Приспособление детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах протекает лучше, чем в специальных учреждениях, ибо дети получают там также и общественный опыт. Кроме того, считается, что здоровые дети, обучаясь вместе с детьми с особыми потребностями, развивают мягкость и ответственность, становятся более самостоятельнее. Если в классе появляется ребёнок с особыми образовательными потребностями, то учебное заведение с управлением образования оснащает нужной мебелью и оборудованием его учебное место, обеспечивает учебниками и психолого-педагогическим сопровождением. Помимо того, у всякого такого ребёнка обязан быть свой помощник — так называемый тьютор. Им вполне может быть действующий преподаватель или нанятый управлением образования специалист. Ребёнку с особыми образовательными потребностями при поступлении в среднее учебное заведение нужно иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В нём отражаются рекомендации для построения обучающего процесса в школе.
В остальном пакет документов таких детей почти не отличается от того, что дают по другим детям. Специальное образование считается частью системы совместного образования, и государство формирует условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования учитывается принцип равных прав на обучение для лиц с ограниченными возможностями. Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования зафиксированы в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «Об общественной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «Об особых общественных услугах». Необходимо понимать, что формирование системы инклюзивного обучения направленно, прежде всего, на охрану интересов детей, которые, так или иначе, уже стихийно вовлечены в обучение в общеобразовательной школе. А также детей с ограниченными возможностями, которые в силу разных факторов, часто вследствие тяжелых форм интеллектуальной и физической дефицитности не могут посещать те или другие организации образования.
Инклюзивное образование — это специальная система дошкольного и школьного воспитания и обучения, которая предполагает вовлечение в процесс на равных правах детей, не требующих психофизиологической помощи, и тех, кому она необходима. Простыми словами, это школа, где в одном классе обучаются дети-инвалиды и дети, у которых не наблюдается отклонений психосоматического характера. До недавнего времени детки, которые имели серьезные проблемы со здоровьем, попадали в категорию неполноценных. Это мальчики и девочки, страдающие ДЦП, глухонемые или слепые, с легкими формами умственной отсталости, в том числе страдающие аутизмом. Обычно таких детей родители отдавали в специализированные школы коррекционного формата — в интернаты. Так было и в Казахстане.
Но с недавних пор ситуация стала меняться. Поскольку образование в Казахстане доступно всем, то стал вопрос о создании таких типов учебных заведений, где бы ребята, независимо от их физиологических или психологических возможностей, получали адекватную социализацию и обучались. В современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения — это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны. Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Образование — право каждого человека. Особое место в системе отечественного образования занимают дети с ограниченными возможностями. Термин «инклюзивное образование» принес в Казахстан Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики. Основные принципы инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
Инклюзивная школа — это, прежде всего, демократическая школа, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе творчески работают над решением образовательных проблем. Субъект инклюзии — это ребенок с ОВЗ здоровья и особыми образовательными потребностями. Посещение местных школ является одним из важных факторов, доказывающих включение детей в общество. Обучение детей происходит не только в стенах школы. Они учатся в семье, контактируя со своими сверстниками и друзьями, участвуя в различной социальной деятельности своего сообщества. Посещение же школы оказывает поддержку других форм обучения. Учителя несут исключительную ответственность в том, чтобы все учащиеся принимали деятельное участие в предоставлении всем равных возможностей обучения.
Трудности, часто встречающиеся на пути построения образования для всех, не могут быть преодолены только одной школой. Это требует активного сотрудничества и участия всех образовательных учреждений. По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане: — некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями; — отсутствие специально подготовленного педагогического состава; — недостаточная материально-техническая оснащенность учебных заведений; — барьер физического доступа.
Казахстан в плане внедрения инклюзивности в общеобразовательную систему опережает центральноазиатские страны. В стране работает 7 центров, которые предоставляют методическую и психолого-педагогическую помощь образовательным учреждениям, педагогическому составу и родителям, которые участвуют в этом процессе. Среди них есть региональные центры по внедрению инклюзивности в Актюбинской и Акмолинской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях, в Кызылорде. Коррекционную поддержку таким деткам оказывают в тринадцати реабилитационных центрах, ста сорока девяти кабинетах коррекционного направления, пятидесяти восьми консультациях психолого-медицинского типа.
В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги. В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, — наш долг перед собой и обществом». Позитивную и благоприятную обстановку в инклюзивном классе можно создать за несколько месяцев и даже недель с помощью опытного тьютора и психолога, но если речь пойдет о материально-технической базе и учебно-методических руководствах — то этот вопрос требует нескольких, а может и десятков лет. Несмотря на то, что любая школа, по законодательству Казахстана, открыта к ученикам с особыми потребностями, на практике дело обстоит сложнее.
Если вы испытываете сложности с обеспечением своего ребенка всеми необходимыми образовательными материалами в школе или нуждаетесь в дополнительных занятиях, хорошим выходом будет работа с репетитором, который составит индивидуальную программу с учетом всех особенностей развития. Дети с особыми потребностями в обучении имеют несколько вариантов получать образование, а именно:
– Домашнее обучение;
– Дистанционное обучение;
– Спецшколы и интернаты;
– Коррекционные классы общеобразовательных школ.
У каждого из перечисленных форматов обучения есть свои преимущества и недостатки. Неоспоримыми преимуществами включения детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс является социальный опыт и сопровождение от профессиональных тьюторов — эти факторы способствуют более гармоничному развитию.
Кроме того, другие ученики, пребывая рядом с учениками с особыми потребностями, становятся более самостоятельными, ответственными и толерантными.
Однако инклюзивное образование составляет и ряд трудностей для школ, родителей и самих школьников. Некоторые из них при верном подходе решить легко, но некоторые — требуют времени.
Литература:
- Грохотова Ж. А. Игра «Стартинейджеры» на тему «Здоровый образ жизни».// Педсовет. — 2011. — № 3. — С. 5–6
- Иванов А. В. Игры и праздники в образовательной среде школы: методическое пособие. — М.: ЦГЛ, 2005. — 160 с.
- Ярская-Смирнова, Е.Р., Лошакова, И. И. Инклюзивное образование детей инвалидов.
- Сабельникова C. И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2009 — С. 25–28
- Есиргепова В. Ж.«Инклюзивное образование в Казахстане: состояние, перспективы». 2011г