Правовые рамки внешней культурной политики ФРГ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 02.04.2023

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Гауэр, С. В. Правовые рамки внешней культурной политики ФРГ / С. В. Гауэр. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 226-232. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101236/ (дата обращения: 17.12.2024).



Внешняя культурная политика ФРГ является неотъемлемой частью внешней политики этой страны. Модель внешней культурной политики ФРГ является уникальной и самой развитой в мире, обладает развитыми механизмами её реализации. Благодаря высокому уровню институционализации внешней культурной политики, ФРГ обладает высоким авторитетом на международной арене. Однако так было далеко не всегда. Внешняя культурная политика ФРГ прошла долгий тернистый путь от культурной экспансии до стратегии «диалога культур».

Если посмотреть на историческое развитие внешней культурной политики ФРГ, то стоить отметить, ещё в 1878 г. при внешнеполитическом ведомстве Германии был создан Школьный фонд Германской империи, который стал заниматься распределением государственных дотаций по существующим за рубежом школам для немецких переселенцев. Считается, что начало последовательной германской политики в области культуры было положено именно с момента введения систематического финансирования германских зарубежных школ. Однако за период 1878–1918 гг. внешняя культурная политика не сформировалась, как самостоятельная область государственной и общественной жизни. Почему? Есть две основные причины: во-первых, сам метод культурной пропаганды и экспансии, который на тот момент применялся в рамках реализации внешней культурной политики, создавал серьёзные препятствия для установления благоприятных долгосрочных культурных связей, а, во-вторых, отсутствовал общеимперский аналитический и координирующий центр в области внешней культурной политики. Первое подобное структурное подразделение было основано в 1920 г. в рамках реорганизации Министерства иностранных дел. Был создан отдел по культурным вопросам и немецкой национальности — «Немецкая национальность». Данный отдел работал по четырём проблемным блокам: вопросы миграции и церкви, немецкие школы за рубежом, изобразительное искусство и спорт, немецкая литература. Именно тогда было положено институциональное начало внешней культурной политики Германии.

Новый этап институционального развития внешней культурной политики наступил для страны в 1951 г. В 1949 г. в офисе связи между Федеральной канцелярией и Верховной комиссией союзников был создан отдел культуры. И здесь, прежде всего стоит отметить, что ФРГ не была суверенна во внешних делах, так как её отношения регулировались оккупационным законом западных держав. Этот статус был изменён «Петерсбергским соглашением» от 22 ноября 1949 г., согласно которому ФРГ отныне могла самостоятельно устанавливать торговые и консульские отношения с другими странами. Именно пересмотр оккупационного статуса привел к реорганизации МИД в 1951 г., к реконструкции ранее существовавшего департамента культуры и в дальнейшем к воссозданию старых и созданию новых посреднических организаций. Именно после этого было положено начало формированию принципа делегирования в области внешней культурной политики ФРГ.

На сегодняшний день в институциональном плане внешняя культурная политика ФРГ характеризуется её децентрализованными структурами, основанными на принципе плюрализма. Воплощение и реализация внешней культурной политики являются полномочиями посреднических организаций и партийных (политических) фондов, которые являются вполне самостоятельными в организационном плане. Эти организации, несмотря на финансирование со стороны государства, сохраняют свой неправительственный характер. В данной главе мы не будем подробно останавливаться на принципах работы, направлениях деятельности посреднических организаций и партийных фондов. Акцент будет сделан на то, чтобы провести анализ органов, регулирующих внешнюю культурную политику ФРГ.

Самым важным и наиболее влиятельным актором в сфере внешней культурной политики ФРГ на федеральном уровне является МИД ФРГ. В структуре МИД создан специальный отдел культуры и коммуникаций. Задачами данного отдела являются планирование, координация и контроль немецкой внешней культурно-образовательной и коммуникационной политики. Согласно 32 статье Основного закона ФРГ, забота в отношениях с иностранными государствами является делом федерации. Данное положение конкретизируется общим регламентом федерального правительства: внешнеполитический курс ФРГ главным образом формируется МИДом. Помимо этого, изданный в 1990 г. «Закон о МИДе ФРГ» ставит перед МИДом задачу координировать общую внешнюю политику правительства. Кроме того, политическая концепция «Концепция 2000» утверждает: «Основные направления внешней культурной политики Федерального правительства определяются и координируются МИДом». Однако, МИД нельзя назвать монополистом в области внешней культурной политики, так как самостоятельно он не осуществляет внешнюю культурную политику, его основная задача — её стратегическое планирование. Реализацию же уже конкретных планов, проектов, программ и так далее берут на себя посреднические организации и партийные фонды. Иными словами, ведущая роль конкретно в выстраивании межкультурных связей принадлежит посредническим организациям, которые работают независимо, при этом тесно сотрудничая с германским МИДом, который, в свою очередь, имеет полное право наложить вето на какие-либо проекты, угрожающие двусторонним отношениям между Германией и другим государством. Для того, чтобы обеспечить создание необходимых условий для успешной деятельности партнёров, МИД выделяет необходимые финансовые средства, обеспечивает надёжные нормативно-правовые нормы, для чего им заключается договор между федеральным правительством и правительством принимающей страны. Таким образом, мы видим, что МИД является главным ответственным органом в области координации внешней культурной политики ФРГ.

Помимо МИД в структуре федерального правительства есть другие министерства, которые обладают полномочиями в сфере внешней культурной политики ФРГ. Это такие министерства, как федеральное министерство образования и научных исследований, министерство экономического сотрудничества и развития, федеральное министерство по делаем семьи, пожилых граждан, семьи и молодёжи, а также федеральное министерство внутренних дел. В структуре данных министерств имеются отдельные направления, связанные с международным сотрудничеством. Данные направление располагают собственными ресурсами для проектирования и реализации крупных международных проектов.

Также в области внешней культурной политики ФРГ полномочиями обладает Уполномоченный Правительства ФРГ по культуре и средствам массовой информации. На данный момент эту должность занимает Клаудия Рот. Она принимает участие в заседаниях Федерального кабинета министров. Данная должность была учреждена в 1998 г. с целью объединить федеральную деятельность по культурной политике и средствам массовой информации в одном органе государственного управления. Круг обязанностей для человека, занимающего эту должность весьма широк. Как Уполномоченный Федерального правительства по культуре и средствам массовой информации, в сферу её ответственности и обязанностей входит: постоянное совершенствование правовой базы для сферы культуры и средств массовой информации с помощью федерального законодательства, продвижение культурных проектов национального значения, представление интересов Германии в области культуры и медиа в различных международных органах.

Таким образом, такие документы, как Основной закон ФРГ (а именно 32 статья), Правила ведения дел федерального правительства, Общие правила ведения дел федеральных министерств (основные положения которых будут рассмотрены и проанализированы в следующем разделе данной главы) закрепляют тот факт, что МИД ФРГ обладает высшей юрисдикцией в отношении основных областей внешней культурной политики. Координация и политическое управление внешней культурной политикой являются обязанностями отдела внешней культурной и образовательной политики МИД. Координация осуществляется в различных формах: в федеральном правительстве существуют постоянные контакты между заинтересованными отделами. Это, в частности, касается политики в области образования и научных исследований, а также согласования с Уполномоченным Федерального Правительства по культуре и средствам массовой информации. Например, федеральное министерство образования и научных исследований поощряет международные обмены студентами и учёными в своих программах. Поощряются учебные поездки и программы по обмену как для отдельных лиц, так и для групп в рамках партнёрских отношений между немецкими и зарубежными образовательными и научными учреждениями. Обмен студентами и учёными организуется посредническими организациями, каждая из которых имеет свои собственные направления для программ по обмену, но финансируются они из средств федерального бюджета. МИД стремится к тесному согласованию задействованных министерств с целью согласованной деятельности. Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что МИД является ведущим актором во внешней культурной политике ФРГ, а его отдел внешней культурной и образовательной политики — центральным координационным центром.

Стоит сказать, что с 1998 г. структуре Бундестага — представительного законодательного органа ФРГ существует комитет по культуре и СМИ. Согласно 32 статье Основного закона (первое и второе положения), забота в отношениях с иностранными государствами является делом федерации. Основной закон не предусматривает передачи этих обязанностей каким-либо конституционным органам. То есть применительно Основного закона подразумевается, что внешняя (в том числе и культурная) политика представляет собой одну из прерогатив Федерального правительства, где оно располагает полномочиями принятия решений, имеющих весьма серьезные, а может быть даже жизненно важные последствия, не завися при этом от законодательных органов. Однако, есть определённые темы и проекты, которые являются важными на общенациональном уровне. И здесь «в игру» вступает комитет по культуре и СМИ. Данный комитет на национальном уровне следит за тем, чтобы культура и СМИ получали государственную поддержку, которая будет соответствовать их фундаментальному значению и принципам демократии. Данному комитету также делегированы вопросы по поводу отношений с иностранными министрами культуры, а также по поводу интернациональных проектов. То есть, когда возникает такая ситуация, что планируется сотрудничество, непосредственно, с иностранными органами, и международный договор, регулирующий политические отношения федерации, затрагивает аспекты федерального законодательства, то такие договоры нуждаются в оформленном в виде федерального закона согласии (Основной закон ФРГ, статья 59). И уже в таком случае, данный закон о ратификации договора между государствами требует согласия Бундесрата — высшего законодательного органа ФРГ. В структуре парламентской деятельности Бундесрата главным и центральным аспектов является работа в комитетах. Неважно кто отправил вопрос или проект: Федеральное правительство, Бундестаг или одна из земель — все они сначала обсуждаются в рамках работы комитетов. Всего в Бундесрате представлено 16 комитетов. В зависимости от деталей конкретного вопроса, проект может обсуждаться в комитете по иностранным делам, в комитете по культуре, в комитете по правовым вопросам. Любой выдвинутый вопрос подвергается основательному изучению со стороны министров земель данной отрасли. В комитетах постоянно осуществляется диалог между землями и федерацией, а в залах комитета совместно заседают представители исполнительной власти земель и федерации, соответственно. Законы утверждаются посредством взаимодействия Бундесрата и Бундестага, для этого созывается Согласительный комитет — совместный орган Бундесрата и Бундестага, в котором на равных условиях представлены обе палаты одна часть состоит из представителей земель, другая — из представителей Бундестага. Решения в рамках работы Согласительного комитета принимаются большинством голосов.

Подводя итог первого раздела данной статьи, следует сказать, что центральным, руководящим, координирующим органом в области внешней культурной политики ФРГ является Министерство иностранных дел, главную роль в котором (в данном случае) играет отдел культуры и СМИ. Помимо этого, есть другие органы (некоторые министерства федерального правительства) и Уполномоченный Правительства ФРГ по культуре и СМИ, которые также обладают полномочиями в сфере внешней культурной политики ФРГ. Однако есть исключения, которые зафиксированы в нормативно-правовых документах, которые в ряде случае ограничивают полномочия МИД в области внешней культурной политики страны.

В совокупности всю нормативно-правовую базу можно разделить на две большие категории. Первая — это законы, действия которых распространяются на всю территорию страны, под юрисдикцию которых попадают все субъекты или объекты без исключения, и, основная задача таких документов — именно установление единого порядка регулирования и координации. Так, в отношении анализа внешней культурной политики, к данной категории, можно отнести Основной закон Федеративной Республики Германия, Гражданский кодекс Германии, Правила ведения дел федерального правительства и Общие правила ведения дел федеральных министерств. Вторая категория — нормативные документы, которые либо регулируют уже более узкие и конкретные отношения (например, рамочные соглашения, заключения договорённостей между МИД и его посредниками и так далее), либо которые являют собой определённо-выработанную стратегию, программу, в которой будут установлены цели, прописаны задачи, обозначен примерный план действий и так далее (в частности, сюда можно отнести «Концепция 2000»).

Первый документ, который в данном случае заслуживает первостепенного внимания — это Основной закон Федеративной Республики Германия, который был уже частично рассмотрен в предыдущем разделе данной главы. Обратимся к некоторым статьям данного закона. Статья 32 (первое и второе положения) постановляет, что поддержание иностранных отношений с иностранными государствами находится в ведении Федерации, а федеральные земли в рамках своей законодательной власти с согласия Федерального правительства могут заключать договоры с иностранными государствами [5, ст.10]. Из этих положений вытекает подтверждение тому, что ведущим актором во внешней (в том числе и культурной) политики ФРГ является МИД, также прослеживается тот самый принцип децентрализации, делегирования полномочий по установлению межкультурных связей федеральным землям. Кроме того, статья 73 подкрепляет этот факт тем, что Федеральное правительство обладает исключительной законодательной компетенцией по ряду вопросов, среди которых внешние сношения и иностранные дела [5, ст.18]. Также стоит обратить внимание на статью 59 (второе положение), которая содержит в себе постановление по поводу того, что договоры, которые регулируют политические отношения Федерального правительства или относятся к вопросам федерального законодательства, требуют одобрения или содействия органов, являющихся компетентными в данном случае осуществить акт изменения или корректировки федерального законодательства в форме принятия федерального закона [5, стр.15]. Более подробно возможная ситуация была описана в первом разделе данной главы.

Общие правовые основы (помимо Основного закона) формируют Правила ведения дел федерального правительства и Общие правила ведения дел федеральных министерств. Так, в статье 11 первого упомянутого нормативного документа содержится информация о том, что переговоры с иностранным государством могут вестись только с согласия Министерства иностранных дел, по его просьбе, и, даже только при его участии [4]. Тут мы в очередной раз видим, что данное положение подтверждает тот факт, что МИД — ведущий координирующий актор в области внешней культурной политики ФРГ, которой обладает высшей юрисдикцией, центральный орган которого (в данном случае) — отдел культуры и СМИ. Также нельзя не упомянуть статью 38 документа Общие правила ведения дел федеральных министерств, которая называется «Сотрудничество с иностранными государствами и организациями» [3]. Положения данной статьи констатируют нам о том, что федеральные правительства сотрудничают с властями и представительствами иностранных государств, а также с органами и службами международных организаций только в том случае, если сотрудничество основано на международных и межправительственных отношениях, в рамках которых МИД или федеральное правительство одобрило право прямых перевозок. Далее также прописан тот факт, что по если при реализации сотрудничества, возникают принципиальные вопросы или проблемы, задевающие общенациональные интересы и федеральное законодательство, то МИД должен об этом информировать Федеральное правительство. О том как должна подобная ситуация развиваться дальше было описано в первом разделе главы.

Ранее уже было упомянуто, что ведущая роль в регулировании внешней культурной политики принадлежит МИД, а ведущая роль, непосредственно, в её реализации принадлежит посредническим организациям и партийным фондам. Их правовой статус внутри страны и их процедурные правила регулирует Гражданский кодекс (или Германское гражданское уложение) Германии. Более подробно правовой статус посреднических организаций и партийных фондов внутри страны и за рубежом будет рассмотрен в следующем разделе. Здесь же, прежде всего следует сказать, что большинство посреднических организаций регулируются параграфами 55–79 Гражданского кодекса Германии [2]. Большинство из них имеют форму некоммерческих организаций, к числу основных органов управления таких организаций относятся попечительный совет, правление, общее собрание членов. Некоторые посреднические организации имеют правовую форму общества с ограниченной ответственностью (например, Общество международного сотрудничества). Подобные организации имеют пять органов управления: наблюдательный совет, общее собрание учредителей, совет директоров, попечительский совет, экономический совет. Основные положения, цели, принципы работы конкретной посреднической организации прописываются в её уставе.

Партийные фонды в Германии регулируются параграфами 80–88 Гражданского кодекса. Согласно некоторым положениям данных параграфов, правоспособный фонд должен получить от своего основателя имущество, которое будет использоваться для достижения целей фонда. Также стоит сказать, что в соответствии с кодексом, партийные фонды находятся в ведении региональной власти.

Какие документы устанавливают международное сотрудничество между странами и посредством кого это происходит? В ряде случаев посредническая организация заключает с МИД договор или рамочное соглашение (как например, институт им. Гёте). А для того, чтобы было реализовано, непосредственно, международное сотрудничество, МИД организует все необходимые условия для успешной деятельности своих партнёров, для чего заключает договор между федеральным правительством и правительствами принимающих стран. Так, например, ещё в 1992 г. было заключено соглашение о культурном сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии [8]. И, в частности, на основании этого соглашения заключаются договоры между посредническими организациями и учебными заведениями России.

Концепция 2000 — нормативно-правовой документ, связывающий цели внешней культурной политики ФРГ с целями германской внешней политики в целом. Ответственным за разработку данной стратегии был отдел культуры и СМИ МИД со всеми заинтересованными отделами. Сама стратегия со всеми основными положениями была предложена и представлена Ф.Штанмайером на форуме «Будущее внешней культурной политики» 4 июля 2000 г. в Берлине. В данной концепции была сделана ставка на развитие и поддержку долгосрочных устойчивых отношений в области культуры и образования. Основной целью данной концепции является стремление Германии к созданию международного форума для диалога и глобальных партнёрств, в рамках которого государство могло бы на основе собственных интересов вносить вклад в решение глобальных проблем. Данная концепция и по сей день является базой внешней культурной политики государства, ориентированной на диалог культур.

Таким образом, можно сказать, что институциональная и нормативно-правовая база в области внешней культурной политики ФРГ является сбалансированной. С одной стороны, мы можем наблюдать в данной области достаточно высокий уровень децентрализации, при которой каждый уполномоченный институт занимается своей сферой деятельности. С другой стороны, между всеми институтами наблюдается серьёзная координация со стороны МИД, Бундестага и Федерального правительства страны. На опыте Германии мы видим, что подобное устройство является эффективным, и влечёт за собой успешные результаты при достижении авторитета на международной арене.

Правовой статус — это правовое положение объекта, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом, другими объектами и государствами. В данном разделе будет рассмотрен правовой статус посреднических организаций внутри Германии и за рубежом.

Ранее уже было упомянуто, что реализация внешней культурной политики ФРГ является уникальной. Это связано с тем, что в Германии её реализация в основном принадлежит различным посредническим организациям. Эти организации, несмотря на финансирование со стороны государства, сохраняют свой неправительственный характер. Академический обмен, сотрудничество университетов, школы за рубежом, работа по культурным программам, продвижение и популяризация немецкого языка — основы деятельности посреднических организаций в рамках внешней культурной политики ФРГ. В систему внешней культурно-образовательной политики ФРГ включена целая сеть так организаций, которые автономно реализуют те или иные государственные приоритеты в этой сфере. Важный принцип функционирования такой системы — децентрализация. Конечно, в первую очередь стоит упомянуть такие организации-посредники, как Институт им. Гёте, Немецкая служба академических обменов (ДААД), Институт международных отношений, Фонд Александра Гумбольдта.

Как уже было сказано раннее, забота в отношениях с иностранными государствами является делом федерации, МИД — центральный, руководящий, координирующий орган в области внешней культурной политики ФРГ, которые делегирует выполнение основных задач и реализую самых различных проектов в этой области посредническим организациям. Обычно МИД и посреднические организации заключают определённые договорённости о сферах совместной деятельности в различных комиссиях. Спектр тем самый широкий: от вопроса открытия нового филиала или представительства какой-то организации до принятия каких-либо чрезвычайных мер в кризисных ситуациях. Также стоит отметить тот факт, что МИД, сотрудничая с организациями-партнёрами, преследует свои интересы. Можно сказать, что координация МИДом осуществляется на двух уровнях. На первом уровне МИД определяет спектр тематических и региональных задач, то есть осуществляется разработка долгосрочных стратегий, координируются какие-то большие проекты и устанавливаются договорённости с посредническими организациями. Помимо этого, также необходимо утвердить все решения с другими федеральными министерствами, федеральными землями, частными партнёрами, а также с министерствами иностранных дел других государств. Например, такие значительные проекты «Год Германии», «Неделя Германии» требуют согласования с зарубежными представительствами и партнёрами, так как необходимо, чтобы условия данных проектов устроило обе стороны. На втором этапе наряду с МИДом важную роль в координации внешней культурной политики ФРГ играют должностные лица (референты) по культуре в немецких посольствах и генеральных консульствах. На данном этапе обе стороны на месте развивают концепцию осуществления целей немецкой внешней культурной политики в стране пребывания. Основная задача референтов в данном случае — это поддержка контактов с представителями немецких учреждений по культуре в стране пребывания и способствование тесному и взаимовыгодному взаимодействие и сотрудничеству этих учреждений.

В предыдущем разделе данной главы уже было упомянуто о соглашении между правительством Федеративной Республики Германия и правительством Российской Федерации в области молодёжного сотрудничества, подписанное в 1992 г. [8]. Согласно данному соглашению каждая из сторон в рамках законодательства своего государства обязуется оказывать всемерное содействие на взаимной основе проведению мероприятий, направленных на активизацию и расширение российско-германских отношений в рамках установление контактов в рамках работы общественных, политических, творческих, образовательных, профессиональных и других организаций. Таким образом, это был, так называемый, первый уровень в рамках координации МИДом ФРГ внешней культурной политики, когда была совершена договорённость МИДа ФРГ с правительством Российской Федерации.

Далее, если говорить в целом, то посреднические организации, которые имеют форму некоммерческих организаций на территории Германии регулируются §55–79 Гражданского кодекса Германии (Германское гражданское уложение) — крупнейшим основополагающим законом Германии, регулирующим гражданские правоотношения [2, ч.2]. Согласно основным положениям данных статей посредническая организация должна в обязательном порядке пройти регистрацию в окружном суде, в округе которого она находится (§55), некоммерческие организации Германии должны иметь не менее семе членов (§57), к числу основных органов управления немецких некоммерческих организаций, помимо попечительского совета и правление также относится собрание членов союза организации (§77).

Рассмотрим правовой статус посреднических организаций внутри страны на примере Института им. Гёте. Институт им. Гёте был основан в 1951 г. на основе учреждённой в 1925 г. Германской академии. Первоначальной задачей организации являлось повышение квалификации иностранных преподавателей немецкого языка в Германии. Со временем сфера деятельности расширилась, охватывая новые сферы и новые регионы мира. В настоящее время организация имеет филиалы по всему миру: в 12 городах Германии, в 160 институтов в 102 странах мира [1]. В России филиалы Института им. Гёте работают в трёх городах: Москве, Санкт-Петербурге и в Новосибирске. Согласно уставу организации, деятельность Института им. Гёте направлена на популяризацию немецкого языка за рубежом, поддержание международного культурного сотрудничества и предоставление всестороннего представления о Германии с помощью информации о культурной, общественной и политической жизни [7, ст.3]. На протяжении 71 года наряду с представительствами Гёте-Института за рубежом действует целая сеть культурных центров, обществ, читальных залов, а также экзаменационных и языковых центров. Институт им. Гёте согласно статье 1.4. занесена в реестр организаций (то есть имеет регистрацию в окружном суде), согласно статье 2.1. преследует исключительно некоммерческие цели [7].

В 1976 г. между ФРГ в лице федерального министра иностранных дел и Институтом им. Гёте было заключено рамочное соглашение. Этим рамочным договором регулируется сотрудничество между Федеративной Республикой Германия, представленной Министерством иностранных дел и Институтом им. Гёте. Согласно данному договору, Федеральное министерство иностранных дел в рамках своей конституционной ответственности за внешнюю культурную политику поручает Институту им. Гёте в соответствии со своим уставом выполнение следующих задач: во-первых, продвижение немецкого языка посредством предоставления уроков немецкого языка за рубежом, сотрудничества с учебными заведениями, учреждениями и преподавателями за рубежом, профессиональной поддержки учителей иностранных языков и немецких студентов, разработки и совершенствования методов обучения, материалов и языковых тестов, а также участия в соответствующих сторонних мероприятиях; во-вторых, поддержание международного культурного сотрудничества посредством проведения и организации культурных мероприятий, предоставления информации о культурной жизни Германии за рубежом, подготовки, реализации и сопровождения программ для посетителей Института Гёте, предоставления грантов для прохождения курсов немецкого языка, продвижения немецко-зарубежных культурных обществ; в-третьих, передача полной картины Германии через информацию о культурной, социальной и политической жизни посредством реализации различных гостевых программ, подготовки,, публикации, производства, закупки и распространения печатных СМИ (книг, журналов, информационных материалов, печатных материалов и документации, фильмов, телепрограмм и так далее) [6, ст.1–2]. Институт им. Гёте выполняет договорные задачи под свою ответственность в рамках руководящих принципов, общего и регионального планирования, а также координации МИД. МИД предоставляет организации содержание его основных указов и важных отчётов, зарубежных миссий, а также предложений, жалоб, решений и другие инциденты, поскольку они важны для работы института. Министерство приглашает институт на свои встречи и консультации, которые важны для выполнения договорных задач, и прислушивается к обсуждаемым темам. Институт, в свою очередь, регулярно отчитывается о своих работах (особенно годовых) также как и мероприятиях и других событиях, которые влияют на совместное сотрудничество или которые влияют на ответственность МИД в области внешней культурной политики и связей с общественностью. Кроме того, между МИД и Институтом им. Гёте проходят регулярные встречи. Предметом совещаний является согласование планирования. Очень важно, что для создания или закрытия зарубежным представительств и филиалов института требуется одобрение МИД.

Теперь рассмотрим правовой статус Института им. Гёте за рубежом. Если говорить в общем, то после того, как, допустим, МИД одобрил открытие филиала или зарубежного представительства, то правосубъектность данного учреждения будет действовать в рамках соответствующих законов и постановлений принимающей страны (ст.4 рамочного соглашения между МИД и Институтом им. Гёте) [6, ст.5]. Институт им. Гёте должен заботиться о том, чтобы культурные учреждения выполняли свои юридические обязательства в соответствии с правом соответствующей принимающей страны. За проектирование программ учреждений культуры отвечает руководство института. Зарубежное представительство информирует институт культуры обо всех операциях и контактах, которые могут повлиять на деятельность института культуры и совместную работу. Руководство института на ранней стадии информирует зарубежное представительство обо всех операциях и мерах, особенно контактах, имеющих значение для сотрудничества или затрагивающих политическую ответственность зарубежного представительства. Если руководитель иностранного представительства возражает против контактов, которые являются обременительными для политических отношений Федеративной Республики Германия или поводом для забот о безопасности, руководство института учитывает этот момент.

Институт им. Гёте тесно сотрудничает с многочисленными учреждениями в стране и за рубежом и заключил соглашения о сотрудничестве со многими партнёрскими организациями (Немецкая волна, Германская служба академических обменов, немецкий музыкальный совет и многие-многие другие). Например, в России с 2016–2019 гг. Институт им. Гёте и 46 регионов России успешно сотрудничали в рамках образовательной инициативы «Немецкий — первый второй иностранный», результатом которой стало оказание поддержки при введении в учебные планы немецкого языка как второго иностранного более чем 3000 российским образовательным организациям. В ходе реализации образовательной инициативы на базе высших учебных заведений, немецких читальных залов и институтов повышения квалификации работников образования были созданы ресурсные центры, которые оказывали консультационную, информационную и организационную поддержку общеобразовательным организациям.

Таким образом, работа МИД с иностранными государствами и посредническими организациями осуществляется на двух уровнях. Во-первых, МИД определяет спектр задач и заключает договорённость со второй стороной (федеральное министерства, частные партнёры, министерства иностранных дел других стран и так далее), во-вторых, идёт уже, непосредственно, контролирующая и координирующая работа с самими организациями. Правовой статус самих немецких посреднических организаций на территории страны регулируются Гражданским Кодексом Германии. Если данная организация имеет представительство за рубежом, то тогда её правосубъектность будет определяться национальным правом той страны, в котором находится представительство. На примере одной посреднической организации — Институт им. Гёте — мы выяснили, что несмотря на относительную свободу в рамках осуществления деятельности, направленной на выполнение договорных задач (проведение определённых мероприятий, реализация каких-либо проектов и т. п.), институт им. Гёте экономически и юридически находится в зависимости от МИД, и таким образом, он обязан учитывать политические интересы страны, выполнять юридические обязательства в соответствии с правовыми рамками страны и формировать экономический план в соответствии с принципами федерального бюджета.

Литература:

  1. Archiv des Goethe-Instituts. Электронный ресурс. URL: [https://web.archive.org/web/20080314021836/http://www.goethe.de/ins/de21152.htm]
  2. Bürgerliches Gesetzbuch (BGB) // Offizielle Website des Bundesministeriums der Justiz und für Verbraucherschutz. Электронный ресурс. URL: [http://www.gesetze-im-internet.de/bgb/BJNR001950896.html#BJNR001950896BJNG000702377]
  3. Gemeinsame Geschäftsordnung der Bundesministerien // Offizielle Website der Bundesregierung der Bundesrepublik Deutschland. Электронный ресурс. URL: https://www.verwaltungsvorschriften-im-internet.de/bsvwvbund_21072009_O11313012.htm
  4. Geschäftsordnung der Bundesregierung // Offizielle Website der Bundesregierung der Bundesrepublik Deutschland. Электронный ресурс. URL: [https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/geschaeftsordnung-der-bundesregierung-459846]
  5. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland // Offizielle Webseite des deutschen Bundestages. 23. Mai, 1949. — 51 S. URL: http://www.gesetze-im-internet.de/gg/GG.pdf
  6. Rahmenvertrag zwischen der Bundesrepublik Deutschland, vertreten durch den Bundesminister des Auswärtigen, im Folgenden Auswärtiges Amt genannt einerseits und dem Goethe-Institut e. V., München, vertreten durch seinen Vorstand, im Folgenden Goethe-Institut genannt, andererseits // Offizielle Website des Goethe-Instituts. 1976. — 11 S. URL: https://www.goethe.de/resources/files/pdf166/rahmenvertrag_de.pdf
  7. Satzung des Goethe-Instituts. 21. September, 2000. 3. S. Электронный ресурс. URL: [https://cms.goethe.de/goethe/goethe/_files/pdf251/vereinssatzung-de-2022_21feb22-korr.pdf]
  8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Электронный ресурс. URL: [https://docs.cntd.ru/document/1902087]
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя культурная политика, ФРГ, федеральное правительство, МИД, институт, правовой статус, государство, массовая информация, федеральное законодательство, Федеративная Республика Германия.


Задать вопрос