъекта.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата доступа: 05.05.2023).
  2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» // Российская газета. — 2001. — № 105.
  3. Архипова Н. И., Кульба В. В. Управление в чрезвычайных ситуациях. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1998. С. 37–39.
  4. Старостин С. А. Чрезвычайные административно-правовые режимы: монография. Москва: Проспект, 2022. 112 с.
  5. Старостин С. А. Чрезвычайное положение: монография. Москва: Проспект, 2019. С. 65.
Основные термины (генерируются автоматически): чрезвычайное положение, Российская Федерация, введение, чрезвычайная ситуация, возможность введения, субъект, территория РФ, военное положение, высшее должностное лицо, государственная Дума.


Похожие статьи

Деятельность федеральных государственных органов по ограничению и защите прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения

В статье рассматривается деятельность федеральных государственных органов по ограничению и защите прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения, которую следует рассматривать как специфический вид властной государственной дея...

Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

В статье проведен анализ действующего законодательства в сфере военного положения, также приводится попытка исследования особенностей ограничения прав и свобод человека и гражданина в период действия военного положения.

Проблемы конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

Автор анализирует ключевые различия оснований привлечения к конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом № 414-ФЗ и Федеральным законом № 184-ФЗ. Рассматриваются ...

Отдельные вопросы развития полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по применению чрезвычайных мер по защите населения в условиях проведения специальной военной операции

В статье автор исследует вопросы развития института полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по применению чрезвычайных мер по защите населения в условиях проведения специальной военной операции на современном этапе в Россий...

Проблемы в реализации следователем полномочий по проведению следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан

Настоящая статья посвящена порядку производства следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан. Также характеризуются следственные действия как действие, сопряженное в той или иной степени с ограничением конституционных прав и св...

Особенности правового положения лиц, замещающих государственную должность

В данной статье рассматривается особенности правового положения лиц, замещающих государственную должность.

Ограничения гражданских прав при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

Особенности имущественных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций

В статье сообщается о том, что Российская Федерация как конституционно социальное государство в добровольном, инициативном порядке берёт на себя вопросы преодоления нарушения имущественных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и преодоле...

К вопросу о сущности допустимых ограничений прав, свобод человека и гражданина на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

В статье авторы определяют возможные ограничения прав и свобод граждан, вызванные необходимостью решения задач уголовного судопроизводства с учетом пределов, установленных законодателем.

Характеристика деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

В данной статье авторы анализируют характеристику деятельности высшего должного лица субъекта Российской Федерации. Также рассматривается значение в установлении основ правового статуса должностных лиц. Поднимается вопрос о необходимости принятии нов...

Похожие статьи

Деятельность федеральных государственных органов по ограничению и защите прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения

В статье рассматривается деятельность федеральных государственных органов по ограничению и защите прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного положения, которую следует рассматривать как специфический вид властной государственной дея...

Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

В статье проведен анализ действующего законодательства в сфере военного положения, также приводится попытка исследования особенностей ограничения прав и свобод человека и гражданина в период действия военного положения.

Проблемы конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

Автор анализирует ключевые различия оснований привлечения к конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом № 414-ФЗ и Федеральным законом № 184-ФЗ. Рассматриваются ...

Отдельные вопросы развития полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по применению чрезвычайных мер по защите населения в условиях проведения специальной военной операции

В статье автор исследует вопросы развития института полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по применению чрезвычайных мер по защите населения в условиях проведения специальной военной операции на современном этапе в Россий...

Проблемы в реализации следователем полномочий по проведению следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан

Настоящая статья посвящена порядку производства следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан. Также характеризуются следственные действия как действие, сопряженное в той или иной степени с ограничением конституционных прав и св...

Особенности правового положения лиц, замещающих государственную должность

В данной статье рассматривается особенности правового положения лиц, замещающих государственную должность.

Ограничения гражданских прав при чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

Особенности имущественных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций

В статье сообщается о том, что Российская Федерация как конституционно социальное государство в добровольном, инициативном порядке берёт на себя вопросы преодоления нарушения имущественных прав граждан в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) и преодоле...

К вопросу о сущности допустимых ограничений прав, свобод человека и гражданина на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

В статье авторы определяют возможные ограничения прав и свобод граждан, вызванные необходимостью решения задач уголовного судопроизводства с учетом пределов, установленных законодателем.

Характеристика деятельности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

В данной статье авторы анализируют характеристику деятельности высшего должного лица субъекта Российской Федерации. Также рассматривается значение в установлении основ правового статуса должностных лиц. Поднимается вопрос о необходимости принятии нов...

Задать вопрос