О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 07.05.2023

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Чижевская, А. В. О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики / А. В. Чижевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102314/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую редакцию документа. Также, проведен краткий анализ деятельности обучающихся в рамках ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» и представлены варианты обновленных заданий для организации производственной практики.

Ключевые слова: стандарт, профессиональная готовность, профессиональные компетенции, педагогическая практика, проектная деятельность, Московская электронная школа, среднее профессиональное образование.

В. А. Сластенин рассматривал профессиональную готовность педагога к деятельности как совокупность профессионально подобранных требований к нему, выделяя при этом три комплекса: общегражданские качества; качества, раскрывающие специфику профессии педагога; специальные знания, умения и навыки по преподаваемому предмету (специальности) [1]. И если два блока данного комплекса можно наблюдать при изучении лекционно-теоретического материала обучающимися, то третий — наиболее точно в процессе педагогической практики.

В начале 2022/2023 учебного года был проведен опрос среди работодателей базовых дошкольных организаций, сотрудничающих с ГАОУ ВО МГПУ ИСПО имени К. Д. Ушинского, о уровне готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО. В опросе приняло участие 26 человек. Средний показатель по стажу работу респондентов составил 18 лет. 63 % опрошенных, это управленцы, административные работники ДО с высшим педагогическим образованием, остальные 37 % воспитатели, педагоги со средним профессиональным образованием.

Вопросы, предложенные к рассмотрению, были поделены на блоки:

  1. Виды детской деятельности (9 вопросов);
  2. Образовательные области по ФГОС ДО (5 вопросов);
  3. Смешанный блок, включающий в себя вопросы о реализации авторских технологий, развивающей предметно-пространственной среды, вопросы планирования образовательного процесса и взаимодействия с семьями воспитанников (4 вопроса);
  4. Вопросы по периодам и объёму практики, основные трудности обучающихся на взгляд работодателей (2 вопроса).

Критерием оценки стал метод ранжирования от наименьшего числа до наибольшего по шкале от 0 до 10 соответственно.

Подробно остановимся на рассмотрении вопросов, касавшихся оздоровления детей дошкольного возраста, а также грамотной организации форм физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима обучающимися СПО.

Одно из требований при организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка дошкольного возраста и его физического развития, согласно требованиям, к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена Приказа Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1351 — это самостоятельно проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима [2].

Также неотъемлемой частью структуры программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки является модуль «ПМ.01», а именно «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» [2]. По результатам освоения модуля обучающийся должен уметь:

— проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, праздники, физкультурные досуги);

— анализировать процесс проведения режимных моментов мероприятий двигательной деятельности;

— методику планирования и теоретические основы мероприятий по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста;

— особенности планирования мероприятий двигательного режима

— теоретические основы двигательной активности;

— основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;

— методы, средства и формы физического развития и воспитания ребенка дошкольного и раннего возраста в процессе выполнения двигательного режима.

В связи с этим, одним из вопросов опроса было уточнение уровня профессиональных компетенций и готовности обучающихся СПО в оказании педагогического сопровождения двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Как показано на Рисунке 1. «Сопровождение двигательного режима в ДОО», около 50 % обучающихся имеют достаточно высокий уровень владения данными компетенциями, что было оценено респондентами на 10 и 9 баллов соответственно. Обучающиеся достаточно уверенно могли спланировать мероприятия двигательного режима в зависимости от возрастной группы и особенностей отдельных воспитанников. Умели проводить различные формы физкультурно-оздоровительной работы, такие как: утренняя гимнастика, физкультурное занятие. Причем стоит отметить, что физкультурное занятие как основную форму работы они могли организовать также в разных вариантах, в зависимости от условий, особенно хорошо сложилось проведение классического физкультурного занятия и занятий в сюжетном и соревновательном форматах. По окончании деятельности, обучающиеся адекватно проводили анализ своих действий, находили в них положительные и отрицательные моменты, охарактеризовали степень реализации поставленных задач, планировали дальнейший ход работы на педагогической практике. Обращаясь к Рисунку 1. «Сопровождение двигательного режима в ДОО», оставшиеся 50 % обучающихся, не слишком уверенно владеют профессиональными компетенциями по данному вопросу, а ниже 5 баллов из 10 заняли около 18 % обучающихся, что достаточно много. Например, в процессе педагогической практики такие обучающиеся не могли гибко переключаться от составленной технологической карты физкультурного занятия к реальной педагогической ситуации, не всегда правильно подбирали адекватные методы и приемы для детей в соответствии с их особенностями, а руководствовались только стандартными требованиями программы по возрасту.

Сопровождение двигательного режима в ДОО

Рис. 1. Сопровождение двигательного режима в ДОО

Схожие данные были получены и по вопросу оценки уровня профессиональных компетенций обучающихся, реализующих программу в рамках образовательной области по ФГОС ДО «Физическое развитие» с детьми дошкольного возраста. Как показано на Рисунке 2. Уровень сформированности компетенций в образовательной области «Физическое развитие», около 65 % обучающихся были оценены на 8, 9 и 10 баллов по шкале ранжирования. Это уровень выше среднего и не вызывает опасений, так как умения закреплены достаточно хорошо, что говорит о достаточном уровне профессиональной готовности. Но почти 35 % обучающихся неустойчиво владеют данными компетенциями, что подсказывает о необходимости пересмотра сроков и заданий для педагогической практики.

Уровень компетенций с образовательной области «Физическое развитие»

Рис. 2. Уровень компетенций с образовательной области «Физическое развитие»

В августе 2022 года был принят обновленный Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего профессионального образования [3], но требования в нем, касавшиеся подготовки специалистов среднего звена в ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» качественно не изменились. Но в связи с вышеизложенным и в соответствии со Стратегией развития Московского городского педагогического университета на 2020–2025 годы [4], начата работа по внесению дополнений и обновлений заданий учебной и производственной практик для обучающихся по специальности 44.02.01. Дошкольное образование. На данный момент задания в рамках ПМ.01 подготовлены дополнения, внесенные в содержание, которые можно посмотреть в таблице 1.

Таблица 1

Распределение проектных заданий и заданий для работы в системе МЭШ в рамках производственной практики ПМ.01

Задание проектного характера

Задание, осуществляемое для работы в системе Московской электронной школы (МЭШ)

Проектная деятельность по формированию у детей культурно-гигиенических навыков. Задание реализуется в процессе организации режима дня воспитанников

Разработка и оформление в виде сценария или модельного занятия по требованиям МЭШ фрагмента работы в рамках проектной деятельности. По выбору обучающегося это могут быть материалы для физкультурного досуга, индивидуальной работы с ребенком по закреплению навыков развития основных движений, формирования культурно-гигиенических навыков и другое

Соответственно, содержание производственной практики по ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» теперь выглядит следующим образом:

План-содержание

производственной практики 2 и 3 курса 4 и 6 семестра

2022/2023 уч.года

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Объём практики: 36 часов. Форма: концентрированно.

Направления в содержании практики:

— Организация режимных процессов 1 и 2 половины дня

(1 половина дня: прием детей, свободная детская игра, утренняя гимнастика (по заданию в этот день), подготовка к завтраку, дежурство, утренний круг, игры, второй завтрак (подготовка к нему), подготовка к прогулке и прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с ребенком, самостоятельная детская деятельность), возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, дежурство, подготовка к дневному сну, чтение перед сном)

(2 половина дня: (постепенные подъем детей, КГН, подготовка к полднику, игры, вечерний круг, подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с ребенком), возвращение с прогулки, подготовка к ужину, уход детей домой (помощь в КГН) ;

— Осуществление педагогической поддержки и организация различных форм осуществления двигательной деятельности детей:

  • гимнастика после дневного сна (гимнастика пробуждения);
  • физкультурное занятие (различные его формы по выбору обучающегося);
  • физкультурный досуг.

— Сопровождение индивидуальной работы с ребенком по отработке ОД, элементы закаливания в режиме дня (в утренний и/или вечерний отрезок времени) ;

—Педагогическое сопровождение проектной деятельности по формированию у детей культурно-гигиенических навыков (в процессе организации режима дня воспитанников) (задание выполняется в течение периода практики двумя обучающимися в группе);

—Разработка и оформление в виде сценария или модельного занятия по требованиям МЭШ фрагмента работы в рамках проектной деятельности . По выбору обучающегося могут быть выбраны материалы для организации физкультурного досуга, индивидуальной работы с ребенком по закреплению навыков развития основных движений, выполнения общеразвивающих упражнений, формирования культурно-гигиенических навыков и другое.

— Анализ и составление рекомендаций для педагогов по дополнению предметно-пространственной среды (РППС) для создания развивающей образовательной ситуации и успешной социализации, закаливания, безопасности и профилактики заболеваемости в дошкольной группе (образовательная область «Физическое развитие»).

Итак, работа по обновлению содержания учебной и производственной практики не завершена и продолжается. Надеемся, что задания окажутся не только актуальными с точки зрения реализации новых государственных документов, но и будут способствовать формированию грамотных профессионалов-педагогов будущего!

Литература:

  1. Васякина А. С., Шепилова Н. А. Профессиональная готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5–3. [Электронный ресурс] https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13734
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование». [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/70810642/98c63fbcbeeb1362018330a88cb049e2/
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2022г. № 743 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование». [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230010?index=14&rangeSize=1
  4. Стратегия развития Московского городского педагогического университета на 2020–2025 годы. [Электронный ресурс] http://2025.mgpu.ru/#StrProjects
Основные термины (генерируются автоматически): двигательный режим, производственная практика, физическое развитие, дошкольный возраст, Организация мероприятий, педагогическая практика, проектная деятельность, укрепление здоровья ребенка, физкультурное занятие, индивидуальная работа.


Похожие статьи

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Исследование рынка труда для выявления слабых сторон университета

В статье проанализированы требования работодателей при приеме на работу и компетенции, которые мы получаем в университете СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология”, проведено их сравнение с профстандартом и ФГОС для опр...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Похожие статьи

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Исследование рынка труда для выявления слабых сторон университета

В статье проанализированы требования работодателей при приеме на работу и компетенции, которые мы получаем в университете СПбГАСУ по направлению подготовки 27.03.01 “Стандартизация и метрология”, проведено их сравнение с профстандартом и ФГОС для опр...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

К вопросу об организации современного урока в форме смешанного обучения в среднем профессиональном образовании

В статье представлен личный педагогический опыт организации и проведения учебных занятий в форме смешанного обучения с обучающимися среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, на примере освоения междисцип...

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Задать вопрос