Мини-музей казачьей культуры как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горшенина, Т. А. Мини-музей казачьей культуры как эффективный ресурс нравственно-патриотического воспитания в ДОУ / Т. А. Горшенина, Н. Н. Демидова, Е. В. Егорова, Е. В. Скобеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97785/ (дата обращения: 28.04.2024).



Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм — это любовь к своей Родине и своему народу. Сегодня одним из основных принципов дошкольного образования, которые лежат в основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одна из задач, для решения которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования это «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей».

Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.

Сила страны — в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам. Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям. Воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, так считали Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Многими психологами (А. Г. Ковалёвым, А. А. Люблинской, Т. А. Репиной, П. М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и Василий Александрович Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В. А. Сухомлинского «память сердца». Вот почему так важно, что бы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

C:\Users\User\Desktop\статья\музей казачества\SDC10266.JPG

Цель педагогов — воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовность служить Отечеству, формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей. Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Необходимо и важно воспитать чувство гордости и уважения к службе в Вооруженных Силах, формировать и развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности и другого.

C:\Users\User\Desktop\статья\музей казачества\SDC10190.JPG

Патриотическое воспитание дошкольников: это воспитание любви к родителям, близким, к своей малой родине, Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить значимое и существенное в окружающем; понять, что улица, по которой он ходит каждый день это его Родина.

Задача педагогов увлечь, заинтересовать красотой и очарованием родных мест, пробудить первые чувства детей, расширить их интересы; показать через близкое и родное общечеловеческое. Расширить интерес детей к родному краю, можно познакомив их с его историей. История Волгоградской области тесно связана с казачеством. Именно из казачьих станиц выросли многие города региона, и даже сегодня казаки остаются неотъемлемой частью Волгоградской общественной жизни. Казачья культура — один из тех элементов, которые придают Волгоградской области неповторимый колорит.

C:\Users\User\Desktop\статья\музей казачества\SDC10281.JPG

В настоящее время наблюдается живой интерес к этнонациональной культуре, составной частью которой является конкретная субкультура российской культуры — культура казачества. В последнее время проблема казачества и его культуры привлекает к себе серьезное внимание в связи с возрождением этнокультурных традиций и с возрастанием роли казачества в жизни общества, особенно в регионах, которые связаны с историческим расселением казаков. Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением истоков, места и роли культурных традиций казачества в диалоге культур и воспитании современной личности. Глубокое почитание казаками традиций предков их духовных заветов и ценностей, созвучность этих заветов запросам современной жизни, делает наследие казаков актуальным и востребованным. Взяв все это во внимание, мы приняли решение о создании мини-музея «Музей казачьей культуры» в группе ДОУ.

Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты направлены на разработку новых инновационных технологий в работе ДОУ. Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора — одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях в жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульптурами, поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение, подготовить дошкольников не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведению искусств. Дошкольный возраст — это лучший период для приобщения ребенка к культуре и истории. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры может стать создание в детском саду группового мини-музея. Что такое музей? Музей- это учреждение, которое занимается изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в детском саду актуальны и эффективны мини-музеи. Слово «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции и определенную ограниченность тематики. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и обзор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей. Ребята чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. Экспонаты, принесенные из дома, вызывают живой познавательный интерес у детей. Причём, совместная работа с семьёй, способствует ещё большему сплочению родителей с детьми и приносит массу положительных эмоций.

C:\Users\User\Desktop\статья\музей казачества\SDC10276.JPG

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини -музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Все экспонаты нашего мини-музея были собраны семьями наших воспитанников. Мы, педагоги, в свою очередь, приготовили стенды о традиция казаков, о их быте, о государственном музее истории Усть-Медведицкого казачества с домом-музеем А. С. Серафимовича. А для закрепления полученной информации мы дали возможность ребятам окунуться еще глубже в эту культуру.

C:\Users\User\Desktop\статья\музей казачества\SDC10234.JPG

Наш музей находится в начале своего развития. Он будет развиваться и дальше, поскольку есть интерес к нему и со стороны детей, и со стороны педагогов, и со стороны родителей. Сейчас, когда большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, такие уголки русской культуры просто необходимы. Ведь детский сад — это первая и, может быть, самая важная ступень в образовании и воспитании ребенка. И каким он пойдет в школу зависит от нас, воспитателей. Очень хочется донести до детей всю глубину и красоту русской культуры. Детский музей — это целая система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия. Тема казачества с его самобытностью, богатыми обрядами, разнообразным фольклором, воинскими традициями обладает уникальным развивающим и воспитательным потенциалом. В процессе реализации данной работы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогают им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений. Таким образом, культурно-историческая среда, окружающая человека с детства, является основой для формирования его нравственных качеств.

Литература:

  1. Абрамов — Зябловский, А. И. Скрылов, Г. В. Губарев. Казачий словарь-справочник — т.1, «Созидание», 1992.
  2. Б. А. Алмазов «Мы − казачьего роду. Традиции семейного воспитания. СПб., 1993.
  3. Атанова Н. И., Шишкина Е. В. Детский игровой фольклор Волгоградской области: репертуарно-методический сборник, Волгоград, 1997.
  4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, издание 2. СПб., «Детство-Пресс», 1998.
  5. Рыжова, Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду М., Линка- Пресс,2008.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольный возраст, дошкольное образование, Волгоградская область, казачья культура, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников, родной край, русская культура, создание мини-музея.


Похожие статьи

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс...

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным

Данная статья раскрывает возможности мини-музея казачьей культуры, созданного в дошкольном

Сбор экспонатов, создание картотеки мини-музея казачьей культуры.

Создание основы учебно-методического комплекса мини-музея.

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего

Первый этап работы с дошкольниками: создание развивающей среды.

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

...патриотическое воспитание, дошкольное образовательное учреждение, дети дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения направлено, прежде всего, на

Патриотическое развитие дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста педагоги используют...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы.

На 2017–2018 учебный год был разработан проект «Русские народные истоки».

Как завершение работы, состоялась презентация музея для детей детского сада.

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, детский сад, ребенок, патриотическое...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он

Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы.

Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое...

Краеведение как средство патриотического воспитания старших...

Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Учебное пособие.

— Чел., 2004 г. Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4–6 лет» Издательство

Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Издательство

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Нравственно-патриотическое воспитание старших...

С целью повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания в ДОО для детей 5–6 был разработан проект «Кузбасс – мой край родной» по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа и коренных народов Кузбасса.

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников...

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает

Возможность патриотического мини-музея помогает во всестороннем развитии личности

Такая педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования.

Условия для развития системы патриотического воспитания и обучения дошкольников...

Похожие статьи

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс...

В соответствии с ФГОС ДО знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным

Данная статья раскрывает возможности мини-музея казачьей культуры, созданного в дошкольном

Сбор экспонатов, создание картотеки мини-музея казачьей культуры.

Создание основы учебно-методического комплекса мини-музея.

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего

Первый этап работы с дошкольниками: создание развивающей среды.

Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

...патриотическое воспитание, дошкольное образовательное учреждение, дети дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения направлено, прежде всего, на

Патриотическое развитие дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста педагоги используют...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление...

Поэтому патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашей группы.

На 2017–2018 учебный год был разработан проект «Русские народные истоки».

Как завершение работы, состоялась презентация музея для детей детского сада.

патриотическое воспитание, дошкольный возраст, детский сад, ребенок, патриотическое...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он

Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы.

Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

патриотическое воспитание, ребенок, дошкольный возраст, Родина, родной край, патриотическое...

Краеведение как средство патриотического воспитания старших...

Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Учебное пособие.

— Чел., 2004 г. Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду

родной край, патриотическое воспитание, малая родина, ребенок, населенный пункт, дошкольная

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4–6 лет» Издательство

Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Издательство

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви...

Нравственно-патриотическое воспитание старших...

С целью повышения эффективности нравственно-патриотического воспитания в ДОО для детей 5–6 был разработан проект «Кузбасс – мой край родной» по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа и коренных народов Кузбасса.

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников...

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает

Возможность патриотического мини-музея помогает во всестороннем развитии личности

Такая педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования.

Условия для развития системы патриотического воспитания и обучения дошкольников...

Задать вопрос