В данной статье автор исследует аспекты правового регулирование цифровых платформ в сфере проведения закупок в Московской области и показывает их значимость.
Ключевые слова: цифровизация, правовое регулирование, Единая автоматизированная система управления закупками Московской области (ЕАСУЗ МО), Портал исполнения контрактов (ПИК), ЕИС.
Проведение закупок — это важная целенаправленная деятельность по реализации государственного и муниципального заказа, т. е. приобретение товаров, работ и услуг для нужд заказчика.
На сегодняшний день сфера государственных и муниципальных закупок регулируется Федеральным законом № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который был принят для более эффективного расходования бюджетных средств.
Такие закупки проводятся государственными и муниципальными организациями за счет выделенного бюджета. Заказчик заранее составляет план-график закупок по которому поставщик уже может планировать свою дальнейшую деятельность. Далее закупка размещается В Единой цифровой системе закупок, а также дублируется на тендерных площадках, где поставщики и оставляют свои заявки. Победителем становится участник, предложивший наиболее выгодное ценовое предложения. Закупка завершает, далее заключается контракт, поставщик исполняет свои обязательства и получает оплату.
Нельзя не отметить активное внедрение различных цифровых платформ, предназначенных, как для удобства документооборота между заказчиком и исполнителем, так и для прозрачности проведения процедуры, что в свою очередь, порождает необходимость их правового регулирования и постоянного внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты.
Тотальная цифровизация сферы закупок оказывает своё влияние на развитие экономики страны. Поэтому в современных условиях для всех причастных важно следить за тенденциями и стремительными изменениями в этой сфере.
В Московской области в рамках организации проведения процесса закупок используются такие информационные системы как ЕАСУЗ МО, ЕИС и ПИК.
ЕАСУЗ МО — Единая автоматизированная система управления закупками в Московской области. В ней зарегистрированы все заказчики, как государственные, так и муниципальные. Система создана для централизации информации о закупках и торгах, проводимых на территории Московской области.
Также в рамках контроля закупок, проводимых у единственного поставщика на платформе ЕАСУЗ в 2018 году был создан электронный магазин. Он предназначен для закупок малого объема, где заказчики могут найти для себя наиболее подходящий товар или услугу, а поставщики сделать свои предложения.
Для заказчика ЕАСУЗ очень важен в рамках заключения контрактов, проведения по ним документооборота, а также для составления плана- графика закупок на год.
С нормативной стороны платформа регулируется Постановлением Правительства Московской области от 08.06.2021 № 442/19 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе Московской области «Единая автоматизированная система управления закупками Московской области»».
Настоящее Положение определяет порядок функционирования и использования, структуру государственной информационной системы Московской области «Единая автоматизированная система управления закупками Московской области» (далее — ЕАСУЗ), задачи и функции ЕАСУЗ, правомочия обладателя информации ЕАСУЗ, полномочия уполномоченного органа государственной власти Московской области, ответственного за создание, развитие и эксплуатацию ЕАСУЗ, полномочия оператора ЕАСУЗ, перечень участников информационного взаимодействия ЕАСУЗ, их права и обязанности, состав сведений, включаемых в ЕАСУЗ, порядок доступа к данным ЕАСУЗ, порядок взаимодействия с внешними информационными системами» [1].
Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) — это пространство для размещения информации обо всех государственных закупках в России. Она была введена в эксплуатацию 1 января 2016 года после вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». ЕИС хранит в себе все данные о закупках и даёт к ним доступ не только участникам закупки, но и всем посетителям портала.
Единая информационная система в сфере закупок создана в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [2, C.10].
При помощи ЕИС обеспечивается юридически значимый электронный документооборот, контроль информации о проведении закупки.
Порядок размещение информации на ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также соответствующими подзаконными актами.
Ещё одна система, обеспечивающая быстрое и удобное взаимодействие между заказчиком и поставщиком — Портал исполнения контрактов. Его главная цель заключается в организации документооборота и контроля исполнения обязательств между сторонами.
В Московской области платформа стала обязательна для всех государственных и муниципальных бюджетных и казённых организаций с 2017 года на основании Постановления Правительства Московской области от 20.07.2017 № 610/24 «О подсистеме Портал исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области и внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1184/57 «О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для государственных нужд Московской области и муниципальных нужд»».
В ПИК согласно установленным срокам поставщики (исполнители) подвешивают необходимый пакет документов по поставке товара или оказанию услуг, а заказчик в свою очередь эти документы принимает или отклоняет в случае нарушений. Сервис даёт возможность контролировать и следить за исполнением каждого контракта посредствам документооборота без использования бумажных носителей.
В каждом контракте созданном на данной платформе под приложением 4 можно увидеть Регламент электронного документооборота Портала исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области.
Настоящий Регламент является приложением к государственному контракту (гражданско-правовому договору), заключенному в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Контракт) [3].
Система ПИК непрерывно совершенствуется, чтобы у пользователей возникало как можно меньше проблем в процессе составления и исполнения контрактов, а если все же возникают определённые трудности всегда есть возможность обратиться в техническую поддержку для их решения.
Таким образом, нельзя не отметить активную тенденцию цифровизации в сфере закупок. Она позволила значительно упростить и ускорить множество процессов как в составление, так и в исполнении контрактов. Внедрение цифровых платформ в Московской области способствует повышению прозрачности и сокращению издержек при проведении закупок. При этом, важно не забывать, о необходимости адаптации законодательной базы к современным реалиям и своевременно вводить необходимые нормативно-правовые акты, определяющие порядок использования и регулирования новых систем.
Литература:
- Постановление Правительства Московской области от 08.06.2021 № 442/19 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе Московской области «Единая автоматизированная система управления закупками Московской области»»
- Стырин Евгений Михайлович, Родионова Юлия Дмитриевна Единая информационная система в сфере закупок как государственная цифровая платформа: современное состояние и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3.
- Регламент электронного документооборота Портала исполнения контрактов Единой автоматизированной системы управления закупками Московской области