Анализируя деятельность пенитенциарных учреждений в сфере расследования преступлений, совершенных на режимной территории, можно указать, что обозначаемая деятельность состоит их двух направлений:
— выявление и пресечение совершения преступлений и правонарушений на территории пенитенциарного учреждения;
— установление и расследование всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также выявление лиц, причастны к совершению общественно опасного деяния.
То есть, деятельность сотрудников пенитенциарной системы состоит из процесса предупреждения еще не совершенных преступлений и расследование уже совершенных общественно опасных деяний. В данном исследовании мы проанализируем вопрос именно проведения расследования совершенных преступлений и вопросов применения неотложных следственных действий на территории исправительного учреждения.
Под расследованием общественно опасных деяний, которые были совершены в исправительном учреждении, следует понимать одну из ключевых задач стадии предварительного расследования. Но, несмотря на то, что данная тема постоянно рассматривается в самых различных научных исследованиях, на сегодняшний день существуют различные правовые коллизии и тактические ошибки сотрудников УИС, которая наиболее сильно воздействуют на уровень раскрываемости пенитенциарный преступности и уровень защищенности самого персонала и спецконтингента, содержащегося в исправительном учреждении.
Таким образом, одной из ключевых функций деятельности сотрудников пенитенциарной системы при реализации предварительного расследования признается своевременное и полное раскрытие и расследование совершенных общественно опасных деяний на территории учреждения. При реализации предварительного расследования и производства неотложных следственных действий на территории учреждений УИС наиболее важным считается учитывание всех особенностей организации производства на режимной территории. Согласно ч. 1 ст. 157 УПК РФ сотрудники УИС наделены правом на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий по общественно опасным деяниям, совершенным на режимной территории [1, с.32–35].
Согласно ст. 144 УПК РФ каждый факт совершения преступления на режим на территории должен быть зарегистрирован в Книге о регистрации сообщений о преступлениях, после чего уже могут проходить необходимые проверочные мероприятия в течение трех суток. После реализации вышеуказанных действий собраны материалы проверки должны быть направлены в территориальные органы расследования для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В этом выражается основное правило в деятельности оперативных подразделений исправительного учреждения по принятию разрешению заявления о сообщении о преступлении. Но следует отметить, что в данном случае является исключением из правила то, что специально уполномоченным сотрудником исправительного учреждения дается право на проведение неотложных следственных действий сразу же после получения сообщения о преступлении [3, с. 57].
Неотложные следственные действия — это действия, реализуемые органам дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствие обязательно. Данные действия реализуется в целях обнаружение фиксации следов общественно опасного деяния, а также доказательств, которую требуют незамедлительного закрепления и изъятия, их исследования. Обозначенное определение закреплено в п. 19 ст. 5 УПК РФ. Исходя из содержания данной статьи становится очевидным, что основной целью проведения неотложных следственных действий на режимной территории считается сохранение и фиксация следов преступлений доказательств, а также с задержание самого подозреваемого для раскрытия совершенного преступления.
Особыми чертами производства неотложных следственных действий на территории режимного учреждения являются следующие:
— сотрудники оперативного подразделения исправительного учреждения одними из первых обнаруживают признаки общественно опасного деяния, так как деяния совершаются на территории, где четко регламентирован порядок пребывания и проживания, реализации служебной деятельности, то есть на территории именно режимного объекта.
— труднодоступность и отдаленность территориальных органов пенитенциарной системы;
— общественно опасные деяния совершаются лицами, которые изначально обладают знаниями о ходе проведения предварительного расследования, процессуальными особенностями проведения неотложных следственных действий, и могут принять соответствующие меры для сокрытия совершенного и уничтожению следов совершенного.
Исходя из вышеуказанных особенностей совершения пенитенциарного преступления и реализации производства неотложных следственных действий, становится очевидным, что от качества и скорости предпринятых мер сотрудников оперативного отдела исправительного учреждения, прямо зависит и успех реализуемого расследования данной категории общественно опасных деяний. То есть сотрудники оперативных подразделений исправительного учреждения должны уметь и всегда быть готовыми к безотлагательному проведению неотложных следственных действий. К примеру, для преодоления перечисленных факторов необходимо своевременно проводить неотложные следственные действия с одновременным производством оперативно-розыскных и режимных мероприятий.
Именно по данным причинам при решении вышеобозначенных задач, стоящих перед УИС, у начальника исправительного учреждения как органа дознания, значительно шире круг полномочий в обозначенной сфере, чем органа дознания, что обусловлено тем, что орган дознания — коллективный орган, который вправе сочетать производство неотложных следственных действий с активной оперативно-розыскной работой, и тем, что хотя сотрудники органа дознания и обладают более обширным опытом расследования уголовных дел, но со специфическими чертами совершения пенитенциарных преступлений все-таки не знакомы.
Но в тоже время в практической деятельности возникает проблема, заключающаяся в том, что сотрудники оперативных подразделений исправительных учреждений, несмотря на знание специфики совершения пенитенциарных преступлений, не обладают обширным опытом реализации различных процессуальных действий, порядком их фиксации. ТО есть в данной сфере отсутствует должное правовое и методическое обеспечение сотрудников оперативных подразделений по производству неотложных следственных действий, что в практической деятельности зачастую приводит к негативным последствиям в виде низкой эффективности процессуальных и следственных действий; присутствию значимых недостатков при их организации и производстве; утрате вещественных доказательств, приводящих впоследствии к принятию решения о прекращении уголовного дела.
Также отдельно вынесенным проблемным вопросом при реализации неотложных следственных действий на сегодняшний день признается вопрос наделения сотрудников УИС четко фиксированным уголовно-процессуальным статусом. Для решения данной проблемы следует зафиксировать в нормах УПК РФ уголовно-процессуальный статус сотрудника УИС по примеру с органом дознания, отразив при этом специфику проведения неотложных следственных действий на режимной территории исправительного учреждения.
Реализация отдельно взятых неотложных следственных действий также несут в практической деятельности некоторые спорные вопросы. К примеру, проблемные вопросы существуют в практике присутствия понятых при проведении следственных действий. Проблемный вопрос состоит в том, что сотрудники исправительного учреждения не уделяют должного внимания как подбору понятых, так и неукоснительного соблюдения порядка их деятельности в процессе предварительного расследования. Также особой чертой участия понятых в процессе обусловлено и тем, что осужденные отказываются от участия в виде понятых.
Также хотелось бы затронуть отдельно проблемные вопросы реализации осмотра места происшествия, которые затрагивают применение в ходе проведения данного следственного действия технических средств, применяемых на территории исправительного учреждения согласно ст. 83 УИК РФ, а именно использования их в неполном объеме.
Отдельно взятой ошибкой при реализации такого неотложного следственного действия, как обыск, является нередкость случаев отсутствия при его проведении понятых. Данная ошибка, носящая процессуальный характер, к сожалению, является типичной в ходе проведения обыска как неотложного следственного действия, так как сотрудники исправительных учреждений воспринимают его как уголовно-исполнительное мероприятие, проводимое в рамках ст. 82 УИК РФ. Однако в отличие от уголовно-исполнительного законодательства понятые, согласно УПК РФ, должны наблюдать процесс поиска и обнаружения искомых объектов, а не приглашаться к месту, где уже обнаружены объекты преступной деятельности [2, с. 223–225].
Таким образом, все вышесказанное подтверждает, что от своевременного и эффективного производства неотложных следственных действий по фактам реализуемых в исправительных учреждениях общественно опасных деяний, напрямую зависит как раскрытие вышеобозначенных преступлений и наказания виновных лиц, так и обеспечение безопасности персонала, спецконтингента и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, в целом.
Литература:
- Воеводина И. В. Правовые основы производства неотложных следственных действий в исправительных учреждениях при расследовании пенитенциарных преступлений // В сборнике: преступление, наказание, исправление. Сборник тезисов выступлений и докладов участников IV международного пенитенциарного форума: (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): в 10 т.. 2019. С. 32–35.
- Фетищева Л. М. Особенности производства неотложных следственных действий с применением норм УПК РФ сотрудниками УИС в учреждениях ФСИН России // В сборнике: Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2018. С. 223–225.
- Шпагина Ю. В. Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности органов дознания при производстве неотложных следственных действий // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 3 (49). С. 57–61.