В данной статье проанализированы методические особенности и потребности организации курса краеведения в школах, отмечена значимость и педагогические и практические особенности этого курса для нашей страны, даны научно обоснованные теоретические определения.
Ключевые слова: Алакольский район, курс краеведения в школе, особенности курса краеведения, требования к теоретико-методической форме.
Организация курса краеведения в школе и увязка его с предметом — актуальный вопрос, которому следует уделить первоочередное внимание. Потому что Казахстан имеет большую территорию, глубокую историю, и значение топонимических названий велико., политический и идеологический смысл. Мы глубоко понимаем свою историю, и несем ответственность за каждое мгновение прошлого наших предков для земли. Это необходимо. Даже если предмет краеведения проводится как предмет в каждой школе в зависимости от его региона (факультативное, факультативное, специальное, дополнительное). По предметам история, география, казахская литература, косвенно, в силу особенностей казахской системы образования, учащиеся не могут получить полную информацию о своем регионе, мы считаем, что курс краеведения надо проводить.
Основной целью курса краеведения является всестороннее изучение особенностей местонахождения и природных условий, истории и культуры, этнографии и населения, археологии и памятников истории, населения, хозяйства малого региона и в дидактической форме преподавание этого подрастающему поколению.
В задачи курса краеведения входит:
— введение текущей истории выбранного региона, текущего географического района, населения и текущей экономической ситуации.
— предоставление сведений о природных богатствах родной страны, их названиях и особенностях, исторических данных о них, живой флоре и фауне.
— знать современные здания и исторические места родной страны, знакомиться с ними, производить осмотр их состояния.
— обучение через курс краеведения, выявление актуальных проблем данного региона и предложение путей их решения в будущем.
— полностью ознакомиться с природными особенностями родного края, понять значение гор, скал, рек, озер, почвы.
— усвоение необходимой информации посредством чтения, письма, произношения является одной из задач данного предмета.
— Развитие стремления узнать больше о родном крае, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, умения использовать местные знания и навыки в повседневной жизни, умения знать свое место в решении местных проблем.
Особенности курса краеведения и требования к теоретико-методической форме:
— При организации курса краеведения в первую очередь должны быть собраны (географические, биологические, исторические, литературоведческие) базы данных, и во взаимодействии с этими специалистами должна быть создана концепция предмета.
— Курс краеведения должен быть первым шагом в процессе знакомства студентов со своим регионом, давая им базовые знания. Темы должны быть созданы на этапе исследования, вызывая интерес у студентов.
— Курс краеведения должен быть основан на теоретической и практической (полевой практике).
— Преподаватель, ведущий курс краеведения, должен уметь направлять учащихся с комплексной творческой точки зрения и знакомить учащихся с предметом с содержанием заданий.
— Занятия для слушателей краеведческого курса должны быть организованы свободно и в новых оборудованных аудиториях, так как в зависимости от специфики предмета на каждом уроке они знакомятся с разными данными, объект исследования меняется, база исследования должна быть подходящим для него.
Изучение и наблюдения по школьной географии необходимы для всестороннего образования, уточнения и совершенствования знаний по многим предметам, относящимся к школьной программе (прежде всего географии, биологии, истории), образование направлено на расширение знаний учащихся по определенному предмету. Во всех случаях образование и обучение краеведению основывается на реальных, местных особенностях.
Методы исследования, используемые в школьном краеведении, различны. Среди них основными являются экскурсии, экспедиции и туристические поездки.
Первый тип объекта исследования, то есть работы, связанные с природой, изучающие природу определенного места, имеет 3 направления.
1) исследования отдельных компонентов природы;
2) изучение или исследование природных комплексов в целом;
3) Изучение изменений в природе, вызванных человеческим обществом [1; стр. 20]
Исследовательские формы краеведения, общего регионоведения следует рассматривать как сложный мир, связанный друг с другом. Исследования и наблюдения, проводимые по краеведению, могут быть в форме экономических, научных, социальных и других специальных заказов и иметь непосредственное практическое значение для данного региона. Исследовательские формы краеведения можно условно разделить на 4 группы:
1) изучение природы района, природных особенностей, отдельных компонентов природы (геологии, топографии, гидрографии, климата или погоды, почв и растительности, животного мира), уровня и характера их изменения под влиянием человеческого общества, и другие процессы, происходящие в природе;
2) определить экономику района, профессиональные характеристики проживающих в нем людей;
3) сбор данных и экспонатов об истории края и проживающих в нем народов, исторических событиях, изучение и распознавание археологических памятников (остатков древних городов), памятников истории, их особенностей и связывание их с историей народа и историческими периодами на территории области;
4) изучение этнографических или национальных особенностей, демографии, топонимии населения. К национальным особенностям народов, проживающих на определенной территории, относятся их язык, религия, традиции, фольклор, народное творчество (ремесла), музыкальная культура и др. [2; стр. 38]
При этом объектом исследования являются: природно-рекреационные возможности Алакольского района Мы посчитали целесообразным разъяснить студентам особенности Алакольского района и наиболее полно раскрыть практическую значимость данной тематики через данной статье. Предмет география проводится в средних и старших классах школы. В связи с этим анкетирование как форма исследования создавалось исходя из возрастных особенностей учащихся средних и старших классов и основных источников информации, и на основе по вышеуказанным целям и задачам.
Сколько рек впадает в Алаколь?
Сможете ли вы назвать рыбу, пойманную в озере?
Каковы свойства алакольской воды?
В Алаколе работал Дом космонавтов?
Мы подготовили и задали следующие вопросы, ответы на рис. 1.
Рис. 1. Показатели ответов учащихся средних классов на вопросы об Алакольском районе
Среди вопросов, которые задают учащиеся средних классов — «Работает ли космодром в Алаколе?" Лишь немногие ученики смогли ответить на вопрос, при этом они показали, что их знания о свойствах озера и пойманной рыбе находятся на среднем уровне, однако на эти вопросы смогли ответить все ученики.
Кроме того, мы задали эту анкету старшеклассникам, усложнив вопросы в соответствии с возрастными особенностями. Содержание заданных им вопросов:
Вы можете словесно описать «географическую карту» территории Алаколя?
Как называется самая большая бухта Алаколя?
Вы знаете, как называли «Алаколь» в средние века?
Назовите состав фитопланктона Алаколя? Ответ старшеклассников на вопрос представлен на рис. 2.
Рис. 2. Показатели ответов старшеклассников на вопросы об Алакольском районе
Полученные анкеты в полной мере показали нам, что в учебном процессе географических и биологических знаний учащихся недостаточно для полноценного знания своего края. Наглядным свидетельством этого могут служить даже ответы, данные старшеклассниками на вопросы об Алакольском районе во втором опросе. этого.
В то же время понятно, что это слабое место области образования, встречи со специальными специалистами и тщательного обучения истории и географии, культуре и индивидуальным особенностям края. Каждый ребенок должен в полной мере овладеть историей и культурой своего края. своего края., уважение к Родине впитывается и лечится.
В заключение, как будущие учителя, мы считаем, что не будет преимуществом, если каждый регион будет проводить свои краеведческие курсы для восполнения этих пробелов. Краеведческий курс очень полезен для молодежи для изучения природы края, проведения исследования, и обучать их знаниям, навыкам, любознательности и исследовательской деятельности. Рост самосознания людей через исторические и культурные материалы молодого независимого государства, региона Казахстана создает возможность овладения молодежью информацией, формирующей любовь к своей Родине, земле, языку, религии, традициям, и повысить качество учебного процесса. Любить, чтить, беречь Родину, страну и т. д., что начинается с семейного воспитания. Качества каждого подростка и гражданина начинаются с досконального знания истории своего края, села, района, края, его природы, богатства, ресурсов и особенностей хозяйства, географии, животного мира. Современный период развития общества потребовал поднять уровень образования подрастающего поколения на новый уровень. В связи с этим в последние годы особое внимание уделяется краеведению.
Литература:
- Мамирова, К. Н. Краеведение Учебное пособие / К. Н. Мамирова, Л. Ш. Киясова — Алматы: Изд-во «Девичий университет», 2014. — 129 с.
- Исаева, А. И. Историческое краеведение: Учебное пособие / А. И. Исаева; Ответственный редактор: А. К. Калиш. — Алматы: Казахский университет, 2016. — 246 с.
- Успех. Энциклопедия. — Алматы: Изд-во «Арыс», 2004. — 712 с. ISBN 9965–17–134–3