Коммуникационные стили | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 04.05.2014

Статья просмотрена: 5916 раз

Библиографическое описание:

Близнец, А. В. Коммуникационные стили / А. В. Близнец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6.2 (65.2). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10829/ (дата обращения: 23.04.2024).

Коммуникация - основной метод достижения поведенческих изменений, включающих в себя как психологические процессы, так и языковую практику. Вместе с тем, стремительное развитие современных телекоммуникационных технологий воздействует на процесс человеческого взаимодействия, в том числе на природу межличностных коммуникаций.

Коммуникационный стиль-это способ построения коммуникаций, поведения, отношений с другими людьми. Существует много различных стилей, используемых людьми в межличностной коммуникации, так же как и много подходов к определению этих стилей. Знание стилей помогает определить, как себя вести и чего можно ожидать от поведения , связанного с определенным стилем.

За основу измерения межличностной коммуникации принимаются две основные переменные: открытость в коммуникациях по отношению к другим и адекватность обратной связи. Первая переменная связана с раскрытием себя для других людей и принятием их ответной реакции на нас и наши действия. Вторая переменная показывает степень, с которой мы делимся с другими чувствами, мыслями, идеями и т.д.

Стиль «открытие себя» характеризуется высокой степенью открытости(от среднего до максимального), концентрацией внимания на себе, однако реакция окружающих остается без адекватного ответа. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение, то есть делается большой акцент на самом себе. К сожалению, данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего их индивида. Это может привести к высокой эмоциональности, не способствующей эффективным отношениям.

При стиле «реализация себя» происходит постоянное регулирование раскрывающей человека информации, которая обеспечивает конструктивную и незащищенную связь. Этот стиль желателен, однако ситуационные факторы могут побудить к его изменению.

Стиль «замыкание в себе» характеризуется самоизоляцией человека и нежеланием реагировать на реакцию окружающих. Люди скрывают идеи, впечатления, чувства, мнения, расположенность и т.д.

Стиль «защита себя» используется, когда необходимо оценить и узнать людей. Характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. При его реализации мы мало открыты для других, но пытаемся использовать в своих целях информацию о других. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для других, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими. Как правило, такие люди эгоистичны. По статистике таких людей более 60 %.

Стиль «торговаться за себя» делает возможным продавать информацию о себе в обмен на информацию и действия других. Он характеризуется умеренной открытостью и обратной связью, обмениваемой в процессе коммуникации. Данный стиль эффективный.

Неверно думать, что какой-то из названных выше коммуникационных стилей наиболее желательный. Однако практика эффективной коммуникации свидетельствует, что стиль, при котором индивид реализует себя, более желателен и используется в большем количестве ситуаций. Владение таким стилем-настоящее достоинство. В отношении использования других стилей важно понять проблемы эффективной обратной связи, умение раскрыть себя и слышать других. На основе конкретных исследований сформирована модель управленческих коммуникаций, определяющая формы осуществления коммуникаций менеджерами. В эту модель входят:

1.      Гуманист-коммуникатор

2.      Неформальный созидатель

3.      Формальный контролер

4.      Механический изоляционист

Гуманист-коммуникатор активно осуществляет процесс коммуникации в рамках организационной иерархии как сверху вниз, так и снизу вверх, и вообще склонен к деятельности, ориентированной на людей. Механический изоляционист общается крайне редко и мало, а при общении-формален. Неформальный созидатель осуществляет спонтанные коммуникации по всем направлениям и склонен к деятельности, направленной на развитие подчиненных. Формальный контролер осуществляет заранее запланированные формальные коммуникативные взаимодействия и склонен к деятельности, связанной с мониторингом и контролем.

Специалисты Стэнфордского университета выявили следующие коммуникативные роли в межличностных коммуникациях: сторож, связной, лидер мнений, космополит, изолят. Индивиды, контролирующие потоки сообщений в организациях, называются сторожами. Они фильтруют поток сообщений, очищая его от маловажных сообщений. Связные находятся на пересечении информационных потоков, циркулирующих между группами, которые как бы объединяют на межличностной основе две и более групп в системе. Они занимают стратегические позиции в организациях и могут либо ускорять обмен информацией, либо тормозить его, становясь в коммуникационной сети узким местом. Индивиды, к чьим суждениям и оценкам прислушиваются в коллективе, чье мнение авторитетно в организации, относятся к « лидерам мнений». Они не обязательно руководители, но могут влиять на поведение и поступки сотрудников. Они осуществляют более частое общение с компетентными источниками информации и всегда доступны для контактов с другими членами коллектива. Космополиты чаше и активнее контактируют с внешней средой, зачастую являются поставщиками свежих идей и являются глазами и ушами организации. Изоляты практически не вступают в контакты с другими сотрудниками; не включенные в коммуникативную сеть организации, они характеризуются пониженной продуктивностью, что является следствием их изоляции.

Адекватное выполнение описанных коммуникационных ролей значительно повышает жизнеспособность организаций. Дальновидное руководство поддерживает их коммуникативную активность, обеспечивающую полноценное функционирование неформальной структуры организации.

Выводы: Межличностные коммуникации предполагают прямой межличностный обмен информацией, в котором преимущественно используется канал устной речи. Передача информации более оперативна и достигает своего адресата при минимуме помех; она избирательна, свободна от формальных, регламентирующих форму и стиль сообщения рамок, имеет неограниченные возможности для использования эффекта обратной связи. Модель управленческих коммуникаций определяет формы осуществления коммуникаций менеджерами: гуманист-коммуникатор, механический изоляционист, неформальный созидатель и формальный контролер. В межличностных коммуникациях выделяются следующие коммуникативные роли: сторож, связной, «лидер мнений», космополит, изолят.

Литература:

1.      Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г. В. Бороздина. - М. : ИПФРА-М, 2006. - 224 с.

2.      Володина, Л. В. Деловое общение и основы теории коммуникации / Л. В. Володина, О. К. Карпухина. - М., 2008.

3.      Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Питер, 2001.

4.      Шарков, Ф. И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник / Ф. И. Шарков. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 768 с.

5.      Шкляр Т.Л. Когнитивная психотерапия как инструмент управления персоналом Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 35. С. 160-163.

Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, стиль, коммуникация, механический изоляционист, неформальный созидатель, формальный контролер, адекватный ответ, межличностная коммуникация, процесс коммуникации, реакция окружающих.


Похожие статьи

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

Другие считают, что коммуникация — это связь, в процессе которой происходит передача информации.

Деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Приемы управления формальными и неформальными...

Наиболее информативным способом коммуникации с быстрой обратной связью являются личное общение; наименее емкий канал с медленной обратной связью – это формальное письмо [2, с. 652]. Следует учитывать, что при решении рабочих задач неформальные...

Реализация фатической функции в деловых переговорах

Принудительность — главный признак, отличающий деловое общение от межличностного.

Ответ на этот вопрос должен быть кратким и позитивным, а не длинным и негативным.

2002. — 320 с. Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации.

Социокультурная сущность рекламной коммуникации

Под коммуникацией в широком смысле понимают процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по

Основные термины (генерируются автоматически): рекламная коммуникация, Массовая коммуникация, обратная связь...

Особенности маркетинговых коммуникаций на рынке B2B | Статья...

Разбирая особенности маркетинговых коммуникаций на рынке B2B, первым делом стоит рассмотреть определение данной аббревиатуры, заданной классиками маркетинга Филиппом Котлером и Вольдемаром Пферчем, как рынок товаров и услуг промышленного назначения...

Философско-психологические предпосылки изучения феномена...

Вопрос — ответ.

Особо важным в психологии массовой коммуникации является утверждение о том, что эффективность и эффектность массовой коммуникации не может быть адекватно оценена без наличия устойчивой обратной связи адресанта и адресата. т. к. предшествующие...

Роль коммуникаций в управлении изменениями

Вопрос — ответ.

Затем последовало определение коммуникации как центрального процесса в организации.

Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, изменение, сотрудник, RUS, коммуникация, компания, россия, современный мир...

Психологические особенности и проблемные аспекты электронной...

Интернет-коммуникация как особый вид коммуникации обладает некоторыми особенностями. Н. Н. Богомолова отмечает следующие: опосредованность общения техническими средствами, общение больших социальных групп, отсутствие непосредственной обратной связи...

Похожие статьи

Деловые переговоры как основная форма деловой коммуникации

Другие считают, что коммуникация — это связь, в процессе которой происходит передача информации.

Деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.

Приемы управления формальными и неформальными...

Наиболее информативным способом коммуникации с быстрой обратной связью являются личное общение; наименее емкий канал с медленной обратной связью – это формальное письмо [2, с. 652]. Следует учитывать, что при решении рабочих задач неформальные...

Реализация фатической функции в деловых переговорах

Принудительность — главный признак, отличающий деловое общение от межличностного.

Ответ на этот вопрос должен быть кратким и позитивным, а не длинным и негативным.

2002. — 320 с. Ларина Т. В. Категория вежливости и стиль коммуникации.

Социокультурная сущность рекламной коммуникации

Под коммуникацией в широком смысле понимают процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по

Основные термины (генерируются автоматически): рекламная коммуникация, Массовая коммуникация, обратная связь...

Особенности маркетинговых коммуникаций на рынке B2B | Статья...

Разбирая особенности маркетинговых коммуникаций на рынке B2B, первым делом стоит рассмотреть определение данной аббревиатуры, заданной классиками маркетинга Филиппом Котлером и Вольдемаром Пферчем, как рынок товаров и услуг промышленного назначения...

Философско-психологические предпосылки изучения феномена...

Вопрос — ответ.

Особо важным в психологии массовой коммуникации является утверждение о том, что эффективность и эффектность массовой коммуникации не может быть адекватно оценена без наличия устойчивой обратной связи адресанта и адресата. т. к. предшествующие...

Роль коммуникаций в управлении изменениями

Вопрос — ответ.

Затем последовало определение коммуникации как центрального процесса в организации.

Основные термины (генерируются автоматически): обратная связь, изменение, сотрудник, RUS, коммуникация, компания, россия, современный мир...

Психологические особенности и проблемные аспекты электронной...

Интернет-коммуникация как особый вид коммуникации обладает некоторыми особенностями. Н. Н. Богомолова отмечает следующие: опосредованность общения техническими средствами, общение больших социальных групп, отсутствие непосредственной обратной связи...

Задать вопрос