Характеристика механизмов познавательных способностей (по В. Д. Шадрикову) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 31.07.2020

Статья просмотрена: 446 раз

Библиографическое описание:

Умхажиева, Х. Т. Характеристика механизмов познавательных способностей (по В. Д. Шадрикову) / Х. Т. Умхажиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72939/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье проанализирована модель структуры способностей и психические основы развития познавательных способностей. Особое внимание уделяется описанию механизмов познавательных способностей по В. Д. Шадрикову. Раскрыты основные определения познавательных способностей.

Ключевые слова: способность индивида, способность человека, субъект деятельности, психическая функция, социальное познание, развитие способностей человека, личность.

Проблема изучения способностей поднималась в трудах Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Петровского, К. К. Платонова, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и других. Ученых интересовала сущность способностей и их обусловленность историей личности, его наследственности, а также проблема общих и специальных способностей.

Отечественный психолог В. Д. Шадриков является одним из современников, посвящающий свои работы рассмотрению проблемы способностей, также он является основателем многих исследований и теории в области системного генезиса. Он рассматривает способности, как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [4, с. 102]. В его работах описана теория познавательных способностей, их структура и механизмы.

В теории В. Д. Шадрикова способности изучаются в трех измерениях: способности индивида, субъекта деятельности и способности личности.

В первом случае модель способностей строится на биологической сущности человека и предназначена для реализации конкретной психической функции. Способности человека как индивида (природные) сформированы в филогенезе и включены в функциональные системы психики, которые воспроизводят предметную деятельность, а также заложены ради: человеческого обеспечения и выживания; отражения физического мира; изучения природы построения поведения.

Способности индивида (природные способности) служат основой для формирования способностей субъекта деятельности, происходит это путем развития интеллектуальных операций (операционных механизмов). «Способности человека как субъекта деятельности — есть свойства функциональных систем способностей, в структуре которых функционируют способности индивида имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [2, с. 324]. Способности индивида, адаптированные в определенной деятельности, которая осуществляется при соблюдении конкретных условий, выступают как, способности субъекта деятельности, дополненные интеллектуальными операциями в развитой форме.

За счет интеллектуализации основных психических функций идет развитие способностей человека как субъекта деятельности. Развитие операционных механизмов как системы приобретенных операций субъекта деятельности начинается с развития внешних предметных действий, которые развиваются к двухлетнему возрасту ребенка в форму интеллектуальных операций. До этого у детей в роли задатка интеллектуальных операций выступают предметные действия, которые развиваются у ребенка еще в онтогенезе. Интеллектуализация характеризуется развитием способностей направленных на овладение интеллектуальных операций и развитие умственных навыков, к которым относят операции использования различных критериев.

Человек — субъект деятельности. Субъект, то есть человек-инициатор активности в его отношениях к противостоящим ему объектам. Деятельность определяется как форма целенаправленной активности личности. По мнению С. Л. Рубинштейна деятельность творит личность, но именно личность выбирает ту деятельность, которую он творит [1].

Развитие способностей осуществляется в процессе деятельности. Предложенные автором пути понимания способностей показывают, что они развиваются за счет освоения человеком интеллектуальных операций, так как функциональные системы, обеспечивающие познание окружающего мира, лежат в основе тех и других. Оперативность общих способностей человека в содержании конкретной деятельности переводит их в специальные.

В. Д. Шадриков считает, что каждый человек от природы наделен общими способностями, но природа не может закладывать в человека специальные способности, отдельные для каждой деятельности. Способность человека к определенному виду деятельности имеет свою индивидуальную меру выраженности и зависит от его жизненного опыта, активности и интереса к деятельности.

Способности субъекта деятельности, рассматриваемые через призму моральных и нравственных ценностей, смыслов личности выступают, как способности личности, которые обеспечивают социальное познание. «Способности человека как личности — есть свойства личности, определяющие социальную успешность и качественное своеобразие социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности» [2, с. 325]. Они всегда выражаются в искусстве и в других мастерствах человека, при взаимосвязи общих и специальных способностей, также способности личности, тесно связаны с духовными способностями.

В процессе развития способностей личности в структуре способностей системно начинают интериоризироваться мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы. Мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы способствуют развитию способностей человека посредством трансформации и влияния личностных качеств, а также включают в себя: мотивацию; личностные качества; эмоциональную регуляцию; волевую регуляцию.

Характеристику способностей человека как индивида относят к функциональным механизмам; способности человека как субъекта деятельности — к операционным; способности человека как личности — к мотивационным.

Функциональные (природные) механизмы заложены (в первые недели постнатальной жизни) до возникновения операционных механизмов у человека и обуславливают биологическую организацию человеческого индивида. Они реализуют филогенетическую программу и проявляют природные свойства реализации конкретной психической функции. Функциональные механизмы познавательных процессов представляют собой набор конкретных физиологических систем (мышления, ощущения, памяти и восприятия). Функциональные и операционные механизмы тесно связаны и взаимодействуют между собой. При наличии определенного уровня развитых функциональных механизмов будет происходить формирование и расширение операционных, а присутствие у человека высокого уровня операционных механизмов будет влиять на развитие функционального ряда механизмов, увеличивая степень его системности и возможности прогрессивного развития [3].

В роли операционных механизмов выступает набор приобретенных (интеллектуальных) операций, направленных на познавательные действия через требования и условия их познания, и возникают они — как единство механизмов функциональных и операционных. Интеллектуальные операции направлены на познание окружающего мира и решение определенных задач. У младших школьников они формируются и развиваются более эффективно в процессе учебной деятельности с решением конкретных образовательных задач. Интеллектуальные операции также усиливают возможность развития психических функций через различные приемы обработки учебной информации.

Таким образом, данные механизмы начинают свое развитие с внешних предметных операций. Операционные механизмы (интеллектуальные операции) формируются для каждой психической функции отдельно. Овладевает индивид ими в процессе социализации, так как они не заложены в самом мозге-субстрате сознания. Под влиянием факторов деятельности происходит отбор приемов информации, необходимые для повышения продуктивности данной деятельности.

Мотивационные (личностно-регулирующие) механизмы развиваются в основном от внешней регуляции — со стороны мотивации, к внутренней — в связи с единством развития системы функциональных и операционных механизмов. В процессе освоения человеком деятельности, формируется мотивационная структура субъекта деятельности, которая организует общую форму его поведения. Они определяют социальное поведение субъекта через призму эмоций, мотиваций и регуляций, и способствуют развитию способностей посредством трансформации качеств личности.

Развитие способностей выступает как развитие функциональной системы. Познавательные способности, процессы и функциональные системы образуют целостное понимание познания, взаимно обогащая друг друга. Такое понимание системных механизмов позволяет объяснить, в какой роли динамика структуры способностей влияет на продуктивность реализации конкретных психических функций.

Литература:

  1. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. — Издательство Академии наук СССР. — М., 1958. — 146 с.
  2. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 284 с.
  3. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: Введение в психологию. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 656 с. (Достижения в психологии).
  4. Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека: Монография. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2019. — 274 с.
Основные термины (генерируются автоматически): способность человека, способность индивида, субъект деятельности, механизм, способность, операция, психическая функция, развитие способностей, индивидуальная мера выраженности, социальное познание.


Похожие статьи

Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову

«Способности субъекта деятельности, — утверждает В. Д. Шадриков, — есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями и в развитой форме реализуемые психологической функциональной системой...

Определение понятия «социальные способности»

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существуют различные подходы к проблеме способностей. В нашей стране базовыми являются определения Б. М. Теплова и В. Д. Шадрикова...

Феноменология сущности содержания понятия «социальные...»

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей человека, имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Дефиниции социальных способностей: проблемное поле

способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от

На сегодняшний день в отечественной психологии существуют две традиции в изучении и понимании способностей человека.

Мотивация как компонент развития способностей

В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации как компонента развития способностей человека. Ключевые слова: развитие, психические функции, способности, интеллектуальные операции, развитие способностей, деятельность.

Интеллектуальные операции как операционные механизмы...

Функциональные механизмы относятся к характеристикам способностей индивида, формирование операционных механизмов определяет развитие способностей субъекта деятельности, регулирующие личностные механизмы характеризуют проявление и развитие...

Уровень развития интеллектуальных операций у младших...

Функциональные механизмы относятся к характеристикам способностей индивида, формирование операционных механизмов определяет развитие способностей субъекта деятельности, регулирующие личностные механизмы характеризуют проявление и развитие...

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального...

Способности развиваются в познании не только физического, но и социального мира: «Психологические исследования показали, что индивидуальная способность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизненного опыта» (там же), то есть эта способность есть...

Различные подходы к понятию «одаренность» | Статья в сборнике...

одаренность, способность, концепция одаренности, творческий процесс, сфера

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся...

Особенности операционных механизмов мыслительных...

Особенности операционных механизмов мыслительных способностей у детей 6–7 лет.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида

Он объединяет определение способностей и психической функции и раccматривает их, как два...

Похожие статьи

Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову

«Способности субъекта деятельности, — утверждает В. Д. Шадриков, — есть проявление способностей индивида в конкретной деятельности, достроенные интеллектуальными операциями и в развитой форме реализуемые психологической функциональной системой...

Определение понятия «социальные способности»

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существуют различные подходы к проблеме способностей. В нашей стране базовыми являются определения Б. М. Теплова и В. Д. Шадрикова...

Феноменология сущности содержания понятия «социальные...»

Способности человека как субъекта деятельности развиваются на базе природных способностей человека, имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности.

Дефиниции социальных способностей: проблемное поле

способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от

На сегодняшний день в отечественной психологии существуют две традиции в изучении и понимании способностей человека.

Мотивация как компонент развития способностей

В статье представлены результаты исследования особенностей мотивации как компонента развития способностей человека. Ключевые слова: развитие, психические функции, способности, интеллектуальные операции, развитие способностей, деятельность.

Интеллектуальные операции как операционные механизмы...

Функциональные механизмы относятся к характеристикам способностей индивида, формирование операционных механизмов определяет развитие способностей субъекта деятельности, регулирующие личностные механизмы характеризуют проявление и развитие...

Уровень развития интеллектуальных операций у младших...

Функциональные механизмы относятся к характеристикам способностей индивида, формирование операционных механизмов определяет развитие способностей субъекта деятельности, регулирующие личностные механизмы характеризуют проявление и развитие...

Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального...

Способности развиваются в познании не только физического, но и социального мира: «Психологические исследования показали, что индивидуальная способность к сопереживанию возрастает по мере накопления жизненного опыта» (там же), то есть эта способность есть...

Различные подходы к понятию «одаренность» | Статья в сборнике...

одаренность, способность, концепция одаренности, творческий процесс, сфера

Представления об одаренности, гениальности и способностях человека формировались на

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся...

Особенности операционных механизмов мыслительных...

Особенности операционных механизмов мыслительных способностей у детей 6–7 лет.

В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида

Он объединяет определение способностей и психической функции и раccматривает их, как два...

Задать вопрос