Профессиональная деформация и выгорание: определение понятий, их соотношение, обзор проблемы применительно к деятельности работников прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 10.04.2023

Статья просмотрена: 1795 раз

Библиографическое описание:

Батракова, А. Г. Профессиональная деформация и выгорание: определение понятий, их соотношение, обзор проблемы применительно к деятельности работников прокуратуры / А. Г. Батракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101383/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается общее представление о профессиональной деформации работников прокуратуры, о синдроме профессионального выгорания как составляющей профессиональной деформации, а также о факторах его возникновения, развития и последствиях в профессиональной деятельности прокуроров. Делается вывод о том, что профессиональная деформация — это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности.

Ключевые слова: профессиональная деформация, синдром профессионального выгорания, эмоциональное истощение, работник прокуратуры.

Профессиональная деятельность, а также ее осваивание — один из сложных этапов в существовании человека, обладающий непростой эмоциональной спецификой, отражающей единую психологическую связь между ней и человеком. Вопрос профессиональной деструкции работников организаций внутренних дел, в том числе и сотрудников прокуратуры, существовал, существует и будет существовать вплоть до того момента, пока существуют человеческие взаимоотношения.

Специальность прокурора относится к профессиям, в которой объектом работы зачастую является иной человек. Такого рода профессии принято относить к особо рисковым в плане личностной деформации профессионала. С одной стороны, личность совершенствуется в данном виде деятельности, приобретает определённые умения и навыки; с другой стороны, возникают различные негативные явления.

Любая профессиональная деятельность накладывает отпечаток на личность работника, на весь его психический склад. Становление и развитие личности происходит в процессе овладения профессией, специальностью и последующего достижения в ней высокого мастерства. В то же время влияние деятельности на личность субъекта далеко не всегда носит однозначно положительный характер. Специалисты отмечают, что длительное выполнение любой профессиональной деятельности приводит к формированию деформации личности.

Под профессиональной деформацией в общем виде понимаются негативные, деструктивные изменения в личности субъекта в процессе выполнения профессиональной деятельности и под ее влиянием [1]. Эти изменения проявляются в его поведении, служебной и внеслужебной деятельности. В результате снижаются эффективность и качество труда, ухудшается взаимодействие с окружающими: сослуживцами, близким социальным окружением и др.

Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: содержанием профессии, ее особенностями, условиями труда, возрастной динамикой, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами [2].

К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций специалисты относят стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, стагнацию профессионального развития, психофизиологические изменения, пределы профессионального развития и акцентуации характера [3].

Среди причин профессиональной деформации юристов, в частности следователей, обычно отмечают: отсутствие действенной системы контроля и дисциплинарных наказаний; низкий уровень профессиональных знаний; черствость, равнодушие к людям; низкий уровень юридической и общей культуры; чрезмерная перегрузка, загруженность делами сверх всяких норм; повышенную виктимологическую опасность, возможность стать объектом незаконных влияний и воздействий, преступных посягательств; недостатки воспитания в семье и др. [4].

Хотя практически каждая профессия имеет свои специфические виды деформаций, наиболее распространены они в межличностных специальностях, где выполнение работником профессиональных функций связано с систематическим взаимодействием с другими людьми, когда такое взаимодействие является неотъемлемой частью содержание его работы. Подобные взаимоотношения «человек-человек» также включают в себя многие правоохранительные специальности.

Для прокурора одним из самых опасных видов профессиональной деформации является подозрительность, «вырастающая» из чрезмерной бдительности и критики. Она может привести специалиста к обвинительной тенденции.

Синдром эмоционального выгорания представляет собой специфический вид профессиональной деформации прокурорского служащего. Это одно из негативных явлений, которое напрямую влияет на качество выполняемой работником работы.

Термин «выгорание» (burnout) был предложен впервые американским психоаналитиком Г. Фрайденбергом [5], и почти одновременно с ним Г. Гинзбург выделил его в рамках психиатрического направления изучения данного феномена.

Впервые данный психологический феномен, некоторые проявления которого были описаны им с помощью метода наблюдения, возник не как определённый исследовательский конструкт, а скорее, как социальная проблема. Его наблюдения за достаточно большим количеством работников показало, что они испытывают выраженное и устойчивое состояние эмоционального истощения, потерю мотивации к своей профессиональной деятельности и, соответственно, работоспособности и эффективности.

Отмечалось, что этот процесс протекал в течение около одного года и сопровождался рядом определённых симптомов, преимущественно когнитивных и физических. Именно для обозначения данного феномена — состояний «бесчувственности», разочарования, чувства бесполезности и крайнего изнеможения у медицинских работников — Г. Фрайденберг и предложил термин «выгорание» («burnout»), который ранее использовался в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков, а также в клинической, психиатрической практике для обозначения остаточных явлений шизофрении, симптоматика которых проявляется иначе, чем обычно.

Сравнивая эмоциональное выгорание с другими видами и формами профессиональных деформаций, одно из отличий состоит в том, что в первом случае негативные воздействия в большей степени направлены на самого сотрудника органов прокуратуры, который больше других страдает от последствий «выгорания». Во втором случае негативные последствия сильнее отражаются на окружающих, как на близком социальном окружении работника (семья, родственники, друзья, коллеги), так и на других лицах, с которыми по роду деятельности ему приходится взаимодействовать. Общим же во всех случаях является снижение эффективности и качества труда специалиста.

К сожалению, многие практические работники, в том числе руководящего звена, негативно относятся к изучению профессиональных деформаций и профессионального выгорания сотрудников прокуратуры, недооценивают их важность. Представляется, что такая защитная позиция основана на страхе перед возможными негативными результатами, отражающими реальную распространенность этих негативных явлений в органах прокуратуры. Еще большую озабоченность вызывает возможность обнародования таких данных, ознакомления с ними общественности.

С этой точкой зрения нельзя согласиться. Попытки замалчивания, игнорирования реальных проблем приводят лишь к их усугублению.

Возраст и гендерное различие влияют на проявление синдрома профессионального выгорания [6]. Следует отметить, что женщины подвержены больше, чем мужчины, эмоциональному истощению. Это объясняется тем, что деятельность прокурора отличается эмоциональной насыщенностью, связана с умственными и физическими перегрузками разной степени интенсивности, начиная с 31 года до 50 лет у прокуроров снижается самооценка, занижаются их профессиональные достижения, присутствуют негативные установки по отношению к профессиональным возможностям; факт значимости внешних оценок, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности не присутствует. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное выгорание — это ответная реакция на длительные рабочие стрессы. Напряженная психоэмоциональная деятельность прокуроров напрямую вязана с синдромом профессионального выгорания.

Профилактика и предотвращение развития профессионального выгорания являются не только социально важными, но и психологически необходимыми. С учетом причин профессиональных деформаций, их явных и скрытых проявлений требуется целенаправленная и постоянная профилактика.

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера [7].

К задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников прокуратуры, следует отнести:

— совершенствование методов управления личным составом;

— формирование морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел.

Органам прокуратуры следует учитывать положительный опыт, накопленный в других правоохранительных ведомствах. Разработка научно обоснованных комплексных программ профилактики профессиональной деформации и профессионального выгорания работников, снижения их негативных проявлений будет способствовать повышению эффективности работы всех звеньев ведомства, росту удовлетворенности трудом его сотрудников [8].

Как упоминалось ранее, важной составляющей повышения эффективности работы в органах, в частности, органах прокуратуры, является рост удовлетворенности трудом сотрудников. В первую очередь, для этого необходима мотивация, мотивация сотрудника в любой работе будет являться главной функцией для его руководителя, который должен смоделировать поведение коллектива в целом и каждого сотрудника по отдельности для достижения поставленных целей.

Для того, чтобы мотивация к работе в органах прокуратуры была наивысшей, необходимо обратить внимание на стимулы работников органов прокуратуры при осуществлении своей профессиональной деятельности. Так, по мнению А. Б. Марковой, наиболее часто может встретить такие стимулы, как хорошее пенсионное обеспечение; возможность самореализации с использованием личных качеств; возможность занять достойное положение в обществе; стремление продолжить юридическое образование; стремление жить интересной жизнью [9].

Важнейшими стимулами, мотивирующими поведение работников, являются те, которые они осознают и последовательно добиваются желаемого результата, т. е. важную роль играет внутреннее убеждение работника и его готовность учиться, совершенствоваться, получать моральное удовлетворение от полученных результатов.

Необходимо также отметить, что материальное стимулирование как метод повышения мотивации в работе сотрудника органов прокуратуры затруднено в реализации, поскольку руководители данной структуры полностью зависят от положений федеральных законов, в рамках которых они и осуществляют свою профессиональную деятельность [10].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что на первое место выходит нематериальное стимулирование, которое предполагает, что сотрудник органов прокуратуры будет вовлечен в рабочий процесс для достижения общей цели, для решения поставленных руководителем задач, работы в коллективе с интересом и развитие в условиях современной реальности, включаю возможность адаптироваться под меняющиеся условия окружающего мира. Подобного рода мотивация работников органов прокуратуры может быть выражена в помощи и обсуждении сложных ситуаций на совещаниях, оценке происходящему, в том числе работы самих сотрудников, большое внимание должно уделяться персональным отчетам сотрудников, самоподготовке и изучению нового законодательства, судебной и административной практики, их вкладу в общий результат работы. Такие механизмы позволяют не только шире использовать внутреннюю мотивацию сотрудников, но и сделать более прозрачным механизм поощрения или лишения выплат, создать благоприятный климат в коллективе.

Главным аспектом в работе органов прокуратуры является возможность адекватно оценивать свои силы для решения поставленных руководителем задач. Остро стоит вопрос о распределении рабочего времени сотрудника органов прокуратуры и возможность его отдыха при осуществлении профессиональной деятельности.

Ежедневно сотрудники сталкиваются с такими проблемами, как постоянные стрессы, частые заболевания, принятие ответственных решений, ненормированный рабочий день, ночные дежурства, исполняя свои служебные обязанности, сотрудники вынуждены постоянно нарушать режим труда и отдыха. Все это отчасти переносится на плечи близких родственников, так как их жизнь проходит в тесном взаимодействии с работниками органов прокуратуры [11].

Постоянные вводные, экстренные встречи незапланированно удлиняют время дежурства, сокращая время на семью и отдых, необходимое для поддержания физического и эмоционального состояния на следующий день. В связи с этим высокие уровни физической и эмоциональной нагрузок отрицательно влияют на работоспособность, взаимоотношения и организм работника в целом. Эти и подобные факторы влекут за собой дисбаланс всего организма, а именно, нарушение гормонального фона, излишняя или недостаточная масса тела, раздражительность, неудовлетворенность и прочее. Данные факторы несомненно ведут к преждевременному износу организма.

Стоит отметить, что большинство сотрудников органов прокуратуры невнимательно относится к своему здоровью, имеют вредные привычки, ведут нездоровый образ жизни, не соблюдают как режим питания, так и в целом режим распорядка дня. Такую проблему можно решить с помощью ряда факторов, таких как: смена образа жизни, медицинская активность, смена характера питания, уход от вредных привычек, формирование способности к преодолеванию различных стрессов.

Хочется подчеркнуть, что в современных условиях реформирования органов внутренних дел необходимо создавать благоприятные условия для качественной социализации личности сотрудника полиции и предупреждения явления профессиональной деформации [12].

Таким образом, можно сделать вывод, что все вышеперечисленные факторы способствуют осуществлению работника органов прокуратуры профессиональной деятельности на основе баланса труда и отдыха, их важность достаточно велика.

Литература:

  1. Кроз М. В., Ратинова Н. А. Профессиональная деформация прокурорских работников. Научное обеспечение деятельности органов прокуратуры в 2014 году. Сборник научных докладов. — Под общей редакцией О. С. Капинус. Москва, 2015. — С. 149–176.
  2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  3. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: монография / М. В. Полевая, Е. В. Камнева, Н. С. Пряжников, Л. А. Жигун, В. В. Бондаренко, Н. В. Анненкова, Р. А. Ширванов, З. И. Борисова, Ю. А. Жуйкова, В. В. Казьмина, Е. А. Урожок. — М.: СВИВТ, 2017. — 189 с.
  4. Качалов, В. Ю. Исследование форм и причин девиантного поведения сотрудников ОВД. — Казань, 2002.
  5. Орёл, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. –2001. — Т.22. — № 1. — С.90–101.
  6. Выгорание и профессионализация: Сборник научных трудов / Под ред. В. В. Лукьянова, А. Б. Леоновой, А. А. Обознова, А. С. Чернышева, Н. Е. Водопьяновой. — Курск: КГУ, 2013. — 440 с.
  7. Стригуненко, И. К. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел: анализ, причины и пути преодоления // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2019. — С. 123–126.
  8. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: методическое пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. — 144 с.
  9. Маркова, А. Б. Совершенствование профессиональной направленности сотрудников органов внутренних дел: На опыте работы с выпускниками вузов МВД России: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / МВД России. С.-Петерб. ун-т. — Санкт-Петербург, 2000. — 24 с.
  10. Федоров А. Н. Управление качеством. Конспект лекций. — Ростов-на-Дону, 2011.
  11. Доброхлеб В. Г. Активное долголетие как проблема современной молодёжи // Народонаселение. — 2015. — № 4(58). — С. 36.
  12. Уразаева, Г. И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2012. — № 2 (8). — С.98–102.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональная деформация, профессиональное выгорание, орган прокуратуры, эмоциональное истощение, близкое социальное окружение, личность субъекта, профессиональная деформация работников прокуратуры, профессиональное развитие, эмоциональное выгорание.


Похожие статьи

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Причины и формы проявления профессиональной нравственной деформации у сотрудников правоохранительных органов

В статье авторы рассматривают причины профессиональной нравственной деформации у сотрудников правоохранительных органов, а также формы проявления такой деформации.

Теоретический анализ проблемы формирования личности работника сферы обслуживания как субъекта затрудненного общения

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования личности как субъекта затрудненного общения. Рассматриваются психологические причины формирования, особенности проявления и последствия переживания личностью затруднений в общении. Показы...

Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения

В статье описываются факторы, способствующие успешности педагога в своей профессиональной деятельности; объясняется важность мотивации и заинтересованности работника; определяются предпосылки и последствия синдрома профессионального выгорания специал...

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическ...

Профилактика профессиональной (рецидивной) преступности в Республике Казахстан

В представленной статье рассматриваются особенности предупреждения профессиональной преступности в Республике Казахстан. Автор проводит анализ развития явления. В то же время автор указывает на определенную специфику, выражающуюся в профессионализме ...

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Похожие статьи

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Причины и формы проявления профессиональной нравственной деформации у сотрудников правоохранительных органов

В статье авторы рассматривают причины профессиональной нравственной деформации у сотрудников правоохранительных органов, а также формы проявления такой деформации.

Теоретический анализ проблемы формирования личности работника сферы обслуживания как субъекта затрудненного общения

В статье проводится теоретический анализ проблемы формирования личности как субъекта затрудненного общения. Рассматриваются психологические причины формирования, особенности проявления и последствия переживания личностью затруднений в общении. Показы...

Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения

В статье описываются факторы, способствующие успешности педагога в своей профессиональной деятельности; объясняется важность мотивации и заинтересованности работника; определяются предпосылки и последствия синдрома профессионального выгорания специал...

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

В статье уточняется понятие эмоционального выгорания, раскрываются особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы. Делается акцент на том, что педагоги в большей степени подвержены данному психологическ...

Профилактика профессиональной (рецидивной) преступности в Республике Казахстан

В представленной статье рассматриваются особенности предупреждения профессиональной преступности в Республике Казахстан. Автор проводит анализ развития явления. В то же время автор указывает на определенную специфику, выражающуюся в профессионализме ...

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

Задать вопрос