Управление знаниями и способность к обучению для повышения инновационности организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Реджепов, Ы. Г. Управление знаниями и способность к обучению для повышения инновационности организации / Ы. Г. Реджепов, Д. А. Оразмаммедов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 193-195. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102428/ (дата обращения: 19.10.2024).



XXI век является свидетелем роста инноваций как одной из основных движущих сил промышленной конкуренции. Инновации становятся все более важными для создания и поддержания конкурентных преимуществ организации, а также ее вклада в рост и благосостояние. Другими словами, инновации сами по себе являются сильной конкурентной стратегией для достижения статуса производителя мирового класса и сервисного обслуживания и эффективной конкуренции на мировых рынках. Способность фирмы к обучению в контексте управления знаниями рассматривается как один из основных факторов инновационности. Таким образом, цель данной статьи — предложить целостный подход к построению организационной инновационности на основе управления знаниями (УЗ) и возможностей организационного обучения (ВОО).

Ключевые слова: управление знаниями, инновации, организационное обучение, возможности организационного обучения.

Согласно утверждениям экономистов, предпринимательство рассматривается как зависимость от классических факторов производства — земли, труда и капитала. Совсем недавно знания стали признаваться в отличие от труда и как самостоятельный фактор производства. Действительно, с 1980-х годов начинается эра информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), результатом которой является рост знаний как отдельного фактора производства. Эффективное использование ИКТ позволило фирмам разорвать цепочку поставок. Таким образом, точки доступа к ресурсам, дизайну, производству и рынку отделены друг от друга в целом, географически в частности. Эта ситуация вынудила организации развивать внешние связи и выстраивать стратегические партнерские отношения в рамках сложной бизнес-сети.

Связь между управлением знаниями и способностью организации к обучению. УЗ — это модель цикла, начиная с получения новых знаний и заканчивая их применением в организационных процессах. Несмотря на то, что УЗ и ВОО настолько важны в организационном контексте, лишь немногие исследования посвящены тому, как эти два фактора соотносятся друг с другом и влияют на инновационность. На самом деле широко признано, что OO дополняет УЗ. В поисках интегративного подхода к ВОО и УЗ модели жизненного цикла представляются полезными инструментами. Основываясь на представлении о том, что управление знаниями представлено как модель цикла, начиная с поступления новых знаний и заканчивая их применением в организационных процессах, модели жизненного цикла учитывают взаимосвязь между УЗ и ПР. Чтобы изучить взаимодополняемость этих двух концепций братства, модель цикла Кинга и др. (“создание, приобретение, уточнение, хранение, передача, совместное использование”) среди них, по-видимому, является наиболее всеобъемлющей эталонной моделью УЗ (рис. 1).

Модель цикла УЗ

Рис. 1. Модель цикла УЗ

Модель на рисунке 1 показывает, что внедрение цикла УЗ включает в себя либо создание, либо приобретение знаний. Создание знаний относится к разработке новых знаний внутри организации, в то время как приобретение знаний влечет за собой поиск, признание и ассимиляцию новых знаний за пределами организационных границ. После создания или приобретения новых знаний, систем и процессов, поступающие знания должны быть подготовлены для передачи их в память организации с целью максимального долгосрочного повторного использования. Это то, что мы называем совершенствованием знаний. На следующем этапе уточненные знания поступают на различные носители информации и становятся частью памяти организации. Иными словами, организационная память состоит из знаний, хранящихся в умах членов организации, хранящихся в электронных хранилищах, которые могут быть приобретены и/или сохранены группами или командами и встроены либо во внутренние, либо во внешние отношения, а также в бизнес-процессы, продукты и услуги. Для того чтобы оказывать влияние на всю организацию, накопленные знания следует либо передавать, либо совместно использовать. Передача знаний и обмен ими представляют собой два конца континуума. Передача — это целенаправленная передача знаний от отправителя известному получателю, в то время как обмен происходит через хранилище, людям, которые обычно неизвестны отправителю. Переданные или совместно используемые знания затем применяются в организационных процессах и практиках, чтобы положить конец коллективному и индивидуальному обучению и/или совместному решению проблем и инновациям.

На данном этапе необходимо сделать акцент на термине «инновация». Инновации чрезвычайно зависят от объема знаний, имеющихся в распоряжении организаций. Следовательно, для обеспечения успешных инноваций необходимо выявлять сложности, возникающие в результате стремительного роста богатства и охвата знаний, и управлять ими.

Предисловие к дороге: Недостающее звено между УЗ и инновациями. Организационные знания (т. е. объемы знаний, которыми обладает организация и которые она постоянно приобретает) влияют на инновационный процесс, находит теоретическую и эмпирическую поддержку в нескольких исследованиях. В частности, установлено, что процессы и практика управления знаниями являются движущими силами инноваций. Вообще говоря, организационные знания преобразуются в основные организационные возможности организаций, которые способны эффективно использовать то, что они знают, для того, чтобы действовать раньше своих конкурентов, создавая инновационный портфель и управляя им, который конкуренты вряд ли смогут имитировать. Следовательно, ожидается, что управление знаниями и активами, основанными на знаниях, будет тесно связано с эффективностью инноваций. Однако эффективный переход знаний и нематериальных активов к общеорганизационным принципам и практике по-прежнему вызывает озабоченность. Действительно, в модели жизненного цикла предполагается, что знания, которыми либо делятся, либо передаются, должны быть готовы к инновационному использованию. Но так ли это на самом деле? Как можно усвоить переданные или совместно используемые знания, чтобы перейти на организационный уровень?

Концептуальная основа. Изучение и освоение бизнес-процессов может преобразовать знания и активы, основанные на знаниях, в постоянные организационные знания и, в конечном счете, в инновационные практики. В контексте этого переходного процесса ВОО подразделяется на две совместимые функции: поглощающую и преобразующую. Следовательно, возможности поглощения и преобразования как аспекты ВОО в совокупности поглощают и преобразуют “общие и передаваемые знания” и применяют их при разработке новых продуктов, обеспечивая таким образом конкурентное преимущество и высокую скорость производства. Основываясь на вышеупомянутых концепциях, мы считаем, что ВОО выполняет двойную роль абсорбирующей и преобразующей способности в модели цикла Кинга и др. Предлагаемая модель цикла УЗ в контексте организационных инноваций гласит следующее (рис. 2):

Улучшенный цикл УЗ

Рис. 2. Улучшенный цикл УЗ

Следовательно, знания и активы, основанные на знаниях, управляются и применяются в организационных инновациях в контексте механизма УЗ, который обеспечивается ВОО.

Заключительные замечания. Первоначальная цель этой статьи — представить всеобъемлющую презентацию и обзор двух основных концепций УЗ и ВОО, подчеркнув также их влияние на инновационность организации. Также предпринята попытка интегрировать их в целостный подход, чтобы дать руководителям представление об условиях в отношении организационной инновационности.

В заключение, это исследование подчеркивает важную роль, которую играет ВОО в цикле УЗ. Предпринята попытка устранить разрыв между УЗ и инновациями и заполнить его с помощью компонента ВОО, который, таким образом, вносит незначительный вклад в поток УЗ. Однако существует большая потребность в обогащении нашего концептуального вклада в область УЗ путем предоставления эмпирической поддержки построению нашей теории. Улучшенная модель цикла УЗ может побудить исследователей проверить эту модель эмпирически, чтобы поддержать обобщение наших утверждений.

Литература:

  1. Канлифф, А. Теория организации, 2008;
  2. Стивенсон Х. Х., Харилло Дж.Си. Парадигма предпринимательства: Предпринимательский менеджмент, стратег-кий менеджмент, 2007;
  3. Селуч К. Г., Кассуф К.Дж. Влияние восприятия рынка и ориентации на обучение на оцениваемые организационные возможности, 2002;
  4. Калантоне Р.Дж., Кавусгил Ст. Ориентация на обучение, способность фирмы к инновациям и эффективность работы фирмы, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, управление знаниями, жизненный цикл, инновация, организационное обучение, модель цикла, модель цикла Кинга, самое дело, целостный подход, эмпирическая поддержка.


Ключевые слова

инновации, управление знаниями, организационное обучение, возможности организационного обучения

Похожие статьи

Инновации в строительной сфере: подход к анализу жизненного цикла инновации

Инновации представляют собой многомерную, динамичную, глобальную и открытую систему, которая расширяет конкурентоспособность, создает экономические выгоды и улучшает качество жизни путем создания и принятия новых идей и технологий. Строительная индус...

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Конкурентные стратегии и стратегические преимущества малых и средних предприятий

В данной статье рассматриваются конкурентные стратегии малых и средних предприятий (МСП) с целью выявления основных стратегических преимуществ, связанных с этими компаниями, которые могут стать ключом к их конкурентному успеху в современных глобализи...

Влияние интеграции интернета с традиционными отраслями промышленности на режим инновационного управления экономикой предприятия

С быстрым развитием экономики Китая, наступлением эры интернета, уровень жизни людей значительно улучшился, а условия, с которыми сталкиваются предприятия, являются более сложными. Чтобы современные предприятия могли развиваться в условиях долгосрочн...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Модульное обучение как драйвер развития креативных индустрий

В данной статье рассматривается специфика модульного обучения в условиях трансформации современной экономики. Трансформационном фактором выступает развитие и наращивание степени влияния креативных индустрий в экономике, в частности в экономике РФ. Ро...

Мониторинг как инструмент предиктивной аналитики в образовании

В статье автор разворачивает дискуссию вокруг использования предиктивной аналитики в сфере образования, подчеркивая её роль в персонализации учебного процесса и в прогнозировании успехов студентов, что становится ключом к созданию более гибкой и отзы...

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Цифровая трансформация бизнеса

В настоящее время весь мир находится накануне новой технологической революции, которая, несомненно, повлечет за собой трансформацию всех сфер деятельности человека. Цифровизация выдвигает новые правила игры, где технологиям отводится главенствующая р...

Механизм формирования опыта бренда и его возможные результаты: теоретическая основа

В настоящее время и менеджеры, и академики начали рассматривать потребителей как рациональных, а также эмоциональных лиц, принимающих решения. Из-за этого компании начали заново изобретать маркетинг и привлекать потребителей с помощью опыта. Опыт пре...

Похожие статьи

Инновации в строительной сфере: подход к анализу жизненного цикла инновации

Инновации представляют собой многомерную, динамичную, глобальную и открытую систему, которая расширяет конкурентоспособность, создает экономические выгоды и улучшает качество жизни путем создания и принятия новых идей и технологий. Строительная индус...

Теоретическая модель влияния корпоративной культуры и лояльности персонала на эффективность стратегического управления персоналом организации

Целью данного исследования является разработка теоретической модели, объясняющей взаимосвязь между корпоративной культурой, уровнем лояльности персонала и эффективностью стратегического управления персоналом в организации. Статья основывается на обзо...

Конкурентные стратегии и стратегические преимущества малых и средних предприятий

В данной статье рассматриваются конкурентные стратегии малых и средних предприятий (МСП) с целью выявления основных стратегических преимуществ, связанных с этими компаниями, которые могут стать ключом к их конкурентному успеху в современных глобализи...

Влияние интеграции интернета с традиционными отраслями промышленности на режим инновационного управления экономикой предприятия

С быстрым развитием экономики Китая, наступлением эры интернета, уровень жизни людей значительно улучшился, а условия, с которыми сталкиваются предприятия, являются более сложными. Чтобы современные предприятия могли развиваться в условиях долгосрочн...

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Модульное обучение как драйвер развития креативных индустрий

В данной статье рассматривается специфика модульного обучения в условиях трансформации современной экономики. Трансформационном фактором выступает развитие и наращивание степени влияния креативных индустрий в экономике, в частности в экономике РФ. Ро...

Мониторинг как инструмент предиктивной аналитики в образовании

В статье автор разворачивает дискуссию вокруг использования предиктивной аналитики в сфере образования, подчеркивая её роль в персонализации учебного процесса и в прогнозировании успехов студентов, что становится ключом к созданию более гибкой и отзы...

Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом

В современных условиях мотивация, вовлеченность и стимулирование сотрудников играют важную роль в экономическом прогрессе. Позитивная мотивация персонала является одним из факторов обеспечения конкурентных преимуществ и стратегической устойчивости ко...

Цифровая трансформация бизнеса

В настоящее время весь мир находится накануне новой технологической революции, которая, несомненно, повлечет за собой трансформацию всех сфер деятельности человека. Цифровизация выдвигает новые правила игры, где технологиям отводится главенствующая р...

Механизм формирования опыта бренда и его возможные результаты: теоретическая основа

В настоящее время и менеджеры, и академики начали рассматривать потребителей как рациональных, а также эмоциональных лиц, принимающих решения. Из-за этого компании начали заново изобретать маркетинг и привлекать потребителей с помощью опыта. Опыт пре...

Задать вопрос