Дидактические игры и приёмы на уроках русского языка (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 14.04.2023

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Т. В. Дидактические игры и приёмы на уроках русского языка (из опыта работы) / Т. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 344-345. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101584/ (дата обращения: 27.04.2024).



Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В. А. Сухомлинский

С какой же проблемой чаще всего сталкивается педагог? Присутствуя на уроках коллег, мы часто слышим: «Откройте учебник и…» Учебник русского языка видится детям очень скучным, так как упражнения однотипные, одни и те же вопросы по кругу. Ученики могут даже сказать: «Мы похожее уже делали» или «Зачем нам еще раз это делать? Мы всё поняли», «Скучно!», «Я не люблю этот урок, он трудный». Учащимся зачастую становится неинтересно выполнять в учебнике однотипные задания, а если им предлагать домашнюю работу по учебнику, то к третьему классу они довольно самостоятельно начинают пользоваться сайтом готовых домашних заданий. Чтобы исключить подобные ситуации или хотя бы минимизировать их, на мой взгляд, необходимо иметь достаточно разнообразный дидактический материал. Для чего?

Во-первых, — это новый взгляд на тему урока.

Во-вторых, — это новый формат работы для детей.

В-третьих, мы выходим за рамки учебника, что немаловажно, так как к моменту окончания начальной школы всем детям придётся писать ВПР, а некоторых заданий в учебниках нет, поэтому их можно планомерно, ненавязчиво включать в дидактические материалы.

В-четвертых, — это сэкономленное время педагога.

Дидактические материалы — это особый тип учебных пособий, который активизирует познавательную деятельность школьника, побуждает его вовлечься в учебный процесс [2]. Дидактическая игра определяется как метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи [1]. Зачастую в результате использования игр и игровых приемов на занятиях неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к уроку.

Так как современные дети в большей степени обладают клиповым мышлением и лучше воспринимают картинку, то от этого я и отталкиваюсь в своей работе. Наглядность, наглядность, наглядность во всём! Чтобы вовлечь ученика в познавательную деятельность, необходимо идти в ногу со временем.

Какие же дидактические материалы и приёмы я использую в своей практике?

Игра «Распредели имена прилагательные по вопросам на 4 группы». Дидактическая цель: обобщить знания обучающихся, приобретённые на уроке по данной теме и закрепить умение распределять имена прилагательные в зависимости от того, на какой вопрос они отвечают: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Данный вид игры проводится во второй половине урока, дети к этому времени уже могут чувствовать усталость, и данная игра поможет не только закрепить знания, но и является сменой вида деятельности. Правила игры: на магнитной доске прикреплены изображения четырех ваз, на которых имеются вопросы. Каждый ученик по очереди подходит к столу, на котором располагаются изображения фруктов и ягод «рубашкой» вверх. Ученик выбирает «фрукт» или «ягоду», переворачивает, читает написанное имя прилагательное и прикрепляет к той вазе, которая соответствует данному прилагательному. Процесс данной игры протекает очень активно. Если кто-то из обучающихся ошибся, то товарищи придут на помощь и подскажут, ведь за данный вид деятельности нет отметки, поэтому ребятам не страшно выйти к доске и сделать свой выбор.

Игра «Поймай капельку». Дидактическая цель: повторить и закрепить словарные слова. Правила игры: на карточках напечатаны словарные слова с пропущенной орфограммой, а на отдельных капельках — буквы. Ученик, не видя слово, выбирает карточку, крепит к доске, а затем вспоминает и подбирает пропущенную орфограмму. Этот вид коллективной работы способствует лучшему усвоению словарных слов, так как ученики не только сами вспоминают попавшееся слово, но и пристально следят за товарищами. А если кто-то и забыл какое-либо слово, то по ходу игры у него в памяти оно будет запечатлено.

Игра «Накорми птичек». Дидактическая цель: совершенствовать умение обучающихся подбирать проверочные слова на тему «Проверяемая безударная гласная в корне слова». Правила игры: на доске прикреплены четыре птички, в лапках которых имеется буква «А», «О», «Е», «Я». На изображениях семечек напечатаны слова с пропущенной орфограммой. Ученики по цепочке берут из коробки «семечко», читают слово, подбирают устно проверочное и «кормят» соответствующую птичку.

Для создания необычного формата работы на уроках русского языка использую любовь детей к раскрашиванию. Кто сказал, что цветными карандашами на русском языке пользоваться нельзя? Ответ: можно. Особенно, если раскраски полезные. Например, работа по карточкам, где необходимо раскрасить шарики со словами: имена существительные — жёлтым цветом, а глаголы — зелёным. Дети и не подозревают, что в процессе таких игровых моментов у них происходит усвоение материала, а значит, учиться не так и сложно.

Для работы в парах мною применяется настольная игра «Собери пирожное». Дидактическая цель: развивать умение подбирать слова-синонимы, пополнять словарный запас (как активный, так и пассивный). Правила игры: ученикам раздаются комплекты предметов: «корзиночка» и «крем», на которых написаны слова-синонимы. Каждая пара подбирают свои пары слов-синонимов в зависимости от темы «Имена существительные», «Глаголы», «Имена прилагательные». Данная игра привлекательна и тем, что в неё можно включить незнакомые для ребят слова, к которым они подберут по смыслу пару, тем самым пополнят свой словарный запас.

Помимо образовательных задач в процессе проведения и включения в урок игр и игровых приёмов, дети учатся коммуницировать между собой и совершенствовать саморегуляцию. Особенно это важно для тех обучающихся, которые не посещали дошкольное учреждение. Ребята учатся соблюдать правила игры, удерживать в голове инструкцию, ждать своей очереди.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что дидактические игры и приёмы выступают как средство развития познавательного интереса у обучающихся начальных классов на уроках русского языка.

Литература:

  1. Новиков М. А. Дидактические игры на уроках русского языка. — СПб.: Питер, 2005.
  2. Статья «Цифровые дидактические материалы». — Источник: https://rosuchebnik.ru/material/tsifrovie-didakticheskie-materiali/
Основные термины (генерируются автоматически): правило игры, русский язык, пропущенная орфограмма, слово, ученик, игра, Имя, прилагательное, ребенок, урок.


Похожие статьи

Игры на уроках русского языка | Статья в журнале...

Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка.

игра, слово, русский язык, ребенок, дидактическая игра, лишнее слово, младший

Тема «В каких значимых частях слова есть орфограммы?» Развитие речи учащихся на

Словесные игры, используемые на уроках русского языка. игра, русский язык, урок, родной...

Применение дидактической игры на уроках русского языка...

Игра побуждает учащихся к игровым действиям, даёт возможность каждому ребёнку лучше

В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением.

4. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал.

игра, русский язык, урок, родной язык, ученик, учащийся, урок литературы, вид...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Библиографическое описание: Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной

Например, предлагаю детям рассмотреть рисунок «Зимние игры» и ответить на вопросы

тема задаётся определённым словом. описание темы двумя прилагательными.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Формирование орфографического навыка на уроке русского...

Л. С. Выготский выделял важную роль игры в психическом развитии ребенка, отмечая, что с переходом в

Аксенова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах

– учебная деятельность подчиняется правилам игры. Цель игры: закрепление умений и навыков по ранее

игра, русский язык, урок, родной язык, ученик, учащийся, урок литературы, вид...

Словесные игры, используемые на уроках русского языка

Скажем, на букву «п» или «с». 7) 7Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад. Таким образом, игровые методы и приемы, используемые на уроках русского языка, позволяют учителям разнообразить свой урок, сделать его наиболее интересным для школьников.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Например, изучая тему «Имя прилагательное», учащиеся получают следующее задание

Так же можно поступать и при встрече с незнакомыми орфограммами и пунктограммами.

Ученик представил в виде цветка с лепестками «существительное», «прилагательное», «наречие на -о, -е»

Чем можно удивить обучающихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы.

Методы и приемы работы со словарными словами в начальной...

– регулярности в работе над словами с непроверяемыми орфограммами.

имена прилагательное — в родительном и творительном падежах мужского и среднего рода

В каждом наборе 18 слов, которые отрабатываются в течение недели на каждом уроке.

При письме мышцы рук запоминают механический образ слова. Игра «Разведчики».

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Дидактическая игра — это игра, предназначенная для обучения, и на уроке-зачете она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся.

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной...

- контекстные- игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте. Если слово имя прилагательное, ученики поднимают правую руку, если причастие — то левую. Газета «Русский язык» № 24, 2000. 3. Л. В. Петрановская. Игры на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций...

Дидактическая игра формирует интерес младших школьников к русскому языку. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Правила игры: команда «Камень» встает, если учитель называет слово с твердым знаком, если читает

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Похожие статьи

Игры на уроках русского языка | Статья в журнале...

Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка.

игра, слово, русский язык, ребенок, дидактическая игра, лишнее слово, младший

Тема «В каких значимых частях слова есть орфограммы?» Развитие речи учащихся на

Словесные игры, используемые на уроках русского языка. игра, русский язык, урок, родной...

Применение дидактической игры на уроках русского языка...

Игра побуждает учащихся к игровым действиям, даёт возможность каждому ребёнку лучше

В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением.

4. Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал.

игра, русский язык, урок, родной язык, ученик, учащийся, урок литературы, вид...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Библиографическое описание: Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной

Например, предлагаю детям рассмотреть рисунок «Зимние игры» и ответить на вопросы

тема задаётся определённым словом. описание темы двумя прилагательными.

Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя.

Формирование орфографического навыка на уроке русского...

Л. С. Выготский выделял важную роль игры в психическом развитии ребенка, отмечая, что с переходом в

Аксенова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1- 4 классах

– учебная деятельность подчиняется правилам игры. Цель игры: закрепление умений и навыков по ранее

игра, русский язык, урок, родной язык, ученик, учащийся, урок литературы, вид...

Словесные игры, используемые на уроках русского языка

Скажем, на букву «п» или «с». 7) 7Разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад. Таким образом, игровые методы и приемы, используемые на уроках русского языка, позволяют учителям разнообразить свой урок, сделать его наиболее интересным для школьников.

Активизация познавательной деятельности учащихся основной...

Например, изучая тему «Имя прилагательное», учащиеся получают следующее задание

Так же можно поступать и при встрече с незнакомыми орфограммами и пунктограммами.

Ученик представил в виде цветка с лепестками «существительное», «прилагательное», «наречие на -о, -е»

Чем можно удивить обучающихся 5–6 классов на уроках русского языка и литературы.

Методы и приемы работы со словарными словами в начальной...

– регулярности в работе над словами с непроверяемыми орфограммами.

имена прилагательное — в родительном и творительном падежах мужского и среднего рода

В каждом наборе 18 слов, которые отрабатываются в течение недели на каждом уроке.

При письме мышцы рук запоминают механический образ слова. Игра «Разведчики».

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Дидактическая игра — это игра, предназначенная для обучения, и на уроке-зачете она используется для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков учащихся.

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной...

- контекстные- игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте. Если слово имя прилагательное, ученики поднимают правую руку, если причастие — то левую. Газета «Русский язык» № 24, 2000. 3. Л. В. Петрановская. Игры на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных и познавательных компетенций...

Дидактическая игра формирует интерес младших школьников к русскому языку. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Правила игры: команда «Камень» встает, если учитель называет слово с твердым знаком, если читает

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Задать вопрос