Специфика субъективного благополучия студентов: профильный и гендерный аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (339) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 05.12.2020

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Кулакова, А. М. Специфика субъективного благополучия студентов: профильный и гендерный аспекты / А. М. Кулакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 522-525. — URL: https://moluch.ru/archive/339/75901/ (дата обращения: 01.03.2021).



В статье представлены результаты исследования субъективного благополучия студентов Самарских ВУЗов. Выявлена специфика благополучия в зависимости от профиля обучения (направления подготовки), а также гендерная специфика благополучия. Приведены статистические доказательства выявленной специфики.

Ключевые слова: субъективное благополучие, студенческий возраст, половая и профильная дифференциация .

В возрастной психологии достаточно длительный период времени было ослаблено внимание к изучению ранней зрелости как этапа развития. Считалось, что развитие человека прекращается с достижением им зрелости, а в поле интересов попадали изменения в детском и подростковом возрасте. Со временем период ранней зрелости стал привлекать должное внимание ученых и рассматриваться не менее пристально, чем ранние ступени развития.

Взрослость, содержащая в себе студенческий возраст — один из самых насыщенных периодов жизни человека, в котором достигаются пики личностного и интеллектуального развития, происходит интенсивное развитие в основных жизненных сферах человека: профессиональная, семейная, детско-родительская и т. п. Ранняя взрослость (студенчество) же является переходным этапом между юностью и зрелостью, что привлекает к нему особенное внимание [1]. Возрастные границы данного периода рассматриваются авторами неоднозначно. Так, Эрик Эриксон обозначает данный период как «ранняя зрелость» и выделяет его границы в пределах 20–26 лет. В. И. Слободчиков и И. Е. Исаев выделяют ступень молодости (19–28 лет), который начинается с кризиса юности. Е. Е. Сапогова, также называя данный период развития молодостью, значительно сдвигает рамки с 18 до 30 лет. Другие авторы и вовсе не выделяют границ: так, Б. Ливехуд считает, что не существует перехода от юности к взрослости, а особенности зрелого человека начинают преобладать постепенно [4].

Некоторое расхождение, неоднозначность взглядов обусловлены, безусловно, особенностями эпохи или конкретных культур, однако большую роль играют и события жизни каждого отдельного индивида. Это составляет проблему изучения рассматриваемого возраста и определения его границ: постепенно развитие взрослого человека перестает зависеть от хронологического возраста, биологических закономерностей, наиболее существенное значение отводится социальной и культурной среде человека, а также его индивидуальным психологическим особенностям [2].

Студенческий возраст характеризуется одновременным достижением физической, половой, гражданской и интеллектуальной зрелости, однако в аффективной сфере молодых людей отмечаются тенденции подросткового возраста: эмоции переживаются интенсивно, отношение к себе во многом зависит от внешней оценки. Эмоциональные реакции и поведение студентов не могут быть объяснены лишь сдвигами гормонального порядка, как это было подростковом возрасте [5]. В студенчестве эмоциональная лабильность зависит по большей мере от социальных факторов, таких как социальная активность, учебная деятельность и отношения с коллективом сверстников, педагогов, востребованность лицами противоположного пола и т. п. Поэтому особую актуальность приобретает проблема психологического благополучия студентов [4].

Понятие психологического благополучия, содержащееся в работах многих авторов, включает в себя обыденное понимание счастья, как превосходства положительных эмоций над отрицательными (Б. С. Братусь, В. С. Лобзин, А. Е. Созонтов, Т. Шебутани, Т. Д. Шевеленкова, Р. О. Юрчик, Н. Г. Яковлева и др.). Это определение указывает в проявлении субъективного благополучия на приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним. Другое понимание субъективного благополучия связано с представлением о нем как о системе базовых ценностей, отношении к себе и миру. В настоящее время проблема субъективного благополучия студентов различных направлений подготовки в системе высшего образования в зарубежной и отечественной психологии изучена недостаточно, что и определяет актуальность темы исследования [3].

Для изучения субъективного благополучия студентов было организовано эмпирическое исследование на базе СГСПУ и СНИУ им. академика С. П. Королева. Выборку составили 36 студентов, обучающихся на втором курсе. Так, студенты СГСПУ были лица, обучающиеся на факультете психологии и специального образования (12 человек), студенты СНИУ им. академика С. П. Королева были лица различных технических специальностей (12 человек), а также лица юридического направления (12 человек). Психологическая диагностика проводилась с использованием теста-опросника «Шкала субъективного благополучия» М. В. Соколова.

По результатам качественно-количественной обработки эмпирических данных нами установлено, что студенты-психологи имеют уровень высокий уровень субъективного благополучия, т. е. здесь можно говорить об эмоциональном комфорте этих студентов. Они проявляют уверенность в собственных силах, им свойственна активная жизненная позиция, проявление интереса к различным общественным мероприятиям как развлекательного характера — студенческий КВН», «студенческая весна», «студенческий дебют» и т. п. (более известные среди студентов как «Студвесна», «Студдебют»), так и образовательного характера, например, научная конференция «День науки» местного, городского и областного уровней. Студенты-психологи легко и непринужденно общаются как среди своих будущих коллег, так и среди наставников в лице научно-педагогических работников ВУЗа. Психоэмоциональный фон стабилен, что также подчеркивает уровень субъективного чувства благополучия. Общий уровень субъективного благополучия в группе равняется 1,87 стен, что интерпретируется как высокий уровень субъективного благополучия.

Значительно ниже уровень субъективного благополучия был обнаружен в группе студентов-юристов: 5,33 стен, что интерпретируется как средний уровень. Несмотря на то, что объективных трудностей они не испытывают как в обучении, так и в общении, все же говорить о полном эмоциональном комфорте нельзя. Такие студенты часто преувеличивают проблемы, дополняя их негативными домыслами, что делает их крайне восприимчивыми к резкому слову, повышенным интонациям и т. п.

Самый низкий уровень субъективного благополучия был зафиксирован в группе студентов-техников 8,1 баллов, что интерпретируется как средний уровень с тенденцией к низкому. Студенты с таким уровнем испытывают ощутимый дискомфорт. Посещение занятий, общественная жизнь их не радует. Присутствие на занятиях сводится к усиленному ожиданию звонка на перемену. Общение с однокурсниками носят эпизодический характер. Чаще всего им свойственно общение тесными группами не более 2-х, 3-х человек.

Результаты статистической обработки с использованием H-критерия Крускала-Уоллиса (данный критерий позволяет сравнивать 3 и более групп), где H эмп . = 2,894 при p≤001 позволяет нам говорить о наличии статистически значимых различиях между группами студентов различных направленностей обучения, где наиболее благополучными оказываются студенты-психологи, а менее благополучными студенты-техники. Промежуточную позицию занимают студенты-юристы.

Для рассмотрения половой дифференциации в проявлении субъективного благополучия группы были переформированы по признаку пола (по 18 человек в группе). Результаты статистической обработки эмпирических данных субъективного благополучия студентов с использованием t-критерия Стьюдента (параметрический критерий позволяет сравнить две несвязные выборки) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты математической обработки данных по половому признаку (t-критерий Стьюдента)

п/п Шкала

Хср(девушки)

Хср(юноши)

Значение t-критерия

Стьюдента

  1. напряженность и чувствительность

12,02

10,78

2,2

  1. психоэмоциональная симптоматика

12,33

11,18

2,1

  1. изменения настроения

8,22

8,13

0,2

  1. значимость социального окружения

13,96

12,34

2,3

  1. самооценка здоровья

8,53

8,98

0,2

  1. удовлетворенность повседневной деятельностью

11,56

11,82

0,3

tкр = 1,99, при р ≤ 0,05, tкр = 2,63, при р ≤ 0,01

Таким образом значимыми оказались различия в шкалах напряженность и чувствительность (при р ≤ 0,05), психоэмоциональная симптоматика (при р ≤ 0,05), значимость социального окружения (при р ≤ 0,05).

В целом, можно сказать, что девушки проявляют меньший уровень напряженности и чувствительности. Они отмечают, что учеба им в радость, им несложно просить кого-либо о помощи, они не ощущают потребности в уединении. Юноши, напротив, отмечают, что учеба давит на них, что обращение к кому-то с просьбой дается им нелегко, ощущают потребность в уединении. Девушки проявляют высокий уровень психоэмоциональной симптоматики субъективного благополучия. Они отмечают, что никогда не становятся беспокойными по неизвестной причине, адекватно реагируют на незначительные препятствия и неудачи, всегда собраны. Юноши констатируют, что проявляют беспокойство по неизвестной причине, неадекватно реагируют на незначительные препятствия и неудачи, бывают рассеянными. Девушки проявляют высокий уровень значимости социального окружения субъективного благополучия. Они отмечают, всегда обращаются к кому-нибудь, если у них возникают проблемы, не чувствуют себя одинокими, испытывают удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями. Юноши, напротив, всегда с большим трудом обращаются к кому-нибудь за помощью, периодически ощущают себя одинокими, не всегда испытывают удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.

Результаты проведенного исследования указывают на необходимость в дальнейшем разработки индивидуального маршрута сопровождения студентов как в зависимости от направления подготовки, так и по гендерному признаку, ведь ощущение благополучия или неблагополучия в социальной студенческой среде является индикатором удовлетворенности жизнью в целом, определяя психологическое здоровье подрастающего поколения.

Литература:

  1. Бессонова Ю. В. О структуре психологического благополучия / Ю. В. Бессонова // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сб. статей / Составитель: Ю. В. Братчикова. — Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 2013 — С. 30–35.
  2. Бочарова Е. Е. Субъективное благополучие и социальная активность личности в различных социокультурных исследованиях [Электронный ресурс] / Е. Е. Бочарова, Л. Е. Тарасова // Современные исследования социальных проблем. — 2012. — № 8 (16). URL: ruhttp://sisp.nkras.ru/eru/issues/2012/8/bocharova.pdf (дата обращения: 24.11.20)
  3. Воронина О. В., Психологические аспекты изучения субъективного благополучия // «Экономика и социум» № 2(33) 2017 — С.1306–1309
  4. Кулик А.А, Акимова А. А. Субъективное благополучие молодёжи (на примере студентов первых и выпускных курсов) // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 2.
  5. Шадрин, А. А. Психологические факторы субъективного благополучия курсантов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / А. А. Шадрин. — Саратов, 2015. — 219 с.
Основные термины (генерируются автоматически): субъективное благополучие, субъективное благополучие студентов, высокий уровень, подростковый возраст, психоэмоциональная симптоматика, социальное окружение, студенческий возраст, неизвестная причина, ранняя зрелость, статистическая обработка.


Ключевые слова

студенческий возраст, субъективное благополучие, половая и профильная дифференциация
Задать вопрос