Проблемы организации работы учителя-логопеда в дистанционном формате | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Салова, А. В. Проблемы организации работы учителя-логопеда в дистанционном формате / А. В. Салова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 512-514. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102400/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье раскрываются особенности работы учителя-логопеда в дистанционном формате, плюсы и минусы, способы ее организации.

Современные условия ставят педагогов, обучающихся и родителей в такие условия, в которых они должны осваивать новые формы обучения в дистанционном формате: онлайн-занятия, с использованием образовательных платформ; запись для детей видео-уроков, обучающие презентации и др. Еще недавно сложно было представить, что очные занятия можно заменить дистанционные, но в один миг традиционные методы обучения стали недоступны.

Специалисты, осуществляющие коррекционно-образовательный процесс с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, отчетливо понимают, что любое прекращение в работе, даже самое кратковременное, приводит к распаду сформированных умений и навыков.

Дистанционная работа учителя-логопеда с обучающимися — это новое решение, которое стало возможным благодаря возникновению современных технологий. Теперь, несмотря на расстояние, специалист может проводить занятия и работать с учениками, не выходя из дома, а главное, не прерывать коррекционно-образовательный процесс.

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение должно строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение. Но форма подачи материала совершенно другая.

Такая форма обучения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении занятий.

Первой особенностью является необходимость использования специального программного обеспечения. Для проведения занятий нужно выбрать программу для видеоконференций, защищенную платформу для обмена информацией и другие программы, которые могут понадобиться в процессе занятий. Обучение, как правило, проводится через облачные сервисы, которые позволяют доступ к скриншотам, записям и другой информации.

Вторая особенность — необходимость выполнения взаимодействия и поддержания мотивации обучающихся. При обучении удаленно важно поддерживать учеников, следить за их успехами и мотивацией. Учителю-логопеду необходимо поддерживать постоянный контакт со своими учениками, чтобы сохранять интерес к заданиям и мотивировать их на последующее обучение.

Следующая особенность — это необходимость использования инновационных методик. Современный специалист должен постоянно развиваться. Инновационные методы включают использование интерактивных упражнений, ролевых игр, использование графических изображений и многих других методов.

На данный момент появилось большое количество методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, программ и сайтов как готовых упражнений и игр, так и возможность разработки личных. На данный момент дистанционное обучение рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение.

Но несмотря на всю трудность перестройки образовательного процесса можно выделить и плюсы дистанционных логопедических занятий:

– модульность, данный принцип позволяет из набора отдельных независимых курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям детей с нарушениями;

– дальнодействие — расстояние между ребенком и логопедом (при условии качественной работы сети интернет) не является препятствием для продолжения логопедической работы;

– асинхронность — обучающийся и логопед могут проводить работу по удобному расписанию;

– охват («массовость») — учащиеся имеют доступ ко многим источникам информации, а также могут общаться друг с другом и с логопедом через различные сети;

– рентабельность — экономическая эффективность дистанционного образования;

– новая роль логопеда, когда на него возлагаются такие функции, как координирование коррекционно-развивающего процесса, корректировка программы, консультирование и т. д.; взаимодействие с учениками осуществляется с помощью различных средств связи;

– гибкость — дети не посещают регулярных занятий, каждый может заниматься столько, сколько ему необходимо; есть возможность заниматься в любом месте и в любое время.

Из всех положительных сторон применения дистанционного обучения есть и минусы. Такой формат обучения может подойти не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание и учебные навыки. Существуют трудности при организации занятий с детьми, имеющим тяжелые множественные нарушения развития, с нарушением эмоциональной-волевой сферы, с интеллектуальными нарушениями. В данном случае требуется помощь родителей, которого тоже необходимо обучать работе в дистанционном формате.

В заключение, необходимо отметить, что дистанционная работа учителя-логопеда со школьниками — это эффективный способ обучения, несмотря на некоторые трудности и особенности в ее организации, которые необходимо учитывать.

Подводя итоги вышесказанному, мы понимаем, что дистанционное обучение, имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трансформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии.

В завершение хочу поделиться сервисами, которые будут полезны в работе учителя-логопеда в дистанционном формате:

  1. Дистанционное обучение https://www.lektorium.tv/mooc
  2. Создание он-лайн тестов https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/
  3. Мастер-тест https://master-test.net/ онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования
  4. Конструктор для создания электронных интерактивных упражнений. LEARNINGAPPS https://learningapps.org/
  5. Одна из самых популярных образовательных платформ для создания интерактивных заданий Joyteka https://joyteka.com/ru
  6. Сервис Kahoot — популярная обучающая платформа для проведения викторин, создания тестов и образовательных игр https://rosuchebnik.ru/material/kahoot-servis-dlya-organizatsii-onlayn-viktorin-testov-i-oprosov/

Литература:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2013. — 192 с.
  2. Наумова Н. Н. Современные педагогические технологии: Метод. пос. — Владимир, 2008. — 229 с.
  3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пос. для студ. вузов. — М.: Академия, 2019. — 192 с.
  4. Кислякова М. А. Обзор компьютерных программ для логопеда / М. А. Кислякова, А. Быцай, Е. Боштовенко // Ученые заметки ТОГУ. — 2016. — Том 7. — № 4. — С. 499–503.
  5. Лынская М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. Л., 2006. № 6 (13).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, дистанционный формат, LEARNINGAPPS, дистанционная работа учителя-логопеда, коррекционно-образовательный процесс, необходимость использования, особенность, проведение занятий, работа, форма обучения.


Похожие статьи

Особенности дистанционной работы учителя-логопеда...

В данной ситуации не было выбора переходить или нет на формат дистанционного обучения, так как работа логопеда

Некоторые педагоги не имели подготовленную методическую базу для занятий онлайн.

Дистанционную работу можно проводить в различных формах.

− обратная связь и мотивация родителей работу (близких ребёнка) на дистанционную работу.

Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр...

Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной.

Онлайн-сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект.

Применение сервиса LearningАpps для организации дисциплины...

В статье рассматриваются вопросы применение сервиса LearningАpps в формате дистанционного обучения. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «игровая технология» как метод обучения младших школьников, «дистанционное обучение».

Коррекционно-логопедическое сопровождение детей...

Проблема эффективной организации дистанционного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является

Групповые (подгрупповые) занятия более сложны как для детей, так и для педагога.

5. Визуальное сопровождение деятельности учителя-логопеда

Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние...

Дистанционное взаимодействие учителя-логопеда и семьи

Нельзя не отметить, что для эффективной коррекционной работы в условиях дошкольного учреждения необходима преемственность учителя-логопеда и семьи. Первой задачей следует отметить, необходимость формирования мотивации у семьи к занятиям с логопедом.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период...

Образовательная сфера столкнулась с проблемой качественное обучения детей с нарушением слуха в период дистанционного обучения. В статье авторы пытаются определить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Применение дистанционных технологий в современном...

 Ключевые слова: дистанционное обучение, ребенок, образовательный процесс, родитель, педагог, учебный процесс.

Основными принципами дистанционно образовательных технологий являются

Особенности дистанционного обучения дошкольников.

Кроме того, дистанционные технологии успешно применяются и в работе с родителями.

Коррекционная поддержка учителем-дефектологом детей...

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом проводятся индивидуально, продолжительностью 20–30 минут в режиме реального времени с использованием программы Skype. Структура коррекционно-развивающих занятий такая же, как и на очном занятии.

Применение сервиса LearningApps.org при обучении бакалавров...

Библиографическое описание: Забродина, Е. В. Применение сервиса LearningApps.org при обучении

Переход на новые образовательные стандарты требует от педагога получения новых

Абсолютно любой педагог или учитель, имеющий минимальные навыки работы с

вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс...

Похожие статьи

Особенности дистанционной работы учителя-логопеда...

В данной ситуации не было выбора переходить или нет на формат дистанционного обучения, так как работа логопеда

Некоторые педагоги не имели подготовленную методическую базу для занятий онлайн.

Дистанционную работу можно проводить в различных формах.

− обратная связь и мотивация родителей работу (близких ребёнка) на дистанционную работу.

Создание интерактивных мультимедийных логопедических игр...

Методика проведения занятий с применением интерактивных мультимедийных игр может быть различной.

Онлайн-сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса

Использование гаджетов в коррекционно-развивающей работе...

– планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект.

Применение сервиса LearningАpps для организации дисциплины...

В статье рассматриваются вопросы применение сервиса LearningАpps в формате дистанционного обучения. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «игровая технология» как метод обучения младших школьников, «дистанционное обучение».

Коррекционно-логопедическое сопровождение детей...

Проблема эффективной организации дистанционного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является

Групповые (подгрупповые) занятия более сложны как для детей, так и для педагога.

5. Визуальное сопровождение деятельности учителя-логопеда

Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние...

Дистанционное взаимодействие учителя-логопеда и семьи

Нельзя не отметить, что для эффективной коррекционной работы в условиях дошкольного учреждения необходима преемственность учителя-логопеда и семьи. Первой задачей следует отметить, необходимость формирования мотивации у семьи к занятиям с логопедом.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период...

Образовательная сфера столкнулась с проблемой качественное обучения детей с нарушением слуха в период дистанционного обучения. В статье авторы пытаются определить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Применение дистанционных технологий в современном...

 Ключевые слова: дистанционное обучение, ребенок, образовательный процесс, родитель, педагог, учебный процесс.

Основными принципами дистанционно образовательных технологий являются

Особенности дистанционного обучения дошкольников.

Кроме того, дистанционные технологии успешно применяются и в работе с родителями.

Коррекционная поддержка учителем-дефектологом детей...

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом проводятся индивидуально, продолжительностью 20–30 минут в режиме реального времени с использованием программы Skype. Структура коррекционно-развивающих занятий такая же, как и на очном занятии.

Применение сервиса LearningApps.org при обучении бакалавров...

Библиографическое описание: Забродина, Е. В. Применение сервиса LearningApps.org при обучении

Переход на новые образовательные стандарты требует от педагога получения новых

Абсолютно любой педагог или учитель, имеющий минимальные навыки работы с

вуз, игровой метод обучения, студент, пассивное обучение, образовательный процесс...

Задать вопрос