Подходы к инклюзивному образованию в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 16.04.2023

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Кухарчук, А. В. Подходы к инклюзивному образованию в Республике Казахстан / А. В. Кухарчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 351-353. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101657/ (дата обращения: 19.10.2024).



Удачность инклюзивного образования гарантируется готовностью не только самой школы к исполнению данного процесса, но и социально-психологической готовностью всех субъектов образовательного пространства. И родители, и педагоги, и нормально развивающиеся ровесники нуждаются во внимании со стороны специалистов: дефектологов и педагогов-психологов. Специальным условием для создания инклюзивного образования является безбарьерная среда: это не только наличие пандусов, но и наличие визуальной информации для слабослышащих, учебная литература, создание индивидуальных программ.

На сегодняшний день в Республике Казахстан первостепенный смысл имеет подготовка к инклюзивному образованию будущих педагогов, поскольку работа преподавателя в условиях инклюзивного образования требует от него владения широким комплектом стратегий и методик обучения, взаимодействия с обучающимися с инклюзией.

Продолжая обсуждать тему инклюзивного образования, мы все больше понимаем всю ее ценность и обширность. Выхода за пределы педагогики в данном случае никак не избежать, в противном случае исследование выйдет неполноценным, не описывающим проблему инклюзивного образования в полном объеме. Анализ теоретических аспектов ведет к союзу с философией и культурологией, а практических с психологией, социологией и юриспруденцией.

В современном мире существует несколько подходов к инклюзивному образованию. Но в большинстве случаев используются и подвергаются дисскутированию лишь основные — аксиологический, или как его еще называют «ценностный», системный и др. (см. табл. № 1).

Таблица 1

Подход

Представители

Основная сущность

Системный подход

Ю. В. Мельник,

Д. А. Лушников

Системность выступает в качестве центральной диспозиции методологического арсенала инклюзии;

Благополучие детей с инвалидностью зависит от огромного количества факторов: социальных, культурных, педагогических, психологических

Командный и Кондуктивный подходы

Ю. В. Мельник,

И. С. Самохин,

Н. Л. Соколова

Командный подход заключается в объединении усилий всех работников, имеющих отношение к инклюзивному образованию (учителей, методистов, психологов, представителей школьной администрации, сотрудников соответствующего департамента или министерства);

Кондуктивный подход заключается в обращении за помощью к людям, формально не обязанным содействовать инклюзии: родителям и одноклассникам;

Оба способа поддерживают систему и развивают ее, только в разных направлениях: по вертикали и горизонтали соответственно.

Аксиологический (ценностный) подход

Ю. В. Мельник,

И. С. Самохин,

Н. Л. Соколова,

М. Г. Сергеева

Аксиологический подход предполагает выход за пределы педагогического знания, обращение к одной из фундаментальных философских дисциплин — аксиологии. Безусловно, это учение принесло неоценимую пользу нашей науке: без него ослабла бы воспитательная функция образования, обеднел бы тот идейный «чернозем», на котором выросла гуманистическая педагогика-предвестница инклюзивной эпохи. Однако следует признать: в наше время данные принципы едва ли требуют серьезного междисциплинарного анализа.

Фасилитативный подход

Ю. В. Мельник,

И. С. Самохин,

Н. Л. Соколова

Подход подразумевает создание комплекса условий и правил для комфортного обучения детей с инклюзией — и для учащегося, и для класса или группы, и для педагога, и для создания комфортной среды в целом.

Нормализационный подход

Ю. В. Мельник,

И. С. Самохин,

Н. Л. Соколова

Сосредоточен на том, что различная инклюзия является не ограничением возможностей, а источником разнообразия. С этой точки зрения инклюзия — это своего рода норма. Если в группу пришел обучающийся с ограниченными возможностями, то, с одной стороны, должны учитываться его особенности и особые образовательные потребности. А с другой стороны, он должен рассматриваться как типичный, как обычный обучающийся.

Личностно-ориентированный подход

Ю. В. Мельник,

И. С. Самохин,

Н. Л. Соколова

Сфокусирован на учете личных интересов, потребностей и возможностей учащегося с инклюзией. Здесь также важно рассмотреть формирование личностных ориентаций в динамике.

Если рассмотреть каждый из перечисленных выше подходов, можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование влияет не только на самовосприятие самого нетипичного ребенка, но и на окружающее его большинство. Разумеется, не следует забывать о том, что инклюзивное образование является основным инструментом общественной маневренности. Для каждого ребенка с инклюзией, или различными ограниченными возможностями, инклюзивное образование играет двоякую роль — оно предоставляет возможность не только повысить функциональные способности, но и войти в новый социальный круг.

Хотелось добавить также и то, что вся работа по организации образовательного процесса должна проводиться с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей детей, собственных интересов и увлечений ребенка, запроса родителей. Даже при потенциально высоком интеллектуальном развитии, многие дети не могут без специальной психолого-педагогической помощи освоить навыки общения и социального взаимодействия, влиться в коллектив сверстников.

Для того, чтобы ребенок мог плавно войти в пространство образовательного учреждения, социализироваться в кругу своих сверстников, его обязан сопровождать педагог, имеющий курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Первое посещение представляет из себя знакомство ребенка с пространством учреждения, педагогами. Постепенно педагог обязан знакомить ребенка с детским коллективом, вовлекая параллельно в свободную деятельность с другими детьми.

Для фиксации индивидуальной динамики и перспективы развития каждого ребенка с инклюзией в процессе его обучения и социализации должна быть разработана система мониторингового исследования. Одна из ключевых составляющих которой является «карта наблюдения ребёнка», позволяющая отследить уровень сформированности коммуникативных компетенций, развитие творческих способностей и интересов детей.

Иначе говоря, чтобы сделать успешным функционирование инклюзивное образование необходимы:

1) разработка локальных актов учреждения;

2) подготовка педагогических кадров (прохождение курсов повышения квалификации.);

3) подготовка образовательного пространства (создание доступной среды и оснащение информационно-техническими средствами);

4) разработка индивидуальных учебных планов и системы мониторинга результатов;

5) разработка и проведение воспитательных мероприятий (по формированию толерантного, уважительного отношения к детям с инклюзией).

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, подход, ребенок, Мельник, образовательное пространство, педагог.


Задать вопрос