Конфликтоустойчивость юношей и девушек студенческого возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Тарасова, А. О. Конфликтоустойчивость юношей и девушек студенческого возраста / А. О. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 571-575. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102457/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается понятие конфликтоустойчивость как психологическое качество личности студентов, влияющее на становление и протекание межличностных отношений. Мы рассмотрим профиль конфликтоустойчивости юношей и девушек. Высокий уровень конфликтоустойчивости личности студента является необходимым условием выстраивания и сохранения доброжелательных и эффективных взаимоотношений.

Ключевые слова: конфликт, конфликтоустойчивость, юноши, девушки, социализация, поведение, эмоциональность, студенты.

The article considers the concept of conflict resistance as the psychological quality of the personality of students, affecting the formation and course of interpersonal relations. We will look at the conflict tolerance profile of young men and women. A high level of conflict tolerance of the student's personality is a necessary condition for building and maintaining friendly and effective relationships.

Keywords: conflict, conflict resistance, men, women, socialization, behavior, emotionality, students.

Повышение социально-психологической напряженности людей на современном этапе развития общества приводит к тому, что сегодня конфликты являются одним из неотъемлемых элементов взаимоотношений между людьми во всех сферах жизнедеятельности. Порой конфликты помогают решить конкретную проблему наиболее эффективным способом; выявить конструктивного лидера; упрочить взаимопонимание и сотрудничество; повышает сплочённость коллектива, и т. д. Однако, в большинстве случаев конфликты являются причиной того, что люди перестают стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми, это может привести к неразрешенности существующих проблем; понижается сплоченность и, соответственно, уменьшается эффективность выполнения совместных действий; ухудшается психическое состояние людей (например, появляется чувство подавленности или даже депрессивные признаки); зачастую может наступить чувство неуверенности в себе, потеря мотивации и разрушение имеющихся сформированных систем ценностей и образцов поведения. Данная проблема, конечно же, касается и современных студентов, поскольку круг их общения является достаточно широким и, зачастую, новым. В связи с этим особенно актуальным на сегодняшний день является изучение самого феномена «конфликт», а также факторов, которые способствуют его возникновению, динамику протекания и результат развития.

Среди факторов, влияющих на возникновение, протекание и результат конфликта, как нам кажется, является конфликтоустойчивость. Её особенность состоит в зависимости как от генетически обусловленных факторов, так и от приобретённых в процессе обучения, воспитания и социализации личности. Предположительно, профиль конфликтоустойчивости юношей и девушек будет разным.

Изучением проблемы конфликтоустойчивости личности занимались такие ученые, как А. Я. Анцупов, Л. И. Божович, И. В. Ващенко, Б. С. Волков, Ф. Глазл, Н. В. Гришина, С. М. Емельянов, В. И. Илийчук, Г. И. Козырев. Так, Платонов Ю. П. рассматривает процесс развития конфликтоустойчивости личности как динамику освоения социальных ролей [1]. Ученые рассматривают конфликтоустойчивость как вид психологической устойчивости, как ее специфическое проявление. По их мнению, психологическая устойчивость является характеристикой личности, состоящей в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных и проблемных ситуаций.

С. Нолен-Хоксм (1990) говорит, что женщины и мужчины по-разному реагируют на конфликт: женщины, испытывая подавленность стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция «тщательно обдумать» приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины, наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом.

Во время ссоры, как отмечает И. В. Грошев, женщины чаще вспоминают старые грехи и ошибки, допущенные супругом в прошлом. Мужчины же больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора.

Эмоциональный компонент конфликтоустойчивости отражает эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики, а также ее влияние на характер общения в проблемной ситуации. Наличие данного компонента у студента свидетельствует о его умении управлять своим эмоциональным состоянием, контролировать агрессию, эффективно общаться с оппонентом. В случае затяжного конфликта или проигрыша в нем — не входить в депрессивные состояния. Волевой компонент конфликтоустойчивости предполагает способность личности к сознательной мобилизации интеллектуальных и эмоциональных ресурсов в соответствии с определенной ситуацией в процессе взаимодействия, к саморегуляции как психического состояния, так и поведения. Психомоторный компонент обеспечивает верность поступков, их чёткость и адекватность ситуации. Охватывает умение контролировать своё дыхание, тело, управление жестикуляцией и мимикой, позами и положения головы, рук, ног, исключать тремор рук, дрожание голоса, избегать скованности движений.

Гипотеза нашего исследования заключалась в предположении, что профиль конфликтоустойчивости юношей и женщин будет разниться. В нашем исследовании приняли участие 44 студента Астраханского государственного университета в возрасте от 18 до 30 лет. Из них 22 юноши и 22 девушки. Тестирование проходило в групповой форме. Было проведено исследование уровня конфликтоустойчивости студентов при помощи методики Методика «Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). Результаты исследования уровня устойчивости к конфликтам представлен в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования уровня конфликтоустойчивости студентов

Уровень

Количество студентов

1

Высокий

32 %

2

Средний

46 %

3

Низкий

22 %

Графически результаты исследования уровня конфликтоустойчивости студентов представлены на рисунке 1.

Результаты исследования уровня конфликтоустойчивости студентов

Рис. 1. Результаты исследования уровня конфликтоустойчивости студентов

Результаты свидетельствуют, что в средней в выборке студентов 32 % респондентов обладают высоким уровнем конфликтоустойчивости, что выражается сохранении эмоционального равновесия в ситуации конфликта. 46 % обладают средний уровнем конфликтоустойчивости, соответствующим возрастной норме. В свою очередь, 22 % студентов обладают низким уровнем конфликтоустойчивости, что может проявляться в потере эмоционального равновесия в ситуации конфликта.

Далее был проведен сравнительный анализ уровня конфликтоустойчивости девушек и юношей студенческого возраста. Результаты сравнительного анализа уровня конфликтоустойчивости юношей и девушек студенческого возраста представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа уровня конфликтоустойчивости юношей и девушек

Показатель

Средний балл

девушки

юноши

1

Уровень конфликтоустойчивости

31,2

38,4

T-критерий

2,224*

Графически результаты сравнительного анализа уровня конфликтоустойчивости юношей и девушек представлены на рисунке 2.

Результаты сравнительного анализа уровня конфликтоустойчивости юношей и девушек студенческого возраста

Рис. 2. Результаты сравнительного анализа уровня конфликтоустойчивости юношей и девушек студенческого возраста

Таким образом, было выявлено, что средний показатель уровня конфликтоустойчивости у девушек составляет 31,2 балла, что соответствует нижней границе нормы. В свою очередь, средний показатель уровня конфликтоустойчивости у юношей составляет 38,4 балла, что соответствует верхней границе среднего уровня выраженности в пределах нормы. В результате сравнительного анализа методом параметрической стаитстики были выявлены статистически значимые различия между уровням конфликтоустойчивости девушек и юношей (t=2,224, при р≤0,05).

Литература:

  1. Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога: учеб.-метод. пособие для ВУЗов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 528с.
  2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учеб. пособие для ВУЗов. — СПб.: Питер, 2008. — 496 с.
  3. Грошев И. В. Тендерные представления о власти // Социс. 2000. — № 12. — С.33–41.
  4. Глазл Ф. Самопомощь в конфликтах. Концепции — упражнения — практические методы / пер. с нем. — Калуга: Духовное познание, 2000. — 192 с.
  5. Гришина Н. В. Психология конфликта — СПб Издательство «Питер», 2000. — 171 с.
  6. Платонов Ю. П. Психология конфликтного поведения. — СПб.: Речь, 2009. — 544 с.
  7. Сивцова A. B. Внутренние конфликты в системе ценностных ориентаций как психологические основания развития личности.
  8. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. — СПб.: Питер, 2003. — 250 с.
  9. Самсонова Н. В. Практикум по конфликтологии: учеб. пособие. — Калининград: КО ИПК и ПРО, 2002. — 83 с.
  10. Морозов А. В. Деловая психология. Курс лекций. — СПб.: Союз, 2000. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сравнительный анализ уровня, девушка, юноша, студент, студенческий возраст, уровень, высокий уровень, показатель уровня, психологическая устойчивость, эмоциональное равновесие.


Похожие статьи

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь...

Предмет исследования — взаимосвязь эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий.

3. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта [2].

Анализ эмоционально-личностных особенностей личности студентов позволил выявить...

В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у юношей был выявлен низкий...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости...

Юношеский возраст — один из наиболее значимых возрастов для формирования личности.

Высокий уровень психологического благополучия связан с самоодобрением и мышечной релаксацией.

У юношей преобладает средний уровень жизнестойкости (62 % студентов). У девушек также преобладает средний уровень жизнестойкости (62 % студентов).

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

По параметру «общая шкала» высокие показатели выявлены у 67 % (10 опрошенных)

По шкале «настойчивость» высокие баллы были выявлены у 67 % (10 опрошенных). Средний уровень представлен у 33 % (5 обучающихся), а низкий — у (0 испытуемых).

Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин.

Диагностика психологических личностных характеристик...

Анализ эмоционально-личностных особенностей личности студентов позволил выявить

Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную

Студентов с высоким уровнем тревожности (90 %) отличает замкнутость и малая общительность.

В то же время у студентов (90 %) выявляется низкий уровень самооценки.

Личностные особенности студентов с разной академической...

И анализ документов — оценочных ведомостей студентов, для выявления академической успеваемости студентов.

Рис. 1. Распределение студентов по уровням академической успеваемости (в %).

Рис. 3. Выраженность показателей эмоциональной сферы студентов (в ср. б.)

Их отличает высокая обучаемость, а также достаточный уровень общей культуры и...

Смысложизненные ориентации и копинг-стратегии студентов...

Повышенный уровень стресса, ощущение отсутствия психологической безопасности, в

В состав выборки вошли студенты московских ВУЗов: 19 девушек и 11 юношей — всего 30

Результаты определения уровня общей тревожности: 2 респондента (6,7 %) имеют низкий.

двое имеют низкий уровень общей тревожности, и 13 респондентов — высокий уровень.

Специфика субъективного благополучия студентов: профильный...

В статье представлены результаты исследования субъективного благополучия студентов Самарских ВУЗов.

Общий уровень субъективного благополучия в группе равняется 1,87 стен, что интерпретируется

Социально-психологическая зрелость студентов представляет собой готовность и.

Возраст студентов — период активного профессионального развития личности.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Цель исследования: выявить уровень тревожности студентов на разных этапах обучения в вузе.

1. Изучение психологической литературы по проблеме тревожности.

Рис. 2.Количественный анализ уровня СТ среди студентов I и III курсов.

2. Высокий уровень ситуативной тревожности отмечен у 35% первокурсников.

Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем...

В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи уровня эмоционального

Рис. 2. Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным

Рис. 3. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа.

Похожие статьи

Эмоциональная устойчивость у студентов и её взаимосвязь...

Предмет исследования — взаимосвязь эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий.

3. Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта [2].

Анализ эмоционально-личностных особенностей личности студентов позволил выявить...

В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у юношей был выявлен низкий...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости...

Юношеский возраст — один из наиболее значимых возрастов для формирования личности.

Высокий уровень психологического благополучия связан с самоодобрением и мышечной релаксацией.

У юношей преобладает средний уровень жизнестойкости (62 % студентов). У девушек также преобладает средний уровень жизнестойкости (62 % студентов).

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

По параметру «общая шкала» высокие показатели выявлены у 67 % (10 опрошенных)

По шкале «настойчивость» высокие баллы были выявлены у 67 % (10 опрошенных). Средний уровень представлен у 33 % (5 обучающихся), а низкий — у (0 испытуемых).

Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин.

Диагностика психологических личностных характеристик...

Анализ эмоционально-личностных особенностей личности студентов позволил выявить

Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную

Студентов с высоким уровнем тревожности (90 %) отличает замкнутость и малая общительность.

В то же время у студентов (90 %) выявляется низкий уровень самооценки.

Личностные особенности студентов с разной академической...

И анализ документов — оценочных ведомостей студентов, для выявления академической успеваемости студентов.

Рис. 1. Распределение студентов по уровням академической успеваемости (в %).

Рис. 3. Выраженность показателей эмоциональной сферы студентов (в ср. б.)

Их отличает высокая обучаемость, а также достаточный уровень общей культуры и...

Смысложизненные ориентации и копинг-стратегии студентов...

Повышенный уровень стресса, ощущение отсутствия психологической безопасности, в

В состав выборки вошли студенты московских ВУЗов: 19 девушек и 11 юношей — всего 30

Результаты определения уровня общей тревожности: 2 респондента (6,7 %) имеют низкий.

двое имеют низкий уровень общей тревожности, и 13 респондентов — высокий уровень.

Специфика субъективного благополучия студентов: профильный...

В статье представлены результаты исследования субъективного благополучия студентов Самарских ВУЗов.

Общий уровень субъективного благополучия в группе равняется 1,87 стен, что интерпретируется

Социально-психологическая зрелость студентов представляет собой готовность и.

Возраст студентов — период активного профессионального развития личности.

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных...

Цель исследования: выявить уровень тревожности студентов на разных этапах обучения в вузе.

1. Изучение психологической литературы по проблеме тревожности.

Рис. 2.Количественный анализ уровня СТ среди студентов I и III курсов.

2. Высокий уровень ситуативной тревожности отмечен у 35% первокурсников.

Особенности копинг-стратегий у студентов с разным уровнем...

В статье рассматривается актуальная проблема взаимосвязи уровня эмоционального

Рис. 2. Сравнительный анализ компонентов эмоционального интеллекта у студентов с разным

Рис. 3. Сравнительный анализ количества детей в семьях студентов с разным уровнем

эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, юноша, девушка, группа.

Задать вопрос