Внешняя культурная политика является сегодня неотъемлемой частью внешней политики Федеративной Республики Германия [1, ст.3].
Сам термин «внешняя культурная политика» впервые был упомянут в лекции «О внешней культурной политике» лейпцигского историка культуры Карла Лампрехта на конференции Ассоциации международного взаимопонимания 7 октября 1912 г. в Гейдельберге [1, ст.4]. Он был одним из первых немцев, кто, опираясь на пример французских культурных проектов за рубежом, обосновал необходимость активных действий в этом направлении для Германии. Как официальный термин понятие «внешняя культурная политика» стало использоваться в документе «Концепция 2000», официально принятом внешнеполитическим ведомством ФРГ [1, ст.4]. Но стоит отметить тот факт, что предпосылки формирования внешней культурной политики ФРГ стали зарождаться на несколько десятилетий раньше.
Первый президент ФРГ Теодор Хойс когда-то сказал: «С политикой культуры не сотворить, но с культурой можно вершить политику» [5]. Эти слова актуальны для ФРГ и по сей день. Однако так было не всегда. Формирование внешней культурной политики, превращение её в неотъемлемую часть внешней политики наряду с классической дипломатией и внешнеэкономической политикой — процесс долгий, сложный, постоянно меняющийся под влиянием ряда факторов.
В Германии данный процесс берёт своё начало в 1871 г. В 1871 г. произошло первое объединение Германии «железом и кровью». Государство, которое почти никогда не обладало политическим единством, наконец стало единым. Это не могло не отразиться как на внутренней, так и на внешней политике государства. В Германии начинает формироваться элита единого национального государства, осуществляться коррекция национальных идей, которые были поставлены на службу государственным интересам. Внешнеполитические устремления политической, экономической и военной элиты нашли своё отражение в концепции «Натиска на Восток» [7, ст.99]. Государство также стало понимать, что расширять сферы своего мирового господства можно не только формальной экспансией, колониальной политикой, а посредством культурной экспансии на основе национального превосходства. Государство стало осознавать значение внешних культурных связей, стало стремиться к их упорядочиванию. Первый культурный договор Германия заключила с Грецией в 1874 г. [5]. Согласно данному договору, немецкие археологи получили возможность в научных целях вести раскопки на территории Греции. В это же время было решено, что из бюджета Германской империи Немецкому археологическому институту будут выделяться бюджетные средства. В 1878 г. при внешнеполитическом ведомстве создаётся Школьный фонд Германской империи, который стал заниматься распределением государственных дотаций по существующим за рубежом школам для немецких переселенцев. Считается, что начало последовательной германской политики в области культуры было положено именно с момента введения систематического финансирования германских зарубежных школ. Эти события стали неким толчком для создания нескольких организаций культурной направленности, ориентированных на зарубежные страны. Таким образом, долгожданное образование единого государства Германия в 1871 г. заставило задуматься о поиске более надёжных методов защиты национальной самобытности, национальных интересов, суверенитета. Это событие заставило задуматься также о поиске варианта установить и закрепить своё национальное превосходство посредством культурной экспансии.
С 1880-х гг. немецкие торговые палаты начали создавать иностранные филиалы. В 1890-х гг. немцы начали разрабатывать идеи для «мягкой силы» и «неформальной империи», сторонниками которых стали публицисты Эрнст Йекк, Пауль Рорбах, Юлиус Вольф и Карл Лампрехт. Они стремились использовать культурную дипломатию с целью повышения немецкого влияния за рубежом и продвижения немецких товаров. Накануне Первой мировой войны канцлер Т.Бетманн-Хольвег, выступая перед правительством, защищал значение внешней культурной политики для Германской империи, как средства завоевания места «под солнцем».
Первая мировая война закончилась для Германии подписанием Версальского мирного договора, который определил для Германии новое место в послевоенной Европе. Наложенные договором ограничения лишали страну армии, военно-морского флота, колоний. Поражение в войне положило конец германским проектам на культурном направлении, которые проводились в Вельгельминскую эпоху. Таким образом, в период 1871–1918 гг. внешняя культурная политика Германии не сформировалась как самостоятельная область государственной и общественной жизни. Во многом это было связано, во-первых, с тем, что метод культурной пропаганды, метод культурной экспансии препятствовали возникновению долгосрочных благоприятных культурных связей (так как предполагали, прежде всего, только экспорт немецкой культуры), во-вторых, с тем, что отсутствовал общеимперский аналитический и координирующий центр в области внешней культурной политики. В 1920 г. правительство Веймарской республики проводит реорганизацию Министерства иностранных дел, по итогам которой в его рамках создаётся новое структурное подразделение — «Немецкая национальность» — отдел по культурным вопросам и немецкой национальности, который работал по четырём проблемным блокам: вопросы миграции и церкви, немецкие школы за рубежом, изобразительное искусство и спорт, немецкая литература [5]. В Веймарской республике на посту министра иностранных дел находился Густав Штреземанн. В отношении культурной политики в центр ставился вопрос о первостепенной важности реконструкции уважения и доверия к германской нации на международной арене. Речь шла о восстановлении Германии в международном сообществе, приобретении новых друзей и партнеров, которые поддерживали бы взгляды и позиции Германии. Для достижения этих целей стало появление первых посреднических организаций, которые в рамках своей деятельности обладали культурной автономией. Правительство привлекало их к культурно-образовательной работе в других странах.
В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер, который рассматривал решение фундаментальных экономических проблем Германии только посредством использования «жёсткой силы». После этого реализация культурной политики за рубежом была поставлена на службу национал-социалистической пропаганде. Национал-социалисты злоупотребляли культурой в своей внешней политике прежде всего для экспансии и достижения властно-политического влияния мирового масштаба. На захваченных Германией территориях навязывали «превосходство» немецкой культуры и языка.
После окончания Второй мировой войны использование инструментов силового влияния для Германии стало невозможным. Оборонная промышленность Германии была ликвидирована, были введены существенные ограничения на использование военных сил. Внешняя культурная политика после Второй мировой войны преследовала цели, совершенно идентичные целям внешней политики Веймарской республики, а именно восстановление участия немецкого народа в международном сообществе. Перед Германией стояла острая задача формирования позитивного имиджа. Она должна была доказывать всему миру, что теперь она является демократическим государством, от которого не исходит угроза военной или экономической экспансии. С этого момента начинается абсолютная новая эпоха внешней культурной политики ФРГ, основные этапы формирования которой будут раскрыты далее.
На сегодняшний день ФРГ имеет 150-летний опыт формирования внешней культурной политики [4, ст.12]. Внешняя культурная политика Германии прошла длинный путь от культурной экспансии до стратегии диалога культур. Этот путь был весьма тернистый, так как в разное время под влиянием разных политических реалий менялись её цели, задачи, а также методы реализации. До Первой мировой войны это была культурная экспансия на основе национального превосходства, когда методы культурной политики принимали, в основном, форму пропаганды. В годы Веймарской республики перед Германией встала задача формирования позитивного имиджа, стали создаваться первые неправительственные организации, которые были привлечены к культурно-образовательной деятельности в других странах. Затем вновь под влиянием ряда экономических и политических факторов у националистического сознания немецкого правительства просыпается воля к экспансии, вплоть до шовинизма, а культура встаёт на службу национал-социалистическому распространению. Коренной перелом в области внешней культурной политики происходит по окончании Второй мировой войны.
Поражение Германии во Второй мировой войне заставило страну очень тщательно и внимательно подходить к формированию своего внешнеполитического курса. Новое начало внешней культурной политики ФРГ после Второй мировой войны ознаменовалось резкой демаркацией от догм расовой политики и практики национал-социализма. В первые годы после Второй мировой войны внимание Германии в области внешней культурной политики было сфокусировано на следующих задачах: во-первых, восстановление культурных связей с другими государствами, во-вторых, возврат авторитета страны, который был утрачен в годы национал-социализма, в-третьих, поддержка немецких эмигрантов за рубежом [8, ст73]. После основания Федеративной Республики Германия, внешняя культурная политика была одним из немногих инструментов, используемых для создания атмосферы сотрудничества в дополнение к обычным экономическим и дипломатическим отношениям для расширения международных отношений с включением культурных аспектов. В первую очередь речь шла о передаче реалистичного, открытого и ориентированного на будущее образа новой немецкой демократии на фоне ее собственного тяжелого прошлого. В первые несколько лет существования Федеративной Республики Германия особое и основное внимание уделялось восстановлению существующих структур и расширению институциональной инфраструктуры внешней культурной политики. Однако до осени 1949 г. страна была очень ограничена в плане построения каких-либо внешних (в том числе, и культурных) отношений с другими странами. Первые шаги в области культуры за рубежом стали возможны благодаря созданию осенью 1949 г. отдела культуры в офисе связи между Федеральной канцелярией и Верховной комиссией союзников. Изначально ФРГ не была суверенна во внешних делах, так как её отношения регулировались оккупационным законом западных держав. Этот статус был изменён «Петерсбергским соглашением» от 22 ноября 1949 г., согласно которому ФРГ отныне могла самостоятельно устанавливать торговые и консульские отношения с другими странами [1, ст.6]. Пересмотр оккупационного статуса также привёл к воссозданию министерства иностранных дел в 1951 г. Перед отделом культуры в офисе связи между Федеральной канцелярией и Верховной комиссией союзников встала задача создания предпосылок для установления и развития более прочных международных культурных связей. Фактически новое институциональное начало внешней культурной политики ознаменовалось учреждением министерства иностранных дел весной 1951 г. и связанного с этой реконструкцией ранее существовавшего департамента культуры. На данном этапа внешняя культурная политика являлась продолжением организационной модели веймарского периода, и характеризировалась, прежде всего, принципом делегирования. 1950-е гг. — это время воссоздания старых организаций, действующих ещё до прихода к власти национал-социалистов в лице Гитлера, и создание новых. В 1950 г. возобновила свою деятельность Германская служба академических обменов, в 1951 г. возобновил свою деятельность институт имени Гёте, в 1953 г. возобновил свою деятельность фонд Александра фон Гумбольдта. Среди новых организаций — Интер Национес (создана в 1952 г.), чья деятельность была направлена на распространение знаний о немецкой культуре за рубежом, и информационная станция «Немецкая волна» (создана в 1953 г.) для теле- и радиовещаний за рубежом. В 1961 г. впервые была прописана схема финансирования проектов указанных организаций из бюджета МИД ФРГ. Таким образом, в первые четыре года после 1945 г. возникли важнейшие посреднические организации, осуществляющие реализацию внешней немецкой культурной политики. В целом в 1950–1960-е гг. — это годы формирования немецкого федерализма, формирование децентрализованной структуры внешней культурной политики. Правительство ФРГ осуществляло принцип делегирования внешнеполитических культурных проектов по отношению к посредническим организациям. В данный период линия внешней культурной политики ФРГ базировалась на общепринятых демократических ценностях, идеях гуманизма, свободы и равенства. Именно тогда первый президент ФРГ — Теордор Хойс сказал: «С политикой культуры не сотворить, но с культурой можно вершить политику» [5]. Также характерной чертой внешней культурной политики того периода была её антикоммунистическая направленность, обусловленная соперничеством с другим германским государством — Германской Демократической Республикой. Восточный Берлин и Бонн конкурировали за рубежом, стремясь расширить своё культурное присутствие. ФРГ позиционировала себя как демократическое и свободно-правовое государство с развитой западноевропейской культурой, в то время как ГДР позиционировала себя как свободное, антифашистское и социалистическое государство. Данная проблема культурного противоборства между ФРГ и ГДР оставалась актуальной вплоть до объединения страны, и особенно ярко она проявилась в период действия доктрины Хальштейна до начала проведения министром иностранных дел Вилли Брандтом «восточной политики». В 1967 году Вилли Брандт выступал в Бундестаге и акцентировал внимание на возрастающем значении внешней культурной политики, а также выразил сожаление по поводу того, что раньше ей не уделялось должного внимания. Именно тогда он произнёс знаменитую фразу, которая позже стала цитироваться его преемниками на посту: «современная культурная политика наряду с дипломатией и экономической деятельностью является третьим измерением внешней политики Германии» [5].
Во времена большой коалиции 1967–1969 гг. вырастает интерес к рациональному планированию внешней культурной политики в тематическом, региональном и финансовом плане. Когда к власти в 1969 г. пришёл Вилли Брандт, началась ещё одна фаза внешней культурной политики. Брандт сформулировал комплексную программу внутренней и внешней реформы нового социал-либерального правительства. В это время начинается второй послевоенный период в развитии внешней культурной политики ФРГ, ознаменовавшейся всесторонним реформированием в этой сфере. Вилли Брандт выступал за модернизацию внешней культурной политики, он подчёркивал, что внешняя культурная политика должна больше ориентироваться на долгосрочное планирование. Внутри ситуацию определяла растущая ориентация на реформы. Новое правительство проводило курс на разрядку между Востоком и Западом. Вилли Брандт формулирует новую программу, основными идеями которой было проведение новой политики по отношению к ГДР и придание новых импульсов политике разрядки. Культурная политика отныне фокусируется не на конкуренции систем, а на культурном обмене между государствами и обществами. Вилли Брандт подчёркивал необходимость проведения политики мира, что применительно к внешней культурной политике нашло отражение в правительственном заявлении: «Обмен духовными ценностями является частью международного сотрудничества. Стратегия популяризации немецкой культуры за рубежом будет отныне ориентироваться на то, чтобы представлять другим нациям не только успехи прошлого, но и картину насыщенного событиями настоящего» [5]. Широкая направленность реформ была подчеркнута парламентским предложением оппозиции ХДС / ХСС в Бундестаге и госминистром МИД ФРГ создать Специальную экспертную комиссию по вопросам внешней культурной политики, которая будет заниматься анализом содержания и организации внешней культурной политики. В состав данной комиссии входили депутаты, представители профильных департаментов федеральных министерств организаций-посредников. Основной задачей Специальной экспертной комиссии по вопросам внешней культурной политики должно было стать: «переосмысление отношений между государством и обществом в контексте оптимальной организации действий в указанной сфере, а также переход от политики государств к политике обществ» [1, ст.15]. В 1975 г. был опубликован доклад по проблемам внешней культурной политики, который подводил итог пятилетней деятельности Специальной экспертной комиссии по вопросам внешней культурной политики. В данном отчёте было обобщено предложение о реформе внешней культурной политики, а также были сформулированы 18 основных направлений внешней культурной политики, которые сформировали концептуальную базу для её дальнейшего развития, закрепив тем самым за ней место одной из основ внешней политики: «Политика в области культуры является одной из основ нашей внешней политики» [5]. После выпуска данного доклада стало уделяться внимание отдельным вопросам в области внешней культурной политики: во-первых, в МИД ФРГ был назначен госминистр, ответственный за вопросы международного культурного сотрудничества, во-вторых, произошло деление Департамента культуры и коммуникации в министерстве на отделы по региональному и функциональному признаку, в-третьих, была введена ежегодная отчётность Федерального правительства перед Бундестагом по профильным вопросам. Ещё одним ключевым документом эпохи реформ в области внешней культурной политики является заявление федерального правительства — бюллетень федерального правительства № 91 от 23 сентября 1977 г. [1, ст.17]. В данном документе подчёркивалось равенство внешней культурной политики по политическим и экономическим аспектам внешней политики. Укрепление Европы и поддержка политики мира и разрядки были сформулированы как чёткие цели. Также был подчеркнут отказ от выборочного культурного экспорта как инструмента внешней политики к культурному обмену, основанному на партнерстве и выражающему реалистичный и самокритичный образ Германии. Также подчёркивалось то, что сотрудничество между федеральным правительством, федеральными землями и посредническими организациями должно быть улучшено, например, с помощью системы региональных и специализированных комитетов по планированию.
В начале 1990-х годов на европейском континенте произошли кардинальные политические изменения, что привело к трансформации в военно-политическом и экономическом измерениях. На фоне объединения двух германских государств, снижения военного противостояния, получения новых рынков сбыта, перед Германией снова встал вопрос о корреляции векторов внешней политики. Объединение Германии дало ей возможность претендовать на роль геополитического центра Европы, а также более эффективно применять арсенал средств, которые обеспечивали её национальные интересы на международной арене. Нарастание глобализационных процессов и углубление интеграционных тенденций в рамках Европейского союза с переходом в постбиполярную эпоху способствовали тому, что акценты Германии в области внешней культурной политики стали расставляться несколько иначе. Это связано с тем, что возникла необходимость повышать качество и надёжность коммуникаций страны с её партнёрами во всём мире, обогащать их культурный диалог. При всём при этом германские власти отдавали себе отчёт в том, что рост могущества их державы вследствие объединения порождает повышенную ответственность за поддержание мирового порядка. Отныне миссия внешней культурной политики заключалась в том, чтобы содействовать обеспечению мирного сосуществования различных культур, уважительного отношения к народам, исповедующим иные культурные ценности. Также стоит отметить, что до воссоединения и роспуска блока советской власти внешняя культурная политика была ориентирована на мир ОЭСР и развивающиеся страны. После 1990 г. приоритеты были пересмотрены: страны Восточной Европы стали приоритетным целевым регионом. В то же время были налажены культурные отношения с другими регионами, особенно с Латинской Америкой, Азией и Африкой. Что касается увеличения политического веса Германии в рамках Европейского союза, то благодаря актуализации культурно-идеологической сферы, консолидации экономической производительности и успешного решения социально-экономических проблем [4, ст.18]. Германии удалось извлечь из этого максимум пользы и значительно повысить свой политический авторитет на мировой арене.
В 1992–1998 гг. на посту министра иностранных дел ФРГ находится Клаус Кинкель. В этот период существовала тесная связь между культурной и внешнеэкономической политикой, так как первая стала вносить всё больший вклад в признание немецких товаров, инвестиций и услуг, что также помогло улучшить культурный, политический и демократический образ Германии. Культурная политика стала вносить свой значимый вклад в разработку приоритетов своей внешней политики, обеспечивая эффективное взаимодействие трёх сфер: политики, бизнеса и культуры. Так внешняя политика ФРГ в области культуры стала косвенно выполнять функцию маркетинга, для которого был характерен девиз: «Кто учит немецкий язык, тот покупает германские товары» [3, ст.84]. В данном случае немецкий язык начал становиться действенным средством продвижения немецкого капитала на мировых рынках, а культурная политика стала неким прикрытием экспортной активности немецких фирм. В этом плане Россия представляла особый интерес для ФРГ, так как Россия являлась мировым лидером по числу лиц, изучавших немецкий язык.
Смена правительства в 1998 г. вызвала новый пересмотр приоритетов и организационных форм внешней культурной политики. Цель состояла в том, чтобы пересмотреть восприятие Германии в мире и адаптировать его к обстоятельствам изменившейся международной обстановки, а также отдать должное изменениям в Германии с точки зрения внешнего имиджа. 1998–2005 гг. — период правительства «красно-зелёной коалиции» — социал-демократов и партии «Зелёных». В это время произошли очередные совершенствования внешней культурной политики, вехой которых является внешнеполитическая «Концепция-2000». Данную концепцию презентовал тогдашний министр иностранных дел Й.Фишер. В этой концепции были изложены актуальные задачи германского государства в сфере немецкого культурного наследия за рубежом [1, ст.30]. Кроме того, отныне она стала именоваться, как «внешняя политика в области культуры и образования». В концепции ставка была сделана на долгосрочные и устойчивые программы, при этом была предложена рекомендация перейти к смешанной форме участия в культурных проектах — государственной и частной (это было предложено с намерениями экономии государственного бюджета).
В 2005 году к власти пришло правительство «большой коалиции». Пост министра иностранных дел занял Ф.-В. Штанмайер. В это время внешняя культурная политика претерпела содержательное и структурное изменение. Именно в это время наметился коренной перелом в деле государственного финансирования внешней культурной политики в рамках бюджетных средств, выделяемых Министерству иностранных дел. Благодаря Штанмайеру, внешняя культурная политика была возведена в ранг «инвестиции в будущее, которая содействует позитивному образу Германии за рубежом» [6]. Увеличилось число партнерских организаций, направлений международного сотрудничества в сфере культуры по линии внешнеполитического ведомства. Данная тенденция в области развития образования и культуры продолжает активно развиваться и по сей день.
Согласно выступлению государственного министра по международной культурной политике в Федеральном министерстве иностранных дел Мишель Мюнтеферинг по случаю принятия Федеральным кабинетом 23-го доклада о внешней культурной и образовательной политике за 2019 г. [2], ФРГ продолжает усовершенствовать инструменты в области внешней культурной и образовательной политике. ФРГ продолжает расширять научную дипломатию, расширять программы для студентов, учёных, деятелей искусства, продолжает развивать стратегические коммуникации, продвигать европеизацию международной культурной политики, и стремиться решительно продолжать выбранный ею путь.
Подводя итог, действительно важно сказать то, что в разное время под влиянием разных политических, экономических, исторических факторов внешняя культурная политика ФРГ развивалась по-разному. Она на самом деле прошла долгий, тернистый путь от культурной экспансии до стратегии диалога культур. Продолжая традиции Веймарской республике, ФРГ удалось сформировать совершенно уникальную стратегию внешней культурной политики.
Литература:
- Konzeptionelle Grundlagen und institutionelle». Entwicklung seit 1945. Die Ausarbeitung zum Thema «Auswärtige Kulturpolitik in der Bundesrepublik Deutschland. // Offizielle Webseite des deutschen Bundestages. 22 Dezember 2003. — 63 S. URL: https://www.bundestag.de/resource/blob/194114/053b813a91d89a29fa5c2f4ba85c50ae/Ausw__rtige_Kulturpolitik-data.pdf
- Staatsministerin Müntefering anlässlich der Verabschiedung des 23. Berichts zur Auswärtigen Kultur- und Bildungspolitik // Offizielle Webseite des deutschen Bundestages. 7.10.2020. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/-/2403058
- Егоров А. И. Культурные аспекты внешней политики государства в постбиополярную эпоху: Германский опыт // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 370. — С.83–86.
- Корякина Н. А, Михалёв Ю. А. «Мягкая сила» ФРГ как фактор европейской интеграции // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. — 2019. — № 1 (184). — С.11–22.
- Огнева А. В. От культурного империализма к стратегии равноправного партнерства: эволюция внешней культурной политики ФРГ // Международная жизнь. — 2012. — № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/649
- . Павлов Н. В. Культура — третье измерение внешней политики // Международная жизнь. — 2008. — № 8. [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1572
- Рогожин А. А. Проблема генезиса немецкого национального самосознания в контексте международных отношений: история и современность // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2011. — № 1 (19). — С. 98–104.
- Хауер-Тюкаркина О. М. Внешняя культурная политика современной ФРГ как инструмент формирования положительного имиджа государства // Конфликтология. 2016. — № 1. — С. 72–78.