К вопросу об исследовательской активности субъекта с позиции патопсихологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 18.05.2023

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Ходченко, И. А. К вопросу об исследовательской активности субъекта с позиции патопсихологии / И. А. Ходченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 425-427. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102786/ (дата обращения: 28.04.2024).



Актуальность исследования вопроса как знака мышления определена необходимостью в развитии Отечественных положений патопсихологии и, в частности, в совершенствовании подхода к качественному описанию нормотипичного развития мышления. Новизна исследования заключается в рассмотрении вопроса как знака мышления, в развитии психологического понимания информации, новейших частных экспериментальных психологических исследованиях. Особенную практическую значимость исследовательской работы составляет оригинальный подход к исследованию, перспективные выводы.

Ключевые слова: знак мышления, исследовательская активность, вопрос как знак мышления, мышление, патопсихология, вопросные формы мышления.

Актуальность исследования. Экспериментальные исследования в сфере психологического знания преимущественно реализуются по нейро-направлениям, что является, по сущности проводимых работ, психофизиологическим анализом, а не истинно психологическим (ср. знач. психологический и психофизиологический). Подлинные психологические экспериментальные исследования в современной науке не проводятся — из существующих ученых трудов экспериментальные исследования представляют серию исключительно классических диагностических проб, а не принципиально новую экспериментальную мысль. Проблема исследования: невозможно усмотреть методологическую солидарность научного сообщества при решении фундаментальных вопросов психологии: при существующих развернутых литературных обзорах за авторами сохраняется субъективное представление, а развитие научной мысли той или иной школы психологического знания не прослеживается. В настоящем исследовании решается проблема интрапсихической поисковой деятельности и ее внешним (интерпсихическим, диагностически ценным) означением.

Новизна исследования и его Научная значимость. Впервые « вопрос » рассматривается как знак мышления, как диагностический материал для патопсихологического исследования: когда анализируется вопросно-мыслительная деятельность субъекта как на вербальном, так и невербальном уровне. Вопрос понимается в общем, а не частном-лингвистическом смысле, в общем — реализация мышления в поисковой деятельности; или вопрос как промежуточная форма мышления, преимущественно основанная на операции аналогии (не исключая остальные [анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и называние]) и служащая для образования новых понятий, для раскрытия закономерностей объективной действительности.

Описание объекта исследования: восприятие как процесс мышления . Настоящее исследование рассматривает в рамках культурно-исторического подхода вопрос об информации как о специфическом психическом образовании, доступном диагностике через анализ вопросных форм мышления и коррекции. Описание предмета исследования: детерминирующие инертность мышления факторы физиологического происхождения в структуре исследовательской / познавательной активности субъекта.

Гипотеза исследования. Исследовательская активность субъекта определяется его общественной средой: в ходе совместного решения социальных задач «общий план выполнения» переносится на «когнитивный стиль».

Методология исследования. Избраны следующие идеи: культурно-историческая теория Л. С. Выготского, понятие о когнитивных стилях М. А. Холодной, генетической психологии Д. Б. Эльконина, эволюционная теория Ч. Дарвина, понятие о евгенике Т. И. Юдина, философские воззрения на психологию Л. Я. Аверьянова.

Материалы и методы исследования. Основными методами являлись наблюдение и экспериментальное (опытно-поисковое) исследование, беседа. В качестве стимульного материала были использованы игры Никитиных.

В исследовательской программе приняли участие обучающиеся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы № Х г. Екатеринбург. Согласно ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 6 марта 2019 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», законные представители ребенка и сам ребенок в праве не сообщать о состоянии здоровья ребенка, что ограничивало возможности психолого-коррекционной программы, т. к. в работе с детьми, имеющими ОВЗ, необходимо ориентироваться на результаты медицинского освидетельствования. Помимо того, что у ребенка ОВЗ (при наличии), психологу ничего более не было известно, за исключением сведений «со слов логопеда-дефектолога и/или учителей». — Таким образом, психологическая работа осуществлялась фактически «вслепую»: вместе с коррекционно-развивающим направлением было необходимо осуществлять параллельно диагностику психического статуса для каждого ребенка, проводить экспериментальные исследования в рамках основных занятий.

Оставляем за собой право опустить количественные наблюдения — опишем качественные, т. к. исследовательская выборка не превышала 20 человек и была крайне разнородной.

Опираясь на методологию Л. С. Выготского: «Психика слепого возникает не первично из самого физического дефекта, но вторично из тех социальных последствий, которые вызываются физическим дефектом» [1, с. 52]; «Всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности и вызывает к жизни новые психические силы, дает им новое направление» [1, с. 43], — а также собственные исследования [2, 3, 4], выделяем следующие причины, препятствующие исследовательской активности субъекта:

– или потому, что а.1 . усубъекта нарушен физиологический механизм на уровне ствола головного мозга, спинного мозга и/или периферической нервной системы, которые, в частности, обеспечивают тонус коры больших полушарий головного мозга, — отсутствие общей волевой психической активности субъекта на фоне неадекватного возбужденного состояния или тотальной психомоторной слабости;

– или потому, что а.2 . усубъекта нарушен корковый физиологический механизм, на субстрате которого строится психическая функция, обеспечивающая работу с той или иной (отдельной) информацией , — и, как следствие, субъект «слеп» на восприятие и воспроизведение соответствующих «стимулов»;

– или потому, что б . при сохранном физиологическом субстрате расстроена собственно психическая функция, обеспечивающая обработку (отдельной) информации , — что проявляется в функциональной дезорганизации системы нервных центров, а конкретно: утрачивается волевой компонент всякой или отдельной психической функции, ассоциирование несвободно и возможно исключительно по признакам, «вычурным» для субъекта;

– или потому, что в. при «перинатальных и ранних детских повреждающих обстоятельствах» в нервной системе возникает патология, препятствующая типично-адаптивной реакции НС и ее соответствующей организации, что проявляется в раннем детстве уже на общесоматическом состоянии (реакция на болезнь), а по мере взросления — особенностями протекания психических процессов с «ядерными комплексами расстройства»;

– или потому, что г . при сохранном физиологическом субстрате и психических функциях субъект существует г.1 . в «минимально реагирующей среде» и / или г.2 . в избыточно гомогенной-стационарной среде, которая является таковой объективно («педагогическая запущенность», см. п. г) или субъективно (причины а., б. и в.) , — восприятие и мышление субъекта лишаются собственной динамики на фоне бедной стимулами и конфликтами среды (такую среду целесообразно обозначить как «адинамичную» );

– или потому, что д . для деятельности субъекта существуют искусственные, управляемые д.1 . ограничения в доступе к информации или д.2 . социальные идеи «массового характера», препятствующие в свободной интерпретации наблюдаемых явлений, — у субъекта не возникает мотивации к познанию при ‘соответствующих условиях’.

Заключение. Вопрос рождается там, где имеет место общее движение жизни, где активность представляет нормальные, а не вынужденные условия; особое значение имеет общественное сопровождение, вне которого мысли просто не рождаются, не развиваются и не существуют. Вопрос не может быть сформулирован вне понятийного — требующего вычленения закономерностей — мышления; другими словами, на основе одной лишь памяти (конкретного мышления, инертного мышления) подлинный вопрос не развивается. Внутренняя активность субъекта, которая представлена непрерывными физиологическими процессами, «перетекает» через деятельность в активность внешнюю — субъект возмущает среду, которая возмущает субъекта и так далее. И этот процесс (представляется что) непрерывный. Более того, «возмутив среду» субъект влияет не только на себя, но и на других, что и представляет ядро деятельности, культуры. В этом контексте необходимо говорить об информации и упоминать сложный культурно-исторический процесс: только в живой природе существует информация, которая тем или иным образом представлена знаками, доступными к использованию при чувствительности к ним. У человека особая чувствительность к «знакам» порождается знанием. Отсюда становится очевидной причина магического мышления и примитивности — дефицит / искажение первичной информации, информации, с которой столкнулся человек впервые (паттерн работы высших ассоциативных полей).

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии/Под ред. Т. А. Власовой.—М.: Педагогика, 1983.—368 с—(Акад. пед. наук СССР)
  2. Набойченко, Е. С. Возможности спортивной психологии в профилактике приобретенного продолжительного потребления никотина среди молодежи / Е. С. Набойченко, И. А. Ходченко // Системная интеграция в здравоохранении. — 2021. — № 2(51). — С. 27–55. — EDN HASVSL.
  3. Цветков, А. И. Медико-психологическая помощь пациентам паллиативного профиля и их родственникам / А. И. Цветков, Е. С. Набойченко, И. А. Ходченко // Системная интеграция в здравоохранении. — 2021. — № 2(51). — С. 5–21. — EDN QIUBRR.
  4. Набойченко, Е. С. К вопросу о студенческой активности в период дистанционного обучения / Е. С. Набойченко, И. А. Ходченко // Системная интеграция в здравоохранении. — 2022. — № 1(54). — С. 14–21. — EDN GUOBFQ.
Основные термины (генерируются автоматически): знак мышления, субъект, вопросная форма мышления, головной мозг, информация, исследовательская активность субъекта, поисковая деятельность, психическая функция, психологическое знание, сохранный физиологический субстрат.


Ключевые слова

мышление, исследовательская активность, знак мышления, вопрос как знак мышления, патопсихология, вопросные формы мышления

Похожие статьи

Когнитивная (познавательная) функция мозга | Статья в сборнике...

 Когнитивная функция является сложным и не до конца понятным и изученным феноменом.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную

Процессы запоминания информации регулируются посредством работы нейромедиаторных систем в головном мозге.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Особенности мышления при локальных поражениях мозга

 В статье рассматриваются особенности высшей психической функции мышления при

Мышление возникает только в случаях существования у субъекта мотива, делающего задачу

Мышление — это интегративная функция человека, которая требует для своей работы

Полностью отсутствует ориентировочная исследовательская деятельность, не возникает...

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Выделены основные определения мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскрыта сущность самих понятий «мышление», «творческое мышление».

Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов.

Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на 188 раскрытии его более...

Индивидуальные особенности мышления | Статья в журнале...

В свою очередь практическая деятельность человека вне мышления невозможна.

Мышление можно определить как психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся

В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом.

Это качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Сравнение патопсихологических и нейропсихологических методов...

Исходя из теории высших психических функций Выготского, мышление существует благодаря взаимодействию высоко

модель работы мозга как субстрата психической деятельности.

Каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трёх блоков мозга

процесс мышления, 7 – психическая деятельность индивида, 8 – стационарный блок психики.

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская...»

Одним из первых исследователей активности субъекта, как в России, так и за рубежом, был А. Ф. Лазурский, который

Анализ изученной литературы показывает, что исследовательская активность субъекта проявляется

- креативности — проявление беглости, гибкости, оригинальности мышления.

10. Лазурский А. Ф. К учению о психической активности.

Развитие soft skills у детей дошкольного возраста | Молодой ученый

В настоящее время обучающиеся — это активные участники, равноправные субъекты образовательной деятельности.

Воспитатель перестает быть специалистом по передаче определённых знаний и становится

Итак, познавательно -исследовательская деятельность -это активность ребенка...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Характеристика механизмов познавательных способностей...

«Способности человека как субъекта деятельности — есть свойства функциональных

За счет интеллектуализации основных психических функций идет развитие способностей

Субъект, то есть человек-инициатор активности в его отношениях к противостоящим ему объектам. Деятельность определяется как форма целенаправленной активности личности.

Исследования нарушений познавательных процессов при...

...распад мышления при шизофрении от такового при органических поражениях мозга [6].

А.Б. Холмогорова выделила две функции саморегуляции познавательной деятельности

О потенциальной сохранности интеллекта при шизофрении и снижении активности мышления как

Речь есть высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов...

Похожие статьи

Когнитивная (познавательная) функция мозга | Статья в сборнике...

 Когнитивная функция является сложным и не до конца понятным и изученным феноменом.

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную

Процессы запоминания информации регулируются посредством работы нейромедиаторных систем в головном мозге.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Особенности мышления при локальных поражениях мозга

 В статье рассматриваются особенности высшей психической функции мышления при

Мышление возникает только в случаях существования у субъекта мотива, делающего задачу

Мышление — это интегративная функция человека, которая требует для своей работы

Полностью отсутствует ориентировочная исследовательская деятельность, не возникает...

Мышление как высшая форма познавательной деятельности...

Выделены основные определения мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскрыта сущность самих понятий «мышление», «творческое мышление».

Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов.

Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на 188 раскрытии его более...

Индивидуальные особенности мышления | Статья в журнале...

В свою очередь практическая деятельность человека вне мышления невозможна.

Мышление можно определить как психический процесс познавательной деятельности, характеризующийся

В процессе мышления обе сигнальные системы тесно связаны друг с другом.

Это качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях.

Сравнение патопсихологических и нейропсихологических методов...

Исходя из теории высших психических функций Выготского, мышление существует благодаря взаимодействию высоко

модель работы мозга как субстрата психической деятельности.

Каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трёх блоков мозга

процесс мышления, 7 – психическая деятельность индивида, 8 – стационарный блок психики.

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская...»

Одним из первых исследователей активности субъекта, как в России, так и за рубежом, был А. Ф. Лазурский, который

Анализ изученной литературы показывает, что исследовательская активность субъекта проявляется

- креативности — проявление беглости, гибкости, оригинальности мышления.

10. Лазурский А. Ф. К учению о психической активности.

Развитие soft skills у детей дошкольного возраста | Молодой ученый

В настоящее время обучающиеся — это активные участники, равноправные субъекты образовательной деятельности.

Воспитатель перестает быть специалистом по передаче определённых знаний и становится

Итак, познавательно -исследовательская деятельность -это активность ребенка...

Экспериментальная и поисковая деятельность детей...

Характеристика механизмов познавательных способностей...

«Способности человека как субъекта деятельности — есть свойства функциональных

За счет интеллектуализации основных психических функций идет развитие способностей

Субъект, то есть человек-инициатор активности в его отношениях к противостоящим ему объектам. Деятельность определяется как форма целенаправленной активности личности.

Исследования нарушений познавательных процессов при...

...распад мышления при шизофрении от такового при органических поражениях мозга [6].

А.Б. Холмогорова выделила две функции саморегуляции познавательной деятельности

О потенциальной сохранности интеллекта при шизофрении и снижении активности мышления как

Речь есть высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов...

Задать вопрос