Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 10.04.2023

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Ключникова, О. Е. Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи / О. Е. Ключникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101380/ (дата обращения: 06.05.2024).



Чтобы идти в ногу со временем — нужны новые масштабные преобразования в сфере образования. Перед педагогами встала задача — не только дать глубокие знания по предмету, но и воспитать функционально — грамотную личность.

Основы воспитания функциональной грамотности закладываются еще в детском саду. И одним из главных участников развития функциональной грамотности является учитель — логопед. Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у обучающегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности.

Причины речевых и многих других нарушений связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием. Чтобы скорректировать имеющиеся нарушения нужны более эффективные направления и формы работы. И одним из таких направлений является нейропсихологическая коррекция.

Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — это специальный комплекс упражнений для детей, направленный на нормализацию функций их мозга.

Учитывая, что нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией, я его использую на всех этапах коррекционной работы, тем самым оптимизируя усвоение программного материала.

I Подготовительный этап.

Основная цель — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений подготовительного этапа включает в себя: растяжки, дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, упражнения для глаз.

Коррекционная работа с детьми начинается с растягивающих упражнений. Мышцы растянуты и расслаблены, а значит ребенок готов к познавательной деятельности. Растягивающие упражнения особенно любимы детьми. Ведь выполняя их, можно ненадолго превратиться в сосульку, цветочек или звезду.

В начале курса занятий большое внимание уделяется выработке правильного дыхания. Оно успокаивает, способствует концентрации внимания, повышает деятельность мозга, а также для постановки звуков необходима сильная воздушная струя. Существует огромное количество дыхательных упражнений: «Загони мяч в ворота», «Прожорливые фрукты», «Фокус». На занятиях мы сочетаем дыхательные упражнения с разнообразными вариантами упражнений для глаз и языка. Используем визуализацию — «надуваем» цветные шарики в животе, «вдыхаем» солнечный свет и золотистую энергию, «пьем» воздух.

За красивую, четкую, правильную речь отвечает подвижность органов артикуляции: языка, губ, неба. Чтобы заинтересовать малышей и удержать их внимание, наряду с обычной артикуляционной гимнастикой, применяю метод биоэнергопластики. Этот метод позволяет объединить движения органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Такую гимнастику выполнять ребенку не только полезно, но и весело. Комплекс упражнений биоэнергпластики влияет на точность артикуляционных укладов, развивает координацию движений и мелкую моторику, синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает внимание, память, мышление, речь. Например, выполняя артикуляционное упражнение «Бегемотик», дети открывают и закрывают рот, одновременно с этим, упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук. А при выполнении упражнения «Чашечка», дети улыбаются, открывают рот и устанавливают язык наверху в форме чашечки, при этом кисти рук согнуты и принимают положение «чашечки».

На подготовительном этапе, для повышения познавательной активности и улучшения восприятия детей, полезны глазодвигательные упражнения. Такие упражнения способствуют активизации зрительных отделов мозга, зрительного внимания, и прямым образом влияют на учебный процесс детей. А одновременные движения глаз и языка улучшают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. На всех видах занятий я использую упражнения: «Подвигаем глазами», «Подвигаем глазами и подышим», «Восьмерки». Часто глазодвигательные упражнения дополняются речевым сопровождением.

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель этапа — сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений подготовительного этапа включает в себя: логоритмические упражнения, массаж, самомассаж, кинезиологические упражнения;

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. С помощью таких занятий у ребенка развиваются: память, внимание, слух. Ребенок лучше ориентируется в пространстве, у него развивается ручная и артикуляционная моторика, улучшается звукопроизношение. В логоритмические занятия включаются чистоговорки, стихотворения, речевые и музыкальные игры, тем самым автоматизируется поставленный звук.

На своих занятиях с детьми я использую массаж и самомассаж: головы, языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. В этом мне помогают различные массажеры: массажные мячики, шарики и пружинки су-джок, сухие бассейны, карандаши, массажные коврики и аппликаторы. Су-джок мячи или «колючие ежики» стимулируют биологические точки на руках, ладонях, пальчиках. Вместо мячей можно воспользоваться «дарами природы» — шишками, орехами или каштанами. Такой массаж ребенок может выполнять самостоятельно. Любое действие с этими предметами принесет только пользу.

Период автоматизации звуков — это длительный и трудный этап работы. Чтобы сделать этот процесс более увлекательным — применяю метод кинезиологии. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, что помогают улучшить: память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость.

Выполняя упражнение «Колечко», дети поочередно соединяют в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно произносят отработанный звук (слог, слово…) Также развитию межполушарного взаимодействия способствуют упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос».

Двуручное рисование интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Такие игры вызывают у детей живой интерес. Вследствие этого не только налаживается работа высших психических функций, но и снимается тревожность, которая зачастую мешает ребенку справляться с заданиями

III Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель — формирование у ребенка умения и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения, а также формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков.

Комплекс нейропсихологических игр и упражнений данного этапа включает в себя: сказкотерапию, упражнения для релаксации.

В последнее время, в логопедии, заметно возрос интерес к сказкотерапии. Особая роль принадлежит кинезиологическим сказкам. В результате использования таких сказок — дети становятся активными в общении со взрослыми и сверстниками, учатся слушать собеседника, вступать в диалог. Сказка для ребёнка становится верным другом, помощником.

Упражнения для релаксации проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим — сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям и достаточно результативны.

Итак, использование нейропсихологических приемов в работе учителя — логопеда способствует: развитию речевых навыков у детей, общей и мелкой моторики, навыков самоконтроля, высших психических функций, что непосредственно ведет к развитию функциональной грамотности дошкольников.

Литература:

  1. 1.Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.
  2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.
  3. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.
  4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.
  5. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.: МПСИ, 2017.
  6. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М.: Эксмо, 2015.
  7. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // М., 2001.
  8. Ахутина Т.В, Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2018.
  9. Соболева А. Е., Емельянова Е. Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2018.
  10. Колганова В.С, Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. //М., 2015.
  11. Екжанова Е. А., Фроликова О. А., Эффективная коррекция для первоклассников//С-П., 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, ребенок, подготовительный этап, функциональная грамотность, III, внимание, кисть рук, коррекционная работа, мелкая моторика, Этап формирования.


Похожие статьи

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

При просьбе менять положение обеих рук одновременно, одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак, наблюдалось напряженность

Работа проводится как один из этапов занятия фронтального, подгруппового или индивидуального.

Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2011.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Музыкальное занятие как средство коррекционного...

Для работы над мелкой моторикой рук, прежде всего

Эти упражнения очень направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и

Упражнения на развитие мелкой моторики. Как издать спецвыпуск?

упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук можно использовать такие игры и упражнения с различными предметами, как

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки.

Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего...

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его

Множество педагогической литературы указывает, о проблеме развития, мелкой моторики.

Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет; Мир — М., 2013.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Начинать работу по развитию мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста.

Этапы разучивания игр: 1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов- внимания, памяти, мышления

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Методы и приёмы коррекционной логопедической...

На III этапе мы продолжаем активизировать правильную речь детей.

На втором этапе (2–3 дня) мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать

Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.

1 этап. Подготовка руки, развитие мелкой моторики.

Похожие статьи

Особенности пальцевой моторики рук у детей...

При просьбе менять положение обеих рук одновременно, одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак, наблюдалось напряженность

Работа проводится как один из этапов занятия фронтального, подгруппового или индивидуального.

Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2011.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Музыкальное занятие как средство коррекционного...

Для работы над мелкой моторикой рук, прежде всего

Эти упражнения очень направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и

Упражнения на развитие мелкой моторики. Как издать спецвыпуск?

упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

1. В работе с младшими дошкольниками для массажа ладоней, обогащение тактильного опыта, развития согласованных движений обеих рук, точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук можно использовать такие игры и упражнения с различными предметами, как

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки.

Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего...

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его

Множество педагогической литературы указывает, о проблеме развития, мелкой моторики.

Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет; Мир — М., 2013.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Начинать работу по развитию мелкой моторики можно и нужно с самого раннего возраста.

Этапы разучивания игр: 1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребенка явные отставания в речевом развитии.

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов- внимания, памяти, мышления

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.

Методы и приёмы коррекционной логопедической...

На III этапе мы продолжаем активизировать правильную речь детей.

На втором этапе (2–3 дня) мы уделяем главное внимание обучению большого пальца ведущей руки, работаем над элементарными интонационными навыками, продолжаем совершенствовать

Этот этап хорошо подготавливает детей к самостоятельному описанию картинок.

1 этап. Подготовка руки, развитие мелкой моторики.

Задать вопрос