Я использую различные методы для достижения цели урока в ежедневном ходе урока, но по моему опыту работы улучшения качества обучения некоторых учащихся не произошло. Для того, чтобы узнать, как улучшить качество образования, я читала и знакомилась с различной литературой. Одним из изученных источников является Боуд Д., Лоусон Р. и Томпсон Д. (2013) «Влияет ли участие учащихся в самооценке на их суждения с течением времени?» Я ознакомилась с исследовательской работой. В этом исследовании были рассмотрены изменения навыков самооценки учащихся за определенный период времени, а также было отмечено, что качество образования учащихся в фокус-группе несколько улучшилось в течение исследования. Основываясь на этом исследовании, я хотела улучшить свою педагогическую практику.
Я определила конкретные проблемы, а именно:
— неумение учащихся анализировать свои действия;
— снижение успеваемости учащихся во время преподавания раздела «Программирование»;
— неспособность учащихся давать конструктивную обратную связь;
— неумение учащихся систематически планировать свою деятельность.
Я просмотрела различную литературу с целью более глубокого исследования. В одном из исследований, в проекте Патрисии МакКлюр «Размышление о практике», приводятся попытки совершенствования навыков самоанализа учащихся путем ведения рефлексивного дневника.
Следующий изученный источник — Аркалгуд Рамапрасад из Университета Иллинойса в Чикаго, «Об определении обратной связи», посвящен эффективному использованию обратной связи.
После изучения различных литературных источников была определена цель исследования.
- Цель исследования:
— Совершенствование способности учащихся к анализу (рефлексии) своих действий;
— Повышение способности учащихся давать конструктивную обратную связь;
— Повышение успеваемости учащихся при обучении раздела «Программирование» за счет эффективной организации рефлексии и обратной связи;
- Ожидаемый результат
Улучшение успеваемости учащихся в фокус-группе за счет совершенствования навыков предоставления конструктивной обратной связи и всесторонних размышлений.
- Для реализации цели исследования был разработан следующий план:
— Чтение литературы по теме исследования;
— Создание фокус-группы;
— Прием входных анкет от учащихся;
— Эффективное осуществление рефлексии и обратной связи;
— Сбор данных, систематизация, анализ;
— Отражение.
В качестве фокус-группы мы взяли учащихся каждого класса, обучающихся на «3» и ниже, 4 классов.
Для того, чтобы узнать мнение учащихся, был проведен входной опрос. В ходе вступительного опроса учащимся были заданы следующие вопросы:
—Какое значение для вас имеет рефлексия?
—Насколько важна для вас обратная связь?
— Как вы думаете, в каком разделе урока рефлексия урока для вас эффективна?
— Как вы думаете, в каком разделе урока обратная связь для вас эффективна?
—Какой тип рефлексии, по вашему мнению, эффективен для развития навыков самоанализа?
—Объясни свой ответ?
—Какой тип обратной связи, по вашему мнению, эффективен для развития навыков самоанализа?
—Объясни свой ответ?
—В какой форме вы любите организовывать рефлексию?
—В какой форме вам нравится организовывать обратную связь?
Примеры ответов учащихся на этот опрос включают:
Рис. 1. Какое значение для вас имеет рефлексия?
Рис. 2. Насколько важна для вас обратная связь?
В результате входного опроса 68,42 % респондентов указали, что эффективно организовать рефлексию и обратную связь в конце урока, а 60,49 % респондентов — после выполнения каждого задания. Отмечено, что для развития аналитических способностей эффективны три вида рефлексии ученик-ученик, учитель-ученик, ученик-учитель. 71 % респондентов указали, что тип организации обратной связи «учитель-ученик» эффективен для развития аналитических способностей. 65,79 % респондентов отметили, что рефлексию и обратную связь лучше организовать в устной форме.
По результатам полученной входной диагностики мы попытались использовать на уроках формы критической рефлексии ученик-ученик (устная), учитель-ученик (письменная), в частности, отражение настроения и эмоционального состояния (сигнальные карточки, жесты), рефлексия действия (в конце главы), рефлексия содержания учебного материала (продолжение предложения..., «тегов» облачная стратегия). Эти размышления связаны с развитием знаний и навыков понимания, т. е. называют факты и термины, объясняют принцип их действия, предсказуемо описывают сферу их дальнейшего использования. В следующей четверти мы попытались использовать вид рефлексии, развивающий умение применять, то есть применять полученные знания в реальной практической ситуации. Например, Какие примеры вы можете привести..., Как вы можете показать свое понимание..., Где вы можете использовать.... Далее мы постарались задавать вопросы, развивающие аналитические способности. Например, какая разница..., какой вывод можно сделать...? С помощью этих вопросов они могут определить взаимосвязь между темами, оценить важность информации.
Опираясь на размышления студентов фокус-группы, мы постарались подготовить задания так, чтобы следующие уроки были эффективны и для этих учащихся.
По результатам входного анкетирования, полученного от учащихся, мы использовали формы организации обратной связи «ученик-ученик», «учитель-ученик», «ученик-учитель» на наших занятиях.
Мы использовали следующие типы организации обратной связи.
—Устная обратная связь (на ежедневных уроках)
—Письменная обратная связь (для проектной работы, формативной контрольной работы)
—Давать обратную связь о своей работе и работе другой группы во время групповой работы.
—Ведение рефлексивного дневника.
В ходе проведенной исследовательской работы мы убедились, что все формы обратной связи эффективны. Однако форма обратной связи «учащийся- учащийся» имеет свои недостатки. В частности, учащиеся должны смотреть на чувства друг друга и давать эффективную обратную связь. Хотя письменная обратная связь более эффективна, чем устная, она требует меньше времени. Если мы сможем определить и использовать эффективную форму обратной связи, исходя из типа выполняемого задания, только тогда обратная связь, несомненно, окажет положительное влияние на качество образования.
Подводя итоги исследовательской работы в данной деятельности, были сделаны следующие выводы:
— Повышение качества обучения учащихся фокус-группы по разделу «Программирование».
— Повышение навыков рефлексии и обратной связи учащихся (способность проводить полный анализ своих действий)
— Недостаточная организация формы рефлексии и обратной связи «ученик-ученик»;
— Отсутствие времени на размышления и полную организацию обратной связи;
— Изучить и применить в своей практике другие эффективные методы организации рефлексии и обратной связи.
Литература:
- Боуд, Д., Лоусон, Р. и Томпсон, Д. (2013) «Участие учащихся в самооценке корректирует их суждения с течением времени?». Опубликовано в Интернете: 20 февраля 2013 г.;
- Патрисия МакКлюр «Размышления о практике», Школа наук о здоровье, Университет Ольстера, http://www.practicebasedlearning.org/;
- Аркалгуд Рамапрасад, Университет Иллинойса в Чикаго, «Об определении обратной связи», Университет Южного Иллинойса;
- Дэвид Карлесс, Дайан Солтер, Мин Янг и Джой Лам «Разработка устойчивых практик обратной связи», Vol. 36, нет. 4, июнь 2011 г., стр. 395–407.