Смысложизненные ориентации и копинг-стратегии студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 28.02.2023

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Степанова, Г. С. Смысложизненные ориентации и копинг-стратегии студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью / Г. С. Степанова, С. С. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100435/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы указывают на актуальность проблемы психологической безопасности, удовлетворенности жизнью у молодого поколения в связи с экономической, политической и социальной ситуацией в современной России. Приведены результаты исследования взаимосвязи копинг-стратегий и смысложизненных ориентаций студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью.

Ключевые слова: студенты, психологическая безопасность, копинг-стратегии, удовлетворенность жизнью.

Понятие «психологическая безопасность» — это составляющая национальной и социальной безопасности. Психологическая безопасность подразумевает сохранение психики человека в устойчивом состоянии, противостояние негативным воздействиям на психику.

Однако, в 2020 году многие столкнулись с проблемами в сохранении устойчивости своего психического состояния. Известно, что 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию в связи с распространением нового типа коронавирусной инфекции, официально получившей название COVID-19. Целью профилактики и предотвращения распространения заболевания, правительством РФ в отношении граждан принят ряд ограничительных мер. В частности, к таким мерам относятся: ограничение свободы передвижения и проведения массовых мероприятий, введение дистанционного режима трудовой деятельности для представителей различных профессий и т. д. целом. С 26 марта по 9 июня в Москве действовал режим самоизоляции, в других регионах России данный период был регламентирован региональными особенностями проявления пандемии. Таким образом, большая часть населения нашей страны вынуждена была выполнять свои трудовые обязанности в дистанционном формате [4].

Режим самоизоляции, наравне с ухудшившейся экономической ситуацией в стране, инфодемией, потерей работы или отсутствием возможности выполнять свои трудовые обязанности, является одним из центральных факторов, оказавших негативное влияние на психологическое самочувствие населения нашей страны [1].

Важно отметить, что изменения затронули и образовательную сферу. Так, с 17 марта 2020 года во всех образовательных организациях России была введена дистанционная форма обучения и усиление тенденций цифровизации образования в целом. С 26 марта по 9 июня 2020 года в Москве действовал режим самоизоляции, в других регионах России данный период был регламентирован региональными особенностями проявления пандемии. Самоизоляция и, как следствие, обучение в дистанционном формате, на многих студентов оказали негативное влияние в части психологической устойчивости. Не все обучающиеся оказались готовы к самоконтролю своей образовательной деятельности, к общению с преподавателями в удаленном формате, что сказалось на уровне их удовлетворенности жизнью.

В период описанных выше событий люди стали подвергаться сильнейшему стрессу в связи со страхом за здоровье (своё и близких), неопределённостью и неуверенностью в собственном будущем, а также в связи с необходимостью перестраивать свою трудовую деятельность или искать новые способы заработка. Причём справиться со стрессом привычными ранее способами, такими как прогулка, посещение спортзалов, общение с искусством в реальном формате в период самоизоляции не представлялось возможным. Повышенный уровень стресса, ощущение отсутствия психологической безопасности, в свою очередь, способствовал возникновению конфликтных и кризисных ситуаций в межличностных отношениях, что оказывал отрицательное влияние на все остальные сферы жизнедеятельности человека.

К сожалению, на сегодняшний день политическая ситуация на мировой арене оказывает такое же негативное влияние на состояние психики многих людей, переживающих росийско-украинский кризис, несущий с собой экономические проблемы.

На основе изучения многих исследований (Н. В. Андреенкова, Л. В. Куликов, Н. Н. Мельникова) можно сделать вывод, что со стрессовыми ситуациями можно справиться только при позитивном настрое, умении наслаждаться жизнью, поэтому его также можно считать кризисным моментом в жизни студентов. Успешное разрешение кризиса требует от студентов переоценки жизненных ценностей, признания ограничений, концентрации усилий, принятия ответственности во многих сферах, во взаимоотношениях с окружающими. Для этого у студентов должно быть развито совладающее поведение, которое является осознанным, целенаправленным процессом снижения негативного влияния стрессовой ситуации и реализуется посредством применения различных копинг-стратегий.

Актуальность исследования по данной теме позволяет изучить условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, их жизненные трудности, проанализировать, насколько реализованы те или иные потребности молодых людей, а тем самым и выявить, насколько молодежь удовлетворена жизнью, обозначить причины, которые влияют на их удовлетворённости, и определить стратегию их преодоления.

Целью нашего исследования стало определение связи особенностей осмысленности жизни современной молодежи с уровнем удовлетворенности жизнью. Объектом исследования стала удовлетворенность жизнью. Предметом исследования смысложизненные ориентации и копинг-стратегии молодых людей с разными показателями удовлетворенности жизнью.

Основной гипотезой исследования стало предположение о том, что молодые люди с высокой удовлетворенностью жизнью используют более адаптивные варианты копинг-стратегий, их жизнь более осмысленна, чем у молодых людей с низкой удовлетворенностью жизнью.

Гипотеза была конкретизирована в следующих предположениях:

1. У респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью выше показатели адаптивности копингов, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.

2. У респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью показатели осмысленности жизни выше, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.

В исследовании были использованы психодиагностические методики:

1. «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) Н. Н. Мельниковой [3];

2. «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д. А. Леонтьева [5];

3. «Способы совладающего поведения» (копинг-тест) Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой) [2].

В состав выборки вошли студенты московских ВУЗов: 19 девушек и 11 юношей — всего 30 человек в возрасте от 18 до 25 лет.

Для выявления взаимосвязи между смысложизненными ориентациями, копинг-стратегиями и уровнем удовлетворенности жизнью участников исследования был использован корреляционный анализ с применением критерия Спирмена.

В результате корреляционного анализа в группе молодых людей с низким уровнем удовлетворенности жизнью установлено:

– чем выше активность как показатель жизненной включенности, тем ниже самоконтроль поведения, стремление к самообладанию;

– — чем более выражена у молодых людей усталость от жизни, тем ниже удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому у них чаще возникает чувство собственной беспомощности, отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни, уверенность в собственной неспособности справляться со стрессовыми ситуациями;

– чем более члены данной группы испытывают беспокойство о будущем, тем менее они уверены в том, что могут контролировать события своей жизни, обладают свободой принимать и воплощать в жизнь свои решения; тем менее они вовлечены в происходящее и уверены в том, что способны влиять на свою жизнь;

– чем менее удовлетворены жизнью представители данной группы, тем более они склонны к самокритике и самообвинению, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой.

В результате корреляционного анализа в группе молодых людей с высоким уровнем удовлетворенности жизнью установлено, что:

– чем выше их жизненная включенность, тем более интересной и эмоционально насыщенной они считают свою жизнь; тем более они уверены в том, что способны контролировать ее, самостоятельно принимать решения и воплощать их; тем выше у них осмысленность жизни;

– чем более выражено у молодых людей разочарование, неудовлетворенность жизнью, тем ниже результативность их жизни и тем чаще они используют такой копинг, как конфронтация;

– — чем более члены данной группы чувствуют усталость от жизни, чем чаще они прибегают к другой копинг-стратегии — дистанцированию.

В результате исследования была подтверждена основная гипотеза о том, что молодые люди с высокой удовлетворенностью жизнью используют более адаптивные варианты копинг-стратегий, их жизнь более осмысленна, чем у молодых людей с низкой удовлетворенностью жизнью.

Гипотеза о том, что у респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью выше показатели адаптивности копингов, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью, подтвердилась частично — в отношении копинг-стратегий «бегство-избегание» и «планирование решения». Респонденты с высокой удовлетворенностью жизнью чаще используют эти стратегии адекватно ситуации, о чем свидетельствуют более высокие показатели адаптивности данных копингов у них, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.

Полностью подтвердилась гипотеза о том, что у респондентов с высокой удовлетворенностью жизнью показатели осмысленности жизни выше, чем у респондентов с низкой удовлетворенностью жизнью.

На основании проведенного исследования, был сделан вывод, что молодые люди, по-разному оценивающие удовлетворенность своей жизнью, имеют разный личностный потенциал, определяющий их возможности преодоления трудных жизненных ситуаций и дальнейшего развития.

Литература:

  1. Голубева Н. В. Голубева Н. В., Иванов Д. В., Троицкий М. С. Панические расстройства во внутрисемейных отношениях, как последствия воздействия коронавирусной инфекции // Вестник новых медицинских технологий. — 2020. — № 2. — С. 32–38.
  2. Копинг-тест Лазаруса. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://1-source.ru/diagnostika/ (дата обращения 02.02.2022).
  3. Мельникова, Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2014. — 57 с.
  4. Сыропятова С. Б., Алланина Л. М. Правовое регулирование национальной безопасности и жизнедеятельности в условиях пандемии // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2020. — Т. 1. — № 2 (95). — С. 139–147.
  5. Тест смысложизненных ориентаций (методика СЖО) Д. А. Леонтьева — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psycabi.net/testy/ (дата обращения: 02.02.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): удовлетворенность жизнью, жизнь, высокая удовлетворенность, негативное влияние, психологическая безопасность, корреляционный анализ, режим самоизоляции, респондент, уровень удовлетворенности, дистанционный формат.


Похожие статьи

Динамика самоотношения у лиц с разным уровнем...

...самоотношения у лиц с разным уровнем удовлетворённости жизнью, проходящих

Удовлетворенность жизнью рассматривается в психологической И. А. Джидарьян (2001); Л

Одним из маркеров, позволяющих делать вывод об удовлетворенности человека жизнью в

По результатам методики МИС, можно отметить, что большая часть респондентов первой и...

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни.

Теоретический анализ тревожности. Анкетирование студентов по опроснику Спилбергера.

Результаты определения уровня общей тревожности: 2 респондента (6,7 %) имеют низкий

двое имеют низкий уровень общей тревожности, и 13 респондентоввысокий уровень.

Влияние социально-психологического климата на...

Анализируя роль социально-психологического климата в удовлетворенности трудом

климат трудового коллектива, тем выше удовлетворенность трудом его членов.

И в третьем, работник самостоятельно оценивал свой общий уровень удовлетворённости трудом в

Среди факторов были выявлены: уровень зарплаты (78 %), режим труда (76 %), атмосфера в...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости...

Это переживание удовлетворенности своей жизнью всегда субъективно. Уровень психологического благополучия (т. е. данной удовлетворенности) личности определяется соотношением позитивных и негативных эмоций и переживаний, имеющихся в жизни человека.

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки...

...считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности.

Иначе говоря, повышение установки «Контроль» на 1 балл снижает уровень «Тревожности» на 0,2 балла

Чем выше установка на активность по отношении к событиям в жизни, тем ниже ощущение

Вывод: для работающих пенсионеров отрицательное влияние на самоуважение...

Изучение образа собственного тела и межличностной перцепции...

Рис. 1. Распределение испытуемых в зависимости от удовлетворенности собственным телом.

Рис. 2. Уровень удовлетворенности собственным телом по ШУСТ.

Высокий уровень (25,68 %) представляет собой формирование устойчивых объективно

Из рисунка следует, что наибольшее число респондентов (77,03 %) имеют средний уровень эмпатийности.

Социальное самочувствие студентов высших учебных заведений

удовлетворенность или неудовлетворенность личности различными аспектами ее

Кроме оценки «социально-психологического комфорта» и «удовлетворенности условиями жизни»

Суммарный коэффициент респондентов, считающих себя «очень счастливыми» и «весьма

Степанов А. М. Сравнительный анализ социального самочувствия студентов высших и...

Удовлетворенность учащихся психологическим климатом школы

Библиографическое описание: Бурнашева, К. Н. Удовлетворенность учащихся

Поэтому мы решили провести исследование по уровню удовлетворенности

39,3 % учащихся отметили, что высоко удовлетворены тем качеством услуг, которые оказывает школы.

Демократичность (39,3 %) — учащиеся отмечают, что не могут принимать участие в тех аспектах жизни школы, к...

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

Наиболее подвержены негативному влиянию сети Интернет оказываются подростки и

девушки и юноши завершают обучение в школе и меняют образовательную среду (высшие

Поэтому в данном возрасте остро встает вопрос о смысле жизни, своем предназначении

Рис. 1. Нами был проведен сравнительный анализ двух групп испытуемых: с низкими и высокими...

Похожие статьи

Динамика самоотношения у лиц с разным уровнем...

...самоотношения у лиц с разным уровнем удовлетворённости жизнью, проходящих

Удовлетворенность жизнью рассматривается в психологической И. А. Джидарьян (2001); Л

Одним из маркеров, позволяющих делать вывод об удовлетворенности человека жизнью в

По результатам методики МИС, можно отметить, что большая часть респондентов первой и...

Исследование зависимости уровня тревожности от...

Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни.

Теоретический анализ тревожности. Анкетирование студентов по опроснику Спилбергера.

Результаты определения уровня общей тревожности: 2 респондента (6,7 %) имеют низкий

двое имеют низкий уровень общей тревожности, и 13 респондентоввысокий уровень.

Влияние социально-психологического климата на...

Анализируя роль социально-психологического климата в удовлетворенности трудом

климат трудового коллектива, тем выше удовлетворенность трудом его членов.

И в третьем, работник самостоятельно оценивал свой общий уровень удовлетворённости трудом в

Среди факторов были выявлены: уровень зарплаты (78 %), режим труда (76 %), атмосфера в...

Связь психологического благополучия и жизнестойкости...

Это переживание удовлетворенности своей жизнью всегда субъективно. Уровень психологического благополучия (т. е. данной удовлетворенности) личности определяется соотношением позитивных и негативных эмоций и переживаний, имеющихся в жизни человека.

Множественный линейный регрессионный анализ самооценки...

...считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности.

Иначе говоря, повышение установки «Контроль» на 1 балл снижает уровень «Тревожности» на 0,2 балла

Чем выше установка на активность по отношении к событиям в жизни, тем ниже ощущение

Вывод: для работающих пенсионеров отрицательное влияние на самоуважение...

Изучение образа собственного тела и межличностной перцепции...

Рис. 1. Распределение испытуемых в зависимости от удовлетворенности собственным телом.

Рис. 2. Уровень удовлетворенности собственным телом по ШУСТ.

Высокий уровень (25,68 %) представляет собой формирование устойчивых объективно

Из рисунка следует, что наибольшее число респондентов (77,03 %) имеют средний уровень эмпатийности.

Социальное самочувствие студентов высших учебных заведений

удовлетворенность или неудовлетворенность личности различными аспектами ее

Кроме оценки «социально-психологического комфорта» и «удовлетворенности условиями жизни»

Суммарный коэффициент респондентов, считающих себя «очень счастливыми» и «весьма

Степанов А. М. Сравнительный анализ социального самочувствия студентов высших и...

Удовлетворенность учащихся психологическим климатом школы

Библиографическое описание: Бурнашева, К. Н. Удовлетворенность учащихся

Поэтому мы решили провести исследование по уровню удовлетворенности

39,3 % учащихся отметили, что высоко удовлетворены тем качеством услуг, которые оказывает школы.

Демократичность (39,3 %) — учащиеся отмечают, что не могут принимать участие в тех аспектах жизни школы, к...

Смысложизненные ориентации студентов-первокурсников...

Наиболее подвержены негативному влиянию сети Интернет оказываются подростки и

девушки и юноши завершают обучение в школе и меняют образовательную среду (высшие

Поэтому в данном возрасте остро встает вопрос о смысле жизни, своем предназначении

Рис. 1. Нами был проведен сравнительный анализ двух групп испытуемых: с низкими и высокими...

Задать вопрос