В статье исследуются причинные факторы убийства матерью новорожденного ребенка. Автором выделяются и рассматриваются клинико-психопатологические и социально-психологические факторы совершения рассматриваемого преступления. На основе произведенного анализа делаются выводы о взаимосвязанности различных причин.
Ключевые слова: убийство новорожденного, причины детоубийства, клинико-психопатологические причины, социально-психологические причины.
The article examines the causal factors of the murder of a newborn baby by a mother. The author identifies and examines the clinical-psychopathological and socio-psychological factors of the commission of the crime in question. Based on the analysis, conclusions are drawn about the interconnectedness of various causes.
Keywords: murder of a newborn, causes of infanticide, clinical and psychopathological causes, socio-psychological causes.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа преступлений, совершаемых женщинами. Проявлением делинквентного поведения являются противоправные действия, в том числе направленные против жизни и здоровья личности по отношению к новорожденному ребенку. Данная категория преступлений считается наиболее тяжкой в судебной практике, что объясняется их общественной опасностью. В связи с этим считаем актуальным рассмотреть причины совершения убийства матерью новорожденного ребенка.
Основные причины совершения убийства матерью новорожденного ребенка можно подразделить на клинико-психопатологические и социально-психологические факторы.
К первой группе относятся психические расстройства и отклонения, влияющие на решимость совершить указанное преступление в сочетании с другими факторами [3]. К ним относятся расстройства, влияющие на способность женщины осознавать характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, а также отклонения, не исключающие вменяемости. В последнем случае способность матери правильно понимать смысл и характер своих действий, их последствия, способность регулировать свое поведение, сопоставлять его с правовыми и морально-этическими нормами не ограничена. Эта способность основана на таких психических функциях, как интеллект и память, а именно на способности критически анализировать свои действия, способности к прогнозированию, понимании социальных отношений и уровня нравственного развития, запасе знаний, функции мышления. Расстройство, не исключающее вменяемости при совершении матерью убийства новорожденного ребенка, включает органическое поражение головного мозга и умственную отсталость легкой и умеренной степени, расстройства личности. Они не ограничивают человека в произвольном регулировании своей деятельности, не порождают неадекватных мотивов, но могут влиять на взаимодействие личностных и ситуационных факторов [2].
Послеродовая депрессия в юридической доктрине также относится к вышеуказанной категории факторов. Общие симптомы послеродовой депрессии включают отсутствие интереса к взаимодействию с ребенком, чувство вины, мысли о самоубийстве, чувство безнадежности, отсутствие любви к новорожденному, низкую эмоциональную чувствительность и стойкое снижение настроения. Эти симптомы обуславливают, в частности, бездействия по отношению к новорожденным детям, отказе от кормления, оставлении ребенка, сокрытии факта родов.
При наличии психического расстройства, не исключающего вменяемости обвиняемой, суд принимает во внимание заключение экспертной комиссии о характере его влияния на поведение и способность осознавать и руководить ими, и это может послужить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (принудительное лечение) или в качестве смягчающего обстоятельства [3]. Однако, помимо клиническо-психопатологических факторов, на состояние и мотивацию женщины влияют социально-психологические условия, ситуации и личностные черты, которые приводят к эмоциональному и психическому напряжению и формированию мотивации к совершению преступления.
Состояние эмоционального напряжения матери как одна из причин совершения рассматриваемого преступления определяется как совокупность эмоциональных переживаний, влияющих на эмоциональное состояние и мотивацию [4]. Поведение в этом состоянии аналогично действиям, совершаемым в ситуации кумулятивного эффекта. Их основное различие заключается в следующем: аффект всегда связан с воздействием потерпевшего на обвиняемого, а эмоциональное напряжение связано с возникновением травмирующей ситуации, формированием внутриличностного конфликта.
Также стоит отметить, что состояние эмоционального напряжения матери значительно снижает способность осознавать характер и опасность своих действий и регулировать их, и именно в этот период времени совершается преступление, то есть убийство новорожденного. Это состояние в некоторых случаях начинает проявляться задолго до родов из-за психотравмирующих ситуаций и социально-психологических условий протекания беременности [3]. В то же время невозможно однозначно судить о психотравмирующем характере ситуации в отрыве от личности женщины. Здесь играют роль различные факторы, в том числе важность ситуационных воздействий на сознание субъекта. Однако можно выделить наиболее распространенные ситуации, которые являются психотравмирующими для беременной женщины или женщины, родившей ребенка, например, к ним относится беременность в результате изнасилования.
На формирование состояния эмоционального напряжения влияют также личностные качества женщины, которые определяют особенности отношения к такой ситуации и способность преодолевать ее негативные последствия. Среди характеристик, негативно влияющих на переносимость эмоционального напряжения, можно отметить внушаемость, склонность к тревожным реакциям, конформность, низкую фрустрационную устойчивость и т. д.
Обобщая результаты теоретических и эмпирических исследований, можно выделить следующие социально-психологические причины внутриличностного конфликта, побуждающего мать убить новорожденного ребенка: осуждение окружающих, страх огласки беременности, неприятие обществом; насильственный характер зачатия; сложные семейные отношения (с мужем, партнером, родственники, эпизоды домашнего насилия); финансовые трудности (отсутствие материального социального обеспечения, жилищные проблемы, отсутствие заработка); травматический опыт прошлой беременности или страх перед первыми родами; врожденное заболевание ребенка, риски, связанные со здоровьем плода и самой матери; личностные особенности — тревожность, эмоциональная нестабильность, вызывающие снижение адаптации женщины к стрессу.
Несовершеннолетний возраст матери, выступающей в качестве субъекта рассматриваемого преступления, как правило, сочетается и с другими причинами. Например, страх осуждения со стороны общества и родителей, финансовые трудности, отсутствие психологической готовности стать матерью. Женщина в этом возрасте часто не имеет полного представления о своем будущем, не осознает ответственности за жизнь и здоровье своего ребенка, поэтому наступление неожиданной беременности оказывает огромное психологическое давление [1].
Причинами совершения убийства новорожденного ребенка не всегда являются исключительно внутренние мотивы. Довольно часто среди мотивов указываются бытовые факторы: нехватка материальных ресурсов, нежелание растить ребенка в одиночку и т. д.
Однако даже при отсутствии психических расстройств или состояния эмоционального напряжения уголовное законодательство учитывает особое психофизиологическое состояние женщины вовремя и непосредственно после родов, поэтому убийство новорожденного ребенка в течение 24 часов после рождения все равно рассматривается по статье 106 Уголовного кодекса Российской Федерации. Федерации, тогда как по истечении 24 часов оно подлежит квалификации по статье 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, предполагающей более суровое наказание. Особое состояние женщины в этот период определяется гормональной перестройкой организма, физической болью от процесса родов. Ученые отмечают, что во время родов женщина часто может в определенной степени терять контроль над своими действиями, не до конца осознавая происходящее [2].
Отдельным фактором является гормональное состояние женщины. Во время беременности и родов повышается концентрация гормонов, позволяющих преодолеть боль и страх перед родами. При длительном воздействии негативных факторов их воздействие уменьшается. Стресс замедляет другие гормональные процессы в организме женщины, которые благоприятно сказываются на переносе беременности и родов. Таким образом, физиологические процессы, происходящие во время деторождения, влияют на выработку гормонов, увеличивая или уменьшая адаптационные ресурсы женщины, определяя ее психическое и эмоциональное состояние. Это состояние не относится к психическим расстройствам, оно реактивное, временное, и с учетом этого состояния убийство новорожденного переводится в категорию привилегированных преступлений [3].
Таким образом, при изучении причин совершения убийства матерью новорожденного ребенка особое значение приобретает обнаружение клинических и психопатологических факторов совершения преступления, в частности, наличия психических расстройств и аномалий, непосредственно влияющих на психическое состояние женщины и ясность ее сознания, а также социально-психологические причины состояния эмоционального напряжения или мотивации к совершению преступления при ясности сознания, приобретают особое значение у рожениц в этот момент. Всестороннее изучение этого явления исследователями позволит не только достоверно квалифицировать и учитывать эти факторы в судебном разбирательстве, но и проводить профилактические мероприятия по предотвращению преступной деятельности в этой сфере.
Литература:
- Кантеева К. Р. Ранние браки: проблемы нестабильности и развода в современном обществе/ К. Р. Кантеева, Г. А. Чеджемов // Наука, образование и культура. — 2017. — № 6 (21). — С. 97–99.
- Мухачева И. М. Состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости в соответствии со ст. 106 УК РФ // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 2 (75). — С. 183–190.
- Сафуанов Ф. С. Судебно-психологическая экспертиза: учебник для вузов / Ф. С. Сафуанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 309 с.
- Точилкина А. А. Специфические аспекты криминалистического изучения личности преступника при расследовании преступлений против жизни и здоровья, совершенных в условиях эмоциональной напряженности // Юристъ-Правоведъ. — 2020. — № 2 (93). — С. 209–213.