Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №4 (7) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 19.10.2016

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Борода, Т. В. Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности с младшими школьниками с особыми образовательными потребностями / Т. В. Борода. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 4 (7). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/42/1377/ (дата обращения: 24.04.2024).



Тема занятия: «Читаем— размышляем».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель: формирование приемов умственной деятельности

Задачи:

Образовательные:

– Закреплять знания ребенка об однокоренных словах через задания на исключение понятий;

– Отрабатывать способы учебной работы;

– Продолжать формирование навыка смыслового чтения;

– Учить применять на практике полученные навыки.

Коррекционно-развивающие:

– Формировать приемы синтезирования объекта;

– Закреплять приемы выделения и совмещения признаков объекта;

– Корригировать и развивать вербально-логическое мышление через решение задач на обобщения и установление закономерностей;

– Корригировать и развивать устойчивое внимание ребенка;

– Совершенствовать активный словарь ребенка.

Воспитательные:

– Воспитывать интерес к занятиям;

– Воспитывать умение внимательно слушать педагога;

– Развивать умение работать с дидактическими средствами.

Планируемые предметные результаты:

– читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость;

– пересказывать текст подробно под руководством педагога;

– составлять текст из набора предложений;

– опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы в соответствии с ситуацией речевого общения;

Планируемые метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

– строить рассуждение и доказательство своей точки зрения;

– аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений;

– осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать с педагогом пути достижения;

– находить нужную информацию через беседу с педагогом.

Познавательные УУД:

– осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки;

– понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого;

– применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

– использовать родной язык как средство получения знаний по учебным предметам в школе.

Регулятивные УУД:

– с помощью педагога принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующие этапу обучения;

– планировать свои действия на отдельных этапах урока;

– определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме;

– позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

– оценивать совместно с педагогом результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Планируемые личностные результаты:

– проявлять положительное отношение к занятиям, желание читать на занятии, отвечать на вопросы педагога, принимать активное участие в различных видах деятельности;

– пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.

Форма работы: индивидуальная работа

Современные педагогические технологии: технология деятельности на уроке (по Н. К. Смирнову), технология развития критического мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, концентрированное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Межпредметные связи:

Канакина В. П., Горецкий В. Г.: Русский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. ФГОС. — М.: Издательство: Просвещение, 2014 г. — Серия: Школа России.

Основные ресурсы урока для учителя:

– ученическая парта;

– развивающие игры и задания.

Основные ресурсы урока для ученика:

– рабочая тетрадь;

– пенал;

– дидактический материал к развивающим заданиям;

– тетрадь-тренажёр 4 класс. Смысловое чтение. Беденко М. В. — М.:ВАКО, 2014. — 96с.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности учащегося

  1. Организационный момент (мотивация кдеятельности)

Цель: создание положительного настроя на занятие

– Проведение упражнения «Мы чем-то похожи…».

Дидактическая цель:развитие навыков анализа и синтеза через нахождение общих черт, объединяющих с другими людьми.

Ребенок совместно с учителем должен составить список того, что их объединяет (например, «У каждого из нас есть мама», «мама ходит на работу», «мы любим мороженое»).

– Ребенок находит и называет общие черты с педагогом

  1. Основная часть (организация познавательной деятельности)

Цель: развитие мыслительных операций

Проведение игры «Четвертый лишний».

Дидактическая цель: развитие словесно-логического мышления

Педагог дает указание вычеркнуть в каждом ряду слово, которое по смыслу не подходит к остальным трём словам. Предлагает обобщить остальные слова и объяснить свой выбор, разобрать все слова по составу.

  • честный, честь, чесночный, чествование
  • седло, седловина, седина, седлать
  • смешной, смешать, смех, смешить
  • левша, левый, лев, налево
  • диво, удивлять, диван, дивный
  • враждовать, враг, противник, вражески
  • учить, изучать, зубрить, обучаться
  • ветер, вихрь, безветренный, ветряная (мельница).

– Проведение задания «Подбери недостающую фигуру».

Дидактическая цель: развитие навыка устанавливать закономерности и выделять существенные признаки, на которых строится целостная система.

Педагог предъявляет ребенку девятиклеточную таблицу, в которой в определенном логическом порядке расположены фигуры; одна клеточка пустует.

Рассмотри внимательно левую таблицу и скажи, какой фигуры не хватает. Найди в правой таблице с номерами соответствующую фигуру.

После завершения работы педагог проводит проверку выполнения задания по определенному алгоритму (данный алгоритм используется на этапе введения приемов многоаспектного анализа и синтезирования объекта; помогает закрепить данный навык).

Проведение работы над пониманием переносного смысла пословиц.

Дидактическая цель:развитие словесно-логического мышления, улучшение усвоения грамматики русского языка.

Педагог предлагает ребенку подобрать с помощью стрелочек пословицы с противоположным значением, объяснить их смысл.

Светло, хоть иголки собирай.

Воспрянуть духом.

Заварить кашу.

Одним махом.

В час по чайной ложке.

Ни зги не видно.

Коломенская верста.

Как кошка с собакой.

Чуть свет.

Не покладая рук.

Повесить нос.

Расхлёбывать кашу.

Жить душа в душу.

От горшка два вершка.

Сидеть сложа руки.

На ночь глядя.

– Проведение динамической паузы.

Дидактическая цель: активизация двигательной активности, повышение работоспособности.

Педагог зачитывает стихи физминутки и вместе с ребенком выполняет движения.

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!

Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны — Раз-два-три-четыре-пять!

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять.

Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять!

А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе!

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно! Не лениться!

– Проведение задания на составление связного текста из данных предложений с последующим пересказом (пересказ текста сзадачей на синтезирование).

Дидактическая цель: развитие навыка устанавливать причинно-следственные связи и смысловую последовательность текста.

Педагог предлагает расположить предложения так, чтобы получился связный рассказ. Прочитать текст и пересказать его в правильной последовательности.

Рассказ Пети.

Хороший каток получился!

Дядя Гриша нас выручил.

Я придумал сделать во дворе каток.

Мы всю площадку очистили.

Больше всех нам помог дворник дядя Гриша.

Оставалось её водой полить.

Нам не пришлось вёдрами таскать воду.

Вместе с Вовкой мы снег расчистили и дрова убрали.

Дядя Гриша принёс длинный шланг

Потом ещё подошли ребята и стали нам помогать.

Он привинтил шланг к трубе, открыл кран и полил водой нашу площадку.

Работа закипела.

– Проведение работы с текстом.

Дидактическая цель: развитие навыков понимания и анализа познавательного текста.

Педагог предлагает ребенку прочитать текст вслух в удобном для него темпе.

Дома на курьих ножках.

Ты не задумывался, почему у Бабы-яги домна курьих ножках? Потому что она живёт на болоте. Только жители болот строили дома на сваях. А славяне тысячи лет назад были людьми леса, и болотные племена казались им странными и подозрительными. И дома у них не такие, и обычаи. Может, с ними и чудища живут?

За тысячи лет из разных племён — и лестных, и болотных — сложился единый русский народ, и уже никто не помнит, кто жил в лесу, а кто — на болоте.

А сказка помнит.

Педагог предлагает выполнить задания по тексту: выбрать правильный ответ, отметить его и объяснить свой выбор. Для каждого вопроса найти в тексте и процитировать то место, которое содержит нужную для ответа информацию, выделить ее маркером.

1) Курьими ножками называли:

  • столбы, на которых крепился забор у дома
  • сваи, на которых стоял дом;
  • запутанные дорожки возле дома.

2) Кто строил дома на сваях?

  • жители пустыни;
  • жители болот.

– Ребёнок читает построчно слова; находит лишнее слово в каждом ряду. Обобщает остальные слова и объясняет свой выбор. Все слова разбирает по составу.

– Ребенок анализирует таблицу с рисунками. Ищет признаки отличия фигур. Определяет признаки недостающей фигуры. Повторяет, что изменяется у фигур.Наблюдая за изменяющимися признаками, учащийся делает вывод, какой фигуры не хватает (фигуры под номером 5). Обводит найденную фигуру в правой таблице.

– Ребенок последовательно читает все пословицы. Выбирает противоположные по смыслу. Доказывает свое мнение педагогу — объясняет смысл. Соединяет каждую пару цветными карандашами разного цвета.

– Ребенок выполняет движения физминутки: бег на месте, наклоны, вращения прямыми руками, приседания, прыжки, потягивания рук вверх, затем в стороны. Садится за парту.

– Ребенок вслух читает предложения. Простым карандашом расставляет правильную последовательность текста. Читает текст в правильном порядке. Пересказывает текст.

– Ребенок вслух читает текст. Выполняет предложенные педагогом задания по анализу текста.

  1. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности учащегося.

Цель: рефлексия занятия, получение эмоционального отклика от ребенка

– Проведение игры «Закончи предложения».

Дидактическая цель: формирование умения оценивать себя и свою деятельность.

Педагог просит ребенка высказать свое собственное суждение и отношение в ответ на вопрос.

  • Самым интересным на занятии для меня было….
  • Самым трудным мне сегодня показалось…
  • Сегодня в изученном самое главное для меня…
  • Я сегодня не согласен….
  • У меня были моменты радости и удовлетворения от моих удачных ответов…
  • Я извлек пользу из занятия…
  • Я заметил свои успехи…

– Ребенок заканчивает предложения педагога, анализируя свою деятельность на занятии.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, Ребенок, текст, занятие, слово, какая фигура, правая таблица, русский язык, словесно-логическое мышление, смысловое чтение.

Похожие статьи

Использование технологии критического мышления в обучении...

просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово, общее содержание, методическая литература

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин, прием, внутренний мир, авторская позиция.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

...просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово, общее содержание, методическая.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, вид чтения, текст, основная школа, чтение, вариант использования...

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению...

Стратегии смыслового чтения. Этапы решения задач. Что должен уметь ученик.

Проведя анализ понимания детьми текста задачи, пришли к выводу, что при использовании

? Таблица — это тоже модель задачи, но более абстрактная, чем схематический рисунок или чертёж.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Это позволит включить в работу не только память и логическое мышление учащихся, но и воображение, а также повысит внимание к образной речи, т. е

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении словарных слов.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, предложение, схема, работа, словарная работа, развитие речи, логическое мышление, словарный запас...

Словесные игры, используемые на уроках русского языка

- контекстные- игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте

Если слово имя прилагательное, ученики поднимают правую руку, если причастие — то левую.

Газета «Русский язык» № 24, 2000. 3. Л. В. Петрановская. Игры на уроках русского языка.

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности...

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, метапредметные результаты, смысловое чтение, комплексная работа.

 Подбирать заголовок к тексту, основываясь на определении темы и главной мысли текста.

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Отметим, что к письменной речи относят вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.

Дети школьного возраста используют слова более точно по их назначению, смысловые представления употребляемых слов с каждым разом лучше и лучше...

Использование стратегий и приемов технологии критического...

Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учащийся, группа, учебная аудитория, текст, русский язык, ребенок, идея...

Похожие статьи

Использование технологии критического мышления в обучении...

просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово, общее содержание, методическая литература

критическое мышление, учащийся, урок, технология развития, текст, ребенок, Пушкин, прием, внутренний мир, авторская позиция.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

...просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово, общее содержание, методическая.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, вид чтения, текст, основная школа, чтение, вариант использования...

Приёмы смыслового чтения как средство обучения решению...

Стратегии смыслового чтения. Этапы решения задач. Что должен уметь ученик.

Проведя анализ понимания детьми текста задачи, пришли к выводу, что при использовании

? Таблица — это тоже модель задачи, но более абстрактная, чем схематический рисунок или чертёж.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

Это позволит включить в работу не только память и логическое мышление учащихся, но и воображение, а также повысит внимание к образной речи, т. е

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Например: на уроках русского языка я активно использую этот метод при изучении словарных слов.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, предложение, схема, работа, словарная работа, развитие речи, логическое мышление, словарный запас...

Словесные игры, используемые на уроках русского языка

- контекстные- игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте

Если слово имя прилагательное, ученики поднимают правую руку, если причастие — то левую.

Газета «Русский язык» № 24, 2000. 3. Л. В. Петрановская. Игры на уроках русского языка.

Комплексная работа — инструмент оценки сформированности...

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, метапредметные результаты, смысловое чтение, комплексная работа.

 Подбирать заголовок к тексту, основываясь на определении темы и главной мысли текста.

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Отметим, что к письменной речи относят вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов.

Дети школьного возраста используют слова более точно по их назначению, смысловые представления употребляемых слов с каждым разом лучше и лучше...

Использование стратегий и приемов технологии критического...

Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учащийся, группа, учебная аудитория, текст, русский язык, ребенок, идея...

Задать вопрос