Проведение неотложных следственных действий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями на территории исправительного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.04.2023

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Неустроев, К. О. Проведение неотложных следственных действий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями на территории исправительного учреждения / К. О. Неустроев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101819/ (дата обращения: 17.12.2024).



Анализируя деятельность пенитенциарных учреждений в сфере расследования преступлений, совершенных на режимной территории, можно указать, что обозначаемая деятельность состоит их двух направлений:

— выявление и пресечение совершения преступлений и правонарушений на территории пенитенциарного учреждения;

— установление и расследование всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также выявление лиц, причастны к совершению общественно опасного деяния.

То есть, деятельность сотрудников пенитенциарной системы состоит из процесса предупреждения еще не совершенных преступлений и расследование уже совершенных общественно опасных деяний. В данном исследовании мы проанализируем вопрос именно проведения расследования совершенных преступлений и вопросов применения неотложных следственных действий на территории исправительного учреждения.

Под расследованием общественно опасных деяний, которые были совершены в исправительном учреждении, следует понимать одну из ключевых задач стадии предварительного расследования. Но, несмотря на то, что данная тема постоянно рассматривается в самых различных научных исследованиях, на сегодняшний день существуют различные правовые коллизии и тактические ошибки сотрудников УИС, которая наиболее сильно воздействуют на уровень раскрываемости пенитенциарный преступности и уровень защищенности самого персонала и спецконтингента, содержащегося в исправительном учреждении.

Таким образом, одной из ключевых функций деятельности сотрудников пенитенциарной системы при реализации предварительного расследования признается своевременное и полное раскрытие и расследование совершенных общественно опасных деяний на территории учреждения. При реализации предварительного расследования и производства неотложных следственных действий на территории учреждений УИС наиболее важным считается учитывание всех особенностей организации производства на режимной территории. Согласно ч. 1 ст. 157 УПК РФ сотрудники УИС наделены правом на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий по общественно опасным деяниям, совершенным на режимной территории [1, с.32–35].

Согласно ст. 144 УПК РФ каждый факт совершения преступления на режим на территории должен быть зарегистрирован в Книге о регистрации сообщений о преступлениях, после чего уже могут проходить необходимые проверочные мероприятия в течение трех суток. После реализации вышеуказанных действий собраны материалы проверки должны быть направлены в территориальные органы расследования для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В этом выражается основное правило в деятельности оперативных подразделений исправительного учреждения по принятию разрешению заявления о сообщении о преступлении. Но следует отметить, что в данном случае является исключением из правила то, что специально уполномоченным сотрудником исправительного учреждения дается право на проведение неотложных следственных действий сразу же после получения сообщения о преступлении [3, с. 57].

Неотложные следственные действия — это действия, реализуемые органам дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствие обязательно. Данные действия реализуется в целях обнаружение фиксации следов общественно опасного деяния, а также доказательств, которую требуют незамедлительного закрепления и изъятия, их исследования. Обозначенное определение закреплено в п. 19 ст. 5 УПК РФ. Исходя из содержания данной статьи становится очевидным, что основной целью проведения неотложных следственных действий на режимной территории считается сохранение и фиксация следов преступлений доказательств, а также с задержание самого подозреваемого для раскрытия совершенного преступления.

Особыми чертами производства неотложных следственных действий на территории режимного учреждения являются следующие:

— сотрудники оперативного подразделения исправительного учреждения одними из первых обнаруживают признаки общественно опасного деяния, так как деяния совершаются на территории, где четко регламентирован порядок пребывания и проживания, реализации служебной деятельности, то есть на территории именно режимного объекта.

— труднодоступность и отдаленность территориальных органов пенитенциарной системы;

— общественно опасные деяния совершаются лицами, которые изначально обладают знаниями о ходе проведения предварительного расследования, процессуальными особенностями проведения неотложных следственных действий, и могут принять соответствующие меры для сокрытия совершенного и уничтожению следов совершенного.

Исходя из вышеуказанных особенностей совершения пенитенциарного преступления и реализации производства неотложных следственных действий, становится очевидным, что от качества и скорости предпринятых мер сотрудников оперативного отдела исправительного учреждения, прямо зависит и успех реализуемого расследования данной категории общественно опасных деяний. То есть сотрудники оперативных подразделений исправительного учреждения должны уметь и всегда быть готовыми к безотлагательному проведению неотложных следственных действий. К примеру, для преодоления перечисленных факторов необходимо своевременно проводить неотложные следственные действия с одновременным производством оперативно-розыскных и режимных мероприятий.

Именно по данным причинам при решении вышеобозначенных задач, стоящих перед УИС, у начальника исправительного учреждения как органа дознания, значительно шире круг полномочий в обозначенной сфере, чем органа дознания, что обусловлено тем, что орган дознания — коллективный орган, который вправе сочетать производство неотложных следственных действий с активной оперативно-розыскной работой, и тем, что хотя сотрудники органа дознания и обладают более обширным опытом расследования уголовных дел, но со специфическими чертами совершения пенитенциарных преступлений все-таки не знакомы.

Но в тоже время в практической деятельности возникает проблема, заключающаяся в том, что сотрудники оперативных подразделений исправительных учреждений, несмотря на знание специфики совершения пенитенциарных преступлений, не обладают обширным опытом реализации различных процессуальных действий, порядком их фиксации. ТО есть в данной сфере отсутствует должное правовое и методическое обеспечение сотрудников оперативных подразделений по производству неотложных следственных действий, что в практической деятельности зачастую приводит к негативным последствиям в виде низкой эффективности процессуальных и следственных действий; присутствию значимых недостатков при их организации и производстве; утрате вещественных доказательств, приводящих впоследствии к принятию решения о прекращении уголовного дела.

Также отдельно вынесенным проблемным вопросом при реализации неотложных следственных действий на сегодняшний день признается вопрос наделения сотрудников УИС четко фиксированным уголовно-процессуальным статусом. Для решения данной проблемы следует зафиксировать в нормах УПК РФ уголовно-процессуальный статус сотрудника УИС по примеру с органом дознания, отразив при этом специфику проведения неотложных следственных действий на режимной территории исправительного учреждения.

Реализация отдельно взятых неотложных следственных действий также несут в практической деятельности некоторые спорные вопросы. К примеру, проблемные вопросы существуют в практике присутствия понятых при проведении следственных действий. Проблемный вопрос состоит в том, что сотрудники исправительного учреждения не уделяют должного внимания как подбору понятых, так и неукоснительного соблюдения порядка их деятельности в процессе предварительного расследования. Также особой чертой участия понятых в процессе обусловлено и тем, что осужденные отказываются от участия в виде понятых.

Также хотелось бы затронуть отдельно проблемные вопросы реализации осмотра места происшествия, которые затрагивают применение в ходе проведения данного следственного действия технических средств, применяемых на территории исправительного учреждения согласно ст. 83 УИК РФ, а именно использования их в неполном объеме.

Отдельно взятой ошибкой при реализации такого неотложного следственного действия, как обыск, является нередкость случаев отсутствия при его проведении понятых. Данная ошибка, носящая процессуальный характер, к сожалению, является типичной в ходе проведения обыска как неотложного следственного действия, так как сотрудники исправительных учреждений воспринимают его как уголовно-исполнительное мероприятие, проводимое в рамках ст. 82 УИК РФ. Однако в отличие от уголовно-исполнительного законодательства понятые, согласно УПК РФ, должны наблюдать процесс поиска и обнаружения искомых объектов, а не приглашаться к месту, где уже обнаружены объекты преступной деятельности [2, с. 223–225].

Таким образом, все вышесказанное подтверждает, что от своевременного и эффективного производства неотложных следственных действий по фактам реализуемых в исправительных учреждениях общественно опасных деяний, напрямую зависит как раскрытие вышеобозначенных преступлений и наказания виновных лиц, так и обеспечение безопасности персонала, спецконтингента и иных лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, в целом.

Литература:

  1. Воеводина И. В. Правовые основы производства неотложных следственных действий в исправительных учреждениях при расследовании пенитенциарных преступлений // В сборнике: преступление, наказание, исправление. Сборник тезисов выступлений и докладов участников IV международного пенитенциарного форума: (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России): в 10 т.. 2019. С. 32–35.
  2. Фетищева Л. М. Особенности производства неотложных следственных действий с применением норм УПК РФ сотрудниками УИС в учреждениях ФСИН России // В сборнике: Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2018. С. 223–225.
  3. Шпагина Ю. В. Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности органов дознания при производстве неотложных следственных действий // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 3 (49). С. 57–61.
Основные термины (генерируются автоматически): исправительное учреждение, действие, РФ, орган дознания, предварительное расследование, режимная территория, возбуждение уголовного дела, опасное деяние, пенитенциарная система, практическая деятельность.


Похожие статьи

Особенности проведения осмотра места происшествия при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности

Организационно-правовое регулирование воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в исправительной колонии строгого режима

Выявление и пресечение средствами прокурорского надзора случаев нерегистрации должностными лицами органов внутренних дел сообщений о преступлениях

Меры прокурорского реагирования при выявлении нарушений при исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия

Фактическое и процессуальное задержание лица подозреваемого в совершении преступления

Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативным и другими подразделениями при расследовании уголовных дел по преступлениям против семьи и несовершеннолетних

О недопустимости доказательств в ракурсе оперативно-розыскной деятельности

Выявление и раскрытие мошенничеств, совершаемых юридическим лицом

Похожие статьи

Особенности проведения осмотра места происшествия при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности

Организационно-правовое регулирование воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в исправительной колонии строгого режима

Выявление и пресечение средствами прокурорского надзора случаев нерегистрации должностными лицами органов внутренних дел сообщений о преступлениях

Меры прокурорского реагирования при выявлении нарушений при исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия

Фактическое и процессуальное задержание лица подозреваемого в совершении преступления

Взаимодействие органов предварительного следствия с оперативным и другими подразделениями при расследовании уголовных дел по преступлениям против семьи и несовершеннолетних

О недопустимости доказательств в ракурсе оперативно-розыскной деятельности

Выявление и раскрытие мошенничеств, совершаемых юридическим лицом

Задать вопрос