Большинство существующих стран в настоящее время придерживаются принципов рыночной экономики ввиду её очевидных преимуществ. Государство создаёт условия, в которых производитель и покупатель развиваются по естественным экономическим законам. Однако при этом власти не отведена роль стороннего наблюдателя в рыночных отношениях. Государство может выступать ещё и как в роли продавца, так и в роли покупателя.
Органы государственного и муниципального управления, а так же различные бюджетные учреждения используют механизм государственных закупок. С одной стороны, это достаточно эффективный инструмент стимулирования экономики в рыночных условиях (в том числе и для поддержки отечественного производителя). С другой — это такая форма взаимодействия с поставщиками, при которой государство получает необходимый продукт и услугу по наиболее выгодным условиям.
Согласно 44-ФЗ, контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд представляет собой совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [1].
С 1 января 2014 года, после вступления в силу вышеупомянутого закона, Российская Федерация перешла на контрактную систему в сфере государственных закупок. Теперь все (за исключением особых случаев) государственные и муниципальные закупки в России должны размещаться в ЕИС в сфере закупок [2]. Данный процесс проходил в рамках развития информационного общества и запуска различных государственных электронных сервисов и решал несколько важных задач. Основной из них являлось внедрение единого прозрачного цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов, что будет способствовать снижению присутствия коррупционной составляющей и росту конкуренции.
Тем не менее, существующая система государственных и муниципальных закупок даже после запуска нескольких электронных площадок остаётся сферой с постоянным присутствием недобросовестной конкуренции. Так, по данным Счётной палаты РФ, объем нарушений при госзакупках в рамках 44-ФЗ в 2017 году составил 104,6 млрд руб. Это в два с лишним раза больше, чем было годом ранее (48,8 млрд руб.). Почти в три раза выросло и число самих нарушений — почти 2200 в 2017 году против 823 годом ранее. Экономия бюджетных средств по итогам осуществления закупок снизилась до 6,7 % (9,9 % в 2016 году) [3]. Данная статистика показывает, что несмотря на действующие ограничения и жесткий контроль в сфере закупок, существуют методы недобросовестной конкуренции, позволяющие незаконно обогащаться на контрактах.
Одним из основных факторов, обеспечивающих недобросовестной фирме победу в конкурсе, является «лояльность» специалиста в сфере закупок (или его руководителя) в соответствующем органе или учреждении, отвечающего за закупки. По этой причине при описании самой закупки могут использоваться туманные формулировки, мешающие объективному понимаю предмета контракта. Помимо этого, заказчик может выставлять нереалистично короткие сроки подачи заявок для всех участников конкурса [4].
Фирма, нацеленная на победу, с целью создания видимости борьбы за контракт может использовать субподрядчиков, которые проигрывают в конкурсе, но при этом обеспечивают его законность за счёт присутствия фиктивной конкуренции.
Тем не менее, эффективность осуществления государственных и муниципальных закупок через электронные площадки не подлежит сомнению. Более того, перевод государственных контрактов в online является общемировым трендом. Обусловлена данная тенденция существенными преимуществами электронных торгов над обычными. Так, например, портал госзакупок и другие электронные площадки дают достаточно широкий выбор тендеров для исполнителей и огромный ассортимент продукции для заказчиков. Электронизация закупок способствовала повышению информированности заказчиков об исполнителях. Более того, у поставщиков появляется возможность работать с планами закупок. Это безусловно способствует росту конкуренции за государственный контракт, в результате чего растёт и качество закупаемых продуктов и услуг.
Ввиду объективной необходимости «цифровизации закупок» трудно рассуждать о недостатках данного тренда. К минусам электронизации контрактной системы, в первую очередь, относят существующую необходимость наличия электронной цифровой подписи. Несмотря на то, что процесс развития информационного общества идёт в России достаточно давно, далеко не каждый поставщик готов освоить подобные технологии в кратчайшие сроки (что в большей степени актуально для индивидуальных предпринимателей, так как фирмы для этих целей имеют в штате соответствующих специалистов). Также потенциальному поставщику нужно в обязательном порядке аккредитоваться на одной из регламентированных федеральных электронных торговых площадках, что также может вызвать некоторые сложности.
Однако стоит отметить, что переход закупок в online, заключающийся в публикации всех закупок, тендеров и полной документации контрактов через электронные площадки является лишь фундаментом для построения конкурентной среды. Следующим шагом будет исключение возможности появления несоответствующих стандартам данных, а также привлечение гражданского общества к мониторингу государственных контрактов.
На сегодняшний день, несмотря на развитие электронных технологий и технологий blockchain, закупки продолжают оставаться зоной наивысшего коррупционного риска в государственном секторе, согласно данным Организации экономического развития и сотрудничества [5]. Однако меры по снижению недобросовестной конкуренции являются одинаковыми, независимо от страны применения.
Необходимо информацию о государственных контрактах делать открытой по умолчанию. Неконкурентные формы закупок должны касаться только ограниченных сфер государственных интересов. Более того, подобные исключения должны обосновываться и публично аргументироваться.
На регулярной основе необходимо использовать инструменты для анализа и использования данных о госзакупках. Это позволит рациональнее и эффективнее расходовать бюджетные средства. Нужно исследовать различные показатели риска, чтобы заметить признаки коррупции и мошенничества.
Общественность, являющейся основной сдерживающей силой коррупционных проявлений в государственном секторе, является мощным инструментом для снижения недобросовестной конкуренции. Необходимо вовлекать общество и бизнес в процесс мониторинга закупок, получать обратную связь от них на всех этапах работы с контрактами. Это будет способствовать созданию более честного рынка и росту доверия участников друг к другу. Сюда можно отнести так называемое нецентрализованное планирование торгов, организацию справедливого и независимого процесса подачи претензий и поддержку гражданского мониторинга госзакупок.
Также развитию конкуренции будет способствовать минимизация практики заключения договоров с «единственным поставщиком”, о чём было сказано в соответствующем Указе Президента [6].
Помимо названного, необходимо запустить процесс дебюрократизации закупок, упростив нормы для как для заказчика, так и для поставщика (например, внедрить короткую досудебную процедуру расторжения контракта).
Таким образом, можно сделать вывод, что электронные площадки и цифровизация закупок не обеспечивают в полной мере добросовестную конкуренцию. Тем не менее, становятся очевидными преимущества перехода процесса закупок в online, а также отсутствие в ближайшей перспективе иного способа заключения государственных и муниципальных контрактов. Поэтому перед государством стоит задача по улучшению функционирования контрактной системе, заключающаяся в снижении коррупционной составляющей и в росте конкуренции при определении поставщиков товаров, работ и услуг.
Именно качественная модернизация законодательства в сфере закупок и дальнейшее развитие функционирования электронных торговых площадок (в том числе и портала госзакупок) будет способствовать становлению реальной честной конкуренции в этой области, что в конечном итоге положительно скажется на всей системе управления.
Литература:
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. // Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Единая информационная система в сфере закупок URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 15.03.2019).
- Диагноз аудиторов: почему нарушения при госзакупках выросли вдвое // Официальный сайт РБК URL: https://www.rbc.ru/economics/26/04/2018/5ae053d79a794722a860ad11 (дата обращения: 15.03.2019).
- Губенко Е. С. Контрактная система в публичных закупках [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Губенко Е. С.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский государственный университет правосудия, 2016.- 540 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65861.html.- ЭБС «IPRbooks».
- Open Contacting for OGP national action plans, // Open Government Partnership URL: www.opengovpartnership.org/about/working-groups/anti-corruption/resources (дата обращения: 20.03.2019).
- Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. № 618 “Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции”.