Роль и подходы к UI-дизайну на примере обучающего контента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 07.05.2023

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Давыдова, И. Д. Роль и подходы к UI-дизайну на примере обучающего контента / И. Д. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102315/ (дата обращения: 15.07.2024).



Ключевые слова: графический дизайн, обучающие курсы, UX, UI, оформление образовательных материалов, визуальный дизайн, маркетинг, целевая аудитория, студенты.

Цель настоящего исследования: Выявление особенностей и принципов формирования и оформления обучающего онлайн-материала.

Основные задачи исследования:

Раскрыть понятие UI дизайна, его роль и возможности влияния на восприятие материала обучающимися

Изучить различные подходы UI дизайна

— Сформулировать принципы создания грамотного UI дизайна на примере онлайн курсов

Объект исследования : Электронные ресурсы c различными форматами образовательного контента.

Актуальность: « 28 сентября 2022 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассказал, что в России насчитывается около 130 млн интернет-пользователей, что составляет практически 90 % населения страны»3, а это база развития рынка онлайн-образования. Онлайн образование в России активно развивается: большие корпорации делают ежемесячно внутренние курсы для сотрудников, много стартапов с предложением освоить новую профессию и даже в рамках привычных офлайн университетов открываю «Цифровые кафедры».

Если есть рынок, есть и конкуренция, и важно уметь выделиться и удержаться на нём. На рынке онлайн-образования важную роль играет продуманный UI (пользовательский интерфейс) — инструмент взаимодействия с потребителем, который позволяет не только привлечь, но и управлять аудиторией. В 2023 году потребители уже избалованы и ожидают априори от цифрового продукта красивый внешний вид.

Заимствованное иностранное «UI (User Interface) Design» уходя от всех иностранных слов, вошедших в привычный оборот, звучит, как «Замысел пользовательского взаимодействия» — это наука о том, как создавать эффективный “язык общения” для взаимодействия человека с продуктом, сервисом или системой и даже не цифровым предметом. В определении главную роль играет слово «Взаимодействие» — так как именно его описывают UI-дизайнеры: будь то свайп, нажатие кнопки, или поворот ключа, для заведения автомобиля. Далее появляется описания вида этого взаимодействия, его цвет, форма, то, как сделать его интуитивно понятным пользователю.

UI-дизайн отвечает, к примеру, за удобство попадания на кнопку, цветовую гамму и насколько удобночитабельный текст. UI-дизайн является важным аспектом и при создании образовательного контента, потому что именно он определяет, насколько хорошо пользователи смогут воспринимать и запоминать информацию, предоставленную в обучающем курсе.

UI-дизайн — это инструмент продвижения, удержания, а также общения и высказывания уважения к потребителю.

Маркетологами уже давно доказано, что большинство людей пренебрегают поговоркой: «Не стоит судить книгу по обложке». Это касается и электронных ресурсов любой формы от сайтов и презентация до видеороликов и метавселенных. Можно безумно долго доказывать полезность своих курсов и качество их материала, но без красивой упаковки и грамотной разложенной информации, они являются лишь монолитом текста.

При создании обучающих курсов, уроков, статей многие делают акцент на объем контента, пренебрегая его структурой и оформлением. В то время как продуманное оформление сильно влияет и на маркетинговую составляющую, повышая доверие и интерес к курсам, и оказывает влияние на эффективность самого обучения.

Когда материал структурирован, грамотно скомпонован, разбавлен визуальными примерами, обучающимся становится приятно возвращаться к нему, проще в нем находить нужные части. Способность быстрой навигации по контенту и отсутствии «воды» даёт возможность обучающимся пользоваться материалом, как справочной-шпаргалкой при практической работе.

Так мы приходим к пониманию того, что нужно делать не «курсы ради курса», а понимать потребности и восприятие материалов нашей целевой аудиторией, а для этого нужно её проанализировать.

Знания дизайнером теорий цвета, композиций мало, надо также понимать много специфик маркетинга, психологии и экономики. Так «целевая аудитория» — потенциальные потребители, но из базовых понятий экономики мы знаем, что это не одно и то же, что и покупатель продукции. Поэтому UI-дизайн нужно делать для пользователей и учитываем мнение покупателей, а значит иметь под рукой психологический портрет и опыт и тех, и других. Для избежания дальнейшей путаницы в терминологии уйдем от популярного термина «целевая аудитория», а если речь идет и о «покупателях» и о «пользователях» далее в статье будет просто «аудиторией», c пониманием того, что это круг лиц, с которыми мы можем взаимодействовать. Знание своей аудитории позволяет нам подойти к прорабатыванию маркетинговой стратегии и UI более осмысленно и подготовленными, построить грамотную коммуникацию с потребителем для достижения своих целей.

Помимо самой подачи материала в приятном и воспринимаемом слушателями виде, UI как инструмент маркетинга может управлять не только вниманием, но и призывать к действиям пользователей. Наиболее яркий пример влияния UI можно наблюдать у потребителей дошкольного возраста, когда весь интерфейс подстроен под детское восприятие — большие буквы, яркие картинки, а ещё лучше персонаж, который сопровождает ребенка на протяжении всего обучения, вовлекая его в процесс изучения. В такой ситуации с первого взгляда кажется, что вставлять рекламу и призывать к оплате потребителя бесполезно и незаконно. Однако надо понимать, что ребенок является потребителем нашего продукта, но не покупателем. В таком случае можно использовать UI и призвать пользователя позвать взрослого и ответственного человека, всего лишь добавив в интерфейс мелкий шрифт и сложный пример. Данные объекты отключат внимание ребенка и вызовет потребность позвать родителей, а в идеале убеждая их по пути к девайсу, что ему нужно продолжение, а там что-то не то сейчас.

Задача дизайнера значительно больше, чем нарисовать красивую картинку. Поэтому важно заказчику предоставить максимум информации в техническом задании, помимо основных целей, задач, cроков проекта необходимо:

  1. Описание среднестатистического потребителя или несколько сегментов потребителей и их потребности.
  2. Примеры конкурентов и сильные стороны их дизайна.
  3. Описание брендинга, стиля, принципов и корпоративной социальной ответственности компании. Последнее это концепция, в соответствии с которой организация учитывает интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на социум.
  4. Описание основной функциональности и принципов работы интерфейса.
  5. Требования к анимации и интерактивности элементов.
  6. Требования к адаптивности и мобильной версии.
  7. Маркетинговую стратегию продвижения продукта

Можно много и долго описывать идеальный UI-дизайн, где стараться выжить из него максимум пользы для маркетинга, продаж, удовлетворения ожиданий пользователя, CEO-оптимизации разработки, однако и по стоимости такой дизайн выйдет в многих случаях не оправданно дорого. Так как это работа включает и экономистов, и юристов, и маркетологов с дизайнерами и, конечно, разработчиков.

Однако заказчик может выбрать для себя более экономически целесообразный подход, выделив приоритеты. Существует несколько подходов к созданию UI-дизайна:

  1. User-Centered Design (UCD) — фокусируется на нуждах и ожиданиях пользователей. Цель — создание интерфейса, который максимально удовлетворяет потребностям пользователей.
  2. Visual Design — уделяет много внимания визуальному аспекту интерфейса. Визуальный дизайнер использует разнообразные элементы, такие как цвет, текстуру, форму и т. д., для создания привлекательного и легко запоминающегося интерфейса.
  3. Function-Driven Design — уделяет больше внимания функциональности интерфейса, а не его внешнему виду. Дизайнер сосредоточен на разработке удобных и интуитивно понятных функций, которые будут находиться в центре внимания пользователей.
  4. Agile Design — основан на методологии Agile, которая предполагает быструю итеративную разработку. Дизайнер работает в тесном сотрудничестве с разработчиками и потребителями, чтобы быстро создавать итерации интерфейса и тестировать их на реальных пользователях. Однако такой подход сравним с взглядом через замочную скважину. Дизайнеру приходится работать поэтапно, разбивая целое на части, что зачастую приводит к созданию «Франкенштейнов».
  5. Cross-Functional Design — подразумевает обмен знаниями между дизайнерами, разработчиками, маркетологами и другими заинтересованными сторонами. Члены команды тесно сотрудничают и обмениваются опытом, чтобы создать полноценный и эффективный интерфейс.

Проанализировав рынок, получилось сформировать семь основных принципов грамотного UI-дизайна в целом и несколько для онлайн-образования:

  1. Консистентность или однородность дизайна: Весь интерфейс должен быть нацелен на облегчение использования продукта, cнижать когнитивную нагрузку, за счет того, что похожие элементы функционируют одинаково и делают взаимодействие интуитивно понятным. В обучающем контенте не только создает ощущение знакомства у пользователей, но и помогает учащимся легче понимать информацию.
  2. Простота: UI-дизайн должен быть простым и понятным для пользователей. Пользователи должны с легкостью находить основную информацию и направляться на то, что им нужно. Возможно, какие-то подсказки, карта сайта, использование популярных интерфейсов.
  3. Наглядность: у UI-дизайна должны быть яркие, понятные и наглядные иллюстрации и графика.
  4. Психология цвета: цветовая схема должна соответствовать типу курсов, которые предлагаются. Яркий и красочный интерфейс может быть ненужным, если материал серьезный и требует сосредоточенности. Стоит помнить, что цвета могут вызывать различные эмоции и настроения у разных сегментов пользователей.
  5. Минимализм: современные UI-дизайны ориентируются на минимализм, вдохновленные не только скандинавским дизайном, но и заботясь о пользователе и их перегруженности информативным шумом.
  6. Респонсивный и адаптивный дизайн: дизайн должен быть отзывчивым и адаптивным на разное количество экранов и устройств, которые используют пользователи. Это поможет обеспечить удобство и эффективность использования продукта.
  7. Уникальность: UI-дизайн должен быть индивидуальным и отражать уникальные особенности курса и пользователей.
  8. Типография: Четкие, разборчивые шрифты облегчают процесс обучения и способствуют лучшему запоминанию информации. Важно грамотно подобрать и размер шрифта и межстрочные и межбуквенные интервалы.
  9. Обратная связь и подтверждение: Обратная связь и подтверждение необходимы для того, чтобы помочь учащимся понять свой прогресс и дать им чувство выполненного долга.
  10. Доступность: Важно разрабатывать дизайн с учетом доступности, чтобы гарантировать, что все учащиеся, включая людей с ограниченными возможностями, могут получить доступ к контенту и использовать его.
  11. Использование визуальных элементов: Визуальные элементы, такие как иконки, изображения и видео, могут сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным.
  12. Использование геймификации: Использование элементов геймификации, таких как значки, награды и индикаторы прогресса, может сделать процесс обучения более увлекательным и приятным.
  13. Персонализация: Персонализация процесса обучения может помочь учащимся почувствовать себя более вовлеченными в процесс и помочь им достичь лучших результатов.
  14. Использование микровзаимодействий: Микровзаимодействия, такие как эффекты наведения курсора мыши и анимация щелчков мыши, могут сделать процесс обучения более увлекательным и интерактивным.

Если грамотно подойти к задаче UI-дизайна, заранее понять пользователя, продумать приоритеты и цели проекта, выбрать подход к реализации задачи, а также оценить конкурентов — то можно не только качественно сделать ресурс, но и сэкономить на доработках и двойной, а то и неэффективной работе.

Литература:

  1. «UX дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия», Рас Унгер, Кэролайн Чендлер, 2011, 327 стр.
  2. «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия». А. Купер, Р. М. Рейманн, Д. Кронин, К. Носсел 2009, 621 cтр.
  3. http://government.ru/news/46639/ -Сайт правительства России
Основные термины (генерируются автоматически): пользователь, процесс обучения, потребитель, UCD, дизайн, дизайнер, образовательный контент, Обратная связь, Россия, целевая аудитория.


Ключевые слова

студенты, маркетинг, графический дизайн, целевая аудитория, UX, обучающие курсы, UI, оформление образовательных материалов, визуальный дизайн

Похожие статьи

Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели — Молодой...

В широком смысле педагогический дизайн – это совокупность действий по организации онлайн-обучения.

Подход к организации учебного процесса и работе с образовательным контентом.

Для этого педагогический дизайнер обычно решает такие задачи

Ставит цели обучения (или отдельного курса), раскрывает их через частные задачи.

Event-маркетинг в сфере IT-технологий | Статья в журнале...

Так, недавно там был организован образовательный бизнес — проект KnowledgeStream

отличаются наличием сообщества пользователей и их общением в рамках определенного вида контента.

компании, спонсоров и прочих субъектов, которые входят в процесс его проведения [3].

событие, аудитория, мероприятие, обратная связь, действие, сеть, целевая аудитория.

Создание учебно-методического контента по экономике

При разработке того или иного курса необходимо изначально определить цель обучения и провести анализ учебного контента.

2. Получение учебного контента и программы учебного курса.

- дизайн страницы и элементов в ней; - концентрация сведений о проходящем курсе в

Одно из главных назначений контента для учебного процесса — информационное, и...

Основы и принципы дизайна для проектирования успешного...

Хороший дизайн начинается с потребностей пользователя. Дизайна нет, если он не

Электронное обучение состоит из двух видов дизайна — педагогического и графического.

никакой пользы, если не сможет эффективно донести послание до целевой аудитории.

Некоторые курсы предназначены для обучения, другие — для ознакомления с информацией.

Использование социальных сетей в продвижении...

...новых студентов; формирование коммуникационных связей с целевой аудиторией; брендинг вуза. На третьем этапе осуществляется выбор каналов продвижения образовательных услуг.

SMM, SMO, целевая аудитория, сеть, пользователь, социальная сеть, возможность

Современные тренды продвижения в социальных сетях. SMM, SMO, целевая аудитория, сеть...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде

Во-первых, роль дизайнера в телевизионном процессе важна и напрямую влияет на рейтинг

Во-вторых, эта профессия развивается в России достаточно медленно, отечественный рынок

Теледизайн делится на 2 направления: дизайн телеканала и дизайн контента.

С появлением Интернета усилилась обратная связь с аудиторией, зритель теперь имеет возможность не...

Игрофикация маркетинговых коммуникаций как эффективный...

В связи с этим в обиход вошел термин Игрофикация, определяющий этот процесс.

Ну и, конечно же, без внимания не осталось образование. Сейчас, когда обучение с

отдельные игровые техники в качестве дополнения к основному образовательному процессу.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, пользователь, обратная связь, США...

Управление брендом как процесс формирования долгосрочных...

В статье рассмотрен современный процесс управления брендом.

коммуникация, брендинг, управление брендом, целевая аудитория, продвижение бренда.

Формирование бренда фирмы — сложный процесс. Он требует участия дизайнеров.

– увеличение целевой аудитории бренда (привлечение новых потребителей).

Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза

Библиографическое описание: Паршина, Е. С. Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза / Е. С. Паршина, М. Н. Марченко.

На третьем этапе осуществляется работа с людьми, а точнее определение требований, выдвигаемых к учебным аудиториям.

Похожие статьи

Педагогический дизайн: понятие, принципы, модели — Молодой...

В широком смысле педагогический дизайн – это совокупность действий по организации онлайн-обучения.

Подход к организации учебного процесса и работе с образовательным контентом.

Для этого педагогический дизайнер обычно решает такие задачи

Ставит цели обучения (или отдельного курса), раскрывает их через частные задачи.

Event-маркетинг в сфере IT-технологий | Статья в журнале...

Так, недавно там был организован образовательный бизнес — проект KnowledgeStream

отличаются наличием сообщества пользователей и их общением в рамках определенного вида контента.

компании, спонсоров и прочих субъектов, которые входят в процесс его проведения [3].

событие, аудитория, мероприятие, обратная связь, действие, сеть, целевая аудитория.

Создание учебно-методического контента по экономике

При разработке того или иного курса необходимо изначально определить цель обучения и провести анализ учебного контента.

2. Получение учебного контента и программы учебного курса.

- дизайн страницы и элементов в ней; - концентрация сведений о проходящем курсе в

Одно из главных назначений контента для учебного процесса — информационное, и...

Основы и принципы дизайна для проектирования успешного...

Хороший дизайн начинается с потребностей пользователя. Дизайна нет, если он не

Электронное обучение состоит из двух видов дизайна — педагогического и графического.

никакой пользы, если не сможет эффективно донести послание до целевой аудитории.

Некоторые курсы предназначены для обучения, другие — для ознакомления с информацией.

Использование социальных сетей в продвижении...

...новых студентов; формирование коммуникационных связей с целевой аудиторией; брендинг вуза. На третьем этапе осуществляется выбор каналов продвижения образовательных услуг.

SMM, SMO, целевая аудитория, сеть, пользователь, социальная сеть, возможность

Современные тренды продвижения в социальных сетях. SMM, SMO, целевая аудитория, сеть...

Дизайн-проектирование в телевизионной среде

Во-первых, роль дизайнера в телевизионном процессе важна и напрямую влияет на рейтинг

Во-вторых, эта профессия развивается в России достаточно медленно, отечественный рынок

Теледизайн делится на 2 направления: дизайн телеканала и дизайн контента.

С появлением Интернета усилилась обратная связь с аудиторией, зритель теперь имеет возможность не...

Игрофикация маркетинговых коммуникаций как эффективный...

В связи с этим в обиход вошел термин Игрофикация, определяющий этот процесс.

Ну и, конечно же, без внимания не осталось образование. Сейчас, когда обучение с

отдельные игровые техники в качестве дополнения к основному образовательному процессу.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, пользователь, обратная связь, США...

Управление брендом как процесс формирования долгосрочных...

В статье рассмотрен современный процесс управления брендом.

коммуникация, брендинг, управление брендом, целевая аудитория, продвижение бренда.

Формирование бренда фирмы — сложный процесс. Он требует участия дизайнеров.

– увеличение целевой аудитории бренда (привлечение новых потребителей).

Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза

Библиографическое описание: Паршина, Е. С. Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза / Е. С. Паршина, М. Н. Марченко.

На третьем этапе осуществляется работа с людьми, а точнее определение требований, выдвигаемых к учебным аудиториям.

Задать вопрос