В статье раскрывается система работы воспитателя по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом концептуально новых подходов с опорой на старые, традиционные.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, Отечество.
Любовь к Отечеству — это и есть то главное основание души любого истинного гражданина России. Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну, который делает ее великой, который делает ее надежной и который обязательно сделает ее процветающей.
В. В. Путин
В последнее время воспитание патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Сегодня наше общество переживает переоценку идеалов, иногда ставятся под сомнение общечеловеческие ценности, что может привести к необратимым последствиям. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодёжи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых, эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимн своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. Вот почему сегодня для многонациональной России нет более важной задачи, чем воспитание патриотизма. Но доступны ли малышам чувства гражданственности, патриотизма? Как маленький ребенок может понять, что такое любовь к отечеству? Где находятся истоки этой любви? Народная мудрость гласит: «Пока дети маленькие — дайте им корни, а как начнут взрослеть — дайте им крылья». Мы, взрослые, должны помочь ребенку-дошкольнику обрести крепкие корни связи с семьей, родной природой, Родиной. Что мы можем сделать для того, чтобы наши дети росли не «Иванами, непомнящими родства», а гордыми гражданами нашей страны, знающими и сохраняющими традиции своей малой родины, родного края?
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Задача педагогов и родителей — как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Мы предполагаем, что нужны концептуально новые подходы к организации патриотического воспитания детей, но с опорой на старые, традиционные.
Детский сад № 45 «Ромашка» города Волжского с 2011 года успешно внедряет региональную образовательную программу «Воспитание маленького волжанина» под редакцией кандидата педагогических наук, доцента Е. С. Евдокимовой. Наша деятельность направлена на решение важной государственной задачи — воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Рождение гражданина-патриота разворачивается в культурно-образовательном пространстве, составляющими которого являются: семья, детский сад, учреждения дополнительного образования, культуры и искусства, улица, общеобразовательная школа, гражданское общество и местное самоуправление.
Деятельность педагога ориентирована не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей малой Родине, России («Я — гражданин России!»).
«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Размышляя над фразой, принадлежащей Монтескье, нельзя не выделить ключевые слова Отечество, Отец, Дети… Понимаешь, что речь идет о любви к Родине, Отчизне, силе рода, традициях, об ответственности, гражданственности, патриотизме, о семье, о доме, детях, матери, отце.
Нашу группу посещает ребенок из многопоколенной семьи, в которой хранятся и из поколения в поколение передаются традиции, устои. Так был реализован проект «Семейные путешествия по Волгоградской области».
Цель — результат : в сопровождении родителей и прародителей дети знакомятся с природой родного края; постигают ценность здорового образа жизни; учатся оказывать посильную помощь природе; осваивают способы получения информации о памятниках природы и последующей презентации своих путешествий по Волгоградской области.
В семейных путешествиях принимают участие: дедушка, бабушка (59 лет), дядя (30 лет), папа (43 года), мама (35 лет) и двое детей 12 и 6 лет. Любовь к туризму (водному, горному и велотуризму) детям привили бабушка и дедушка, которые и познакомились в молодости в альпинистском лагере. По традиции семья ходит в походы на байдарках по реке Волга, Ахтуба, ерикам два раза в год: весной и летом.
Опыт семьи был обобщен и стал достоянием всех родителей, ему последовали другие семьи. По окончании летних отпусков в группе были представлены дневники наблюдений, коллекции растений, камней, открыток, магнитиков, игрушек и других интересных предметов, рассказывающих об удивительном природном и культурном наследии края.
Эффективно проведенпроект «Мир без войны».
Цель — результат:
Развитие у детей чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю. Воспитание уважения к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы Великой Отечественной войны, участникам боевых действий в мирное время.
Формы работы:
— Участие в параде рода войск;
— Встречи с ветераном Великой Отечественной войны Михаилом Григорьевичем Ломакиным, участником Сталинградской битвы;
— Встреча с Ювкиным Эдуардом Александровичем, награжденным орденом мужества за спасение людей при стихийных бедствиях в мирное время;
— Акция «Бессмертный полк».
С целью привлечения подрастающего поколения к вокально-хоровому искусству как эффективному средству патриотического воспитания и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, развития талантов у детей и молодежи молодые педагоги приняли участие в конкурсе Федерального агентства по делам молодёжи РОСМОЛОДЁЖЬ. ГРАНТЫ: «МИКРОГРАНТЫ» и выиграли грант на реализацию открытого регионального конкурса хоровых коллективов «Битва хоров «Zа мир! Zа Родину! Zа Россию!".
Мы считаем, что именно песня — кладезь уроков жизни для подрастающего поколения. Конечно же, мы должны дать нашим детям правильное, а не искаженное понимание истории своей Родины, понимание культуры наших предков, и именно в музыкальном творчестве мы видим правдивые рассказы о героическом прошлом наших предков, именно песня сейчас наиболее доступна для понимания подрастающему поколению. Очень хочется донести до детей всю глубину и красоту русской культуры, погрузить их в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия, и где как не в творческой команде, хоровом коллективе предоставляется такая возможность?
В 2022 году был проведен региональный дистанционный открытый конкурс-фестиваль «Битва хоров», посвященный 77-летию Победы, в котором приняли участие 30 хоровых коллективов Волгоградской области. Региональный конкурс направлен на развитие патриотического направления в воспитании детей разных возрастов (от старших дошкольников, до совершеннолетних выпускников школ) путем исполнения хоровыми коллективами патриотических произведений. В 2023 году конкурс посвящен 78-летию Победы в ВОВ, будет проходить online, гала-концерт-offline. Номинации конкурса: песни военных лет, песни о России. В завершение конкурса будет организован Гала-концерт с участием победителей конкурса. Гала-концерт пройдет в мае 2023г., накануне Дня Победы, на сцене Детского юношеского центра «Русинка», в городе Волжском Волгоградской области. На гала-концерт в качестве гостей будут приглашены ветераны и дети ВОВ, герои России и члены их семей, а дети смогут пообщаться с настоящими патриотами Родины.
Вокально-хоровое искусство — наиболее эффективное средство патриотического воспитания, так как оно может не только объединять несколько поколений, но и доносит до молодежи всю глубину и красоту национальной культуры. Совместные и слаженные действия команды проекта способствуют воспитанию патриотизма и укреплению духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения и тем самым помогут в решении одной из самых важных и приоритетных общенациональных задач российского государства.
Литература:
- Батура, И. А. Комарова и др.; под общ. ред. И. А. Комаровой. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. — С. 34–42.
- Воронецкая, Л. Семья и родина едины: организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л. Воронецкая // Пралеска. — 2014. — № 5. — С. 13–20.
- Голубец, О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Голубец, М. Жиличкина // Дошкольное воспитание. — 2020. — № 2. — С. 14–23.
- Евдокимова Е. С. Воспитание маленького волжанина: программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 дл 7 лет. Планета, 2012.-154 с.
- Судьина, Л. В. Патриотизм — составляющая гражданской идентичности личности / Л. В. Судьина. — Текст: непосредственный // Классный руководитель. — 2020. — № 6. — С. 49–60. — Библиогр.: с. 55 (4 назв.). — ISSN 1996–1790.
- Толмачева, Т. В. Патриотическое воспитание подростков в условиях общеобразовательной школы / Т. В. Толмачева. — Текс: непосредственный // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 27. — С. 1488–1498. –
- Ясева, Н. Ю. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста / Н. Ю. Ясева // Актуальные вопросы дошкольного образования: учеб.-метод материалы / [И. Н.