Коммуникационные стили
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Коммуникационные стили

Поделиться в социальных сетях
4677 просмотров
Библиографическое описание

Близнец, А. В. Коммуникационные стили / А. В. Близнец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6.2 (65.2). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10829/ (дата обращения: 04.08.2021).

Коммуникация - основной метод достижения поведенческих изменений, включающих в себя как психологические процессы, так и языковую практику. Вместе с тем, стремительное развитие современных телекоммуникационных технологий воздействует на процесс человеческого взаимодействия, в том числе на природу межличностных коммуникаций.

Коммуникационный стиль-это способ построения коммуникаций, поведения, отношений с другими людьми. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить, как себя вести и чего можно ожидать от поведения , связанного с определенным стилем.

За основу измерения межличностной коммуникации принимаются две основные переменные: открытость в коммуникациях по отношению к другим и адекватность обратной связи. Первая переменная связана с раскрытием себя для других людей и принятием их ответной реакции на нас и наши действия. Вторая переменная показывает степень, с которой мы делимся с другими чувствами, мыслями, идеями и т.д.

Стиль «открытие себя» характеризуется высокой степенью открытости(от среднего до максимального), концентрацией внимания на себе, однако реакция окружающих остается без адекватного ответа. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение, то есть делается большой акцент на самом себе. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего их индивида. Это может привести к высокой эмоциональности, не способствующей эффективным отношениям.

При стиле «реализация себя» происходит постоянное регулирование раскрывающей человека информации, которая обеспечивает конструктивную и незащищенную связь. Этот стиль желателен, однако ситуационные факторы могут побудить к его изменению.

Стиль «замыкание в себе» характеризуется самоизоляцией человека и нежеланием реагировать на реакцию окружающих. Люди скрывают идеи, впечатления, чувства, мнения, расположенность и т.д.

Стиль «защита себя» используется, когда необходимо оценить и узнать людей. Характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. При его реализации мы мало открыты для других, но пытаемся использовать в своих целях информацию о других. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими. Как правило, такие люди эгоистичны. По статистике таких людей более 60 %.

Стиль «торговаться за себя» делает возможным продавать информацию о себе в обмен на информацию и действия других. Он характеризуется умеренной открытостью и обратной связью, обмениваемой в процессе коммуникации. Данный стиль эффективный.

Неверно думать, что какой-то из названных выше коммуникационных стилей наиболее желательный. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем-настоящее достоинство. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и слышать других. На основе конкретных исследований сформирована модель управленческих коммуникаций, определяющая формы осуществления коммуникаций менеджерами. В эту модель входят:

1.      Гуманист-коммуникатор

2.      Неформальный созидатель

3.      Формальный контролер

4.      Механический изоляционист

Гуманист-коммуникатор активно осуществляет процесс коммуникации в рамках организационной иерархии как сверху вниз, так и снизу вверх, и вообще склонен к деятельности, ориентированной на людей. Механический изоляционист общается крайне редко и мало, а при общении-формален. Неформальный созидатель осуществляет спонтанные коммуникации по всем направлениям и склонен к деятельности, направленной на развитие подчиненных. Формальный контролер осуществляет заранее запланированные формальные коммуникативные взаимодействия и склонен к деятельности, связанной с мониторингом и контролем.

Специалисты Стэнфордского университета выявили следующие коммуникативные роли в межличностных коммуникациях: сторож, связной, лидер мнений, космополит, изолят. Индивиды, контролирующие потоки сообщений в организациях, называются сторожами. Они фильтруют поток сообщений, очищая его от маловажных сообщений. Связные находятся на пересечении информационных потоков, циркулирующих между группами, которые как бы объединяют на межличностной основе две и более групп в системе. Они занимают стратегические позиции в организациях и могут либо ускорять обмен информацией, либо тормозить его, становясь в коммуникационной сети узким местом. Индивиды, к чьим суждениям и оценкам прислушиваются в коллективе, чье мнение авторитетно в организации, относятся к « лидерам мнений». Они не обязательно руководители, но могут влиять на поведение и поступки сотрудников. Они осуществляют более частое общение с компетентными источниками информации и всегда доступны для контактов с другими членами коллектива. Космополиты чаше и активнее контактируют с внешней средой, зачастую являются поставщиками свежих идей и являются глазами и ушами организации. Изоляты практически не вступают в контакты с другими сотрудниками; не включенные в коммуникативную сеть организации, они характеризуются пониженной продуктивностью, что является следствием их изоляции.

Адекватное выполнение описанных коммуникационных ролей значительно повышает жизнеспособность организаций. Дальновидное руководство поддерживает их коммуникативную активность, обеспечивающую полноценное функционирование неформальной структуры организации.

Выводы: Межличностные коммуникации предполагают прямой межличностный обмен информацией, в котором преимущественно используется канал устной речи. Передача информации более оперативна и достигает своего адресата при минимуме помех; она избирательна, свободна от формальных, регламентирующих форму и стиль сообщения рамок, имеет неограниченные возможности для использования эффекта обратной связи. Модель управленческих коммуникаций определяет формы осуществления коммуникаций менеджерами: гуманист-коммуникатор, механический изоляционист, неформальный созидатель и формальный контролер. В межличностных коммуникациях выделяются следующие коммуникативные роли: сторож, связной, «лидер мнений», космополит, изолят.

Литература:

1.      Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. - М. : ИПФРА-М, 2006. - 224 с.

2.      Володина, Л. В. Деловое общение и основы теории коммуникации / Л. В. Володина, О. К. Карпухина. - М., 2008.

3.      Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Питер, 2001.

4.      Шарков, Ф. И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник / Ф. И. Шарков. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 768 с.

5.      Шкляр Т.Л. Когнитивная психотерапия как инструмент управления персоналом Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 35. С. 160-163.

Похожие статьи
Данилова Светлана Витальевна
Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации
Филологические науки
2016
Пешкова Ольга Анатольевна
Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организации
Экономика и управление
2012
Горбачева Елена Юрьевна
Реализация фатической функции в деловых переговорах
Филология, лингвистика
2015
Шершукова Елена Владимировна
Социокультурная сущность рекламной коммуникации
Рекламоведение
2010
Ермаков Дмитрий Юрьевич
Особенности маркетинговых коммуникаций на рынке B2B
Экономика и управление
2018
Сардалова Луиза Рамзановна
Философско-психологические предпосылки изучения феномена адресата в гуманитарных исследованиях
Филологические науки
2017
Верховцева Кира Андреевна
Роль коммуникаций в управлении изменениями
Экономика и управление
2016
Чумакова Валерия Алексеевна
Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации
Психологические науки
2014
публикация
№6 (65) май-1 2014 г.
дата публикации
май-1 2014 г.
рубрика
Спецвыпуск
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Данилова Светлана Витальевна
Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации
Филологические науки
2016
Пешкова Ольга Анатольевна
Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организации
Экономика и управление
2012
Горбачева Елена Юрьевна
Реализация фатической функции в деловых переговорах
Филология, лингвистика
2015
Шершукова Елена Владимировна
Социокультурная сущность рекламной коммуникации
Рекламоведение
2010
Ермаков Дмитрий Юрьевич
Особенности маркетинговых коммуникаций на рынке B2B
Экономика и управление
2018
Сардалова Луиза Рамзановна
Философско-психологические предпосылки изучения феномена адресата в гуманитарных исследованиях
Филологические науки
2017
Верховцева Кира Андреевна
Роль коммуникаций в управлении изменениями
Экономика и управление
2016
Чумакова Валерия Алексеевна
Психологические особенности и проблемные аспекты электронной образовательной коммуникации
Психологические науки
2014