Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 24.06.2021

Статья просмотрена: 4623 раза

Библиографическое описание:

Панферов, А. А. Новая восточная политика Вилли Брандта: основные элементы и значение / А. А. Панферов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 257-261. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82788/ (дата обращения: 19.11.2024).



В статье автор рассматривает содержание Новой восточной политики канцлера ФРГ Вилли Брандта в конце 1960-х — первой половине 1970-х гг. Делается попытка изучить внешние и внутренние факторы, предпосылки, способствовавшие изменению внешнеполитического курса ФРГ в 1960-х гг. Рассматривается содержание основных международных договоров ФРГ с социалистическими странами в период пребывания на посту канцлера ФРГ Вилли Брандта. Автор делает вывод о значимости «восточной политики» для процесса разрядки международной напряженности.

Ключевые слова: ФРГ, германо-советские отношения, восточная политика, внешняя политика ФРГ, СССР, Вилли Брандт.

Вступление

Международная обстановка, сложившаяся по окончании Второй мировой войны, характеризовалась биполярностью — противостоянием двух блоков, возглавляемых СССР и США. Это противостояние (получившее название «Холодная война»), провоцировало многочисленные локальные и региональные конфликты, а также угрожало катастрофическими для человечества последствиями в случае начала непосредственной войны между США и Советским Союзом, ввиду обладания данными странами значительного ядерного потенциала. Осознавая значительность данной угрозы, стороны стремились снизить уровень напряженности в отношениях между ними — данный процесс получил название политики «разрядки» .

Новая Восточная политика (Neue Ostpolitik), направленная на построение конструктивных и взаимовыгодных отношений между ФРГ и социалистическими государствами Восточной Европы, представляется, на наш взгляд, одним из наиболее значимых элементов процесса разрядки, благодаря которому удалось снизить мировую напряженность на передовой межблокового противостояния. Данная политика неразрывно связана с именем ее создателя — канцлера ФРГ Вилли Брандта (1969–1974). И даже несмотря на тот факт, что канцлер Брандт находился во главе ФРГ немногим менее 5 лет, результаты его восточной политики позволили вписать его имя в историю немецкого государства и сделали его одним из наиболее успешных и узнаваемых правителей послевоенной Германии.

Внешняя политика ФРГ до Вилли Брандта

Чтобы по-настоящему оценить достижения Брандта, следует отметить, что до периода его канцлерства построение отношений с социалистическими странами не интересовало внешнеполитическое руководство ФРГ. Во внешней политике ФРГ 1950-х — сер. 1960-х гг. можно выделить три основных направления [9]:

1) Атлантическое (с упором на развитие отношений с США);

2) Западноевропейское (упор на развитие двухсторонних отношений с Францией и процессов западноевропейской интеграции);

3) Построение двусторонних отношений с развивающимися странами Латинской Америки, Африки и Азии.

Таким образом, построение отношений с социалистическими странами Европы не считалось одной из главных задач, а такие проблемы как признание существования второго немецкого государства (ГДР)[1], проведения границы Польши по Одеру-Нейсе, «несправедливости» Мюнхенского договора 1938 года по отношению к Чехословакии и т. п.[2] оставались нерешенными, ввиду необходимости контактов со странами советского блока для их решения.

Особую роль во внешней политике ФРГ того периода играла так называемая доктрина Хальштейна [3]. Ее суть состояла в том, что ФРГ отказывалась иметь дипломатические отношения с государствами, признававшими ГДР, в результате чего делались невозможными отношения с социалистическими странами (которые, естественно, признавали родственную себе по режиму восточногерманскую страну). Кроме того, данная доктрина играла роль важного инструмента влияния на страны третьего мира, которые, ввиду привлекательности ведения дел с стремительно развивавшейся экономикой ФРГ, были вынуждены фактически признавать ее в качестве единственного легитимного германского государства. На практике эта доктрина воплотилась в 1957 году, когда власти ФРГ разорвали дипломатические отношения с Югославией (незадолго до этого установившей отношения с ГДР).

Вместе с тем доктрина Хальштейна не являлась строгой в вопросе проведения основного курса внешней политики, так что в ней имелись ограничения. Так, уже в 1955 году ФРГ заключила дипломатические отношения с СССР (исключение из доктрины было сделано для СССР как для сильной державы, с которой существовала необходимость договариваться). Однако отношения с союзниками СССР все еще не налаживались: при Аденауэре основная позиция внешнеполитических ведомств состояла в том, что эти страны не имеют самостоятельности, отчего следует договариваться лишь с их «покровителем» — СССР; при Эрхарде появились первые контакты, но они были очень ограничены (максимум производился обмен торговыми представительствами).

Подобная внешнеполитическая стратегия перестала отвечать интересам ФРГ как суверенного государства. Экономическое чудо, сотворенное министром экономики Людвигом Эрхардом в период правления Аденауэра (1949–1963), медленно подходило к своему концу и окончательно завершилось уже когда бывший министр стал канцлером (1963–1966). ФРГ нуждалась в новых рынках, новых партнерах, и в этом плане Восточная Европа могла стать тем регионом, удовлетворяющим этим интересам.

Изменению внешнеполитического курса ФРГ способствовали разные факторы. К внешним можно отнести пример голлистской Франции, которая была первой европейской страной, начавшей выстраивать конструктивные отношения с СССР. Президент де Голль в 1966 году посетил Советский Союз и подписал ряд договоров о взаимодействии и сотрудничестве в областях торговли, науки и культуры. Сотрудники внешнеполитического аппарата ФРГ разделились на так называемых «голлистов» (которые стремились проводить самостоятельную внешнюю политику по примеру Франции) и «атлантистов» (приверженцев старого курса, ориентировавшихся на англосаксонский мир). Помимо этого, в самой ФРГ идеи о построении отношений с социалистическими странами постепенно начали формироваться в рядах оппозиционной партии того времени — СДПГ. Среди социал-демократов того периода следует выделить фигуру Эгона Бара[4], который в 1963 году выдвинул известный лозунг: «объединение путем сближения», что кардинально меняло отношение к германскому вопросу.

Приход социал-демократов в правительство «большой коалиции» (совместно с ХДС/ХСС) в 1966 году также способствовал популяризации этих идей. Стоит (как минимум) отметить тот факт, что МИД был возглавлен самим Вилли Брандтом. В рамках руководства внешней политикой кабинета Кизингера (1966–1969), В. Брандт начал постепенное сближение со странами Восточной Европы — в 1967 году были установлены дипломатические отношения с Румынией, а ровно через год — восстановлены отношения с Югославией. При этом, выбор, павший на эти страны, был не случаен [9, с. 153]. Югославия еще с конца 1940-х гг. следовала отдельно от советского блока, а Румыния старалась проводить более самостоятельную внешнюю политику, допуская возможные контакты с западными странами. И тем не менее, данные действия оставили брешь в идейной составляющей доктрины Хальштейна, т. к. ФРГ устанавливала дипломатические отношения с государствами, уже признавшими ГДР.

Среди других факторов, повлиявших на изменение доминантов внешней политики ФРГ, можно выделить общую тенденцию к разрядке. В частности, на этой волне еще в 1966 году был составлен документ, более известный под названием «мирной ноты Эрхарда». Эта нота была адресована восточным соседям Федеративной Республики и содержала предложения по улучшению двусторонних отношений, а также предлагала взаимный обмен заявлениями о неприменении силы.

Со стороны социалистических стран можно выделить декларацию, принятую на совещании Политического консультативного комитета ОВД в 1966 году, получившей название «Бухарестской инициативы». В данной декларации было выдвинуто предложение созвать международное совещание по европейской безопасности [11, c. 172], а также предлагались варианты нормализации отношений социалистических и западных стран.

Своеобразным ответом Запада на Бухарестскую инициативу ОВД можно считать доклад Армеля[5], одобренный на заседании Совета НАТО в 1967 году [11, c. 178]. В данном докладе предлагалась новая стратегия стран-членов альянса в отношении социалистических держав. Была выдвинута идея о взаимодополняемости военной безопасности стран НАТО и политики разрядки[6].

Таким образом, ко второй половине 1960-х гг. сложились многие объективные предпосылки для изменения «восточного направления» внешней политики ФРГ. Это отвечало как ее экономическим интересам, так и общемировым тенденциям к осуществлению политики разрядки. Наконец, катализатором этого изменения стала смена правящей партии в 1969 году, когда СДПГ во главе с В. Брандтом перехватили основные рычаги власти.

Новая восточная политика Вилли Брандта

21 октября 1969 года Вилли Брандт вступил в полномочия федерального канцлера. Как и Кизингер в 1966 году, Брандт назначил вице-канцлером и министром иностранных дел ФРГ представителя своих партнеров по коалиции (СвДП) — Вальтера Шееля. Именно этот дуэт (Брандт-Шеель) был ответственен за проведение «Восточной политики».

Одним из первых шагов правительства красно-желтой коалиции стало присоединение ФРГ 28 ноября 1969 г. к Договору о нераспространении ядерного оружия , что продемонстрировало новые подходы в ее внешней политике [5, c. 453]. После этого начались контакты внешнеполитических ведомств ФРГ и социалистических стран (сначала, СССР и Польши).

Первым шагом реализации «восточной политики» стало заключение 12 августа 1970 года Московского договора [1]. В данном договоре объявлялись стремления сторон к поддержанию международного мира, содействию проведению политики разрядки. Также провозглашалась территориальная целостность европейских государств и сохранение текущих границ в Европе, в частности, границы Польши по Одеру-Нейсе. Фактически, это было серьезной уступкой ФРГ, так как она впервые признавала итоги Второй мировой войны в Восточной Европе, отказавшись от императивов внешней политики, установленных еще при Аденауэре. Однако на деле, это было признанием уже сложившегося и закрепившегося положения в данном регионе. Кроме того, стороны выражали «свою решимость к улучшению и расширению сотрудничества между ними, включая область экономических отношений, а также научно-технических и культурных связей, в интересах обоих государств» [1]. Таким образом, договор также способствовал развитию сотрудничества двух государств в указанных сферах.

Параллельно с переговорами западногерманских и советских уполномоченных лиц, шли также переговоры ФРГ с польской стороной. У ФРГ и ПНР были серьезные противоречия. Так, например, Польша серьезно пострадала от германской агрессии во времена Второй мировой войны. Кроме того, власти ФРГ стремились к отказу от признания территориальных приобретений Польши по итогам войны. Наконец, ФРГ была страной, вынужденной принимать немцев, переселенных с польских территорий, однако ПНР всячески стремилась обходить эту проблему стороной.

7 декабря 1970 года договор между ФРГ и ПНР [2] все же был заключен, несмотря на указанные противоречия. В целом данный договор содержал те же положения, что и подписанный ранее Московский договор. Вместе с тем западногерманская сторона пошла на уступки, согласившись на более подробное описание западной границы Польши. Это было сделано с целью склонить польскую сторону упростить выезд из страны этнических немцев, что, однако, не возымело успеха до 1975 года, когда ФРГ выдала миллиардный кредит ПНР [10, c. 366]. Наконец, в тот же день канцлер Брандт склонил колени на кладбище Варшавского гетто, что стало символической акцией «раскаяния».

Что касается переговоров с Чехословакией, то можно выделить следующие интересы правительства ЧССР:

1) Признание Мюнхенского соглашения 1938 года «ничтожным» с самого начала;

2) Отказ ФРГ от возможных территориальных претензий (исходит из первого);

3) Материальная компенсация за аннексию Судетской области и, впоследствии, Чехии.

Переговоры шли достаточно долго, и договор был подписан лишь 11 декабря 1973 года. Правительство ФРГ согласилось с первыми двумя пунктами требований Чехословакии. Помимо этого, объявлялось стремление двух стран к миру, отказу от агрессии, признавалась территориальная целостность европейских государств и необходимость содействия сотрудничеству (как и в предыдущих договорах). Однако правительству ФРГ удалось добиться важного успеха — убедить чехословацкую сторону отказаться от требований компенсации [4].

Наконец, завершением «Восточной политики» Брандта стало установление дипломатических отношений с правительствами Народной Республики Болгарии и Венгерской Народной Республики в 1973 году. Уже существовавшие там торговые миссии были преобразованы в дипломатические представительства [5, c. 455]. В целом, каких-либо серьезных противоречий с этими странами у ФРГ не имелось, отчего подписание договоров прошло без особых трудностей (кроме того, это происходило на волне уже достигнутых результатов Восточной политики).

Германская политика Вилли Брандта

Помимо указанных стран, другим направлением «восточной политики» была ее «германская часть». Стоит обратить внимание, что еще в мае 1969 года, Вилли Брандт (бывший тогда главой МИД ФРГ) на выступлении в Гамбурге обратил внимание на декларацию, принятую на совещании Политического консультативного комитета ОВД в Будапеште, которая являлась логическим продолжением идей уже упомянутой «Бухарестской инициативы» 1966 года. Брандт отмечал, что в тексте декларации шла речь не о международно-правовом признании ГДР, а всего лишь о признании факта ее существования [9, c. 188]. Именно в такой форме стала осуществляться «германская политика» Брандта после его победы на выборах.

Еще до подписания Московского и Варшавского договора Вилли Брандт провел несколько встреч в Эрфурте и Касселе с председателем Совета министров ГДР Вилли Штофом. Стороны обозначили свои намерения: ГДР выступала за свое полное международно-правовое признание, в то время как ФРГ настаивала на «особых отношениях» с ГДР и единстве германского народа. Никаких существенных результатов эти встречи не имели, и «германская политика» была приостановлена до заключения Четырехстороннего соглашения по Берлину 3 сентября 1971 года .

Урегулирование статуса Западного Берлина привело к необходимости разрешить ряд вопросов между ФРГ, ГДР и Западным Берлином. В декабре 1971 года было подписано Соглашение о транзитном сообщении гражданских лиц и перевозке грузов между ФРГ и Западным Берлином [7], а также документы об облегчениях и улучшениях поездок и посещений Западного Берлина.

26 мая 1972 был заключен первый официальный договор между двумя германскими государствами: граждане ГДР получали возможность посещения ФРГ «по неотложным семейным делам» (до этого такое право имели лишь восточногерманские пенсионеры). Из-за этого практически в два раза выросло число поездок восточных немцев на Запад: с 1 млн 267 тыс. человек (в 1971) до 2 млн 279 тыс. (в 1973) [9, c. 191].

Финалом «германской политики» Брандта стало заключение Договора об основах отношений между ГДР и ФРГ 21 декабря 1972 года [3]. Подписанию договора предшествовали переговоры между Эгоном Баром (ФРГ) и статс-секретарем Михаэлем Коле (ГДР), длившиеся почти полгода. Помимо схожих с другими договорами идей, особенностью данного документа стало признание ГДР де-факто : государства обменивались постоянными представительствами, а также заявляли о намерении развивать «нормальные добрососедские отношения друг с другом на основе равноправия» [3]. Тем самым ФРГ удалось начать диалог со своим восточным соседом, при этом избежав необходимости его официального признания. Этим подчеркивался особый характер германо-германских отношений.

Таким образом, «Восточная политика» Вилли Брандта воплотилась в заключении двусторонних договоров ФРГ с социалистическими странами. Если к середине 1960-х гг. ФРГ имела дипломатические отношения лишь с СССР, то к началу 1970-х гг. такого рода отношения были установлены со всеми социалистическими государствами Европы (за исключением Албании, находившейся в изоляции). Данные договоры признавали уже сложившиеся к тому времени международные реалии (на которые первые лидеры ФРГ стремились закрывать глаза), и это признание позволило создать фундамент для дальнейших контактов ФРГ с восточноевропейскими странами (в сферах торговли, культуры, науки и техники).

Заключение

Резюмируя, можно сказать, что к середине 1960-х гг. сложились определенные предпосылки для изменения внешнеполитической стратегии ФРГ, заложенной еще Аденауэром. Формальный переход к «Новой восточной политике» был вызван приходом к власти в 1969 году коалиции СДПГ и СвДП. Внешнеполитическая совместимость, внутриполитический консенсус и высокая гомогенность коалиции представляли собой идеальную отправную точку для проведения активной политики разрядки [9, c. 169].

Сама Восточная политика осуществлялась в виде заключения двусторонних договоров с социалистическими странами. В данных договорах просматривается общая линия: признание итогов Второй мировой войны, признание сложившегося статуса-кво в Центральной и Восточной Европе, и территориальной целостности европейских государств. Страны взаимно отказывались от агрессии и создавали основу для сотрудничества в научно-технической, культурной, и, что наиболее важно, экономической сфере.

Восточная политика позволила повысить международный авторитет ФРГ и ее канцлера — Вилли Брандта. Была снижена международная напряженность на самом стыке Востока и Запада. Были найдены пути дальнейшего проведения разрядки (к примеру, позднее состоялось Совещание по Безопасности и сотрудничеству в Европе, которое завершилось подписанием в 1975 году Хельсинкского акта). Таким образом, «Восточную политику» В. Брандта можно назвать одним из ключевых внешнеполитических достижений послевоенной Германии, а также одним из важнейших событий Холодной войны и разрядки международной напряженности.

Литература:

  1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Республикой Германии. 12.08.1970. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902551 (дата обращения: 22.06.2021)
  2. Договор между Польской Народной Республикой и Федеративной Республикой Германии об основах нормализации их взаимных отношений. 07.12.1970. [Электронный ресурс]. URL: https://en.wikisource.org/wiki/Treaty_of_Warsaw_of_1970 (дата обращения: 22.06.2021)
  3. Договор об основах отношений между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германии. 21.12.1972. [Электронный ресурс]. URL: https://germanhistorydocs.ghi-dc.org/print_document.cfm?document_id=172 (дата обращения: 22.06.2021)
  4. Договор о взаимных отношениях между Чехословацкой Социалистической Республикой и Федеративной Республикой Германии. 11.12.1973. [Электронный ресурс]. URL: http://www.documentarchiv.de/brd/cssr1973.html (дата обращения: 22.06.2021)
  5. Бонвеч, Б. История Германии: учебное пособие в 3 томах. Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века. — М.: КДУ, 2008. — 672 c.
  6. Ватлин, А. Ю. Германия в XX веке. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 336 c.
  7. Кузнецова, Е. С. Вилли Брандт и проблема примирения ФРГ со странами Восточной Европы в 1970-е годы // Белые пятна российской и мировой истории. — 2012. — № 1. — С. 114–124.
  8. Лизавчук Л. В. Московский договор 1970 года как пример компромиссного решения сложной международной проблемы // Молодой ученый. — 2016. — № 4–1. — С. 5–9.
  9. Павлов Н. В., Новиков А. А. Внешняя политика ФРГ от Аденауэра до Шредера. — М.: ЗАО «Московские учебники — СиДиПресс», 2005. — 608 с.
  10. Патрушев А. И. Германские канцлеры от Бисмарка до Меркель. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. — 432 с.
  11. Торкунов А. В., Наринский М. М. История международных отношений: В трех томах: Учебник. Т. III: Ялтинско-Потсдамская система. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 552 с.
  12. Хорева Н. В., Шибаева М. М. Вилли Брандт–великий канцлер ФРГ // Молодой ученый. — 2014. — № 21–1. — С. 44–47.

[1] В ФРГ существовало специальное «министерство по общегерманским делам», целью которого было присоединение территорий Восточной Германии, находившихся под контролем непризнанной ГДР.

[2] Стоит отметить, что из-за этого Конституционный суд ФРГ признавал право Германии располагаться в границах 1937 года, что категорически не соответствовало международной действительности послевоенного периода.

[3] Названа так по фамилии статс-секретаря МИД ФРГ, Вальтера Хальштейна.

[4] Эгон Бар (1922-2015) – сподвижник В. Брандта. В его правительстве – министр по особым поручениям. Ключевая фигура в переговорах ФРГ и ГДР.

[5] Пьер Армель (1911-2009) – министр иностранных дел Бельгии в 1966-1973 гг.

[6] Из текста Доклада Армеля 14 декабря 1967

[7] Соглашение было заключено между ответственными ведомствами ФРГ и ГДР

Основные термины (генерируются автоматически): ФРГ, Вилль Брандта, отношение, СССР, восточная политика, внешняя политика ФРГ, Восточная Европа, договор, Западный Берлин, мировая война.


Ключевые слова

СССР, Вилли Брандт, ФРГ, германо-советские отношения, восточная политика, внешняя политика ФРГ

Похожие статьи

Культура и религия в период апогея сталинизма

В статье рассматриваются особенности развития культуры в СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). Анализируются основные направления и тенденции культурного развития страны в последние годы правления И. В. Сталина.

Особенности ценностно-целевых установок во внешней политике Турции

В статье рассмотрены основные направления внешней политики Турции, а также проанализированы характерные черты формирования идейного фактора турецкой политической элиты.

Природоохранная политика СССР в 1960–1980-х гг.: успехи, провалы и противоречия

В статье рассматриваются основные тенденции экологической политики советского государства, достижения и неудачи в природоохранной сфере, а также характер взаимоотношений власти и общественности в области охраны природы в СССР в 1960–1980-е гг.

Концепция гуманитарного вмешательства во внешней политике Франции в 1994–2000 гг.

В статье раскрыты место и роль гуманитарной интервенции и её модификации «ответственности по защите» во внешней политике Франции в 1990-е годы. Анализируются подходы Франции к разрешению гуманитарных катастроф силовым путем.

Вилли Брандт – великий канцлер ФРГ

В статье рассматривается вопрос о примирении ФРГ со странами Восточной Европы в конце 1960-х – начале 1970-х гг., который сохраняет на сегодняшний день свою политическую и научную актуальность.Делается попыткаобъективного воссоздания «новой восточной...

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Исторические аспекты государственной политики в области сельского хозяйства середина 1950-х -1990-х годов

В статье рассматривается динамика изменения аграрной политики России во второй половине ХХ века. Особое внимание уделяется рассмотрению характера реформ в области сельского хозяйства.

Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000–2014 гг.

В статье проанализированы основные черты германской внешней политики в регионе Ближнего Востока в 2000–2014 гг. Исследованы основные цели, которые правительство ФРГ преследует, проводя свою политику в регионе. Показано участие Германии в решении акту...

Нарастание социальной напряжённости в СССР в конце XX века

В данной статье рассматриваются аспекты становления и развития политических и неформальных клубов в СССР в конце XX века. Показаны основные идеологические направленности политических организаций CCCР в конце XX века. Проанализированы взаимоотношения ...

Похожие статьи

Культура и религия в период апогея сталинизма

В статье рассматриваются особенности развития культуры в СССР в послевоенный период (1946-1953 гг.). Анализируются основные направления и тенденции культурного развития страны в последние годы правления И. В. Сталина.

Особенности ценностно-целевых установок во внешней политике Турции

В статье рассмотрены основные направления внешней политики Турции, а также проанализированы характерные черты формирования идейного фактора турецкой политической элиты.

Природоохранная политика СССР в 1960–1980-х гг.: успехи, провалы и противоречия

В статье рассматриваются основные тенденции экологической политики советского государства, достижения и неудачи в природоохранной сфере, а также характер взаимоотношений власти и общественности в области охраны природы в СССР в 1960–1980-е гг.

Концепция гуманитарного вмешательства во внешней политике Франции в 1994–2000 гг.

В статье раскрыты место и роль гуманитарной интервенции и её модификации «ответственности по защите» во внешней политике Франции в 1990-е годы. Анализируются подходы Франции к разрешению гуманитарных катастроф силовым путем.

Вилли Брандт – великий канцлер ФРГ

В статье рассматривается вопрос о примирении ФРГ со странами Восточной Европы в конце 1960-х – начале 1970-х гг., который сохраняет на сегодняшний день свою политическую и научную актуальность.Делается попыткаобъективного воссоздания «новой восточной...

Современный взгляд на советскую школу 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 2000-х годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены след...

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Исторические аспекты государственной политики в области сельского хозяйства середина 1950-х -1990-х годов

В статье рассматривается динамика изменения аграрной политики России во второй половине ХХ века. Особое внимание уделяется рассмотрению характера реформ в области сельского хозяйства.

Основные направления ближневосточной политики ФРГ 2000–2014 гг.

В статье проанализированы основные черты германской внешней политики в регионе Ближнего Востока в 2000–2014 гг. Исследованы основные цели, которые правительство ФРГ преследует, проводя свою политику в регионе. Показано участие Германии в решении акту...

Нарастание социальной напряжённости в СССР в конце XX века

В данной статье рассматриваются аспекты становления и развития политических и неформальных клубов в СССР в конце XX века. Показаны основные идеологические направленности политических организаций CCCР в конце XX века. Проанализированы взаимоотношения ...

Задать вопрос