Две классические модели коммуникации: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 15.05.2023

Статья просмотрена: 394 раза

Библиографическое описание:

Малая, О. Г. Две классические модели коммуникации: теоретический аспект / О. Г. Малая, А. Д. Кондраченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102620/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор пытается рассказать о двух классических моделях коммуникации, раскрыв их теоретический аспект и важность в их выборе и применении.

Ключевые слова: психология, коммуникация, коммуникология, Шеннон, Уивер, Де Флеро.

В рамках ежегодной научно-практической конференции молодых учёных очень важно затронуть данную тему в основных тенденциях развития современных коммуникаций. За основу были взяты модели Шеннона Уивера и Мелвина Де Флеро.

Модель коммуникации Шеннона и Уивера является одной из наиболее широко используемых моделей коммуникации в современной науке, технике и бизнесе. Она была разработана в 1949 году Клодом Шенноном и Уорреном Уивером и с тех пор претерпела некоторые изменения и дополнения.

В целом модель Шеннона и Уивера представляет собой математическую модель процесса коммуникации, проиллюстрированную на рисунке 1. Разберём каждый из этих основных пяти элементов:

Модель коммуникации Шеннона и Уивера

Рис. 1. Модель коммуникации Шеннона и Уивера

Информация передаётся по стандартной цепочке, где начало берётся от отправителя, и передача информации идёт получателю:

  1. Источник сообщения (ОТПРАВИТЕЛЬ): человек, группа людей, машина или компьютер, который создает сообщение или информацию для передачи другому участнику процесса коммуникации.
  2. Кодирование (КОДИРОВЩИК): процесс перевода мыслей и идей источника сообщения в символы или язык для передачи другому участнику процесса коммуникации.
  3. Декодирование (РАСКОДИРОВЩИК): процесс перевода символов или языка сообщения в мысли и идеи получателя.
  4. Адресат (ПОЛУЧАТЕЛЬ): человек, группа людей, машина или компьютер, который принимает сообщение или информацию от источника.
  5. Шум (ПОМЕХИ): любая случайная или нежелательная интерференция, которая может повлиять на отправку или получение сообщения.

Второстепенные (неосновные) элементы модели:

  1. Канал связи (СЕРЫЙ КРУГ): физический или виртуальный механизм передачи сообщения от источника к получателю.
  2. Обратная связь (СЕРАЯ СТРЕЛКА): процесс передачи ответа или реакции получателя на сообщение источнику.

Чтобы эту модель было легко воспринять обычному человеку, есть два примера:

Пример 1:

Мозг человека является отправителем, а его рот — кодировщиком, который кодирует послание, используя определенный язык. Воздух является средой (каналом), приемником будет ухо другого человека, мозг которого является раскодировщиком и адресатом.

Пример 2:

Отправляющий — бизнесмен,

кодировщик — оператор телефонной связи,

канал — мобильная сеть,

помехи — текст, пропавший из-за плохой связи,

раскодировщик — мобильный телефон,

пункт назначения (адресат) — сотрудник.

В этом случае роль шума или помех играет проблема с телефонной связью. Обратная связь дает бизнесмену понять, что его письмо дошло не полностью. Сотрудник имеет шанс получить полное сообщение только после обратной связи с отправителем.

Однако, как и любая другая модель, модель Шеннона и Уивера имеет свои ограничения и коммуникационные проблемы. Модель не учитывает культурные и социальные аспекты коммуникации, такие как эмоции, ценности, убеждения и культурные различия, которые могут влиять на процесс передачи и понимания сообщения. Также она не учитывает индивидуальные различия в способах восприятия, понимания и интерпретации сообщений.

Рассмотрим модель коммуникации Малвина Де Флеро на рисунке 2.

Модель коммуникации Мелвина Де Флеро

Рис. 2. Модель коммуникации Мелвина Де Флеро

Как мы видим, эта модель очень схожа с моделью Шеннона и Уивера. Де Флер сформулировал свою модель на основе наблюдений за различными видами коммуникации. Он объединил эти наблюдения в рамках одной модели, которая сочетает в себе эмпирический и теоретический анализ.

Он увидел коммуникацию как сложный процесс, включающий в себя множество факторов, которые могут взаимодействовать между собой и влиять на результат. Также подчеркивал роль контекста и культурных различий в коммуникации и включил эти аспекты в свою модель. Разработаны методы оценки эффективности коммуникации и стратегии для повышения ее эффективности.

В модели коммуникации Мелвина Де Флеро также могут возникать определенные степени коммуникационных проблем:

1.Отсутствие достаточной информации: если информация, передаваемая от одного человека к другому, не является детальной или точной, это может привести к недопониманию или неправильному пониманию сообщения.

2.Недостаточное внимание к контексту: если коммуникатор не учитывает контекст, в котором он сообщает свое сообщение, то это может привести к недопониманию или проблемам с установлением смысла сообщения.

3. Неуместное использование языка: отсутствие уважения к культурным различиям и использование неясных или оскорбительных идиом и выражений может привести к непониманию или конфликтам.

4. Разнонаправленная коммуникация: когда одна сторона не слушает другую сторону, это может привести к недопониманию и неполадкам в общении.

5.Низкая мотивация для коммуникации: если одна из сторон не заинтересована в коммуникации, это может привести к недостатку информации и недопониманию.

В целом, модель коммуникации Мелвина Де Флера фокусируется на социальных и психологических аспектах, конфликты и непонимания могут возникать при любом этапе коммуникационного процесса. Однако, разработка стратегий оптимизации и повышения эффективности могут помочь избежать этих проблем.

В кратком сравнении этих моделей имеются больше различий, чем сходств, однако обе модели предназначены для описания процесса передачи информации.

Сравнение двух моделей коммуникации

Рис. 3. Сравнение двух моделей коммуникации

Модель Де Флеро описывает циклический процесс коммуникации, который является динамическим и включает взаимодействие между участниками.

Модель Шеннона-Уивера описывает процесс технической передачи информации, где участники являются просто источником и получателем, а не участниками активного взаимодействия.

Однако, несмотря на сходства, модель коммуникации Мелвина Де Флера имеет больше социально-психологических аспектов, в то время как модель Шеннона и Уивера ориентирована больше на технические и инженерные аспекты.

Выбор зависит от контекста, целей коммуникации и типа сообщения, который необходимо передать. Они могут быть использованы вместе для того, чтобы получить более полное понимание коммуникационного процесса и учета всех аспектов, которые могут влиять на его эффективность.

Литература:

  1. Де Флеро, Мелвин. «Theories of Communication». Illinois: The University of Illinois Press, 1952.
  2. Griffin, Em. «A First Look at Communication Theory». New York: McGraw-Hill, 1994.
  3. Shannon, Claude E., and Warren Weaver. «The Mathematical Theory of Communication». Urbana: University of Illinois Press, 1949.
  4. Wikipedia — Communication theory. https://en.wikipedia.org/wiki/Communication_theory#DeFleur's_model
  5. Wikipedia — Модель Шеннона — Уивера. https://en.wikipedia.org/wiki/Shannon %E2 %80 %93Weaver_model
Основные термины (генерируются автоматически): модель коммуникации, модель Шеннона, модель, обратная связь, аспект, группа людей, коммуникационный процесс, модель коммуникации Шеннона, телефонная связь, участник процесса коммуникации.


Ключевые слова

коммуникация, психология, коммуникология, Шеннон, Уивер, Де Флеро

Похожие статьи

Коммуникационные стили | Статья в журнале «Молодой ученый»

3. Формальный контролер. 4. Механический изоляционист. Гуманист-коммуникатор активно осуществляет процесс коммуникации в рамках организационной иерархии как сверху вниз, так и снизу вверх, и вообще склонен к деятельности, ориентированной на людей.

Эффективность коммуникаций на рабочем месте | Молодой ученый

Рис. 1. Элементы и этапы коммуникационного процесса.

И в завершении процесса коммуникации образуется обратная связь.

Причину, по которой не происходит процесса коммуникации, хорошо отражает модель коммуникации Шеннона и Уивера представленная на рисунке 2.

Рис. 2. модель коммуникации Шеннона и Уивера.

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

...коммуникация, общение, кодирование, декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель.

Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер.

Внешняя речевая коммуникация — это межличностное общение в социуме. Основная цель такой коммуникации это обмен информацией между людьми.

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

Библиографическое описание: Хохлова, И. Н. Межкультурная коммуникация.

Рассмотрим модель коммуникации Михаила Бахтина.

Таким образом, коммуникация – это сложный и очень многосторонний процесс, который включает в себя определенные действия.

Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных...

Управление коммуникационными процессами организации

Такое понимание процесса коммуникации Аристотелем лежит в основе всех современных коммуникационных моделей, которые в наиболее общем виде содержат пять базовых элементов: отправителя, кодирование, сообщение, декодирование и получателя.

Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках

Увеличиваются потоки информации и потребности связи между людьми.

Впервые его существование в коммуникации было обнаружено американским исследователем К. Э

Модель, представленная ученым, объясняет процесс коммуникативного акта.

В дальнейшем помехи Шеннона в коммуникации стали связывать с понятиями энтропия и негэнтропия.

Причины коммуникативных неудач в межкультурном общении

2. В процессе межкультурной коммуникации будьте готовы и открыты к познанию новой=чужой (ставим знак равенства) культуры, поскольку психологическая зажатость говорящего и/или слушающего нивелирует успешное восприятие межкультурных различий.

Законы коммуникации в общении студентов | Статья в журнале...

Мишина, Н. А. Законы коммуникации в общении студентов / Н. А. Мишина, А. А. Евтюгина.

Даже если человек не подозревает об их существовании, они проявляются в процессе коммуникации.

Исследуем действие законов коммуникации на отдельно взятой студенческой группе.

Любая коммуникация основана на принципе обратной связи.

Похожие статьи

Коммуникационные стили | Статья в журнале «Молодой ученый»

3. Формальный контролер. 4. Механический изоляционист. Гуманист-коммуникатор активно осуществляет процесс коммуникации в рамках организационной иерархии как сверху вниз, так и снизу вверх, и вообще склонен к деятельности, ориентированной на людей.

Эффективность коммуникаций на рабочем месте | Молодой ученый

Рис. 1. Элементы и этапы коммуникационного процесса.

И в завершении процесса коммуникации образуется обратная связь.

Причину, по которой не происходит процесса коммуникации, хорошо отражает модель коммуникации Шеннона и Уивера представленная на рисунке 2.

Рис. 2. модель коммуникации Шеннона и Уивера.

Понятия «общение» и «коммуникация» в психологии

...коммуникация, общение, кодирование, декодирование, информационный обмен, психический контакт, коммуникационная модель.

Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер.

Внешняя речевая коммуникация — это межличностное общение в социуме. Основная цель такой коммуникации это обмен информацией между людьми.

Межкультурная коммуникация. Понятие, уровни, стратегии

Библиографическое описание: Хохлова, И. Н. Межкультурная коммуникация.

Рассмотрим модель коммуникации Михаила Бахтина.

Таким образом, коммуникация – это сложный и очень многосторонний процесс, который включает в себя определенные действия.

Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных...

Управление коммуникационными процессами организации

Такое понимание процесса коммуникации Аристотелем лежит в основе всех современных коммуникационных моделей, которые в наиболее общем виде содержат пять базовых элементов: отправителя, кодирование, сообщение, декодирование и получателя.

Понятие информационного шума в социально-гуманитарных науках

Увеличиваются потоки информации и потребности связи между людьми.

Впервые его существование в коммуникации было обнаружено американским исследователем К. Э

Модель, представленная ученым, объясняет процесс коммуникативного акта.

В дальнейшем помехи Шеннона в коммуникации стали связывать с понятиями энтропия и негэнтропия.

Причины коммуникативных неудач в межкультурном общении

2. В процессе межкультурной коммуникации будьте готовы и открыты к познанию новой=чужой (ставим знак равенства) культуры, поскольку психологическая зажатость говорящего и/или слушающего нивелирует успешное восприятие межкультурных различий.

Законы коммуникации в общении студентов | Статья в журнале...

Мишина, Н. А. Законы коммуникации в общении студентов / Н. А. Мишина, А. А. Евтюгина.

Даже если человек не подозревает об их существовании, они проявляются в процессе коммуникации.

Исследуем действие законов коммуникации на отдельно взятой студенческой группе.

Любая коммуникация основана на принципе обратной связи.

Задать вопрос