Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 17.04.2023

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Молоткова, А. Н. Опыт организации проведения соревнований по основам программирования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием логоробота / А. Н. Молоткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 361-364. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101677/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор представляет опыт работы по организации соревнований по программированию и алгоритмике для детей младшего возраста.

Ключевые слова: программирование, алгоритмика, ЛогоРобот, Bee-Bot программа, дошкольники, младшие школьники.

ЛогоРобот — увлекательная игрушка для игры, развития, соревнований.

Как всем известно, основы знаний у детей закладываются через игру. Задача взрослых — предложить ту игру, которая будет не просто интересна детям, но и полезна для их развития. В наше время ребёнок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования. Первое знакомство детей дошкольного младшего школьного возраста с основами программирования может происходить благодаря работе с мини роботом Bee-Bot, которого так же называю ЛогоРоботом, Умной пчёлкой или просто Пчёлкой. В настоящее время существуют также похожие по аналогии роботы такие как «Робомышь», «Божья коровка» и др. С помощью этих роботов можно организовать многочисленные забавные активности. При этом развиваются не только алгоритмическое мышление детей и навыки работы с цифровыми устройствами, но и их моторные навыки, способность прогнозировать поведение робота, ну и конечно — настойчивость, а также умение искать и исправлять ошибки.

«Bee-Bot» чрезвычайно популярны и любимы детьми за простое управление и симпатичный дизайн. Этот яркий, красочный и дружелюбный маленький робот является замечательным инструментом для игры и обучения. Дети с большим удовольствием занимаются с ЛогоРоботами.

Мы познакомились с этим замечательным инструментом уже более 6 лет назад в рамках программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста», реализуемой в нашем учреждении. Развивающая предметно-пространственная среда к образовательному модулю «Робототехника» этой программы представлена различными робототехническими наборами, в числе которых ЛогоРобот «Bee-Bot»

Программа мини робота задается путём последовательного нажатия кнопок, каждая из которых соответствует определённой команде. Одно нажатие кнопки — это одна команда: «Вперед», «Назад», «Вправо», «Влево», «Пауза», «Пуск», «Очистить». Команды «Вперед» и «Назад» дает задание на перемещение робота на один шаг, который равен 15 сантиметрам. При использовании команд «Вправо», «Влево» робот разворачивается в правую или левую сторону на 90°. Команда «Пауза» вызывает остановку робота на 1 секунду. Нажатие кнопки «Пуск» дает роботу команду к началу выполнения заданной программы, при этом робот подает звуковой и световой сигналы и начинает выполнять команды. После завершения выполнения программы необходимо очистить память. ЛогоРобот обладает памятью на 40 шагов.

В работе с мини роботом применяется дополнительное оборудование — это кубики с нанесёнными на них командами, визуализирующие управление роботами, тематические карточки с изображением различных предметов, накладки-толкатели.

В этом году при поддержке Управления образования наш Центр инициировал проведение Соревнования «ЛогоРобот» для детей дошкольного и младшего школьного возраста по соревновательной алгоритмике и основам программирования.

Цель соревнования — повышение интереса детей дошкольного и младшего школьного возраста к программированию и робототехнике.

Задачи соревнования:

Популяризация программирования, научно-технического творчества среди детей дошкольного и младшего школьного возраста;

Развитие познавательных интересов у детей в области робототехники и научно-технического творчества;

Расширение технического кругозора и проведение ранней профориентации;

Содействие в реализации потенциальных возможностей детей.

Алгоритм подготовки к соревнованиям включал: разработку Положения, Регламента соревнований, подготовку необходимых оборудования и материалов согласно Регламенту.

В зависимости от наличия роботов в образовательных учреждениях, для подготовки участников к соревнованиям были предложены 3 варианта. Первое — это онлайн-сервис https://beebot.terrapinlogo.com/, на котором в режиме он-лайн можно познакомиться с работой «Bee-Bot» и отработать навык управления им. Второй вариант: мы организовали командам тренировочные сборы на базе нашего Центра. Третий вариант: команды могли взять у нас робота для подготовки.

Основное условие для проведения соревнований — это, конечно, наличие роботов. У нас эти роботы есть в количестве 10 штук.

Необходимые материалы и оборудование на 1 команду включают: один «Bee-Bot»; 1 игровое поле, состоящее из 25 квадратов размером 15 на 15 (Рис.1); 10 «Стоп-карточек» (карточки с изображениями для обозначения мест куда робот не должен заходить) (Рис.2); 3 вида стрелочек для составления алгоритма движения по 10 штук каждого вида (Рис.4); «Карта-схема» (Рис.5). для запоминания с изображением поля и расположением «Стоп-карточек», карточки обозначающей финиш (Рис.3), с изображение стрелки обозначающей направление Бибота; секундомер; макеты наградных материалов. Поля и карточки можно подготовить самостоятельно, распечатав их на цветном принтере.

Само соревнование включало в себя три тура. Первый тур «Лабиринт» (составление лабиринта по схеме). Согласно заданию, необходимо было составить лабиринт по «Карте-схеме» Изучив в течении 10 секунд «Карту-схему» участники должны были запомнить её, после чего расставить «Стоп-карточки» и составить лабиринт. При составлении учитывалось время выполнения.

Второй тур «Подготовка к передвижению» (программирование по условиям). Второй тур предполагал два этапа.

Согласно заданию первого этапа, участники должны были выложить алгоритм передвижения при помощи карточек со стрелочками, выбрав при этом самый короткий путь от старта к финишу.

По заданию второго этапа участники должны были запрограммировать робота согласно составленному алгоритму. При оценке также учитывалась скорость выполнения задания.

Третий тур. «Передвижение» (пуск и движение робота). В третьем туре оценивалась правильность и скорость программирования робота.

При подведении итогов учитывались результаты всех трех туров.

По итогам соревнований каждый участник получил диплом участника, победители получили дипломы за 1, 2, 3 место, руководители награждены благодарностями за подготовку участников и победителей соревнований.

Это наш первый опыт организации соревнования с ЛогоРоботами, и этот опыт показался нам очень успешным, в дальнейшем мы планируем проводить его ежегодно.

Шаблон для оформления поля (квадрат 15х15 см)

Рис. 1. Шаблон для оформления поля (квадрат 15х15 см)

«Стоп карточки»

Рис. 2. «Стоп карточки»

«Карточка-финиш»

Рис. 3. «Карточка-финиш»

Стрелочки для выкладывания алгоритма

Рис. 4. Стрелочки для выкладывания алгоритма

Примерная карта-схема

Рис. 5. Примерная карта-схема

Размещение оборудования перед началом соревнования

Рис. 6. Размещение оборудования перед началом соревнования

Литература:

  1. Волосовец, Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. В. Волосовец, В. А. Маркова, А. С. Аверин. — 2019: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — c. — Текст: непосредственный.
  2. Логороботы. — Текст: электронный // Учебные технологии: [сайт]. — URL: https://edu-teh.ru (дата обращения: 13.04.2023).
  3. Напольный робот для детского сада — так ли прост?. — Текст: электронный // Новатор: [сайт]. — URL: http://archive.novator.team/ (дата обращения: 13.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, робот, команда, основа программирования, ребенок, замечательный инструмент, нажатие кнопки, наличие роботов, научно-техническое творчество, подготовка участников.


Ключевые слова

младшие школьники, программирование, дошкольники, алгоритмика, ЛогоРобот, Bee-Bot программа

Похожие статьи

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования современной игровой технологии «мэджик бокс»

В статье авторы рассказывают об экономическом воспитании детей дошкольного возраста.

Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением п...

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Разработка чат-бота — помощника в изучении географии для детей школьного возраста

В статье рассмотрены проблемы в изучении школьниками 6–7 классов общеобразовательных школ предмета «География», применение программных средств в общеобразовательных школах, способы повышения мотивации учеников к обучению. Сделан вывод об актуальности...

Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях

В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.

О проблемах мотивации детей в секции робототехники

В статье рассмотрены проблемы мотивации при выборе кружка робототехники в детском оздоровительном лагере им. Горького, проанализированы результаты возрастной характеристики участников кружка, даны рекомендации по совершенствованию программы обучения.

Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста

В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.

Похожие статьи

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования современной игровой технологии «мэджик бокс»

В статье авторы рассказывают об экономическом воспитании детей дошкольного возраста.

Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением п...

Приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию на уроках информатики в школе

В статье автор описывает приемы формирования навыков экспериментальной деятельности при обучении программированию.

Разработка чат-бота — помощника в изучении географии для детей школьного возраста

В статье рассмотрены проблемы в изучении школьниками 6–7 классов общеобразовательных школ предмета «География», применение программных средств в общеобразовательных школах, способы повышения мотивации учеников к обучению. Сделан вывод об актуальности...

Метод интеграции на занятиях по математике в детских дошкольных учреждениях

В данном материале рассматривается применение метода интеграции на занятиях по математике.

О проблемах мотивации детей в секции робототехники

В статье рассмотрены проблемы мотивации при выборе кружка робототехники в детском оздоровительном лагере им. Горького, проанализированы результаты возрастной характеристики участников кружка, даны рекомендации по совершенствованию программы обучения.

Совместная работа с родителями по развитию мышления через плоскостное моделирование с детьми дошкольного возраста

В данной работе представлен опыт работы по взаимодействию педагогов ДОУ и родителей по развитию мышления дошкольников через плоскостное моделирование.

Задать вопрос