Правоприменительная практика при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: контрактная система, правоприменительная практика, план закупок, план-график, закупки товаров для государственных нужд.
В статье затронуты моменты, возникающие при практической деятельности государственных и муниципальных заказчиков, осуществляющих свою деятельность в рамках действующего законодательства и сталкивающихся в повседневной работе с аспектами, которые прямо не предусмотрены действующими нормативно-правовыми актами, но ощутимо влияют на результаты работы заказчиков.
При проведении семинаров, организуемых для помощи практикующим государственным заказчикам, достаточно распространённой является ситуация, когда специалисты, не занимающиеся непосредственно закупками сами, рассказывают практикующим специалистам как правильно проводить закупки с учётом вступающих в силу изменений законодательства. С момента вступления в силу федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Закон о контрактной системе) с 1 января 2014 года помимо переименования сайта государственного заказа в сайт государственных закупок, а после и в Единую Инфомационную Систему закупок (далее — ЕИС) произошли и изменения способов взаимодействия с ЕИС, многие вещи делаются иначе, к тому же во многих субъектах Российской Федерации на сегодняшний день введены в действие региональные системы закупок, в результате заказчики взаимодействуют с ЕИС не напрямую, а через местную систему. В Свердловской области Постановление Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 г. N 1665-ПП «О наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Департамента государственных закупок Свердловской области и утверждении Порядка взаимодействия Департамента государственных закупок Свердловской области и заказчиков Свердловской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Свердловской области» (в редакции от 01.04.2019) ввело в действие региональную систему закупок, далее (веб-торги).
Особенности, обусловленные взаимодействием закупочных систем друг сдругом
Время обработки документов
Одна из особенностей связано с реализацией обмена информацией региональной системы торгов и ЕИС. Если информация из региональной системы торгов в ЕИС уходит по мере заведения, то обратная загрузка осуществляется раз в сутки в нерабочее время. Публикация в ЕИС происходит в рабочее время, но заказчик в региональной системе торгов проводить обработку опубликованного документа сможет только на следующий рабочий день.
Например при необходимости внести изменения в план закупок и план-график, заказчик вносит изменения в план закупок в региональной системе закупок и отправляет информацию в ЕИС, в случае успешного прохождения, ЕИС может и не принять план-график из региональной системы, хотя в ней документ прошёл все местные проверки, далее заказчик, уже в ЕИС, отправляет план закупок на контроль и в случае успешного прохождения контроля план закупок публикуется. Теперь, после опубликования можно приступать к внесению изменений в план-график, до публикации не получится, поскольку часть информации в план-график переносится из плана-закупок средствами закупочных систем. Вот тут заказчик, работающего в системе веб-торги обнаруживает, что региональная система закупок пока не считает план закупок опубликованным, таковым он будет считаться после обмена информацией между системами закупок, на следующий рабочий день.
Трактовка дат
Согласно положениям статьи Закона о контрактной системе на публикацию плана-графика заказчику отводится три дня. Теоретически можно утвердить план-график 1-го числа, разместить его 3-числа, а публиковать извещение о закупке 11-го. Но региональная система такого не позволит, датой отсчёта при публикации будет даже не дата публикации плана-графика, а дата регистрации плана-графика в региональной системе как опубликованного в ЕИС.
Закупки на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, осуществляемые по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик обязан регистрировать в системе веб-торгов, где они проходят под названием «малые закупки». Тут ситуация с датами более запутанная. При вводе реквизитов карточки учёта документов по малой закупки предлагается ввести несколько дат:
– дата ввода документа;
– дата начала действия;
– дата окончания действия.
Увидев поле для ввода с названием «дата ввода документа», оператор вероятнее всего решит, что система предлагает ввести текущую дату, что он и сделает, но окажется не прав в конечном итоге. Система возьмёт текущую дату из системного времени и введёт её автоматически, а значение, введённое в поле, обозначенное как «дата ввода документа» системой веб-торги и контролирующими органами будет считаться датой заключения договора. Ситуация в большинстве случаев может спасти другая дата, вводимая в поле с меткой (надписью) «дата начала действия», довольно часто дата подписания договора совпадает с началом действия договора, но иногда эти даты не совпадают, что допускается положениями статьи 425 Гражданского Кодекса РФ [1, с. 266], достаточно часто такое практикуется при заключении договоров на услуги связи. При проведении через систему одного из договоров и выяснилась интересная интерпретация дат. Пример из практики. Договор заключался 1 февраля 2019 года, начало действия договора указано как 1 января 2019 года, ввод информации осуществлялся через два дня после заключения договора. В поле «дата начала действия» была указана дата 1 января 2019 года, в поле «дата окончания действия» 31 декабря 2019 года, в поле «дата ввода документа» текущая дата ввода информации в систему. Информация была заведена, далее передана из системы торгов в базу бюджета для формирования бюджетных обязательств, но платёжные документы контролирующими органами были отклонены по причине «несовпадения» дат указанных в договоре, платёжных документах и в карточке учёта заключённого договора. Оказалось, что данные, вводимые в поле «дата ввода документа» интерпретируются системой торгов, базой бюджета и контролирующими органами как «дата заключения договора». В итоге пришлось вносить изменения карточку учёта малой закупки, вводить дату заключения договора в поле, подписанное как «дата ввода документа».
Выводы
При подготовке специалистов по закупкам следует учитывать не только положения Закона о контрактной системе и остальные НПА, регулирующие деятельность государственных и муниципальных заказчиков, но и инструменты, с которыми предстоит иметь дело. При использовании различных систем закупок, включая ЕИС положения законодательства, которые следует строго соблюсти, отходят на второй план в потоке рутинных операций. Поскольку заказчиков привлекают к различным видам ответственности за несоблюдение норм в первую очередь Закона о контрактной системе, следует всегда видеть за последовательностью действий в системах закупок исполнение и соблюдение норм Закона о контрактной системе.
Литература:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2018. № 1.Часть 1.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральный закон Российской Федерации от 05.04.2013 // Собрание законодательства Российской Федерации 2013. № 14. Ст. 1652. // 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4816.;
- Постановление Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 г. N 1665-ПП «О наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Департамента государственных закупок Свердловской области и утверждении Порядка взаимодействия Департамента государственных закупок Свердловской области и заказчиков Свердловской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Свердловской области» (в редакции от 01.04.2019) // «Областная газета» № 659–665 (7317–7323) от 31 декабря 2013 г.