Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 февраля, печатный экземпляр отправим 10 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (39) февраль 2021 г.

Дата публикации: 15.01.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Шайхутдинова, А. Е. Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / А. Е. Шайхутдинова, Ю. В. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/189/5942/ (дата обращения: 27.01.2021).

Препринт статьи



В статье раскрывается понятие «мелкая моторика». Отображена проблема развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста. Раскрыта особая роль в речевом развитии детей. Показаны высказывания авторов, в педагогической литературе.

Ключевые слова: мелкая моторика, малыш, упражнение.

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев.

В. А. Сухомлинский

В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его интеллектуальные способности.

Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она связанна очень тесно с развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи. На всех кончиках детских пальчиков есть нервные окончания, они помогают передаче сигналов в мозговой центр, это как раз и влияет на развитие ребёнка.

К такому выводу и пришли ученые, что начинает формироваться устная речь только тогда, когда становятся точными движения пальцев рук. А также вместе с этим развивается внимание, память и словарный запас ребёнка. И поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Не все родители знают, что мелкую моторику можно развивать с младенчества. Например, начинать массировать грудничку пальчики рук. Ведь самые активные точки, связанные с корой головного мозга, находятся на их окончании. И далее продолжать уже с подросшим ребёнком. Но так как просто делать упражнения малышу будет не интересно — надо обратить их в полезные игры. Если дома много разных игрушек, это очень хорошо. Но не все задумываются, что весь потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Ведь самое главное — это внимательно следить, как малыш играет, как рисует и т. д. Ведь даже если ребёнок будет рисовать карандашами, а не фломастерами, это уже даст лучший результат. Так как при нажатие карандаша нужно сильно сжать его в руке и надавить на бумагу. Что дает необходимый эффект: пальчики находятся в напряжении. Нежели рисование фломастером, который проявляется на бумаге при легком нажатие руки. Также можно сделать игры в домашних условиях своими руками. А еще лучше сделать их со своим ребенком, что станет вдвойне интереснее для малыша. Выбрать его любимые цвета или же иначе заинтересовать его игрой.

Хороший эмоциональный фон создают именно игры с пальчиками. Они учат слушать и понимать смысл, повышают речевую активность ребёнка. Он начинает концентрировать свое внимание и правильно распределять его. Если малыш будет выполнять упражнения, вместе с короткими стихотворениями, то речь его станет более ритмичной, четкой и яркой. А также у него появится контроль над выполняемыми действиями. У малыша развивается фантазия и воображение. Познав многие упражнения, он легко сможет с помощью рук, рассказывать истории. И в результате этих пальчиковых упражнений, кисти рук и пальцы приобретут хорошую подвижность, гибкость и силу, а позже это облегчит овладение навыком письма.

С точки зрения анатомии, в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Именно поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей: от неё будет зависеть формирование речи, социализация ребёнка, успехи в школьном обучении. Также, доказано, что мысль, и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Это значит, что постоянные упражнения по тренировке движений пальцев являются очень мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Ещё связь между речью и мелкой моторики, указывает и тот факт, что когда ребенок левша, и его начинают переучивать, у него нередко происходит заикание.

Множество педагогической литературы указывает, о проблеме развития, мелкой моторики. И ей уделяется внимание и предлагается целый комплекс мер, помогающие развитию движений пальцев рук. Например, С. Е. Гаврилина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина в книге «Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать» [7] пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Так как именно благодаря этому ребенок быстрее запомнит движения пальчиков под слова.

М. М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для формирования речи ребенка. После множество наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речь будет в пределах нормы данного возраста. Автор пишет: «Говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук», и, следовательно, делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М. М.Кольцова подводит итог своих исследований: «Связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул формирования речи детей».

В. А. Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Все это — положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе.

Таким образом, можно сказать, что развитие мелкой моторики необходимо для младшего дошкольного возраста. Так как это оказывает огромную значимость в его умение излагать свою мысль, красиво писать и рисовать в будущем. А также в целом оказывает отличное действие на организм. Самое главное, не упустить время. Ведь ребёнок растет очень быстро, и некоторые процессы не обратимы. Всё нужно делать вовремя. И все самое главное закладывается в самом начале. Чтобы к школе ребёнок умел писать, читать и, конечно же, четко и правильно разговаривать. Так как на этом и строится его дальнейшая успеваемость. Задача педагогов и детских психологов, донести до родителей, важность развития мелкой моторики. Значение игр для ее развития. Ведь самое главное, что работа над мелкой моторикой, дает положительный результат, только тогда, когда она проводится регулярно.

Литература:

  1. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). — М.: Просвещение, 1974. — С. 12–25.
  2. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 3 лет; Мир — М., 2013. — 32 c.
  3. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
  4. Коноваленко, В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: ООО «Гном-пресс», 2000.
  5. Ткаченко Т. А. Гимнастика для пальчиков. М., 2010.
Задать вопрос